Жизнь первобытных людей
Оценка 4.9

Жизнь первобытных людей

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
5 кл
01.10.2018
Жизнь первобытных людей
Предмет: история Древнего мира Класс: 5 Тип урока: общеметодологической направленности урок развивающего контроля Технологии: здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, проектной деятельности. Метод реконструкции способов производства орудий труда. Оборудование: 1. Карта 2. Пректные работы “Первобытные охотники” ”Первобытные художники” 3. макеты: орудия труда, жилища, одежда рисунки первобытных людей…Предмет: история Древнего мира Класс: 5 Тип урока: общеметодологической направленности урок развивающего контроля
Жизнь первобытных людей.doc
Повторительно – обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей» технологическая карта урока  Ф. И. О. педагога: Карпенко А.А.   Предмет: история Древнего мира  Класс: 5 Тип урока:  общеметодологической направленности урок развивающего контроля        Цели: обобщение, систематизация  знаний  учащихся по теме «Жизнь первобытных людей». Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ усвоения периода первобытности. Задачи урока:  Развивающая:  развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие. Образовательная:  проверить у учащихся усвоение  знаний, умений и навыков.  Воспитательная:  формировать у учащихся научное мировоззрение и  устойчивый интерес к истории Древнего, нравственные качества личности. Планируемые результаты:  предметные: овладеть целостными представлениями об историческом пути первобытных людей; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности древних людей; формулировать собственные взгляды.  Метапредметные   УУД:  самостоятельно   организовывать  учебное   взаимодействие   в   группе;   определять   собственные   отношения   к первобытности; формулировать свою точку зрения; слышать и слушать друг друга; точно и полно формулировать свои мысли  в соответствии с задачами коммуникации; объяснять исторические явления, процессы, давать определение понятий, анализировать ,сравнивать, обобщать явления. 1 Личностные   УУД:  обрести   мотивацию   к   изучению   нового   материала,   осознавать   важность   изучения   истории;   решать   проблемные   и развивающие задачи.  Оборудование: проектные работы учащихся по теме: «Жизнь первобытных людей»  Тема  Урока  Тип  урока Технологии Решаемые  проблемы Виды  деятельности  (элементы  Предметные  результаты Метапредметны е  УУД Личностные  УУД 2 «Ж и з н ь    первобытн ых людей» Урок  разви­ вающего  контроля .  Повтори тельно­ обобщаю щий Здоровьесбережения,  личностно­ ориентированного  обучения, развивающего  обучения, проектной  деятельности. Метод  реконструкции способов  производства орудий  труда.  Оборудование: 1.Карта 2.Пректные работы “Первобытные охотники”  ”Первобытные  художники”  3.макеты: орудия труда,   жилища, одежда рисунки   первобытных людей… Почему ученые утверждают,  что  первобытный  мир — это шаг вперед  человечества?  Основополага ющий вопрос:  Какие  изобретения  первобытных  людей  используем в  наше время (в  21 веке)? содержания.  Контроль) Формирование у  учащихся  деятельностных  способностей и  способностей к  структурирован ию изученного  материала;  индивидуальная  и групповая  работа, самооценка,  взаимооценка,  рефлексия. Научиться  овладевать  целостным  представление м об  историческом  пути  первобытных  людей;  расширять  опыт  оценочной  деятельности  на основе осмысления  жизни и  деяний  древних  людей;  формулироват ь собственные  гипотезы по  дискуссионны м вопросам  истории.  Овладеть  основными  Коммуникативн ые:  самостоятельно  организовывать  учебное  взаимодействие в  группе; в  дискуссии уметь  выдвинуть  аргументы и  контраргументы. Регулятивные:  осознавать самого себя как  движущую силу  своего научения;  формировать  способность к  мобилизации сил  и энергии, к  волевому усилию  — выбору в  ситуации  мотивационного  конфликта — и к  преодолению  Формировани е навыков  осознанного  выбора  наиболее  эффективног о способа  решения  задач. 3 понятиями:  родовая  община,  соседская  община,  религиозные  верования,  неравенство,  неолитическая  революция. препятствий.  Познавательные: объяснять  исторические  явления,  процессы, связи и  отношения;  выявляемые в  ходе  исследования  Структура урока Этап урока, Задачи этапа Методы, приемы время этапа Организационный Настроить  учащихся на  работу обучения Словесный. Слово  учителя Формы учебного взаимодействия Деятельность педагога Деятельность обучающихся Формируемые УУД и предметные действия Фронтальная 1. Приветствует  учащихся. 1. Приветствуют  учителя. 2.Проверяет  готовность к уроку. 2. Организуют свое  рабочее место 3. Даёт целевую  установку: Поднять ! – усвоил. ? – остались вопросы) Поставить на полях  знаки ! – усвоил. ? –  остались вопросы Приветствуют учителя Проверяют рабочее  место. Быстрое включение в  деловой ритм 4 Мотивационно­ целевой этап (1 минута) Игровой момент создать условия  для   включения в  деятельность  («хочу»); актуализировать  требования к  ученику со  стороны учебной деятельности  («надо»); установить  тематические  рамки учебной  деятельности («могу»). Установка на  самооценку и  взаимооценку Вводное слово  учителя.: нам,  современным людям, трудно представить  образ жизни и  мыслей  первобытного  человека, ведь от тех далёких времён до  нас дошло слишком  мало исторических  источников, причём  они  преимущественно  вещественные. Но  сегодня мы можем  поработать, как  настоящие историки­ путешественники.  Мы должны по  результатам  проектной  Оцени свой ответ в  конце урока, рядом  оценка товарища,  потом оценка  учителя  (цветовая  гамма карандашом) Слушают   стихотворение и  определяют о ком  пойдёт речь на   уроке? Появился в Африке Древний человек. Небольшого роста, С некрупной головой, Проходя по  джунглям Он не спешил домой. Жил герой наш в  стаде, Где каждый за себя. Кто он? Обезьяна? А может человек? Никто не знал ответа В тот далекий век. О ком пойдет речь на уроке и на какие  вопросы мы будем  искать ответ? 5 Актуализация   опорных знаний (5  минут) Вызвать  познавательный  интерес к  проблеме подготовка  мышления  учащихся и  организация  осознания ими  внутренней  потребности к  построению  нового способа  действий. «вспомнить»,  «подумать», деятельности  восстановить образ  жизни первобытных  людей. Неоконченные  предложения Индивидуальная  и фронтальная,  устная работа  учащихся 1.Опрашивает  учащихся по ранее  изученному  материалу.  1.Отвечают на  вопросы учителя:  Познавательные УУД: воспроизводить знания  в устной форме Ассоциативный  ряд. В пятом классе вы   приступили к  изучению курса…. Наиболее ранний  период в истории  человечества  называется…….  Каменный век,  древнекаменного  века, палео, лит  Мезо, средний,  каменный  Ново, нео, лит.  Ученые так  разделили каменный  «История Древнего  мира»).  Коммуникативные  УУД: (каменным веком)  палеолит мезолит неолит в каждый из периодов человек изобретал  новые и  совершенствовал уже известные приемы  обработки камня и  изготовления орудий, участвовать в  коллективном  обсуждении проблемы,  интересоваться чужим  мнением и высказывать свое собственное Регулятивные УУД: определять цели  учебной деятельности 6 век не случайно:  Несколько уроков  мы с вами изучали  жизнь…..  Этот период времени ученые называют…..  2.  По  рисункам  определите тему  урока.  На машине времени  мы попали в период  каменного века.  Какова цель нашего  путешествия? Теперь нам придется жить  жизнью  первобытного  человека. Выдвигает проблему. Итак: Почему  ученые  утверждают, что  расширялся круг его  хозяйственных  занятий, менялась и  природная  обстановка. (древнейших людей) первобытностью).    2. Определяют тему: «Жизнь первобытных людей», цель урока, Повторить шаги  развития  первобытного  человека, выжить в  суровых условиях  первобытности  доказать, что  первобытный мир —  это шаг вперед  человечества  (на доске оформлена 7 Приём   «Фантастическая  добавка» Поисково­ исследовательский  этап (15 минут) Интеллектуальная  разминка или  простой опрос(по  базовым вопросам) Вопросы учителя: Обеспечить  применение  полученных  знаний для  объяснения  новых фактов,  доказательства  своей точки  зрения первобытный мир  — это шаг вперед  человечества? Что  используем из  изобретений  человека  первобытного? Фронтальная,  индивидуальная  парная. 1. Кого называют  ученные­историки  первобытными  людьми? Где, когда, по 2. предположению  археологов, жили  древнейшие люди? 3 Задание: покажите  по карте  территорию, которая служила прародиной  человечества. 4. назовите  древнейших людей и  опишите внешний  облик древнейших  людей. проблема и  основопологающий  вопрос) Оценивают знания !  или ? 1.(Первобытными  называли людей ,  живших до  изобретения  письменности,  больших городов и  государств).  (Восточная  3. Африка. Более  двух  миллионов лет  назад.) Австралопитек Познавательные УУД: искать и выделять  необходимую  информацию; отвечать на вопросы,  ориентироваться по  карте;структурировать  знания; строить логическую  цепь рассуждений,  доказывать; формулировать  вопросы формулировать выводы 8 Физминутка под  песню  первобытного  человека Согласен ­ не  согласен. Групповая,  выбираем от  каждой группы  эксперта Проект (20 минут) Обсуждение и  решение  проблем Организовать  поиск решения  проблемы. Обеспечить  применение  полученных  знаний на  практике 5. Назовите главное  отличие древнейших  людей от животных. Давайте  представим, что мы с вами – не 5А класс, а группа первобытных  людей,  проживающих в  Восточной Африке  более двух  миллионов лет назад. (1 ряд  австралопитек. 2  ряд­ умелый, 3 ряд­ разумный) Умелый. Разумный  (неандерталец.  Краманьонец..) (Умение  4. изготавливать орудия труда ­ это главное  отличие человека от  животных.  Мышление. речь).  Оценивают знания !  или ? 1.ответы учащихся:  австралопитек умелый­охота.  собирательство  (палка копалка,  дубина, рубило,  скребок) 2.разумный – лук,  гарпун, дротик,  топор, сеть. Выбрать орудия  Предметные УУД: определять  особенности развития  первобытного человека Коммуникативные  УУД: адекватно использовать речевые средства для  аргументации своей  позиции Предметные УУД:  уметь правильно  использовать  полученные на уроке  знания Коммуникативные  УУД: уметь оформлять свои  мысли в устной форме; ­ слушать понимать  речь других; устанавливать рабочие  9 1. Подумайте,  какими способами   мы бы обеспечивали  пищей свою группу? 2. Какими первые   орудия труда  использовал   первобытный  человек и для чего? Обоснуйте свой  ответ  На  демонстрационном  столе  ”Орудия   труда первобытных  людей”.  3. Описать способы   изготовления и их  применения.  Какие выводы о  занятиях  первобытного  человека можно  сделать на основе  представленных  орудий труда?  труда, описать  применение.  Попробовать  изготовить орудия  труда из подручных  материалов. отношения. Регулятивные УУД:  работать по  предложенному плану,  учиться высказывать  свое предположение. Основные занятия (собирательство и  охота, строительство, шитьё одежды,  рыболовство и т.д. 10 Ситуационные  задачи Вопрос учителя:  как овладение   огнем изменило  жизнь первобытных  людей?       Учитель: Очень  важным событием в  жизни первобытных  людей было  овладение огнем.  Огонь – это  опасность.  Представьте себе:   молнией зажгло  кустарники и траву,  кругом заполыхало.  Огня боится все  живое: подальше от  пожара улетают  птицы, спасаются  бегством  и звери, и  люди. Попробуйте  предположить, как  же человек смог  овладеть огнем,  укротить его? У вас нет спичек, а  (Огонь обогревал,  отпугивал диких  зверей, освещал и  использовался для  приготовления пищи,  использовали во  время охоты). (Первоначально люди брали огонь от  загоревшихся после  попадания молнии  деревьев. За ним строго  следили, и, если  огонь потухал, то  виновников изгоняли. Такой способ  получения огня был  очень ненадежен, и  люди стали искать,  как получить пламя  независимо от  природы.  Дети сами  добывают огонь  (имитируют),  11 надо развести огонь,  как это делал  первобытный  человек? Применение огня  изменило жизнь  людей. Почему? Слово учителя ­  Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик  первобытного  человека, какие  изменения  произошли с  человеком?  Резко похолодало.  Пошёл снег,  высекали огонь.  Трение палочек.  Поддерживали) Самым важным  следствием стало  употребление  вареной или жареной  пищи. Это привело к  резкому скачку в  умственном развитии  человека. За короткий срок  после  овладения огнем    древний человек  приобрел  современный облик,  увеличивался его  мозг, возникла речь,  мышление.. Оценивают знания !  или ? 12 Приём   “Фантастическая  добавка” надвигается  страшная ледяная  опасность. Что это  за событие и  когда  произошло? 2. Что помогло    людям  выжить  суровыми  морозными зимами? Рассказать о  строительстве  жилищ.,  изготовлении  одежды, новых  приспособлений и  орудиях труда. 3. Как изменились  животные после  ледникового  периода? Задание. На  1 демонстрационно м  столе взять  элементы орудий  Ледниковый период 300­10 тыс лет назад (первобытные люди  научились  пользоваться огнем,  стали жить в  пещерах, рыть  землянки, сшить  одежду, Крупные   травоядные  животные вымерли и  остались более  мелкие и поэтому  изменяется охота на  зверя и приёмы  рыболовства.  использовали копье,  гарпуны, лодки, сети. иглы и т.д.).  первобытное  общество развивалось ,совершенствовались  орудия труда и  охоты. Человек  изобрел лук и стрелы. 13 труда и методом  реконструкции  воспроизвести  способ  изготовления  каменного топора, лука и стрел  2 Сидим в пещере, вокруг  первобытные  люди, как  называется  такой  коллектив? Дайте определение  понятию «Родовая  община».  Задание. Ребята  показывают занятия  первобытных людей Жестами и мимикой  Девочки и мальчики­ кто больше) .  Отгадывают Как называлось  Около 30 тысяч лет  назад.  Топор для  изготовления  приспособлений з  дерева: лодка. Плот Ответ: Сумев  соединить топор с  рукояткой, человек  попробовал  соединить и бревна...  Так появился плот. Оценивают знания !  или ? (Родовая община­это  коллектив родичей,  которые жили  сообща, трудились  сообща, имели общие орудие труда  и  результаты труда  делили поровну  появилась 40 тысяч  лет назад). 14 Творческие задачи устройство общины  где главенствовала  женщина (мужчина)? Итог: исходя  из показанных  занятий  первобытного  человека можно  сделать вывод:   Какого типа сначала было хозяйство  первобытных  охотников и  через  12 тыс лет стало?  Какие новые орудия  труда появились? Задача 1 Одно из  первобытных племен оставило  археологические  памятники:  изображения в  пещерах, тотемы,  захоронения  с  Если покажут больше девочки занятий –  матриархат. А если  мальчики  ­патриархат (Хозяйство  первобытных  охотников и  собирателей  называлось­ присваивающим, т.к.  они в готовом виде  присваивали из  природы все  необходимое для  жизни, с появлением  земледелия и  скотоводства 12 тыс , ремесла –  производящим –  серп, мотыга.  Зернотёрка.  Гончарный круг.  Ткацкий станок и  т.д.)не зависят от  природы Матриархат,  физминутка В пещере коптит  15 огонек одинокий На воинов блики  бросает высоких, Один опираясь  на стенку рукой Рисует Фигурки  зверей за рекой Сказал старый  вождь потрясая  копьем: «За мамонтом  грозным сегодня  идем. Нас много. Мы  вместе. Мы  духом сильны. Его победить мы сегодня должны» Пусть мамонт  огромен. Мы  знаем одно: предметами быта и  орудиями труда  Какой вывод можно  ли на этом  основании сделать?  Докажите свою  мысль. По рядам Каждая  команда  поочередно будет  произносить по  одному  слову или  предложению о  религии.  Предложения  должны быть  короткими, четкими и не повторяться Задача 1 Одно из  первобытных племён не оставило  археологических  памятников. Но  известно, что в языке племени были слова  патриархат Появляется религия Топор для  изготовления  приспособлений з  дерева: лодка. Плот 16 Ответ: Сумев  соединить топор с  рукояткой, человек  попробовал  соединить и бревна...  Так появился плот Оценивают знания !  или ? «Насытится  племя сегодня  должно». И с песнями, в  круг вместе  воины встали, В фигуру на  стенке все копья  метали. обозначавшие  «кремень», «копьё»,  «лодка», «весло»,  «огонь», «шалаш» Какой вывод можно  сделать о жизни и  занятиях этого  племени? На каком  уровне развития они  находились? Задача 2 Как появление  топора с рукояткой  подготовило  изобретение плота? Задача 3 Расскажите, в чем  преимущество  использования лука  и стрел по  сравнению с копьем  и дубиной?Где  использовался  каменный топор? «Снежный ком»    игра «Стань  собой».  (творческие  задачи).  Оказавшись в  первобытном  обществе человеку необходимо  ответить на ряд  вопросов, чтобы  вернуться в  настоящее время и  вернуть свой  первоначальной  облик. 17 Рефлексивно­ оценочный этап (4 минуты) Осмысление  процесса и  результата  деятельности Беседа Фронтальная игра «Стань собой».  Оказавшись в  первобытном  обществе человеку необходимо  ответить на ряд  вопросов, чтобы  вернуться в  настоящее время и  вернуть свой  первоначальной  облик. задача 4.Какие  находки нужно найти археологу, чтобы с  уверенностью  сказать, что здесь  жили древнейшие  люди. (Следы очага,  орудий труда,  рисунки на стенах  пещеры.) Вот и наше  путешествие  закачивается, чтобы  вернуться домой  надо ответить на  проблемный и  основополагающий  вопросы. 1.Организует ответ  на проблемный  вопрос: Почему ученые  утверждают, что  первобытный мир  — это шаг вперед  человечества? Что  Регулятивные УУД:  оценивать степень  достижения цели.  Личностные УУД:  развивать способность  к самооценке на основе критерия успешности  учебной деятельности. Отвечают на  проблемный вопрос Записывают ответ: Действительно шаг  вперед: добывал  огонь, развивал  мышление и речь,  совершенствовал  орудия труда, мог  выживать в  экстремальных  условиях Поднять ! – усвоил. ?  18 Рефлексия Оцени свой  ответ, рядом  оценка  товарища, потом оценка учителя   (цветовая гамма  карандашом) – остались вопросы Оцени свой ответ,  рядом оценка  товарища, потом  оценка учителя   (цветовая гамма  карандашом) 2.Записывают  домашнее задание. используем из  изобретений  человека  первобытного? Организует анализ  деятельности  учащихся на уроке. Что особенно  запомнилось  на  уроке,  что  нового ты  открыл для себя? Что оказалось  сложным? 2. Задает домашнее  задание: написать  рассказ о жизни  первобытного  мужчины. Женщины. Ребёнка. Старика)  сочинение  19

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2018