ЗЕРКАЛО - ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ
Оценка 5

ЗЕРКАЛО - ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
МХК +1
Взрослым
27.10.2018
ЗЕРКАЛО - ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ
В экспозиции школьного музея «Русская старина» это зеркало по праву занимает свое место. Оно действительно имеет историческую и художественную ценность, так как было изготовлено в России в первой половине XX века (предположительно 20-е годы), пережило периоды коллективизации, Великой Отечественной войны и сохранило до наших дней и подлинное зеркальное стекло, и деревянное резное оформление рамы с несущественными повреждениями. Таким образом, каждый посетитель музея может вживую наблюдать подлинный предмет декоративно-прикладного искусства начала XX века, относящийся к русскому стилю.Доклад на городской конференции "Взгляд в прошлое - шаг в будущее"
Доклад.docx
Областной конкурс исследовательских работ активов музеев  образовательных организаций «История одного экспоната» ЗЕРКАЛО ­ ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ Работу выполнила: Арчакова Валерия Андреевна, объединение «Школьный музей.  Диалог поколений» Научный руководитель: Лескина Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования,  руководитель школьного музея  «Русская старина» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 г. Тамбов 2016 Цель   исследования:   выяснить   происхождение   одного   из   экспонатов школьного   музея   (зеркала),   установить   его   ценность   для   современного посетителя музейной экспозиции. Для достижения этой цели решались следующие задачи: Узнать происхождение зеркала.  Познакомиться с историей и технологией изготовления зеркал. Сделать выводы о ценности данного экспоната в школьном музее. 1. 2. 3. Объектом исследования явилось зеркало в русском интерьере XIX ­ XX веков. Предмет исследования ­ роль зеркала в формировании интерьера. Актуальность этой темы определяется тем, что в последние десятилетия в гуманитарных   дисциплинах   заметно   усиление   научного   интереса   к   проблеме повседневности.   Все   многообразие   форм   быта   (обычная   жизнь   человека,   его привычки, каждодневное поведение, вещи, которые его окружают, и которыми он пользуется) рассматриваются в неразрывной связи с различными явлениями культуры.   Вещи,   составляющие   неотъемлемую   часть   повседневного   быта, используются человеком не только как средства удовлетворения потребностей, но и наделяются эстетическим и мифологическим значениями.  Зеркало,   наряду   с   другими   обыденными   предметами   отличается множественностью функциональных ролей. Предполагаемым   результатом   работы   должно   стать   установление ценности музейного предмета (зеркала) в экспозиции школьного музея «Русская старина». Личный   вклад   автора   в   решение   проблемы   сводится   к   установлению происхождения музейного экспоната и анализу его достоверности в школьном музее. В исследовании наметились такие этапы: 1. 2. Узнать происхождение экспоната из инвентарной книги музея. Установить ценность этого экспоната, изучив историю и технологию изготовления зеркал. Были выбраны методы исследования: информационный, поисковый, метод реконструкции, интервью, анализа и синтеза. Возраст самого древнего зеркала на земле ­ около семи тысяч лет. До изобретения зеркального стекла использовались камень и металл. Изобретение   зеркала   в   современном   понимании   можно   отнести   к   1279 году,   когда   францисканец   Джон   Пекам   описал   способ   покрывать   обычное стекло тонким слоем свинца. В   XV   веке   центром   стеклоделия   стал   остров   Мурано,   расположенный около Венеции.  Процесс   производства   зеркала   оставался   таким   с   несущественными изменениями вплоть до 1835 года, когда немецкий профессор Юстус фон Либих открыл,   что,   используя   серебро,   можно   получать   гораздо   более   ясное изображение в зеркале. С   XIX   века   в   качестве   металлической   основы   под   стекло   стали использовать серебро, и зеркала стали получаться более качественными. Вместе с   тем   перестали   использовать   ртуть,   пары   которой   были   губительны   для человека. В России зеркальное производство появилось при Петре I, причем русские мастера   научились   изготавливать   такие   огромные   зеркала,   что   приводили   в изумление всю Европу. Дворцы   XVIII   века   известны   своей   изысканной   роскошью.   В   бальных залах,   светлых   и   высоких,   русское   дворянство   с   целью   создания   эффекта пространства уделяло особое внимание размещению окон и зеркал. Постепенно   зеркало   стало   неотъемлемым   элементом   интерьера,   вне зависимости от социальной его принадлежности. В начале XIX столетия зеркало полноправно вошло в убранство жилого помещения среднего сословия. Теперь не так существенна была декоративно­ архитектурная   функция   зеркала,   важнее   было   подчеркнуть   с   его   помощью предназначение   интерьера   и   просто   добавить   оригинальный   предмет   в художественное решение помещения. В   конце   XIX   века   складывается   тенденция   оформления   зеркалом маленьких помещений, которые в соответствии со вкусом времени заполняли огромным количеством «мелочей» и были тесно заставлены мебелью. Зеркало в таком случае становится предметом среди предметов, выделяясь только своей принадлежностью к декоративно­прикладному искусству. Во   второй   половине   XIX   ­   начале   XX   века   стремительно   менялся предметный   мир   деревни.   В   крае   отхожих   промыслов   этот   процесс   шёл особенно интенсивно. Отходники везли с собой новые приобретённые в городе вещи и новые представления о бытоустройстве. Дома становились большими по размерам и по внешнему облику приближались к городским. Горница конца XIX – начала XX веков как правило обставлялась с учетом вкусов   хозяина   дома,   но   традиционность   уклада   крестьянской   жизни сказывалась   и   здесь.   Она   находила   свое   отражение   в   однотипном   наборе предметов   мебели   и   неизменной   схеме   их   расстановки.   Обстановка   горницы обязательно включала в себя кровать, стол, деревянный диван, шкаф–буфет для праздничной посуды, стулья, зеркало. Современное зеркало состоит из стекла и нанесённого на одну его сторону отражающего слоя, покрытого защитным слоем лака или краски. Существует несколько основных технологий изготовления зеркального полотна. Для   создания   зеркальной   поверхности   мы   воспользовались   методикой химического серебрения стекла. Нам   понадобились:   гидроксид   калия,   нитрат   серебра,   аммиак,   раствор формалина, дистиллированная вода, резиновые перчатки, стекло, кювета. Тщательно   вымыли   и   высушили   стеклянную   поверхность,   а   затем обезжирили   ее   пятнадцатипроцентным   раствором   гидроксида   калия.   Нагрели дистиллированную воду и опустили стекло в теплую жидкость. Для работы с реактивами приготовили дистиллированную воду и резиновые перчатки. Приготовили два раствора для серебрения. Для первого раствора смешали 1,6   г   нитрата   серебра   с   30   мл   дистиллированной   воды,   а   затем   по   каплям добавили   в   раствор   двадцатипятипроцентный   аммиак,   пока   осадок   не растворился. Добавили 100 мл дистиллированной воды. Затем приготовили второй раствор – 5 мл сорокапроцентного раствора формалина смешали с раствором, полученным в предыдущем шаге, и вылили полученную смесь на стекло, предварительно выложив его в кювету. Дождались окончания   реакции   и   спустя   две­три   минуты   промыли   зеркало дистиллированной водой. Просушили   зеркало   при   температуре  100­150  градусов  в  вертикальном положении. Через два часа остудили зеркало и покрыли зеркальную поверхность прозрачным   лаком   из   пульверизатора.   Высушили   зеркало   в   горизонтальном положении. Хрупкая серебряная пленка требует бережного обращения. Для ее защиты нанесли на стекло непрозрачную краску. Первый этап поиска предполагал изучение записей в инвентарной книге музея, опрос учителей МАОУ СОШ № 24. Работа показала, что зеркало было передано   музею   жителями   Кирсановского   района   Тамбовской   области Татаринцевой   З.В.   и   Татаринцевым   М.Л.   в   1992   году   во   время   поисковой экспедиции   «В   мире   русской   деревни».   Руководила   экспедицией   Роза Николаевна Луткова, учитель­методист 24­й школы. Имеющийся в фондах школьного музея «Русская старина» экспонат не имеет точной даты изготовления. Со слов дарителей, предположительное время изготовления – 1920­е годы. Зеркало имеет частичную сохранность. На раме утрачены   некоторые   декоративные   элементы,   деревянные   детали   с   обратной стороны имеют повреждения насекомыми, но зеркальное полотно подлинное, с признаками повреждения отражающего слоя (почернение). Мы   провели   сравнительный   анализ   зеркал   в   деревянных   резных   рамах, которые изготовлялись в конце XIX – первой половине XX века. Исследуемый экспонат по способу изготовления и оформлению рамы относится к данному временному интервалу, но установить более точно период его производства не представляется возможным. Также   сравнительный   анализ   показал,   что   по   оформлению   резной деревянной   рамы   исследуемое   зеркало   можно   отнести   к   так   называемому русскому   или   псевдорусскому   стилю,   который   возник   на   рубеже  XIX  и  XX веков как одно из направлений стиля модерн.  Подводя итог работе, можно утверждать, что происхождение экспоната выяснено. Для этого были изучены записи в инвентарной книге школьного музея и опрошены учителя школы, работавшие в ней в конце 1980­х – начале 1990­х гг. Осталось   невыясненным,   в   какой   точный   период   и   где   было   произведено зеркало, но приблизительный временной интервал установлен.  Для оценки достоверности экспоната были изучены материалы об истории производства зеркал, их роли в интерьере прошлых веков. Мы   на   собственном   опыте     изучили   технологию   получения   зеркальной поверхности, проведя в лаборатории процесс серебрения стекла. Можно сделать вывод, что зеркало как предмет декоративно­прикладного искусства не только имеет свою историю, но и ценность. В экспозиции школьного музея «Русская старина» исследуемый предмет – зеркало – по праву занимает свое место. Он действительно имеет историческую и художественную ценность, так как был изготовлен в России в первой половине XX  века   (предположительно   20­е   годы),   пережил   периоды   коллективизации, Великой   Отечественной   войны   и   сохранил   до   наших   дней   и   подлинное зеркальное стекло, и деревянное резное оформление рамы с несущественными повреждениями.   Таким   образом,   каждый   посетитель   музея   может   вживую наблюдать подлинный предмет декоративно­прикладного искусства начала  XX века, относящийся к русскому стилю. В экспозиции музея этот экспонат ценен тем, что сообщает посетителю информацию о культурном наследии не только Тамбовской области, но и России в целом.

ЗЕРКАЛО - ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ

ЗЕРКАЛО - ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ

ЗЕРКАЛО - ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ

ЗЕРКАЛО - ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ

ЗЕРКАЛО - ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ

ЗЕРКАЛО - ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ

ЗЕРКАЛО - ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ

ЗЕРКАЛО - ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ

ЗЕРКАЛО - ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ

ЗЕРКАЛО - ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ

ЗЕРКАЛО - ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ

ЗЕРКАЛО - ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ

ЗЕРКАЛО - ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ

ЗЕРКАЛО - ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ ДАЛЕКОЙ ЭПОХИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2018