Урок проводится в 10 классе с целью расширить представление о творчестве А. П. Чехова, увидеть актуальность его образов . На уроке анализируются рассказы "Дама с собачкой", "Анна на шее", "Попрыгунья", "Душечка". Учащиеся учатся работать в группах, выполняют различные исследовательские и творческие задания.
Женские образы в рассказах Чехова.docx
Женские образы в рассказах Чехова
10 класс
Цели урока: продолжить работу по изучению творчества А. П. Чехова, развивать навык
сопоставительного анализа эпического произведения; воспитывать чувство
сопереживания.
Ход урока:
I Оргмомент. Деление на группы.
Каждый ученик получает карточку с
буквой (Ч, Е, Х, О, В). За столы садятся по пять
человек так, чтобы собралась фамилия писателя.
II Вступительное слово. Определение темы и
цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжаем
знакомство с миром великого А. П. Чехова.
Предметом нашего разговора будут рассказы, написанные Чеховым в 90годы ХIХ века:
«Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее», «Дама с собачкой». В этих рассказах нет общих
героев, сюжет и композиция также различны. Что же их объединяет?
Верно, каждом из этих рассказов автор создал удивительный женский образ,
узнаваемый не только современниками Чехова, но и нами, читателями ХХI века. Тема
нашего урока «Женские образы в рассказах Чехова».
Какова же цель сегодняшнего урока? Верно, сопоставить, сравнить рассказы и их
героинь. Чехов писал: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что
недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам». Мы и есть те самые
читатели, на которых рассчитывал Чехов. Мы выскажем своё мнение о рассказах,
охарактеризуем героинь, обсудим, встречаются ли сегодня героини чеховских рассказов,
то есть, говоря словами писателя, «подбавим субъективные элементы».
III Работа с записными книжками Чехова
А. П. Чехов всю жизнь вёл записные книжки. Иногда из этих небольших записей
рождались рассказы. И сейчас мы, прочитав несколько фраз из записных книжек Чехова,
попробуем предположить, заготовками каких рассказов они могли бы быть.
Аргументируйте своё предположение.
Воробьихе кажется, что её воробей не чирикает, а поёт очень хорошо.
Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, сколько нежности,
ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.
Изменившая жена – это большая холодная котлета, которую не хочется
трогать, потому что её уже держал в руках ктото другой.
Настоящий мужчина состоит из мужа и чина.
IV. Путешествие по рассказам. Стратегия «Трамвайная остановка». Переходя от стола к столу, группы оставляют свои записи по каждому рассказу. Все
постеры вывешиваются на доску.
V.Работа с рассказом «Анна на шее»
1 Выступление группы с постером по рассказу.
2 Как Чехов в этом рассказе показывает нам характер главной героини: сразу
говорит обо всех его особенностях или постепенно?
3 Иллюстрацией к какому эпизоду служит фрагмент из балета Валерия Гаврилина
«Анюта»? (звучит музыкальный фрагмент)
4 Что добавляет последняя сцена в характер героини?
VI. Работа с рассказом «Попрыгунья»
1 Выступление группы с постером по рассказу.
2 Исследовательская работа в группах.
Работа с иллюстрациями. Что хотели подчеркнуть художники?
Подтверждает ли Ольга Ивановна свою яркость и талантливость?
«Она считала всех дам, кроме актрис и портних, скучными и пошлыми». А сама?
Как автор добивается того, что с самого начала рассказа чувствуется драма,
хотя явно ничего не сказано?
VII. Работа с рассказом «Душечка»
1 Выступление группы с постером по рассказу.
2 Известный русский писатель очень любил «Душечку». В одном из писем Чехову
мы можем прочесть: «Ваша «Душечка» прелесть! … читал её четыре вечера
подряд вслух и говорит, что поумнел от этой вещи…» Кто же этот поклонник
«Душечки»?
В группах обсудите и выскажите своё предположение + 1 аргумент.
Лев Толстой говорит, что душечка, жена многих мужей, не изменяла своей
жизни, она принимает их, как лес зимой принимает человека на лыжах.
VIII. Работа с рассказом «Дама с собачкой»
1 Выступление группы с постером по рассказу.
2 Чем этот рассказ не похож на три других? Можно ли говорить, что это женский
рассказ?
3 Беседадискуссия. Счастливый или несчастливый финал рассказа.
4 Просмотр фрагмента фильма «Дама с собачкой» Удалось ли режиссёру И.
Хейфицу передать атмосферу рассказа языком кино? Какие удачные детали вы
могли бы отметить?
IХ. Рефлексия
О чём ты задумался сегодня на уроке?
Что сегодня на уроке было интересным?
Оцени свою работу. Почему ты ставишь себе такую оценку?
Х Заключительное слово
В завершении нашего сегодняшнего разговора давайте прочитаем ещё одну фразу
из записных книжек Чехова: «Мы все только говорим и читаем о любви, но сами мало любим». Сам А. П. Чехов не только говорил об этом, но и любил людей, был внимателен к
их проблемам, умел вовремя прийти на помощь. Мы тоже сегодня много говорили о
чувствах, о внимании, в котором нуждается каждый человек, о любви. Помните, что ваши
хорошие правильные слова не должны оставаться только словами, пусть вашу доброту,
вашу любовь почувствуют близкие люди, будьте внимательны, цените тех, кто рядом с
вами.
Домашнее задание: Письменное рецензирование «Какой из рассказов, какая героиня
вам понравились? Какой из рассказов, какая героиня вам не понравились?».
Женские образы в рассказах Чехова 10 класс
Женские образы в рассказах Чехова 10 класс
Женские образы в рассказах Чехова 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.