Жанры вокальной и инструментальной музыки

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров. Задачи урока: познакомить детей с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в инструментальной музыке; показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке; раскрыть общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта; разучить «Баркаролу» Ф.Шуберта.
Иконка файла материала конспект.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Учебный предмет: Музыка Класс: 5 Программа основного общего образования по учебному предмету «Музыка», 5 класс Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагина. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. Музыка. Е.Д.Критская, «Просвещение» 2014г. http://www.prosv.ru Т.С.Шмагина.- Г.П.Сергеева, М.: ТЕМА РАЗДЕЛА: «Музыка и изобразительное искусство» I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ Тема урока Тип урока Цель урока « Древний храм златой вершиной блещет ярко…» Урок первичного предъявления новых знаний духовно­нравственное   воспитание   учащихся   на   примере   знакомства   с концертной симфонией для арфы с оркестром В.Г.Кикты «Фрески Софии Киевской»  Целеполагание для ученика Личностные результаты: ­познавательный   интерес   к   музыкальным занятиям ­эмоционально­ценностное   отношение   к шедеврам отечественной музыки ­развитие патриотических чувств ­понимать   душевное   состояние   героя   и сопереживать ему. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: ­взаимодействовать   с   учителем   и одноклассниками в учебной деятельности; ­ставить   исполнительскую   задачу   и добиваться её решения; ­сочетать   индивидуальную,   групповую   и коллективную деятельность; ­увеличивать   шаг   ориентировки   в многочастном произведении в разных видах музыкальной деятельности. Познавательные УУД: ­переводить   художественный   образ   из одного вида искусства в другой ­   устанавливать   причинно­следственные связи ­   выявлять   повторяющиеся   мотивы   и сравнивать варианты звучания Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить,  помочь осознать) Задачи Образовательные: ­ активировать получение новых знаний о классической музыке и духовной культуре России на примере собора Святой Софии в Киеве и произведения В.Г. Кикты «Фрески Софии Киевской»; ­   познакомить   с   историей   создания концертной   симфонии   «Фрески   Софии Киевской»,   формой   и   образным   строем произведения   с   новыми   терминами   и понятиями; ­ охарактеризовать музыкальные образы.   музыкальный   и Развивающие:  Развивать:  1) эстетический слух;  2)   навыки     работы   в   группе   и   образное мышление; 3) произведения; 4) вокально­хоровые навыки.   навыки   анализа   музыкального Воспитательные:  Воспитывать:  1)   чувство     патриотизма, 1уважения   к   музыкальной   и   духовной культуре прошлого и настоящего;   такие   как 2)   моральные   качества, дисциплиниро­ванность, активность,   сотрудничество, умение слу­шать, уважать точку   зрения   товарищей   по   группе, самоконтроль. 3)   формировать   навыки   самостоятельной учебной   деятельности,   сотрудничества, взаимопомощи; 4)   мотивы   учебной деятельности и формировать   личностный смысл учения.    развивать   в   процессе ­анализировать разные точки зрения на одно явление выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения ­составлять целое из частей Коммуникативные УУД: ­аргументировать   собственную   точку зрения     обсуждения музыкального произведения; ­овладевать   средствами   вербального   и невербального общения; ­обсуждать   с   одноклассниками   смысл переданных в музыке событий; ­участвовать в коллективном обсуждении и исполнении   фрагмента   художественного произведения. 3. Предметные результаты:  Знать:   ­ историю создания концертной симфонии «Фрески   Софии   Киевской»,   форму     и образный   строй     произведения   с   новыми терминами и понятиями; ­   о   классической   музыке   и   духовной культуре России на примере собора Святой Софии в Киеве и произведения В.Г. Кикты «Фрески Софии Киевской». Уметь: ­   охарактеризовать   музыкальные   образы данного произведения;  ­ анализировать музыкальное произведение; ­сотрудничать   в   ходе   реализации коллективных   творческих   проектов, решения различных музыкально­творческих задач; ­   произведения,   используя   вокально­хоровых навыках; ­находить   ассоциативные   связи   между художественными   образами   музыки   и изобразительного искусства. вокально­хоровые   знания   о исполнять   Понимать: ­ понимать специфику музыки и выявлять родство   художественных   образов   разных искусств, различать их особенности. Планируемые образовательные результаты 2Предметные Метапредметные Личностные - формирование основ музыкальной культуры, развитие образного мышления и творческого воображения, эмоционально-ценност- ного отношения к жизни и искусству на основе восприятия и анализа музыкальных образов; - музыкально-творческая деятельность (слушание музыки, пение), воспитание - эстетического отношения к миру; - расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, к классической музыке и духовной культуре России; - овладение основами музыкальной грамотности: эмоциональное восприятие музыки, владение терминологией. интереса             выбирать   оценивать выполнения ­   умение   самостоятельно определять   цель   обучения, формулировать задачи,  ­ умение самостоятельно планировать пути достижения целей,   способы решения и учебных познавательных задач; умение ­ правильность учебной задачи; ­ владение   основами самооценки, ­ умение  определять   понятия,   строить  логическое   рассуждение,   и делать выводы; ­ смысловое чтение;  ­ умение организовывать  учебное   сотрудничество   и совместную   деятельность   с учителем   и   сверстниками,    работать индивидуально и в группе,   и аргументировать своё мнение.   высказывать           и формирование формирование формирование воспитание ­   знание патриотизма, истории, культуры своего народа;  ­ ответственного отношения к учению; ­ целостного мировоззрения; ­ осознанного, уважительного доброжелательного к отношения   их одноклассникам, мнению,   готовности   и способности вести диалог;  ­ поведения,  ­ коммуникативной компетентности общении сотрудничестве сверстниками;  ­   развитие   эстетического сознания. формирование   освоение   правил в и  со               Методы обучения:  1.По источникам знаний: словесный,  наглядный, практический.  2.По   степени   взаимодействия   учителя   и   учащегося:  беседа,   объяснение,   рассказ, практическая работа.   от   конкретных   дидактических   задач:  мотивационно   – 3.   В   зависимости   ориентировочный   блок     целеполагание), организационно – деятельностный блок  (моделирование, конструирование, презентация образовательных продуктов),  рефлексивно – оценочный блок. 4.По   характеру   познавательной   деятельности   учащихся   и   участия   учителя   в учебном процессе: проблемный, репродуктивный, частично­поисковый.  5.Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка, рефлексия.   проблематизация, (актуализация,   Учебные приёмы: • на организацию рабочего места • на концентрацию  внимания 3• на развитие коммуникативных навыков • на мыслительные навыки (вывод, сравнение) • на информационные навыки (обработка информации) • на обобщение информации Педагогические приемы: - «Повторяем с расширением»  ­ «Раздели на группы» - «Удивляй»   ­ «Сравнение» ­ «Опрос – итог» Форма   организации   учебно­познавательной   деятельности:  фронтальная Оборудование и оснащение урока коллективная, Учебно­наглядные (информационные) пособия:  1. Учебник   для   учащихся   5   класса   общеобразовательных   учреждений.   Музыка. Е.Д.Критская,   «Просвещение»   2014г. http://www.prosv.ru    Шмагина.­   М.:   Г.П.Сергеева,   Т.С. 2.Презентация   к   уроку   для   обучающихся,     выполненная     в   программе   Power   Point, составленная с использованием  интернет­ресурсов:            1) Видеоматериал о соборе Святой Софии в Киеве (01:57):              http://www.youtube.com/watch?t=96&v=cp0TQzlwi­U            2)   Видеоматериал:   1   часть   концертной   симфонии   В.Г.Кикты   «Фрески   Софии Киевской». Орнамент № 1 с          иллюстрацией фресок собора (03:01)             http://www.youtube.com/watch?v=Url­68WhOBc     3) Видеоматериал: исполнение концертной симфонии В.Г.Кикты (26:57)             http://www.youtube.com/watch?v=YXqwCaGCbsQ Технические средства информации:       Интерактивный комплекс   с   программным обеспечением   Windows XР и программа Microsoft Office­Power Point. Оснащение урока: 1. Фортепиано 2. Разрезные карточки – задания  для групповой работы (опережающее задание) 2. Словарь музыкальных терминов 3. Клей-карандаш Опережающее задание Основные  понятия,   Изготовление раздаточного материала (карточек с названиями 9-ти частей концертной симфонии В.Г.Кикты «Фрески Софии Киевской»), учащимся предлагается принести клей-карандаш, подготовка презентации к уроку. Концертная   симфония,   оркестр,   арфа,   фреска,   орнамент,   собор Святой Софии в Киеве, народная и духовная музыка, культура и история России.  4изучаемые на  уроке Планируемые  результаты: Личностные результаты ­ воспитание патриотизма, знание истории, культуры своего народа;  ­ формирование ответственного отношения к учению; ­ формирование целостного мировоззрения; ­   формирование   осознанного,   уважительного   и   доброжелательного   отношения   к одноклассникам, их мнению, готовности и способности вести диалог;  ­ освоение правил поведения; ­   формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и     сотрудничестве   со сверстниками;  ­ развитие эстетического сознания. Метапредметные результаты ­ умение самостоятельно определять цель обучения, формулировать задачи,  ­   умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,     выбирать     способы решения учебных и познавательных задач; ­ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ­ владение основами самооценки,  ­ умение  определять понятия, строить  логическое рассуждение, и делать выводы, ­ смысловое чтение;  ­ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,     работать индивидуально и в группе, высказывать и аргументировать своё мнение. Предметные результаты - формирование основ музыкальной культуры, развитие образного мышления и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к жизни и искусству на основе восприятия и анализа музыкальных образов, - музыкально-творческая деятельность (слушание музыки, пение), - воспитание эстетического отношения к миру, - расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, интереса к классической музыке и духовной культуре России, - овладение основами музыкальной грамотности: эмоциональное восприятие музыки, владение терминологией. II. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА Деятельность учителя Деятель ность учащихс я УУД Дидактическ ое обеспечение 1.Мотивационно­ориентировочный блок 1.1 ЭТАП. Актуализация знаний Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний (повторение); ­ развитие внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; ­ формирование коммуникативных умений, культуры общения. Предоставление   материала,   позволяющего осуществлять   переход   к  изучению   нового материала   (повторение   изученного   на прошлом уроке). Регулятивны е:  ­  самоорганизац Презентация к уроку  Microsoft  Office­Power  5«Фантазия» Побуждающий диалог: Вопросы учителя: ­   Какую   тему   мы   затронули   на   прошлом уроке? (Колокольность в музыке и ИЗО) ­   Какое   произведение   помогло   нам раскрыть   тему   урока?  (Сюита   для   двух фортепиано   С.В. Рахманинова) ­   Какую   главную   мысль   вы   вынесли   с прошлого урока?  (В музыке Рахманинова отразились   народные   и   духовные традиции России) ­ Какие основные понятия мы раскрыли на прошлом уроке? Ответим на этот вопрос, решив кроссворд (кроссворд выводится на интерактивную доску): 2. ф о р 3.ф а 6.т р т н 5.р о е т а п 1. п и а з 4. с ю х м р а а и и а ь н и т н о а и н Вопросы кроссворда (слайд 1): 1. Главный праздник православной церкви, которому посвящено произведение? 2.   Для   какого   инструмента   написано произведение? 3. Название произведения 4. Жанр произведения 5. Автор произведения 6. Праздничное песнопение в православной церкви. Проверка   правильных   ответов:  Слайд   2 «Проверь себя» ­   На   прошлом   уроке   мы   выучили   песню «Колокольный   звон».   Какому   празднику посвящена песня? (Пасхе) ­  Как   называется   колокольный   звон,   о котором   поётся   в   песне?   (Пасхальный перезвон) ­   Предлагаю   вспомнить   исполнить   эту песню  (Слайд   3,   аудио   файлы   песни   в приложении) (вокально­хоровая работа 5 – 7 минут).  Анализ основных певческих навыков: ­  Вспомин ают,  изученны й ранее  материал (понятия, факты)  ­  Определ яют,  каких  знаний  нам не  хватает,  где и как  их  добыть  (открыть ) ­  Отвечаю т на  вопросы  кроссвор да. Один  из  учеников вписывае т ответы  в ячейки  кроссвор да на  интеракт ивной  доске. ­  исполня ют песню «Колоко льный  звон» (сл. ия и  организация  рабочего  места Point. Компьютер. Интерактивна я доска. Личностные :  ­  самоопределе ние Коммуника тивные: ­  планирование  ученического  сотрудничеств а с учителем и сверстниками. Предметные:  1) расширение  музыкального и общего  культурного  кругозора;  воспи­тание  музыкального  вкуса, интереса к классической  музыке и  духовной  культуре  России.  2)  музыкально­ творческая  деятельность  (слушание  музыки,  пение). 3)  овладение  основами  музыкальной  грамотности:  эмоционально е восприятие  музыки,  владение  6­ звукообразования; ­ певческого дыхания; ­ артикуляции; ­ слуховых навыков; ­ дикции; ­ исполнения. эмоциональной     выразительности     музыке 1. 2 ЭТАП. Создание проблемной ситуации Сегодня мы раскроем ещё одну грань темы духовности   русских в композиторов.   И   продолжим   наше путешествие   по   городам   Древней   Руси. Решив   ещё   один   небольшой   кроссворд, опираясь   на   знания,   полученные   на прошлом уроке, мы узнаем, в каком городе побываем сегодня. 2. с о 3. т 4. н ф р о 1. к о и я з е г в л в о о о р к н о о л д   Имя,   Инструмент,   в   переводе   означающее Вопросы кроссворда (Слайд 4):   звучание   которого 1. слышится   в   мелодии   4­й   части   сюиты С.Рахманинова «Фантазии»? 2. «мудрость». 3. Праздничный колокольный звон. 4.   Мелодия   4   части   сюиты   была   навеяна Рахманинову   воспоминаниями   о   звоне колокола Собора Святой Софии. В каком городе находится этот собор?  Проверка   правильных   ответов:  Слайд   5 «Проверь себя» ­   Прочтите   ключевое   слово   в   синей и муз.  Н.Тананк о), ­  выполня ют  задания  учителя  по  развитию вокально ­хоровых навыков. ­  Отвечаю т на  вопросы  кроссвор да. Один  из  учеников вписывае т ответы  в ячейки  кроссвор да на  интеракт ивной  доске. ­ Читают  ключевое слово. терминологие й. Регулятивны е: ­ взаимодействи е с учителем и одноклассника ми в учебной  деятельности. Личностные :  ­ эмоционально­ ценностное  отношение к  шедеврам  отечественной музыки Предметные :  ­ расширение  музыкального  и об­щего  культурного  кругозора;  воспи­тание  музыкального  вкуса, инте­ реса к  классической  музыке и  духовной  культуре  России, Личностные :  ­воспитание  патриотизма,  знание  истории,  культуры  своего народа; Познаватель ные: ­  внимательно  слушают,  7колонке,   и   вы   узнаете,   в   какой   город Древней   Руси   мы   отправимся   сегодня (Киев). ­  Правильно. В Киеве находится ещё один собор   Святой   Софии,   который   сыграл большую роль для искусства музыки. формулируют  ответы на  вопросы, для  получения  необходимой  информации  пользуются  справочной  литературой, а анализируют,  строят  рассуждения. 1.3 ЭТАП. Целеполагание Основные задачи учителя:  ­ Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; ­ овладение обобщенными способами приобретение новых знаний: приемами постановки  и определения проблемы формулировки частной познавательной задачи, выделения в  задаче известных и новых компонентов; ­ формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть  знания, приобрести умения. Предлагаю учащимся сформулировать цель урока, задавая наводящие вопросы: ­ Как вы думаете, какова цель нашего  урока? ­ С какой целью мы посетим собор Святой  Софии в Киеве? (чтобы узнать, каким  образом этот собор связан с  музыкальной культурой) Помогаю чётко сформулировать цель  урока: знакомство с музыкальным  произведением, которое непосредственно  связано с собором Святой Софии Киевской (слушание фрагментов), анализ  тематики и  музыкальных образов, воплощенных в  произведении. После высказываний учащихся предлагаю  открыть учебники на стр.110 и прочитать  формулировку темы урока, предлагаемую  авторами программы «Древний храм златой вершиной блещет ярко…» и записать её в  тетрадь (Слайды 6 – 8). ­  Индивид уально  высказыв ают свои предпол ожения о цели  урока. ­  Предлаг ают свои формули ровки  темы  урока. ­  Открыва ют  учебник и на стр.  110,  Регулятивны е:  организовыва ют свою  деятельность,  принимают её  цели и задачи,  выбирают  средства  реализации  этих целей и  применяют их  на практике. Коммуника тивные:  учитывать  разные мнения и стремиться к координации  различных  позиций в  сотрудничеств е. Познаватель ные:  синтезировать  целое из  частей и  8самостоятельн о достраивать  недостающие  компоненты. записыва ют в  тетрадь  число и  тему  урока из  учебника . МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:  В зависимости от конкретных дидактических задач: актуализация, проблематизация,  целеполагание По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном  процессе: проблемный. По источникам знаний: словесный, наглядный. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа. Учебные  приёмы:  • на организацию рабочего места;  • концентрацию внимания;  • на развитие коммуникативных навыков (диалог); • на мыслительные навыки (вывод).  Педагогический прием: ­ «Удивляй» 2.Организационно – деятельностный блок 4 ЭТАП. Планирование Основные задачи учителя: ­ Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; ­ определять содержание и последовательность действий для решения поставленных  задач; ­ воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к  мнению одноклассников; ­ формирование способности каждого ученика к участию в работе малых группах. Учитель:  Сегодня   на   уроке   мы познакомимся с собором Святой Софии, с произведением   русского   композитора Валерия   Григорьевича   Кикты   «Фрески Софии   Киевской»,   которое   было   навеяно впечатлениями от посещения этого собора. Мерцающие   мозаики   храма   Софии,   её фрески – уникальное создание греческих и русских   мастеров.   Их   тематика   ­   это сюжеты из Евангелия, а также сцены игр на константинопольском   ипподроме.   На фресках   можно   увидеть   императора, колесницы,   музыкантов   скоморохов, ряженых. (послушаем фрагменты из  этого произведения,   постараемся   определить образный строй произведения)  Учащиеся  предлагают  план  изучения  Личност ные:  проявлен ие  интереса  к  историчес кому  прошлому своего  народа Познава тельные : 1)  достраива ть  9Учитель предлагает учащихся самим  составить план урока. ­Ребята, постарайтесь самостоятельно  составить план урока. новой темы: 1.  Знакомство с собором 2. Работа с  учебником  (знакомство с теоретически м  материалом:  история  создания,  форма,  содержание  произведения ) 3. Слушание  фрагментов  произведения 4. Работа в  группах  (анализ  музыкальных  образов). восполнят ь  недостаю щие  компонен ты. 2)  Постигать произведе ние  искусства с разных  сторон:  художест венной,  научной,  языковой. 3)  выявлять  известное  и  неизвестн ое при  решении  учебной,  творческо й задачи. Регулят ивные:  развивать  навыки  учебного  сотрудни чества. 5 ЭТАП. «Открытие» нового знания Основные задачи учителя:  ­  Формирование   основ   теоретического   мышления,   развитие   умений   находить   общее, закономерности отличия; развитие способности к обобщению; ­   воспитание   способности   высказывать   свою   точку   зрения   о   способах   решения практической задачи; ­ овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: ­ формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: ­   воспитание   культуры   делового   общения,   положительного   отношения   учеников   к мнению одноклассников, умение оказывать и принимать помощь; ­   Повествуя   о   событиях   седой   древности Валерий   Григорьевич   Кикта   создаёт пейзажные   зарисовки   и   психологические портреты.   Он   пристально   вслушивается   в звуковую   ауру   той   или   иной   эпохи, ­ видео­ экскурсию (01:57). ­ Личност ные: 1)  выявлять  нравственн ую идею    Смотрят Видио   экскурсия ­ 10проникая   в   её   сердцевину,   извлекая прекрасные   интонации   музыкально­ архитектурных композиций. Предлагаю вам совершить   краткую   ознакомительную виртуальную   экскурсию   в   собор   Святой Софии Киевской. Демонстрирую  видеоматериал  о   соборе (см. приложение)  Предлагаю   учащимся   высказать   свои впечатления   о   соборе   Святой   Софии Киевской на основе увиденного. ­Расскажите о  своих впечатления о соборе Святой Софии Киевской. Предлагаю учащимся прочитать в учебнике информацию об истории создания, форме и содержании изучаемого произведения. ­  прочитайте   в   учебнике   информацию   об истории   создания,   форме   и   содержании изучаемого произведения.     на опрос основе  (концертная Фронтальный   прочитанного: ­ Какому событию посвящено произведение В.Г.Кикты   «Фрески   Софии   Киевской»? (1500­летие Киева) ­   Жанр   произведения симфония) ­   В   чём   заключается   особенность   этого нетрадиционного жанра (сочетание жанра концерта с жанром симфонии, т.е. для одного инструмента и оркестра) ­   Какой   инструмент   солирует   в   этом произведении? (арфа) ­   Чем   отличается   эта   симфония   от традиционного   жанра   симфонии?  (в традиционной   симфонии   4   части,   а   в этой – 9 частей) ­ Какие две группы образов присутствуют в произведении? (духовные, народные) Показываю слайд, на котором перечислены названия   всех   9   частей   симфонии,   читает названия (Слайд 9).    соборе Высказывают свои впечатления о Святой Софии Киеве основе увиденного. в на     ­   Отвечают на вопросы ­ Самостоятел ьно   читают информацию в   учебнике (05:00) ­ Индивидуаль но выполняют задание: раскладываю т   на   парте карточки   с названиями 9­ти   частей произведения , распределяя их   на   2 группы Знакомлю   с   фресками   собора   Святой Софии в соответствии с названиями частей (Слайды   10   –   16,   переход   по ­  Осуществляю т  произведен ия; 2)  познавател ьный  интерес к  музыкальн ым  занятиям. Регуляти вные:  увеличиват ь шаг  ориентиро вки в  многочастн ом  произведен ии в  разных  видах  музыкальн ой  деятель­ ности. Коммун икативн ые: 1)  участвова ть в  коллектив ном  обсужден ии  фрагмент а  художест венного  произведе ния Познава 11самопроверк у (сверяют  свои   колонки с  колон­ками  на слайде) ­ Объясняют  свой выбор. гиперссылкам)  Предлагаю задание учащимся  ­Разложите   названия   частей   симфонии   на две   группы.   (Для   этого   перед   началом урока раскладывает на парты раздаточный материал) После   того,   как   учащиеся   закончат раскладывать   предлагаю   карточки, осуществить самопроверку.  Для   этого   открывает   слайд,   где   показана таблица   с   правильно   распределенными частями (Слайд 17 «Проверь себя»).  Духовные образы «Орнаменты» «Групповой портрет дочерей Ярослава мудрого» «Михайловский придел» Образы народной жизни «Зверь нападает на всадника» «Борьба ряженых» «Музыкант» «Скоморохи» Тем,   кто   ошибся,   раскладывая   карточки, предлагается объяснить свой выбор. Учитель просит вклеить карточки в тетрадь в 2 колонки, колонки подписать. ­Вклеивают карточки   в тетрадь   в   2 колонки   с помощью клея­ карандаша, колонки подписывают . тельные :  1)  составлят ь целое из частей; выполнят ь  творчески е задания, не  имеющие  однозначн ого  решения. Регулят ивные: 1) рефлекси ровать в  ходе  сотрудни чества. 2)  сочетать  индивиду альную,  группову ю  иколлект ивную  деятельно сть. Личност ные:  эмоцонал ьное и  осмыслен ное  восприяти е  художест венного  произведе ния. 6 ЭТАП. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. 12Основные задачи учителя: ­ организация познавательной деятельности учащихся с помощью различных видов  деятельности, ­ формирование навыков самостоятельной работы учащихся, работы в группах, ­ формирование навыков осознанного и эмоционального восприятия классической  музыки, произведений изобразительного искусства, ­ развитие навыков анализа музыкального произведения. Вопрос учителя: ­ Как вы понимаете выражение «духовные  образы» (Образы, связанные с религиозной жизнью, храмом, молитвой) Предлагаю послушать отрывки двух  фрагментов: 1. Фрагмент «Портрет дочерей Ярослава  ­ Отвечают  на вопрос. Коммун икативн ые: 1)  взаимодей ствовать с учителем  и  сверстник ами в  учебной  деятельно сти; 2)  формулир овать  собственн ой  мнение,  подтверж дать его  примерам и. 3)  аргументи ровать  собственн ую точку  зрения в  процессе  обсужден ия  музыкаль ного  произведе ния; Познава тельные : 1)  переводит ь  художест венный  13 Мудрого» 2. Фрагмент «Скоморохи» На экране выводится слайд, на котором  изображены 4 фрески (Слайд 18). Учитель  предлагаю соотнести услышанные  фрагменты с фресками. ­ Соотнесите услышанные фрагменты с  фресками. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ (10 мнут): Учитель   демонстрирует   видеоматериал  (см. «Фрески   Софии   Киевской» приложение):  1. Орнамент № 1  2. Групповой портрет дочерей Ярослава мудрого 3. Скоморохи Работа в группах:   Прослушанного   музыкального   материала класс   делится   на   3   группы,   проводится жеребьёвка:   представитель   от   каждой группы берут карточку с номером части 1, 2, 8. Каждая группа отвечает на вопросы из учебника   (стр.   111),   касающиеся   части   с выбранным   номером,   затем   делегаты   от групп   озвучивают   результат   работы   своей группы.   Все   учащиеся   могут   дополнять ответы делегатов. Вопросы для групп: №   1   «Орнамент»:  Какой   жанр   русского фольклора   положен   в  основу   части   №   1? Какому   музыкальному   инструменту Древней Руси подражает арфа? Почему эта ­ Слушают  музыкальные  фрагменты,  соотносят их  с фресками,  аргументиру ют свой  выбор. ­ Слушают  три  фрагмента из симфонии ­ Работа  групп  (письменно  отвечают на  вопросы)черты     называется   «Орнамент»   и часть повторяется в произведении 3 раза? №   2   «Групповой   портрет   дочерей Ярослава   Мудрого»:  Найди   сходные   и различные художественного воплощения образов в фресковой живописи и музыке. №   8   «Скоморохи»:  Почему   композитор ввёл   в   симфонию,   посвященную Софийскому   собору,   образы   народных весельчаков   и   балагуров   –   скоморохов? Какие   особенности   музыкального   языка можно отметить в этой части?  Защита результатов (по 2 минуты) ­ Делегаты от групп  представляю т результаты  работы  (озвучивают  ответы своей  группы) образ  одного  вида  искусства на другой. 2)  устанавлив ать  причинно­ следст­ венные  связи. Регуляти вные:  увеличиват ь шаг  ориентиро вки в  многочастн ом  произведен ии в  разных  видах  музыкальн ой  деятель­ ности. Методы обучения:  1. По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.  2. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, диалог, объяснение,  практическая работа, 3. В зависимости от конкретных дидактических задач: организационно –  деятельностный блок (моделирование, конструирование, презентация образовательных  продуктов)  4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в  учебном процессе: частично­поисковый.  5. Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самоконтроль, взаимоконтроль,  самооценка. 6. Учебные приёмы: • на концентрацию внимания. • на развитие коммуникативных навыков (диалог). • на мыслительные навыки (вывод, сравнение). Педагогические приёмы: ­«Разделяй на группы» ­«Сравнение» 7 ЭТАП.  Рефлексивно­оценочный блок 14Основные задачи учителя:  ­  формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.  ­ вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. Познавател Предлагаю вспомнить тему и задачи урока, ьные: соотнести с планом работы, оценить меру устанавлива своего личного продвижения к цели  ть аналогии и причинно- следственны е связи выявлять конструктив ную общность контрастных тем произведени я. Регулятивн ые: 1) приходить к общему решению в совместной деятельност и; 2) рефлексиров ать в ходе творческого сотрудничес тва. ­ Дайте оценку уроку (понравился или нет, открыли   ли   для   себя   новые   знания,   что было   интересно,   а   что   не   очень,   что запомнилось, доволен ли своей работой на уроке, кто активней всех проявил себя на уроке).   Предлагаю дать оценку уроку (понравился или нет, открыли ли для себя новые знания, что   было   интересно,   а   что   не   очень,   что запомнилось, доволен ли своей работой на уроке, кто активней всех проявил себя на уроке).  ­ Вспомните тему и задачи урока, соотнести с планом работы? ­ продвижения к цели.   Оцените   меру   своего   личного - Вспоминают тему, цель, план урока, анализируют , насколько урок соответство вал теме, выполнены ли поставленны е цели и задачи, план. - Высказываю т своё мнение о духовно- нравственно й составляющ ей урока (способствов ал ли урок их духовному росту) - Оценивают содержание урока, формы работы, своё участие в уроке (активность, правильност ь суждений) 8 ЭТАП. Домашнее задание Самостоятельно   найти   в   Интернете   и   послушать   оставшиеся   части   концертной симфонии,   выполнить   в   тетради   краткий   письменный   анализ   одной   из   наиболее понравившихся частей. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По источникам знаний: словесный.  По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа. В   зависимости   от   конкретных   дидактических   задач:  обобщение   изученного материала. Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самооценка, рефлексия. 1. Учебные приёмы: • на концентрацию внимания. • на развитие коммуникативных навыков 15• на мыслительные навыки (вывод, сравнение) • на смысловое чтение • на обобщение информации. Педагогические приёмы: ­«Опрос­итог» 16