МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
VI региональная экологическая научно-практическая
конференция школьников
Номинация: «Ландшафтная экология и геохимия»
Тема: «Учебно-опытный участок – живая лаборатория
под открытым небом»
Автор: Стрельниковa Дарья Сергеевна, МБОУ СОШ № 5 им.
объединение «Радуга творчества»
Руководители: Логинова Людмила Вольдемаровна, методист
Стрельникова Анна Александровна, педагог д/о
г. Георгиевск
Ставропольского края
2020 г.
“Мы все являемся частью природы, мы единое целое”
Описание проекта
В условиях дополнительного образования рассчитывать на материальную поддержку в финансировании дизайнерских решений в оформлении и благоустройстве территорий не приходится. Поэтому деятельность Центра туризма, экологии и краеведения планируется с параллельным развитием Программы деятельности трудовых бригад и модернизацией технологического образования детей и подростков в объединениях Центра.
Научить ребят вести себя грамотно, познакомить с разнообразием растительного мира помогает организованная работа на учебно-опытном участке. Знания, полученные на уроках биологии, хорошо закрепляются во время работы на учебно-опытном участке.
Работа на участке способствует экологическому, патриотическому, экономическому воспитанию учащихся, приобщает детей к земле, пониманию её красоты, окружающему миру. Ребёнок как бы становится активным субъектом своего развития, непосредственно участвуя в окружающей среде.
Целью работы на учебно-опытном участке является непосредственное участие в практической деятельности, совершенствование основ исследовательской и опытнической работы, привития экологической культуры учащимся, выявления и распространения опыта работы по эффективному использованию учебно-опытного участка.
Основные задачи:
развитие творческих способностей и устойчивого интереса учащихся к учебно-опытнической и практической работе;
формирование экологической культуры.
Сроки реализации:
работа на учебно-опытном участке выполнялась на протяжении 10 лет, а в 2018-2019 учебном году внесены изменения в благоустройство участка.
Заключительное итоговое мероприятие проводится
в августе 2019 года.
Ожидаемые результаты:
воспитание экологической культуры не только у участников проекта, но и жителей микрорайона, прилегающего к участку;
формирование активной жизненной позиции – осознание личной значимости в деле сохранения и улучшения окружающей природы;
создание эстетично-уютной зоны пришкольного участка в соответствии с нормами ландшафтного дизайна для использования в оздоровительных, воспитательных, образовательных видах деятельности.
Участники, партнеры проекта.
Участниками проекта являются педагоги, учащиеся объединений Центра и их родители, учащиеся общеобразовательных учреждений предлагая идеи, свое видение по направлениям работ. Они оказывают помощь в приобретении семенного и другого посадочного материала, сопровождают на экскурсиях, принимают активное участие в освещении промежуточных итогов.
Паспорт учебно-опытного участка Центра туризма, экологии и краеведения
Год организации – 01 февраля 2001 года
Размер учебно – опытного участка – 0, 25 га
Размер учебно-опытной теплицы – 240 м2
Количество учащихся, привлечённых к работе на участке – 205 человек.
Составление плана преобразования учебно-опытного участка позволило объединить усилия учащихся, педагогов и родителей по реализации намеченного.
Таблица
План мероприятий
№ п/п |
Название мероприятий
|
Сроки выполнения |
Организационный этап |
||
1 |
Проведение мониторинга экологического состояния территории УОУ |
1-ое полугодие 2018-2019 учебного года |
2 |
Социологический опрос среди учащихся, жителей города |
1-ое полугодие 2018 - 2019 учебного года |
3 |
Формирование коллектива единомышленников |
1-ое полугодие 2018 - 2019 учебного года |
4 |
Проведение конкурса «Назови проект» |
1-ое полугодие 2018-2019 учебного года |
5 |
Анализ организационного периода и оценка готовности к началу реализации проекта. |
февраль 2018
|
6 |
Старт конкурса «Аукцион идей» |
февраль 2018 |
Просветительский этап |
||
7 |
Конкурс рисунков и эскизов «УОУ моей мечты» |
Январь-февраль 2018 |
8 |
Викторина «Что растет в моем краю» |
Март 2018 |
9 |
Занятия по ландшафтному дизайну |
В течение всего периода |
10 |
Беседы и лекции по современным приемам озеленения |
2-ое полугодие 2018-2019 учебного года |
Практический этап |
||
11 |
Акция «Чистый двор» |
В течение всего периода |
12 |
Акция «Многолетнее растение для УОУ» |
март-апрель2018 |
13 |
Старт конкурса мини-проектов по благоустройству |
Февраль 2018 |
14 |
Создание и реализация мини-проекта "Классика в стиле ретро" |
Март 2018- август 2019 |
15 |
Создание и реализация мини-проекта "Космическая фантазия" |
Март 2018-август 2019 |
16 |
Создание мини-проекта "Азбука" |
Март 2018-август 2019 |
17 |
Создание и реализация мини-проекта "Средневековый замок" |
Март-август 2018 |
18 |
Создание и реализация мини-проекта "Обитатели морских глубин" |
Март 2018-сентябрь 2019 |
19 |
Создание и реализация мини-проекта "Вторая жизнь пластиковой бутылки" |
Март 2018-август 2019 |
20 |
Создание и реализация мини-проекта «Зеленый дом для растений» |
Март-август 2019 |
21 |
Создание и реализация мини-проекта «Живая вода» |
Март-август 2019 |
22. |
Создание клумбы PR – движение |
Май – август 2019 |
Этап подведения итогов |
||
22 |
Соцопрос, анкетирование учащихся, родителей, жителей |
Март, апрель, май 2019
|
23 |
Творческие отчеты |
Май 2019 |
24 |
Размещение информации о проекте на сайте Центра |
2-ое полугодие 2018-2019 учебного года |
25 |
Освещение в СМИ |
В течение всего периода |
При составлении проекта учитывалось, чтобы весь участок выглядел как единое целое. И поэтому при составлении проекта мы руководствовались следующими положениями: перегруженность участка большим числом цветников нежелательна, так как цветники нуждаются в постоянной заботе в течение всего вегетативного сезона, тогда как основная масса школьников летом разъезжается на каникулы и растения остаются без надлежащего ухода.
Необходимо было определить стиль, в котором будет оформлен наш участок. Суть идеи дизайнерского решения преобразования участка - гармоничное сочетание различных видов цветочного оформления (клумбы, рабатки, бордюры, партеры, миксбордеры, рокарии, розарии), самых разных и необычных растений, малых архитектурных форм, учитывая при этом гармонизацию с имеющимися элементами ландшафта.
Был проведен отбор растений с точки зрения их требований к условиям произрастания, совместимости, непрерывности цветения, безопасности для человека (отсутствие ядовитых, аллергенных растений).
При проектировании и выборе вариантов цветно-фактурного решения основной упор был сделан на зеленый, оранжевый цвет, а также присутствуют другие цвета самых разнообразных оттенков и тонов.
Для придания особой зрелищности по всем подотделам комплекса были высажены яркоцветущие, выразительные растения (тагетес, герань, нарцисс астурский, самшит, тюльпаны, гвоздика и т.д.)
Для создания оптимальных условий для роста и цветения растений проводится большая работа по улучшению почвы участка (родная почва – суглинок). На участок, отведенный под цветочно-декоративный комплекс, площадью 240 м2 (12м2*20м2) был привезен песок, перепревший навоз, вносился перепревший компост.
Для создания малых архитектурных форм, при оформлении центральной дорожки цветника были использованы такие материалы как: строительный отделочный камень, булыжник, галька, гравий, песок, цемент, битая декоративная плитка, дерево.
Свою декоративность цветочно-декоративный комплекс сохраняет с ранней весны и до первого снега. Для практических занятий детей созданы творческие площадки, где каждый учащийся может попробовать свои творческие силы при создании мини-клумб, рабаток, бордюров.
Учащиеся оформляют дневники опытнической работы.
Экологическая тропа
Одно из действенных форм экологического воспитания является экологическая тропа. Протяжность экологической тропы цветочно-декоративного комплекса составляет 0,2 км.
Цель создания экологической тропы – формировать экологическое мышление у учащихся и населения города.
Именно с этой целью на территории цветочно-декоративного комплекса была создана экологическая тропа, которая включает в себя семь станций: « «Первоцветы», «Душистая», «Лианы», «Розарий», «Среди деревьев и кустарников», «Творческая площадка «Радуга», «Лесная опушка».
Проводя экскурсию по экологической тропе, педагоги и учащиеся рассказывают не только о биологической значимости и декоративности, но и историю сохранения цветника, о роли зеленых насаждений в жизни каждого человека.
Создание экологической тропы в цветочно-декоративном комплексе способствует воспитанию экологического мышления не только у учащихся, а также всех посетителей цветника.
Дизайн - проект
Самые смелые творческие замыслы нашли свое воплощение в работах детей и их наставников, самые лучшие – гордость всего Центра, и созданы они с использованием доступного недорогого материала: строительный отделочный камень, булыжник, галька, гравий, песок, цемент, битая декоративный плитка, это: «Классика в стиле ретро», «Обитатели морских глубин», «Черепаха Тартила на прогулке», «Космическая фантазия», «Азбука», «Замок средневековья», «Мостик «Дамский каприз»,
На участке учащимися выполнены творческие проекты по созданию различных видов водоемов: «Аквасад» - это фонтан с живительными брызгами воды, два небольших водоема, заселенные водными растениями (лотос, водный гиацинт, циперус, пистия, сальвиния), и никогда не иссякающий «Сухой ручей», в котором воду имитируют окрашенная галька и тонко нарезанные полоски пластика.
Ежегодно на базе учебно-опытной теплицы работает профильный экологический лагерь для учащихся среднего школьного звена «Родничок».
В учреждении разработаны программы летнего лагеря. В лагере дети не только отдыхают, но и работают на УОУ и в теплице, проводят фенологические наблюдения, кратковременные экологические исследования.
На протяжении многих лет на базе учебно-опытной теплицы и учебно-опытного участка в летний период работает ученическая бригада из числа учащихся Центра и учащихся средних общеобразовательных школ.
Администрацией Центра туризма, экологии и краеведения ежегодно заключаются договоры с Центром занятости населения на организацию трудоустройства несовершеннолетних. Более 70% подростков, из числа тех, которые уже работали в ученической бригаде Центра, ежегодно изъявляют желание работать на учебно-опытном участке и в учебно-опытной теплице.
В бригаде трудится ежегодно от 10 до 15 старшеклассников. Силами ребят обрабатывается площадь учебно-опытного участка и учебно-опытной теплицы.
В период прохождения практики ребята приобретают навыки работы с сельхозинвентарём, учатся высаживать и пропалывать рассаду, проводить своевременный полив растений и рыхление почвы. Кроме этого, работа на учебно-опытном участке способствует физическому развитию детей, воспитанию трудовых навыков, сплочению коллектива.
За время работы бригады архитектура учебно-опытного участка изменяется до неузнаваемости: появляются альпийские горки, рабатки, реставрируются клумбы, высаживаются новые сорта цветочно-декоративных растений.
Мы по праву называем учебно-опытный участок добрым и красивым Домом. Добрым - потому что каждый в Доме может рассчитывать на понимание, поддержку и участие. Красивым – потому что территория участка благоустраивается совместным трудом детей и педагогов, становясь эстетичной с каждым годом.
Таким образом, мы хотим показать своим друзьям, одноклассникам, что изменить окружающую действительность можно своим трудом и стремлением создать без суеты Дом Добра и Красоты.
Учебно-опытный участок является «зеленым оазисом» среди «каменистых джунглей» архитектуры микрорайона. Включая каждый год новые элементы ландшафтного дизайна в участок, расширяя цветочно-декоративный отдел и обогащая видовой состав растений, мы повышаем уровень культуры не только учащихся центра и жителей микрорайона, но и учащихся общеобразовательных школ, которые часто приходят к нам на экскурсию.
Центру туризма, экологии и краеведения есть, чем удивить окружающих что рассказать и чему научить.
Анализируя работу УОУ, следует отметить, что поставленные задачи успешно реализуются. Все работы на участке направлены на создание условий для успешного формирования и обучения экологического мышления через взаимодействие с объектом живой природы.
Литература:
1. Андреев С., Баринов В. Аптека у нас дома. - М., Московский рабочий, 1983, 142 с.
2. Богданов П.Л. Дендрология. М., Лесная промышленность, 1974.- 239 с.
3. Борисенко Т.И. Кактусы. Справочник. - Киев, Наукова думка, 1986, 295 с.
4. Бородин И.И. Календарь посевных работ садовода – огородника. -Ростов на Дону. Феникс, 2003, 158 с.
5. Вакуленко В.В., Алейникова М. Т. Однолетние цветочные растения. - М., Издательство министерства сельского хозяйства, 1961, 258 с.
6. Вакуленко В.В., Труевцева М.Ф., Вакуленко Вл.В. Декоративное садоводство. - М., Просвещение, 1982, 126 с.
7. Ваницек К.Г. Улучшение древесных насаждений прививкой. - М., Россельхозиздат, 1966, 108 с.
8. Вергунов А.П., Горохов В.А. русские сады и парки. – М., Наука, 1988, 418 с.
9. Весенняя флора Кавказских минеральных Вод и ее охрана.- Пятигорск, 1994, 32 с.
10. Виноградов К.А., Земляницкий Л.Т. Уход за городскими насаждениями. - М., 1963, 90 с.
11. Ганичкина О. Все о любимых цветах. - С.-П. СЗКЭО «Кристалл», 2006, 205 с.
Приложение 1
Творческие работы учащихся
«Замок» «Дамский каприз»
«Обитатели морских глубин» «Космическая фантазия»
«Сухой ручей» «Водопад»
Подсолнечник Новые архитектурные формы
Трудовая бригада
Дом Добра и красоты
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.