Живая лаборатория УОУ
Оценка 4.7

Живая лаборатория УОУ

Оценка 4.7
doc
25.12.2020
Живая лаборатория УОУ
Стрельников УОУ живая лаборатория (1).doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 VI  региональная  экологическая  научно-практическая 

конференция  школьников

 

 

Номинация: «Ландшафтная  экология и геохимия»

 

 

 

Тема: «Учебно-опытный участок – живая лаборатория

   под открытым небом»

 

 

Автор: Стрельниковa Дарья Сергеевна, МБОУ СОШ № 5 им.

 

объединение «Радуга творчества»

 

 

Руководители:  Логинова Людмила Вольдемаровна, методист

Стрельникова Анна Александровна, педагог д/о

 

 

 

 

 

 

 

г. Георгиевск

Ставропольского края

2020 г.

 

 

 

 

 

 

 “Мы все являемся частью природы, мы единое целое”

Описание проекта

В условиях дополнительного образования рассчитывать на материальную поддержку в финансировании дизайнерских решений в оформлении и благоустройстве территорий не приходится. Поэтому деятельность Центра туризма, экологии и краеведения    планируется с параллельным   развитием Программы деятельности   трудовых бригад и модернизацией технологического образования детей и подростков в объединениях Центра.

Научить ребят вести себя грамотно, познакомить с разнообразием растительного мира помогает организованная работа на учебно-опытном участке.  Знания, полученные на уроках биологии, хорошо закрепляются во время работы на учебно-опытном участке.

Работа на  участке способствует экологическому, патриотическому, экономическому воспитанию учащихся, приобщает детей к земле, пониманию её красоты, окружающему миру. Ребёнок как бы становится активным субъектом своего развития, непосредственно  участвуя в окружающей среде.

Целью работы на учебно-опытном участке является  непосредственное участие в практической деятельности, совершенствование основ исследовательской и опытнической работы, привития  экологической культуры учащимся,  выявления и распространения опыта работы по эффективному использованию учебно-опытного участка.

Основные задачи: 

развитие творческих способностей и устойчивого интереса учащихся к учебно-опытнической и практической работе;

формирование экологической культуры.

Сроки реализации:

работа на учебно-опытном участке выполнялась на протяжении 10 лет, а в   2018-2019 учебном  году внесены  изменения в благоустройство участка.  

Заключительное итоговое мероприятие проводится

в августе 2019 года.

Ожидаемые результаты:

воспитание экологической культуры не только у участников проекта, но и жителей микрорайона, прилегающего к участку;

формирование активной жизненной позиции – осознание личной значимости в деле сохранения и улучшения окружающей природы;

создание эстетично-уютной зоны пришкольного участка в соответствии с нормами ландшафтного дизайна для использования в оздоровительных, воспитательных, образовательных видах деятельности.

            Участники, партнеры проекта.

Участниками проекта являются  педагоги, учащиеся объединений  Центра и их родители,  учащиеся общеобразовательных учреждений предлагая идеи, свое видение по направлениям работ. Они оказывают помощь в приобретении семенного и другого посадочного материала, сопровождают на экскурсиях, принимают активное участие в освещении промежуточных итогов.

Паспорт учебно-опытного участка  Центра туризма, экологии и краеведения

            Год организации – 01 февраля 2001 года

            Размер учебно – опытного участка – 0, 25 га

            Размер учебно-опытной теплицы – 240 м2

            Количество учащихся, привлечённых к работе  на участке – 205 человек.

Составление  плана преобразования учебно-опытного участка позволило  объединить усилия учащихся, педагогов и родителей по реализации намеченного.

 

Таблица   

План мероприятий

п/п

Название мероприятий 

 

Сроки выполнения      

Организационный этап  

1

Проведение мониторинга экологического состояния  территории УОУ

1-ое полугодие

2018-2019 учебного года  

2

Социологический опрос среди учащихся, жителей города

1-ое полугодие

2018 - 2019 учебного года  

3

Формирование коллектива единомышленников 

1-ое полугодие

2018 - 2019 учебного года  

4

Проведение конкурса «Назови проект»

1-ое полугодие

2018-2019 учебного года  

5

Анализ организационного периода и оценка готовности к началу реализации проекта.

февраль 2018

 

 

6

Старт конкурса  «Аукцион идей»

февраль 2018

Просветительский этап

7

Конкурс рисунков и эскизов «УОУ моей мечты»

Январь-февраль 2018

8

Викторина «Что растет в моем краю»

Март 2018

9

Занятия по  ландшафтному дизайну

В течение всего периода

10

Беседы и лекции по современным приемам озеленения

2-ое полугодие

2018-2019 учебного года  

Практический этап

11

Акция «Чистый двор»

В течение всего периода

12

Акция «Многолетнее растение для УОУ»

март-апрель2018

13

Старт конкурса  мини-проектов по благоустройству

Февраль 2018

14

Создание и реализация мини-проекта "Классика в стиле ретро"

Март 2018- август 2019

15

Создание и реализация мини-проекта "Космическая фантазия"

Март 2018-август 2019

16

Создание мини-проекта "Азбука"

Март 2018-август 2019

17

Создание и реализация мини-проекта "Средневековый замок"

Март-август 2018

18

Создание и реализация мини-проекта "Обитатели морских глубин"

Март 2018-сентябрь 2019

19

Создание и реализация мини-проекта "Вторая жизнь пластиковой бутылки"

Март 2018-август 2019

20

Создание и реализация мини-проекта «Зеленый дом для растений»

Март-август 2019

21

Создание и реализация мини-проекта «Живая вода»

Март-август 2019

22.

Создание клумбы  PR – движение

Май – август 2019

Этап подведения итогов

22

Соцопрос, анкетирование  учащихся, родителей, жителей

Март, апрель, май 2019

 

23

Творческие отчеты

Май 2019

24

Размещение информации о проекте на сайте Центра

2-ое полугодие

2018-2019 учебного года  

25

Освещение в СМИ

В течение всего периода

 

При составлении проекта    учитывалось, чтобы весь участок выглядел как единое целое. И поэтому при составлении проекта мы руководствовались следующими положениями: перегруженность участка большим числом цветников нежелательна, так как цветники нуждаются в постоянной заботе в течение всего вегетативного сезона, тогда как основная масса школьников летом разъезжается на каникулы и растения  остаются без надлежащего ухода.

Необходимо было  определить стиль, в котором будет оформлен наш участок. Суть идеи дизайнерского решения преобразования участка - гармоничное сочетание различных видов цветочного оформления (клумбы, рабатки, бордюры, партеры, миксбордеры, рокарии, розарии), самых разных и необычных растений, малых архитектурных форм, учитывая при этом  гармонизацию с имеющимися элементами ландшафта.

Был проведен  отбор растений с точки зрения их требований к условиям произрастания, совместимости, непрерывности цветения, безопасности для человека (отсутствие ядовитых, аллергенных растений).

      При проектировании и выборе вариантов цветно-фактурного решения основной упор был сделан на зеленый, оранжевый  цвет, а также       присутствуют  другие цвета  самых разнообразных оттенков и тонов. 

       Для придания особой зрелищности по всем подотделам комплекса были высажены яркоцветущие, выразительные  растения (тагетес, герань, нарцисс астурский, самшит, тюльпаны, гвоздика  и т.д.)  

       Для создания оптимальных условий для роста и цветения растений      проводится большая работа по улучшению почвы участка (родная почва – суглинок). На участок, отведенный под цветочно-декоративный комплекс, площадью 240 м2 (12м2*20м2) был  привезен    песок,   перепревший навоз,  вносился перепревший компост.

Для создания малых архитектурных форм, при оформлении центральной дорожки цветника были использованы такие материалы как: строительный отделочный камень, булыжник, галька, гравий, песок, цемент, битая декоративная плитка, дерево.

Свою декоративность цветочно-декоративный комплекс  сохраняет с ранней весны и до первого снега. Для практических занятий  детей      созданы творческие площадки, где каждый учащийся может попробовать свои творческие силы при создании мини-клумб, рабаток, бордюров.       

 Учащиеся оформляют     дневники опытнической работы.

Экологическая  тропа

Одно из действенных форм экологического воспитания является экологическая тропа. Протяжность экологической тропы цветочно-декоративного комплекса составляет 0,2 км.

            Цель создания экологической тропы – формировать экологическое мышление у учащихся и населения города.

          Именно с этой целью  на территории цветочно-декоративного комплекса   была создана экологическая тропа, которая включает в себя семь станций: « «Первоцветы»,   «Душистая», «Лианы»,  «Розарий»,  «Среди деревьев и кустарников», «Творческая площадка «Радуга», «Лесная опушка».       

            Проводя экскурсию по экологической  тропе, педагоги и учащиеся рассказывают не только о биологической значимости и декоративности, но и  историю сохранения цветника, о роли зеленых насаждений в жизни каждого человека.

            Создание экологической тропы в цветочно-декоративном комплексе   способствует воспитанию экологического мышления не только у учащихся, а также всех посетителей цветника.

 Дизайн - проект                                          

Самые смелые творческие замыслы нашли свое воплощение в работах детей и их наставников, самые лучшие – гордость всего Центра, и созданы они с использованием доступного недорогого материала:  строительный отделочный камень, булыжник, галька, гравий, песок, цемент, битая декоративный плитка, это:  «Классика в стиле ретро», «Обитатели морских глубин», «Черепаха Тартила на прогулке»,  «Космическая фантазия», «Азбука», «Замок средневековья», «Мостик «Дамский каприз»,  

На участке учащимися выполнены творческие проекты  по созданию различных видов водоемов: «Аквасад» - это фонтан с живительными брызгами воды, два небольших водоема, заселенные водными растениями (лотос,  водный гиацинт, циперус, пистия, сальвиния), и никогда не иссякающий «Сухой ручей», в котором воду имитируют окрашенная галька и тонко нарезанные полоски пластика.  

 Ежегодно на базе учебно-опытной теплицы работает профильный экологический лагерь для учащихся среднего школьного звена «Родничок».

          В учреждении разработаны программы летнего лагеря.   В лагере дети не только отдыхают, но и работают на УОУ и в теплице, проводят фенологические наблюдения, кратковременные экологические исследования.

  На протяжении многих лет  на базе учебно-опытной теплицы и учебно-опытного участка     в летний период работает  ученическая   бригада из числа учащихся Центра  и учащихся средних общеобразовательных школ. 

 Администрацией  Центра туризма, экологии и краеведения ежегодно заключаются договоры  с    Центром   занятости населения на организацию трудоустройства несовершеннолетних.    Более 70% подростков, из числа тех, которые уже работали   в ученической бригаде Центра, ежегодно изъявляют желание работать на учебно-опытном  участке и в учебно-опытной теплице. 

 В бригаде трудится ежегодно от 10 до  15  старшеклассников.    Силами ребят обрабатывается  площадь учебно-опытного участка    и  учебно-опытной  теплицы.

 В период прохождения   практики ребята приобретают навыки работы  с  сельхозинвентарём, учатся высаживать и пропалывать   рассаду, проводить своевременный полив растений и рыхление почвы.  Кроме этого, работа на учебно-опытном участке способствует физическому  развитию детей, воспитанию трудовых навыков, сплочению   коллектива.

 За время работы   бригады   архитектура учебно-опытного участка изменяется до неузнаваемости: появляются альпийские горки, рабатки, реставрируются клумбы, высаживаются  новые сорта цветочно-декоративных растений.       

             Мы по праву называем учебно-опытный участок добрым и красивым Домом. Добрым - потому что каждый в Доме может рассчитывать на понимание, поддержку и участие. Красивым – потому что   территория участка  благоустраивается совместным трудом детей и педагогов, становясь эстетичной с каждым годом.

             Таким образом, мы хотим показать своим  друзьям, одноклассникам, что изменить окружающую действительность можно своим трудом и стремлением  создать без суеты Дом Добра и Красоты. 

  Учебно-опытный участок является «зеленым оазисом» среди «каменистых джунглей» архитектуры микрорайона. Включая каждый год новые элементы ландшафтного дизайна в участок, расширяя цветочно-декоративный отдел и обогащая видовой состав растений, мы повышаем уровень культуры не только учащихся центра и жителей микрорайона, но и учащихся общеобразовательных школ, которые часто приходят к нам на экскурсию.        

Центру туризма, экологии и краеведения есть, чем удивить окружающих что рассказать и чему научить.  

 Анализируя работу   УОУ, следует отметить, что поставленные задачи успешно реализуются. Все работы на участке   направлены на создание условий для успешного формирования и обучения экологического мышления через взаимодействие с объектом живой природы.                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.       Андреев С., Баринов В. Аптека у нас дома. - М., Московский рабочий, 1983,  142 с.

2.      Богданов П.Л. Дендрология. М., Лесная промышленность, 1974.- 239 с.

3.      Борисенко Т.И. Кактусы. Справочник. - Киев, Наукова думка, 1986, 295 с.

4.      Бородин И.И. Календарь посевных работ садовода – огородника. -Ростов  на  Дону. Феникс, 2003, 158 с.

5.      Вакуленко В.В., Алейникова М. Т. Однолетние цветочные растения. - М., Издательство министерства сельского хозяйства, 1961, 258 с.

6.      Вакуленко В.В., Труевцева М.Ф., Вакуленко Вл.В. Декоративное садоводство. - М., Просвещение, 1982, 126 с.

7.      Ваницек К.Г. Улучшение древесных насаждений прививкой. - М., Россельхозиздат, 1966, 108 с.

8.      Вергунов А.П., Горохов В.А. русские сады и парки. – М., Наука, 1988, 418 с.

9.      Весенняя флора Кавказских минеральных Вод и ее охрана.- Пятигорск, 1994, 32 с.

10.  Виноградов К.А., Земляницкий Л.Т. Уход за городскими насаждениями. -  М., 1963, 90 с.

11.  Ганичкина О. Все о любимых цветах. - С.-П. СЗКЭО «Кристалл», 2006,  205 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Творческие работы учащихся

 

                

 

            «Замок»                                                      «Дамский каприз»

 

          

 

        «Обитатели морских глубин»                          «Космическая  фантазия»

 

 

            

 

                      «Сухой ручей»                                                           «Водопад»

 

    

 

             Подсолнечник                                                     Новые архитектурные формы

      

 

Трудовая бригада

         

 

Дом Добра и красоты

                  


МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

Мы все являемся частью природы, мы единое целое”

Мы все являемся частью природы, мы единое целое”

Таблица План мероприятий № п/п

Таблица План мероприятий № п/п

Этап подведения итогов 22

Этап подведения итогов 22

Проводя экскурсию по экологической тропе, педагоги и учащиеся рассказывают не только о биологической значимости и декоративности, но и историю сохранения цветника, о роли зеленых насаждений…

Проводя экскурсию по экологической тропе, педагоги и учащиеся рассказывают не только о биологической значимости и декоративности, но и историю сохранения цветника, о роли зеленых насаждений…

Центру туризма, экологии и краеведения есть, чем удивить окружающих что рассказать и чему научить

Центру туризма, экологии и краеведения есть, чем удивить окружающих что рассказать и чему научить

Литература: 1. Андреев

Литература: 1. Андреев

Приложение 1 Творческие работы учащихся «Замок» «Дамский каприз» «

Приложение 1 Творческие работы учащихся «Замок» «Дамский каприз» «

Подсолнечник

Подсолнечник
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2020