«Животное – живое существо»

  • docx
  • 24.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала окружающий мир 5.docx

 «Животное – живое существо»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: знакомство с понятием «животное – живое существо» формирование представлений о животных, что любое животное дышит, питается, передвигается, спит, строит жилье, даёт потомство.

Задачи:

Дидактическая: познакомить с особенностями живого организма

Развивающая: развивать наблюдательность, внимательность.

Воспитательная: воспитывать бережного отношение к природе

Планируемые результаты:

Предметные:

-       раскрыть понятия «животное – живое существо»;

-       формировать умение узнавать и называть животных на рисунках учебника;

-       формировать умение приводить примеры животных разных групп;

-       уметь классифицировать животных по изученным признакам;

Метапредметные:

Познавательные:

-       умение искать необходимую информацию из учебника;

-       умение выделять существенный признак изучаемого объекта;

-       делать выводы на основе обобщения умозаключений.

Регулятивные:

-       самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения с классом;

-       обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-       уметь оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные:

-       умение оформлять свои мысли в устной форме;

-       высказывать свою точку зрения, уметь ее аргументировать;

-       слушать других, принимать их точку зрения, быть готовым изменить свою.

Личностные:

-       принятие и освоение роли обучающегося;

-       готовность к обучению, положительное отношение к окружающему миру;

-       проявлять интерес к познавательной деятельности.

Методы: наглядный, практический, словесный

Оборудование: экран, компьютер, медиапроектор, учебник по окружающему миру 1 класс, 2 часть (Н.Ф. Виноградова)


 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг природа!

- Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем знакомиться с его тайнами.

 

 

 

Настрой на работу на уроке

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация знаний в пробном учебном действии

- На прошлом уроке мы узнали о жизни земноводных весной.

-Итак, давайте вспомним «Что сначала, что потом?».

Слайд 2: лягушонок, головастик, икра.

Слайд 4: утята, утка, яйца

 

 

 

Вспоминают пройденную тему

 

 

-икра, головастик, лягушонок

-утка, яйца, утята

3. Выявление места и причины затруднения

- В начале урока я буду загадывать вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.

1. Сок из цветов она берет

И в сотах копит сладкий мед.

2. Кто на ёлке, на суку

Счет ведет “Ку-ку - ку-ку”.

3. Ходит по лесу Портной

Сто иголок за спиной.

4. Она, как змейка,

В траве мелькает, хвостом виляет.

Хвост оборвет –

Другой наживет.

5. У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

-Послушайте еще раз отгадки: пчела, кукушка, еж, ящерица, рыба. Назовите отгадки, одним словом.

-Кто догадался, какова тема урока?

-Тема урока: “Животное – живое существо”.

 

 

 

 

 

Пчела

 

Кукушка

 

Ёж

 

 

 

Ящерица

 

Рыба

 

Животные

 

Животные

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Ребята, а давайте, опираясь на тему нашего урока, попробуем сформулировать цель? Что будем делать на уроке?

-Как понимаете смысл слова “Существо”?

-Раз существует, значит, живет: дышит, питается, производит потомство, передвигается.

- Слово «существо» произошло от слова «существует», то есть живёт.  А что значит живёт?

Учитель демонстрирует опорную схему

 

 

 

Изучить всё о животных

 

 

Существует, живет

 

 

 

 

-Значит, животное дышит, передвигается, питается, выводит потомство

5. Реализация построенного проекта

- Откроем учебник на странице 85-86. Рассмотрим с вами иллюстрации.

- Давайте сделаем вывод, почему же животное – это живое существо?

- А сейчас немного поиграем. Игра называется «Закончи предложение». Я буду читать вам начало предложения, а вы должны продолжить его.

1. Животные живут… (на земле, под землей, в воде, в небе)

2. Животные добывают… (пищу)

3. Взрослые животные заботятся…  (о потомстве)

4. Животные строят… (жилища)

- Итак, какой же сделаем вывод?

- Животные такие же живые существа, как и мы с вами. Мы все являемся частью этого мира. Но представьте, что на Земле исчезли все живые существа: растения, птицы, звери. Ни запаха цветов, ни шума лесов, ни пения птиц. Что осталось?  Голая Земля, камни, песок, ветер….

- Разве смог бы человек жить на голой Земле?

- Что даёт человеку живая природа? Обратимся к иллюстрациям на странице 87.

- В природе нет ничего лишнего, природе нужны все! Человек зависит от природы. Она его кормит, греет, даёт возможность отдыхать, питаемся хлебом, фруктами, овощами, лес нас обогревает и цветы украшают нашу жизнь.

Чтение текста на стр. 87.

- Ребята, зачем человек охраняет природу?

- Всегда ли человек относится к природе с уважением, пониманием, бережливостью?

- Сейчас мы с вами поработаем в группах. Попытайтесь определить, какие из животных на карточках являются редкими?

- Проверьте, правильно ли вы определили редких животных по эталону на слайде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На земле, под землей, в воде, в небе

 

Пищу

О потомстве

 

Жилища

Животные – живые существа

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

Нет

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Физкультминутка

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Раз, два надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто – то зайку напугал –

Зайка прыг – и убежал.

- Я сегодня вам хочу рассказать о Красной книге. Это книга о животных, которым грозит опасность исчезновения. Ведь много птиц, животных истребили сами люди.  Но потом люди поняли, если не помочь природе, животные будут гибнуть всё больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили Красную книгу. Красный цвет – это цвет опасности, означает “стоп, не губи”. Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.

- Животные, которых вы отметили на карточках, действительно являются редкими. Они входят в Красную книгу.

- Выхухоль - млекопитающее семейства кротовых. Это редкий вид, занесенный в Красную книгу. К такому плачевному положению выхухоли в России привели такие факторы как: вырубка лесов, загрязнение водоёмов, где обитают животные, строительство плотин и дамб, а также застройка на берегах водоёмов, создание водохранилищ, выпас скота вблизи водоёмов.

- Змееяд - хищная птица семейства ястребиных. Очень редкий исчезающий вид птиц, занесён в Красную книгу. Причиной этому стала вырубка лесов, браконьерство, уменьшение числа рептилий – основной пищи змееяда.

- Обыкновенная медянка – вид неядовитых змей семейства ужеобразных.. Во многих местах медянку ошибочно считают ядовитой змеёй и убивают при первой встрече. Это стало причиной снижения численности данного вида.

- Перелистните на с.88 – 89 и запомните этих животных.

 

 

 

 

Дети выполняют физкультминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают учителя

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- И сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Прочитайте правила на карточках и подчеркните те, которые относятся к охране животных.

- Проверьте себя по эталону на слайде. (Слайд №10)

- Молодцы, давайте же соблюдать все правила для того, чтобы сохранить её такой же красивой и удивительной.

 

 

 

 

Самостоятельное выполнение задания

8. Включение в систему знаний и повторение

- А сейчас мы с вами поиграем и вспомним виды животных. Я буду читать вам описание, а ваша задача отгадать, о каком виде идёт речь.

1. Имеют шесть ног. Живут везде: на воде и под водой, на земле и под землей, в густой траве.

2. У них вместо ног плавники. Тело покрыто чешуёй. Потомство выводят из икринок.

3. Имеют четыре ноги. Тело покрыто шерстью. Детенышей вскармливают молоком.

4. Имеют две ноги. Тело покрыто перьями. Потомство выводят из яиц.

 

 

 

 

 

 

 

Насекомые

 

 

Рыбы

 

 

Звери

 

 

Птицы

9. Рефлексия (итог урока)

- Ребята, пришло время подводить итоги урока.

- Какова была тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы ставили сегодня на урок? Добились ли мы поставленных целей?

- Можем ли мы жить без природы?

- Какие правила нужно помнить, чтобы сберечь природу?

- Оцените свою работу на уроке. Если вам урок понравился, вы узнали много нового и готовы поделиться этими знаниями с другими, раскрасьте листву дерева зелёным цветом. Если урок вам понравился, но ничего нового вы не узнали, закрасьте листву дерева жёлтым цветом. А если урок вам не понравился, вам было скучно, и ничего нового вы не узнали, закрасьте листву красным цветом.

 

 

 

Животное – живое существо

 

Да

 

 

Ответы детей

 

Ответы детей