Технология
«Использование пособия
«живая» картинка
для развития речи
детей в I младшей группе»
Воспитатели: Горбатова Ю.С.
Васильева Т.А.
Речевое развитие детей раннего возраста по ФГОС
Речевое развитие - включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Задачи:
1) овладение речью как средством общения и культуры
2) обогащение активного словаря
3) развитие связной, грамматически правильной речи
4) развитие звуковой и интонационной культуры
Наглядность играет большую роль в обучении детей дошкольного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы зрительных чувств, средства наглядности способствуют более прочному усвоению знаний.
Многие ученые и педагоги рассматривали роль использования наглядных средств с дошкольниками, формирование у них образных представлений.
К. Д. Ушинский отмечал, что слова, не подкрепленные наглядностью, запоминаются детьми намного хуже, чем слова, зрительно связанные с картинками. Я. А. Коменский считал наглядность золотым правилом обучения. И. Г. Песталоцци возражал против неосмысленного запоминания сведений, и строил свою систему обучения на основе широкого применения наглядных методов и т.д.
Речевое развитие ребёнка раннего дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей. Взрослым необходимо интересно организовывать жизнь ребёнка, чтобы создавать потребность в речевой активности детей. Эту задачу с легкостью выполняет пособие «живые» картинки.
«Живые» картинки привлекают детей тем, что неожиданно меняют свой вид. Каждая «живая» картинка может служить для нескольких разных по содержанию занятий; можно менять отдельные эпизоды, произвольно сокращать и увеличивать количество действующих лиц, переносить элементы одного рассказа в другой. Обычная картина всех этих возможностей не дает.
Уникальность и ценность «живой» картинки заключается в том, что наглядность сочетается со словом и действием, это особенно значимо для развития маленького ребенка. Поэтому такие картинки особенно необходимы в раннем детстве, когда формируются высшие психические функции детей: восприятие, воображение, память, мышление, речь (формируется словарь, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь).
Впервые предложила и подробно описала методику работы с пособием «живая» картинка В. А. Петрова в книге «Занятия по развитию речи с детьми до трех лет» в 1970 г. Мы успешно применяем этот опыт в современных условиях, опираясь на содержание основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. В. А. Петрова предлагает несколько возможных вариантов игр - занятий по развитию речи детей до 3-х лет.
Значение «Живой Картинки» в развитии детей:
1. Речь
2. Память
3. Мышление
4. Воображение
5. Внимание
Игровые образовательные ситуации используются:
1. В совместно - организованной деятельности с детьми (во 2 половину дня):
- С подгруппой детей;
- Индивидуально.
2. Как часть занятия – мотивация, выполнение задания, малоподвижная игра, итог.
Методические приёмы, используемые в процессе
работы с «живой» картинкой
- Рассматривание
- Рассказ
- Художественное слово
- Дидактические упражнения
- Игра-имитация
- Загадывание загадок
- Поручение
- Действия и задания
- Вопросы
- Приём преднамеренных ошибок
- Пальчиковые игры
- Хоровые и индивидуальные ответы
- Речевое подражание
- Показ с называнием
- Подсказывание
нужного слова
«Живая» картинка оставляет значительный след в сознании детей, она активизирует не только деятельность мышления и речи, но и чувства. С помощью картины педагог формирует у детей различные знания. В зависимости от содержания картины и подобранных персонажей это может быть интерес и уважение к труду, любовь к животным, безопасность и т. д.
Формы работы с родителями
Примеры фона для изготовления «живой» картинки
Двор Луг
Лес Зима
Поле
Приложение 1
Игровая образовательная ситуация «Помоги найти маму»
Цель: расширять
круг представлений и ориентировку в окружающем детей, формировать умение
выделять величину предметов.
Программные задачи:
1. Формировать у детей умение различать и называть домашних животных и их
детёнышей, выделять величину предметов, отвечать на вопросы словом и
предложением.
2. Активизировать использование в речи детей прилагательных: большой,
маленький.
3. Воспитывать отзывчивость, желание помочь игровым персонажам (детенышам).
Материалы: плоскостные фигурки домашних животных и детенышей, пособие
«Живая картинка» - Двор, мольберт.
Ход игры
Воспитатель. – Дети, посмотрите какой красивый двор. Растут деревья,
зеленеет травка, а как много цветов. А как вы думаете, кто живет в этом дворе?»
(Ответы детей). Это двор бабушки Арины, у неё во дворе живут домашние животные
и их детеныши. Малыши бегали, резвились и потеряли своих мам. Давайте, мы им
поможем найти мам.
Воспитатель. Это кто там виляет хвостиком? (вставляет фигурку щенка).
Дети. Щенок.
Воспитатель. Читает:
Вот щеночек Жучка,
Хвостик закорючка,
Зубки острые, шерстка пестрая.
Щеночек тихо лает
Маму подзывает.
Воспитатель. Как зовут у щенка маму?
Дети.
Собака.
Воспитатель вставляет фигурку собаки.
Воспитатель. Собака большая, а щенок маленький. Он похож на маму, у него
есть уши, лапы, хвост – как у собаки, только маленькие. Саша, какая собака?
(большая), а щенок? (маленький).
Воспитатель. А кто это прибежал пушистый, маленький? (вставляет фигурку
котенка).
Дети. Это котенок.
Воспитатель. Как зовут маму у котенка?
Дети. Кошка.
Воспитатель. Помогите котенку позвать его маму кошку, а то он один очень
тихо мяукает. И мама его не слышит.
Дети помогают (мяу – мяу – мяу).
Воспитатель предлагает ребенку взять картинку кошки и вставить на
картинку.
Воспитатель.
Кошка большая, а котенок маленький. (Спрашивает нескольких детей).
Воспитатель показывает на картинку теленка и спрашивает: кто это?
Дети. Теленок.
Воспитатель. Читает:
На лугу телёнок скачет,
«Му-у-у» - кричит,
Но он не плачет,
Мать-коровушку зовёт.
Молоком поит она,
И телёнка, и тебя.
Воспитатель. Как у теленка зовут маму?
Дети. Корова.
Воспитатель. Читает:
Идет, идет корова
Длинные рога.
Где была корова?
Ходила на луга.
Подошла корова,
К дому своему.
Встала, замычала
Му! Му! Му!
Воспитатель предлагает ребенку вставить фигурку коровы.Воспитатель. Кто
это пришел?
Дети. Корова.
Воспитатель. Кто рядом с ней?
Дети. Это ее детеныш – теленок.
Воспитатель. Корова большая, а теленок маленький. У коровы рога – она
бодается. У теленка нет рожек, они еще не выросли (или у него еще очень
маленькие рожки). Корова – большая мычит громко, протяжно. Теленок тонко,
нежно.
Воспитатель. Показывает на фигурку жеребенка и спрашивает: кто это?
Дети. Жеребенок.
Воспитатель. Читает:
Выгнул шейку жеребёнок –
Сильной лошади ребёнок,
Только на копытца встал,
Вслед за мамой побежал.
Воспитатель. Как у жеребенка зовут маму?
Дети. Лошадь.
Воспитатель вставляет фигурку лошади.
Воспитатель. Кто это пришел?
Дети. Лошадь.
Воспитатель. Кто стоит рядом с лошадью?
Дети. Это ее детеныш – жеребенок.
Воспитатель. Лошадь большая, а жеребенок какой?
Дети. Маленький.
Воспитатель. Он похож на маму. У него тоже есть как у мамы копытца,
хвост, грива. Голос у лошади громкий, а у жеребенка тихий.
Воспитатель. Лошадь кричит громко (показывает). Дети повторяют(1-2
раза).
Воспитатель. Жеребенок кричит тихо (показывает). Дети повторяют(1-2
раза).
Воспитатель. Молодцы ребята, помогли малышам найти своих мам. Вот
видите, сколько животных живет во дворе у бабушки Арины. Давайте попрощаемся с
ними, пусть они дружно играют во дворе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.