Жизнь экосистемы

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – Показать, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, что в экосистеме всегда идёт круговорот веществ.  Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.  Приводить примеры живых организмов разных профессий. – Называть, из чего состоит экосистема. Оборудование: иллюстрации различных экосистем, плакат «Жизнь экосистемы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Иконка файла материала konsp_okr_3kl_ur11_+.doc
Окружающий мир (3­й класс) Урок 11.  Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  Тема: Жизнь экосистемы Цели: – Показать, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, что в экосистеме всегда идёт  круговорот веществ.  Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.  Приводить примеры живых организмов разных профессий. – Называть, из чего состоит экосистема. Оборудование: иллюстрации различных экосистем, плакат «Жизнь экосистемы» из комплекта «Наглядные материалы  по окружающему миру для 3­го класса». Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной   3 3 – Ребята, где живёт большинство живых организмов? (Большинство живых  организмов живёт на пересечении трёх сред: водной, воздушной, наземной; в  биосфере). – А вот на этих иллюстрациях представлены различные экосистемы. Что можно  Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из схем, иллюстраций,  текстов. © ООО «Баласс», 2013проблемы. . Совместное  ΙΙ открытие знаний.  сказать о многообразии жизни? (В этих экосистемах жизнь так же многообразна.  Приводят примеры организмов.) – Какой у вас возникает вопрос? (Где же все­таки живут растения и животные: в  экосистемах или в биосфере?) – Какие знания понадобятся нам сегодня на уроке? – Давайте ответим на вопросы на с. 40 учебника. – Давайте составим план урока. Составляется план на основе вопросов учебника. План (примерный) 3 – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? 4 5 7 3 3 Работа в учебнике. – Какие части биосферы можно выделить на представленных рисунках  экосистем? (Живые организмы, оболочки: атмосфера, гидросфера, литосфера.) – Можно ли в биосфере выделить экосистемы? Приведите примеры, для этого  вспомните задание 1 из рабочей тетради к теме 5. (Да, в биосфере можно  выделить экосистемы, например, морская, лесная, почвенная.) – Как вы думаете, какая связь существует между экосистемами в биосфере?  Прочитайте диалог наших героев на с. 40. (Экосистемы связаны большим  круговоротом веществ в биосферу.) – Ребята у меня на карточках написаны названия живых организмов (комар,  2. Представлять  информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. © ООО «Баласс», 2013таракан, мышь). Давайте поиграем в игру «Что бы было, если бы не было…»  Высказывают свои мнения. – Сколько разных мнений вы представили! Какой у вас возникает вопрос? Все ли  живые организмы нужны? (Можно ли в экосистеме организмы делить на полезные и вредные?) – Что необходимо для поддержания порядка в экосистеме? (Обитатели  экосистемы приспособились жить совместно.) – Обратим внимание на части живой природы в экосистеме. Как они  взаимодействуют друг с другом? Поэтому все обитающие в экосистеме живые  организмы разных «профессий» называют сообществом. Что обозначает это  слово? (Жизнь сообща.) – В чём проявляется их общее взаимодействие? (Организмы помогают друг  другу.) Работа по учебнику. – Задание 2, с. 41. Что странное заметили в этом задании? Давайте внимательно  посмотрим, что получается: растения питаются микробами?  Высказывают мнения, кто кем питается. Зелёные стрелки как раз и  показывают, кто кем питается. Растения не питаются микробами, они  впитывают из почвы минеральные вещества, которые в ней оказались после  того, как разрушители переработают мёртвые организмы. Это показано  коричневой стрелкой. – В тексте после задания найдите, как называются цепочки из живых организмов.  (Это цепи питания.) – Давайте пройдём по цепочке по стрелкам. Что заметили? Какой можно  4. Умение работать в паре и в группах. Личностные  результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. © ООО «Баласс», 2013сделать вывод? (Организмы участвуют в круговороте веществ, он замкнут.) – Выполните задание к рисунку на с. 42. – Сколько раз могут быть использованы частицы вещества в экосистеме? Они  пропадают? А что с ними происходит? (Вещества не пропадают, они изменяются.  Вещества используются несколько раз, так как в экосистеме существует  круговорот веществ, они передаются по кругу.) – Давайте подведём итог наших рассуждений. Как ответить на возникший у нас в  начале урока вопрос? (Живые организмы образуют в природе сообщества.  Организмы разных «профессий» поддерживают в экосистеме круговорот. Таким  образом в природе поддерживается порядок.) – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? 2 1  Работа в учебнике. – Ответьте на вопросы на с. 43. – Выполните любые два задания из рабочей тетради. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.  Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. © ООО «Баласс», 20134. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. ТОУУ VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. Чтение текста темы 10. Выполнение заданий из рабочей тетради на выбор из  предложенных учителем. – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили?   © ООО «Баласс», 2013