Несмотря на то, что воздействие занятий спортом на формирование качеств личности относится к числу бесспорных, научных исследований, посвященных влиянию занятий маскулинными и феминными видами спорта на личностные характеристики спортсменов, до сих пор очень мало.
Актуальность настоящего исследования определяется выявлением особенностей в ценностно-смысловой сфере, в структуре самоотношения и личностных особенностях женщин, занимающихся единоборствами (тяжелая атлетика, бокс, кикбоксинг, тхэквондо, кёкусинкай). Полученные результаты могут помочь определить мотивы освоения «мужской» деятельности девушками-спортсменками, которые стимулируют преодолевать стереотипы маскулинности и феминности, определяющие траекторию жизненного пути и стандарты образа жизни.
«Жизненные ориентации женщин, занимающихся
маскулинными видами спорта»
Жизненные ориентации женщин, занимающихся маскулинными видами
ОГЛАВЛЕНИЕ
спорта
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1.....................................................................................................................8
Теоретические основы изучения жизненных ориентаций женщин,
занимающихся маскулинными видами спорта......................................................8
1.1. Понятие жизненного смысла и формирование смысложизненных
ориентаций в онтогенезе.....................................................................................8
1.2. Понятие «маскулинный вид спорта» и гендерные стереотипы в спорте18
1.3. Личностные особенности женщин, занимающихся маскулинными
видами спорта.....................................................................................................28
ГЛАВА 2...................................................................................................................34
Цели, задачи и методы эмпирического исследования........................................34
2.1. Программа эмпирического исследования..................................................34
2.2. Характеристика методов эмпирического исследования..........................35
ГЛАВА 3................................................................................................................41
Обсуждение результатов эмпирического исследования.................................41
ВЫВОДЫ..................................................................................................................61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................64
ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................................................................................702ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. До сих пор существует неформальное
деление на «мужские» и «женские» виды спорта. Агрессивный физический
контакт – характеристика мужского спорта, тогда как элегантность и грация
– признаки типичной спортсменкиженщины. Типический для мужчин процесс
социализации в большей мере, чем для женщин, подразумевает занятия
спортом, так как оказывает воздействие на развитие таких качеств личности,
стереотипно – воспринимаемых как мужские – настойчивость, смелость, сила
воли, целеустремленность и т.д. Считается, что существуют маскулинные
виды спорта, для которых характерно проявление силы, смелости, жесткости,
агрессивный физический контакт (всевозможные виды единоборств, тяжелая
атлетика и др.), и феминные, где проявляются эмоциональность, мягкость,
артистические качества (например, художественная гимнастика, синхронное
плавание).
Несмотря на то, что воздействие занятий спортом на формирование
качеств личности относится к числу бесспорных, научных исследований,
посвященных влиянию занятий маскулинными и феминными видами спорта на
личностные характеристики спортсменов, до сих пор очень мало.
Актуальность настоящего исследования определяется выявлением
особенностей в ценностносмысловой сфере, в структуре самоотношения и
личностных особенностях женщин, занимающихся единоборствами (тяжелая
атлетика, бокс, кикбоксинг, тхэквондо, кёкусинкай). Полученные результаты
могут помочь определить мотивы освоения «мужской» деятельности
девушкамиспортсменками, которые стимулируют преодолевать стереотипы
3маскулинности и феминности, определяющие траекторию жизненного пути и
стандарты образа жизни.
Состояние научной разработанности проблемы исследования
Проведенный теоретический и историконаучный анализ
свидетельствует, что в русле спортивной деятельности гендерная проблема
долгое время была представлена лишь как частный аспект различных
исследований по психологии спорта, в которых рассматривались половые
различия спортсменов (С.Д. Неверкович). В последнее время появляются
отдельные работы, посвященные гендерной проблематике в сфере физической
культуры и спорта. В большинстве случаев они имеют педагогическую (А.Л.
Ворожбитова, И.В. Дутова; И.И. Таран) и крайне редко – психологическую
(Н.С. Цикунова) направленность. Специалисты констатируют, что в спорте
личность с гендерных позиций практически не анализируется (С.Н. Мягкова;
С.С. Родоманова и др.).
Особая «острота» гендерной проблематики в спорте обусловлена
попыткой рассмотрения спортивной деятельности как одного из способов
эмансипации женщин (М. Гуммель; Е.А. ИстягинаЕлисеева). Эта точка
зрения противоречит традиционному взгляду на спорт как на сферу
«мужской» самореализации и вызывает много споров в среде, как
профессионалов, так и общественности в целом.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие
выводы:
вопервых, гендерная проблематика в психологии спорта является
недостаточно разработанной;
вовторых, к числу наиболее важных в научном отношении в гендерной
психологии спорта относятся такие проблемы, как особенности гендерной
4социализации и дифференциации, а также психологические аспекты
спортивной деятельности спортсменов разного пола в их зависимости от
гендера;
втретьих, требуют обсуждения ряд «острых» вопросов психологии
спорта: способствует ли спорт излишней психологической маскулинизации
спортсменок; каково влияние спортивных гендерных деформаций личности на
их дальнейшую жизнь; существуют ли возможности их коррекции;
вчетвертых, несмотря на актуальность проблемы, современная
психология не предложила эффективных моделей, алгоритмов и технологий
продуктивного гендерноориентированного психологического сопровождения
спортсменов.
Итак, учитывая вышесказанное, проблема влияния маскулинного вида
спорта на особенности жизненных ориентаций женщинспортсменок является
актуальной.
Объект исследования – жизненные ориентации личности.
Предмет исследования – особенности жизненных ориентаций женщин
спортсменок в возрасте от 17 до 20 лет.
Цель дипломной работы – Выявить отличительные особенности
жизненных ориентаций женщинспортсменок.
Гипотеза исследования – Женщины занимающиеся единоборствами,
имеют отличительные личностные особенности в ценностносмысловой сфере
и самоотношении от женщин, не занимающихся спортом.
Основные задачи психологического исследования:
1. Изучение психологической литературы по проблеме исследования
жизненных ориентаций женщин, занимающихся единоборствами.
2. Определить особенности ценностносмысловой сферы и самоотношения
женщинспортсменок.
3. Раскрыть личностные особенности женщинспортсменок.
54. Сравнить показатели ценностносмысловой сферы, самоотношения и
личностных особенностей женщинспортсменок и женщин, не занимающихся
спортом.
В ходе выполнения дипломной работы были применены следующие
методы исследования:
изучение научной литературы по проблеме исследования;
тестирование;
качественная и количественная обработка эмпирических данных;
математикостатистическая обработка эмпирических данных.
Для проведения эмпирического исследования жизненных ориентаций
женщин, занимающихся маскулинными видами спорта, были использованы
следующие психодиагностические методики:
тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева;
«Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) В.Ф.
Сопова, Л.В. Карпушиной;
методика исследования самоотношения (МИС) В.В. Столина,
С.Р. Пантилеева;
тестопросник 16ФЛО Р. Кеттелла (взрослый вариант, форма А).
Характеристика выборки – в эмпирическом исследовании приняли
участие 30 молодых женщин в возрасте от 18 до 20 лет. В экспериментальную
группу (группа 1) вошли женщины, занимающиеся единоборствами. В
контрольную группу (группа 2) вошли женщины, не занимающиеся спортом. В
каждой группе равное число испытуемых – по 15 человек.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
использования материалов дипломной работы следующими категориями лиц:
6 спортивными психологами с целью оптимизации работы с женщинами
спортсменками, занимающимися маскулинными видами спорта (в частности –
единоборствами);
студентамипсихологами с целью подготовки к семинарским занятиям
по гендерной психологии и гендерным стереотипам в спорте;
учеными, занимающимися изучением гендерных стереотипов в спорте,
с целью систематизации и обобщения материала.
Структура работы. Данный диплом состоит из введения, двух глав,
структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и
приложения.
7ГЛАВА 1.
Теоретические основы изучения жизненных ориентаций женщин,
занимающихся маскулинными видами спорта
1.1. Понятие жизненного смысла и формирование смысложизненных
ориентаций в онтогенезе
Согласно традиционной точке зрения, смысл жизни – это максимально
важная для индивида цель, самая главная идея, которая значительно
обуславливает его поведение и жизнедеятельность, особенно в сложных
ситуациях, на переломных моментах жизненного пути. Исследования
демонстрируют, что ведущая цель современного человека, несмотря на всю
значимость ее содержания, зациклилась в самой себе и прошла через изоляцию
от ценных для общества устремлений и взаимосвязана с материальным
обеспечением, приобретением денег, покупкой жилья и пр. Мы считаем, что
подобный смысл жизни не способен выступать положительным фактором в
формировании личности. Как демонстрирует практика, максимальным
значением для самоосуществления, получения удовлетворения от жизни
играют ценности наивысшего порядка, которые связаны со всем миром,
обществом, человечеством, а так же благополучием окружающих.[2]
Смысл жизни как психологический феномен включает в себя
определенную иерархию «больших» и «малых» смыслов. Здесь все зависит не
только от содержания главного смысла, но и от характера его соотношения с
другими «малыми» жизненными смыслами. Если меняется структурная
иерархия, изменяется и содержательная сторона смысла жизни. Таким
8образом, структура смысла жизни есть динамическая иерархия, в которой
время от времени происходят подвижки. Оглядываясь назад, можно заметить
развитие, изменение смысла жизни и его структуры. Как отмечают психологи,
если у человека есть цель, тогда не смогут его захватить в ловушки
асоциальные деструктивные группы, он не попадет в сети наркомании и
алкоголизма.
Не всегда жизнь дает возможность для удовлетворения сиюминутных
потребностей на уровне организма, социального и природного, нравственного
субъекта. В ходе процесса развития временами происходит замедление
процесса по достижению важных целей жизни, однако ведущий смысл жизни
не трансформируется с появлением новой ситуации. Происходит его
сжимание, он разделяется на «малые этапы», он может быть отсрочен на
некоторое время, отодвинут в сторону, однако он попрежнему сохраняется и
постепенно оказывает влияние на человека. Особенности трудностей,
возникновение новых задач привносит значительные коррективы в
перспективные цели, детализируют его смысл жизни.
Можно выделить два основных взгляда на проблему смысла жизни:
1. Смысл жизни – предмет абстрактных разговоров и дискуссий,
которые можно вести бесконечно.
2. Проблема смысла жизни чрезвычайно актуальна, она имеет не только
теоретическое, но и большое практическое, прикладное значение.[17, c. 1833]
По мнению польского психолога К. Обуховского, понимание смысла
жизни – это обязательное условие для нормального функционирования,
аналогичное потребности у птиц к полету летать, так и взрослому человеку
необходимо найти свой смысл жизни. В высшей мере важно проанализировать
данный вопрос с точки зрения психологической науки, изучить значимость
смысложизненных ориентаций в человеческой жизни.[42]
9Исследователь проблемы смысла жизни с самого начала наталкивается
на скептическое отношение к самому намерению сделать данный феномен
предметом научного разбора. Н.К. Гаврюшин в вступлении к антологии
«Смысл жизни» приводит слова А.И. Введенского о том, что сама постановка
вопроса о смысле жизни вероятна только в случае признания бессмертия души
или продолжения существования за пределами земного бытия. Е.Н.
Трубецкой, полемизируя с П. Флоренским, с точки зрения которого само
рвение к разумной вере есть начало дьявольской гордыни, самозванство и
самодовольство, и что мысль не участвует в акте веры, она просто должна
подчиниться и умолкнуть, утверждал, что именно отрицание существования
какоголибо «моста» между мыслью и верою находится в полном
противоречии с самой сущностью веры, и что невозможно откровение без
участия человеческой мысли, в него проникающей.[6]
Основываясь на том, что смысл жизни – это психологическая
реальность, а ориентация на осмысление своей жизни человеком – это
обязательный атрибут «человека разумного» (включая и осмысление роль
религиозных убеждений и религии в его жизни).
Как правило, под смыслом жизни понимается определенная идея,
которая имеет максимальное значение в жизни индивида. Тем не менее, на
современном этапе аккумулировано достаточно научных фактов, которые
позволяют говорить о том, что смысл жизни – это не только обособленная
идея, но и психологическое образование, которое имеет присущие только ей
особенности формирования, свои этапы развития, и что, после достижения
определенного уровня развития, оно оказывает значительно влияние на
человеческую жизнь.
Как это ни парадоксально, в литературе по проблеме смысла жизни
(С. Франк, Е. Трубецкой, М. Тареев, В. Франкл, К. Обуховский и др.)
подчеркивается значение поиска и обретения смысла жизни, но гораздо
10меньше внимания уделяется тому факту, что смысл жизни – «обоюдоострое
оружие»: он может быть механизмом становления личности или ее
разрушения, указывать путь к добру и свету или быть средством «прививки»
человеку любых, в том числе человеконенавистнических идей. Очень важно
изучить психологические условия и закономерности становления смысла
жизни как феномена «конструктивной» отдаленной ориентации.[39, c. 155
162]
По мнению Д.А. Леонтьева[25], исследующего психологию смысла,
существует две, максимально всеобщие характеристики этого феномена:
«интенциональность», т.е. смысл чеголибо указывает ориентацию
движения
контекстуальность, т.е. смысл чеголибо неизменно определяется
посредством отношения к более широкому контексту.[25]
При переходе к смыслу жизни, то, прежде всего, контекстуальность
проявляется в рефлексивном отношении к ней: жизнь воспринимается не как
общность отдельных этапов, этапов возрастного развития, ситуаций и
событий, но как целостное и единое жизненное «пространства». Процесс
познания поиска и обретения смысла жизни не может проходить
результативно, если не будет приниматься во внимание сложной
«инфраструктуры» данной целостности.
Интенциональность смысла жизни точно неопределенна. В первую
очередь, она выступает в направленности на будущее. Но истинный смысл
будущего можно осознать лишь в том случае, если он одухотворяется
смыслом прошлой жизни человека.
Стряхнув прах прошлого с наших ног, т.е. перечеркнуть прошлое – это
значит не повторять ошибок, неудач и просчетов прошлого. А наоборот, сводя
к прошлому будущее, ставя в качестве своей задачей любыми средствами
11удержание либо возвращении прошлого – это значит «красть» у себя свое
будущее, лишать его смысла.
Третья составляющая «инфраструктуры» жизненного пространства –
осмысление настоящей, наличной ситуации на основе представлений о
будущем и учета уроков прошлого. Таким образом, можно говорить о
«триединстве» смыслов жизненного пространства личности. Заметим, что в
очень многих случаях возникновение деструктивной отдаленной ориентации,
ведущей к ошибкам, просчетам, неудачам, – следствие нарушения указанного
триединства.
Однако истинный смысл жизни – это не только «горизонтальная» линия,
которая соединяет три вектора жизни. В его содержание входит и «смысловая
вертикаль», т.е. способность к самотрансцендентности, способность
возвестить над повседневной непосредственностью жизни, расположиться на
позицию как бы вне ее и «над» ней. Под осмыслением жизни следует понимать
обнимание двух «дорог»: направления «горизонтального» и «вертикально»
(восходящего). Последнее во многом обуславливает направленность общего
процесса по смыслообразованию, а, следовательно, и процесса формирования
отдаленной ориентации.[15, c. 178183]
Таким образом, этот процесс включает в себя смысл актуальной
наличной ситуации, смысл накопленного человеком жизненного опыта,
«опережающее отражение» его жизни, а также «смысловую вертикаль»,
символизирующую позицию над жизнью данного конкретного человека
воздействием норм
(смысловые
общечеловеческой нравственности, религиозных убеждений, национальных,
обусловленные
образования,
родовых традиций). Мы имеем, таким образом, своеобразный «смысловой
составляющий «инфраструктуру» единого пространства
квартет»,
человеческой жизни и основу ее конструктивной отдаленной ориентации.[16,
c. 6675]
12В процессе исследования рассмотрению был подвергнут целый ряд
базовых характеристик смысла жизни в качестве психологического феномена.
Адекватность выступает одной из них. Это проблема тех условий, в рамках
которых смысл жизни как психологический феномен становится механизмом
развития конструктивной отдаленной ориентации, может оказывать
содействие процессу положительного формирования личности, сравнительно
эмансипированной от непосредственных ситуационных воздействий, дает
возможность испытать чувство удовлетворения от жизни, а в наивысших
своих проявлениях – пережить ощущение счастья. Обязательным условием
адекватности смысла жизни выступает его соответствие, как существующим
объективным обстоятельствам, которые необходимы для его осуществления,
так и индивидуальному потенциалу человека.[49]
В этой связи мы выделили понятие «оптимальный смысл жизни» – такой
уровень сформированности смысложизненных ориентаций, при котором
человек приобретает способность в ходе реализации своей «главной линии
жизни» учитывать реалии сегодняшнего дня и одновременно становиться над
ситуацией, преобразовывать обстоятельства и собственное поведение.
Анализу подвергся «ситуационный» аспект оптимального смысла жизни,
специфика его проявления в разнообразных условиях, соотношение между
профессиональной деятельности и оптимальным смыслом жизни.
Максимовой экспериментальное исследование
Организованное Т.В.
продемонстрировало, что, профессиональной деятельности отводится
разнообразные места в системе смысложизненных ориентаций: в ряде случаев
она может являться главным смыслом существования, в иных – быть
«значимым», однако не самым ведущим элементом этой структуры и, в конце
концов, может располагаться «на ее периферии». Как было установлено,
между указываемой выше градацией и спецификой проявления
индивидуальных черт личности существует связь. Монографическое
13исследование отдельных испытуемых продемонстрировало, что в тех случаях,
когда профессиональная деятельность играет важную роль в структуре
требования профессии и проявления
иерархии смысла жизни,
индивидуальности как бы сближаются. Происходит «раскрытие» последнее
по направлению к профессии и к ее требованиям. Однако, реализуя
профессиональную деятельность, вбирающую в себя неповторяющиеся черты
человеческой индивидуальности, профессионал может достичь более высокой
степени профессионального мастерства.
Следовательно, мы можем прийти к выводу, что под смыслом жизни
следует понимать интегративный феномен, устанавливающий связь между
объективными жизненными отношениями субъекта и предметным
содержанием сознания, предметом, а так же строением его деятельности.
Раскрытие содержание смысловой сферы личности происходит через
структуру, которая имеет уровневую организацию: от личностных установок
и смыслов, обеспечивающих регуляцию деятельности, через развитие
диспозиций, мотивов и смысловых конструктов, к формированию личностных
ценностей. В связи с этим мы под смыслом жизни понимаем основную
мотивационную тенденцию личности, направленную на понимание сущности
собственного «Я», жизненного предназначения и места в жизни.[26]
Сложились пять основных точек зрения на определение понятия
«ценностные ориентации». Оно рассматривается как:
1. Отношение личности к жизненным ценностям.
Согласно данной точке зрения, ценностные ориентации выражают
внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям. Причем под
ценностным отношением понимается отношение субъекта к явлениям и
предметам окружающего мира.
Данной точки зрения придерживается С.С. Бубнова.[5, c. 3844]
14По С.С. Бубновой, под ценностными ориентациями понимается
основополагающий компонент личности, ее индивидуальный параметр,
который выражает отношение ко всему окружающему.[5, c. 3844]
2. Стремление, интерес личности к жизненным ценностям.
Согласно данной точке зрения, ценностные ориентации понимаются как
устремление личности или группы к различным формам социальной
значимости.[28]
Данной точки зрения придерживается В.Б. Ольшанский.[28]
3. Направленность личности на ценности.
Согласно данной точке зрения под ценностными ориентациями следует
понимать фиксированную в психике человека и обусловленную социумом
ориентацию на цель и средство деятельности в отдельных областях жизни.[38]
Данной точки зрения придерживается В.А. Ядов.[38]
4. Представление личности о жизненных ценностях.
Согласно данной точке зрения, под ценностными ориентациями следует
понимать осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о
ценном для него.[25]
Данной точки зрения придерживается Д.А. Леонтьев.[25]
5. Установка личности на жизненные ценности.
Согласно данной точке зрения, под ценностными ориентациями
целесообразно понимать ориентации, обращенные на какиенибудь социальные
ценности. В то время как ориентации – это совокупность установок, в свете
которых происходит восприятие индивидом либо группой ситуации и
определяется соответствующий образ поведения.[21]
Данной точки зрения придерживается И.С. Кон.[21]
Итак, ценностные ориентации – это относительно устойчивая,
обусловленная социально направленность личности на те или иные цели,
которые имеют для нее значение.
15Система ценностных ориентаций детерминирует содержательную
сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к
окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и
ядро. В связи с этим можно считать смысложизненные ориентации составной
частью ценностных ориентаций.
Жизненные стратегии, либо смысложизненные ориентации – это один из
самых важных элементов интегральной индивидуальности, которая
формирует личностный социогенез. Сопоставление с индивидуальными
потребностями, преследующее цель адекватной самореализации, выступает
основополагающим условием развития у индивида стабильно
функционирующей установки на поиск решения задачи, которая имеет как
общественное, так и личное значение, содержание которой по мере того как
человек продвигается по своему жизненному пути постоянно
трансформируется. Так же, оно содействует развитию у индивида отношения
к себе как к ценности, а так же уверенности в том, что основным способом
утверждения в себе ценностного начала является неустанное свершение
деяний и поступков. Жизненные стратегии занимают важное место в
направлении, ориентации, а так же регулировании отношений между
обществом и человеком.
Жизненный путь человека – это процесс формирования и развития
личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и
сверстника определенного поколения. Вместе с тем, фазы жизненного пути
датируются историческими событиями, сменой способов воспитания,
изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и
жизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная
личность владеет. Выявление особенностей смысложизненных ориентаций
стало в последнее время актуальной темой исследований. Смысложизненные
16ориентации тесно связаны с уровнем развитости личностной рефлексии.[3, c.
3344]
Как и личностные образования, например, такие как убеждения,
направленность, установки, ценности, анализируются как итог отражения в
человеческом сознании социальноэкономических условий жизни и
общественных отношений. Система смысложизненных ориентаций – это не
чтото статичное и упорядоченное, а динамичное и противоречивое,
отражающее как основные, существенные и стержневые трансформации
взаимозависимости между личностью и миром, так и перемену мимолетных и
текущих, в определенной мере случайных жизненных ситуаций. Личностные
смысложизненные ориентации, планы, а так же жизненные перспективы,
выступают проекцией духовной жизни общества, развиваются под
воздействием влиянии, определены совокупностью обучения и воспитания в
семье и в образовательном учреждении, обусловлены структурой отношений в
обществе.
Можно сказать, что cмысложизненные ориентации представляют собой
динамическую проекцию смысложизненных концепций личности на
конкретные условия ее повседневной жизни. Т.В. Слотина дает следующее
определение смысложизненной концепции – это индивидуальная обобщенная
система взглядов на цели, процесс и результат своей жизни. В основе этой
концепции лежат ценности и потребности, отношения и конструкты
конкретной личности. Смысложизненная концепция начинает складываться к
подростковому возрасту, может изменяться и трансформироваться на
протяжении жизни человека, но на определенном этапе онтогенеза является
что
достаточно устойчивой».
смысложизненная концепция – это стержневая направленность личности, ее
Таким образом,
можно сказать,
смысл жизни. Она содержит в себе те жизненные смысловые универсалии, те
ценности, которые и составляют основу личности.[40, c. 354360]
17Таким образом, мы считаем, что смысложизненные ориентации – это
ценности и цели, задающие направление и границы самореализации личности
как субъекта жизненного пути.
1.2. Понятие «маскулинный вид спорта» и гендерные стереотипы в
спорте
Современный спорт – уникальное явление жизни социума и человека.
Он красив, привлекателен, предоставляет человеку огромные возможности
для проявления духовных и физических сил, поэтому становится понятным
влечение женщин к спортивной деятельности. Они не только занимаются
традиционно женскими видами спорта, но и осваивают все новые и новые
спортивные дисциплины, достигая высочайших спортивных результатов и
стремительно приближаясь к абсолютным рекордам, установленным
мужчинами.[7]
Многие исследователи считают, что у женщин, специализирующихся в
видах спорта, являющихся прерогативой мужчин, в большей степени
присутствуют маскулинные черты. Но на самом деле совсем не обязательно,
что эти маскулинные черты проявляются внешне, деформируют личность,
18негативно влияют на спортсменку. То же самое можно сказать про
спортсменов мужского пола в фемининном виде спорта. В спорте выделяют
три группы гендерных стереотипов.
Первая группа – это стереотипы маскулинностифемининности,
связанные с качествами личности. Мужчинам и женщинам приписываются
вполне определенные психологические качества и свойства личности,
навязываются разные типы темпераментов и стилей поведения.
Типично женскими качествами признаются пассивность,
нерешительность, зависимость, отсутствие логического мышления, артистизм,
эмоциональность, грация, которые полезны в фигурном катании, синхронном
плавании, гимнастике и т. д.
Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и
профессиональных ролей в соответствии с полом. Мужчин принято оценивать
по профессиональным успехам, женщин – по наличию семьи и детей. В то
время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от
женщин требуется ориентированность на людей и стремление к установлению
близких межличностных взаимоотношений. Таким образом, спорт, в котором
самоцелью являются достижения, не согласуется с образом женственности.
Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в
содержании труда, характере выполняемой работы (женская сфера –
экспрессивная, мужская – инструментальная). Отсюда возникает деление
видов спорта на «мужские» и «женские». Благоприятными для занятий
женщин признаются те, в которых необходимы мягкость, эмоциональность,
артистизм.
Среди видов спорта, опасных для женщин, называют те, которые в
наибольшей степени требуют маскулинных черт и поведения: бокс, тяжелая
атлетика, борьба, прыжки на лыжах с трамплина и т.д.[50, c. 171175]
19Гендерные стереотипы выступают барьером на пути роста спортсменов,
большинство женщин не стремятся заниматься традиционно «мужским»
делом, проявлять соответствующие качества, ожидая негативных последствий
в своих взаимоотношениях с людьми. Тренеры поставлены перед проблемой:
как взаимодействовать в образовательном процессе с мальчиками и
девочками, ориентироваться ли в воспитании представительниц женского
пола на требования, предъявляемые видом спорта, или на традиционные
представления о фемининности. Проблема поиска внутренних резервов была
и остается актуальной. Новым аспектом в решении этой проблемы могут
стать осознание и преодоление гендерных стереотипов.
Пионерами в изучении гендерных различий спортсменов стали
зарубежные ученые. Примером исследований гендерной социализации
личности в спорте являются работы J.S. Eccles, M.T. Allison. В частности, в
работах J.S. Eccles показано, что девочки считают себя менее способными к
занятиям спортом, когда мальчики, напротив, уверены в своих способностях.
J.S. Eccles утверждает, что различия в отношении мальчиков и девочек к
занятию спортом детерминированы социализацией половых ролей, а не
врожденными различиями мальчиков и девочек. Исследованиями M.T.
Allison установлено, что женщины, занимающиеся спортом, испытывают
конфликт ролей. Экспектации общества в отношении спортсменок входят в
конфликт с представлениями общества о женственности.[44, c. 6466]
Однако дальнейшими исследованиями было определено, что подобный
внутри личностный конфликт испытывают всего 20% женщин, занимающихся
спортом.
Отечественные исследователи сосредоточили свои интересы вокруг
проблемы гендерных стереотипов поведения, формируемых в спортивной
деятельности. Н.С. Цикуновой было установлено, что спорт, независимо от
того, репрезентирует ли он образы маскулинности или фемининности,
20формирует андрогинный тип личности. Большинство качеств имеют среднюю
нормативную выраженность, за исключением тех из них, которые
востребованы спецификой деятельности.[47]
Т.И. Зерновой было определено, что включение в различные формы
ранней профессионализации различным образом сказывается на социально
психологической адаптации подростков разного пола. Если спортсмены
мужского пола по показателям социальнопсихологической адаптации
превосходят своих сверстников, не занимающихся спортом, то у спортсменок
женского пола многие показатели социальнопсихологической адаптации
ниже, чем у их ровесниц, не занимающихся спортом.
В диссертационном исследовании С.С. Родомановой было показано, что
в среде профессиональных российских спортсменов нет гендерных различий.
В работах А.С. Дамадаевой указывается, что спортивная специализация
накладывает отпечаток на половую дифференциацию спортсменов….
Маскулинные виды спорта способствуют формированию «мужской» модели у
спортсменов обоего пола.
Осуществленное С.М. Ахметовым, Г.Б. Горской, Ю.К. Чернышенко
исследование дает основание утверждать, что включение девочек в занятия
«мужскими» видами спорта вызывает, с одной стороны, снижение социальной
адаптации, с другой стороны, своего рода защитные реакции, связанные с
утверждением собственного соответствия гендерным стереотипам. Спорт в
силу своей специфики укрепляет маскулинность мальчиков. Это, в свою
очередь, способствует социальной адаптации, особенно в подростковом
возрасте.[20]
Таким образом, анализ зарубежных и отечественных исследований
позволяет заключить, что в спорте высших достижений гендерная
21идентичность мужчин и женщин не имеет различий и определяется
исследователями в зависимости от вида спорта, как маскулинный или
андрогинный тип. Сформированная в ходе профессионализации в спорте
гендерная идентичность женщин осложняет их социальнопсихологическую
адаптацию вне спорта.
Гендерная идентичность представляет собой одну из базовых
характеристик личности. Следует различать понятия «половая идентичность»
и «гендерная идентичность». Первое описывает осознание и переживание
человеком своей принадлежности к мужскому или женскому полу, т.е.
акцентирует внимание на биологической детерминированности «женского» и
«мужского»; а второе оперирует понятиями «женское» и «мужское» как
социальными конструктами.
Э. Маккоби и К. Джаклин предполагают, что на развитие гендерной
идентичности личности воздействуют три основных процесса: моделирование,
подкрепление и самосоциализация.
Моделирование – это процесс, при котором ребенок подражает кому
нибудь из взрослых членов семьи. В случае, если модели напоминают друг на
друга, то дети могут имитировать поведение взрослого и противоположного
пола. Проведенные исследования продемонстрировали, что дети дошкольного
и младшего школьного возраста, которые заняты «соответствующими» их
полу игрушками, предпочитающие дружить с детьми своего пола, чаще
склонны подражать взрослым, которые обладают силой и властью, независимо
от их пола. Проведенные психоаналитические исследования установили, что
на ранних этапах развития как мальчики, так и девочки склонны
отождествлять себя со своими мамами. Но на более поздних этапах девочки
склонны сохранять свою привязанность к матери, в то время как мальчики
стремятся к сближению с отцами или другими значимыми мужчинами.[10]
22Подкрепление детей связано с награждением и наказанием. Так,
родители склонны поощрять поведение, которое, по их мнению, соответствует
полу ребенка, и выражать неодобрение в случаях неуместного, по их мнению,
поведения (например, если мальчик часто плачет, а девочка слишком
шумная). Одни и те же черты в поведении мальчиков и девочек неоднозначно
воспринимаются родителями. Например, несамостоятельность мальчиков
обычно осуждается, в то время как зависимость от других у девочек
считается нормой и даже одобряется. В связи с этим, часто выросшие
мальчики живут с принципом «рассчитывай только на собственные силы», в то
время как выросшие девочки склонны искать поддержку и положительное
подкрепление со стороны окружающих людей.[9]
Личность – это биопсихосоциальная сущность,
которая
детерминирована биологическими, социальными и трансперсональными
факторами. Гендерная психология при обсуждении формирования гендерной
идентичности человека акцентирует свое внимание на соотношении
Рассмотрим существующие теории
биологического и социального.
формирования гендерной роли.[31]
Согласно биосоциальному подходу, в основе формирования гендерной
идентичности лежит биологически заданный пол. Половая идентичность – это
фенотип, сплав врожденного и приобретенного.
Генетика поведения изучает влияние наследственности и окружающих
людей на социализацию ребенка. Результаты исследований близнецов
свидетельствуют о том, что сходство близких родственников, скорее всего,
обусловлено не одинаковыми условиями существования, а генетическими
факторами. То же самое можно сказать о поведении, связанном с гендерными
различиями.
Психоаналическая теория
считает гендерную идентичность
результатом психосексуального развития. Человек рождается с определенным
23количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем
развитии через несколько психосексуальных стадий: оральную, анальную,
фаллическую, латентную и генитальную. Наименования стадий основаны на
названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии
либидо. Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная
последовательность развертывания стадий в неизменном порядке, присущая
всем людям, независимо от их культурного уровня. Структура личности
каждого индивидуума характеризуется категориями соответствующей стадии,
которой он достиг или на которой у него произошла фиксация.
Теория социального научения и ее разновидность – теория
моделирования, опираясь на бихевиористский принцип обусловливания,
утверждают, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок
старается подражать, и от подкреплений, которые дают его поведению
родители. К тому же, ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей,
а с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным им на основе
своих наблюдений за поведением взрослых.[18]
Теория половой типизации опирается на теорию социального научения
и придает решающее значение механизмам подкрепления: родители и другие
люди поощряют мальчиков за маскулинное, а девочек за фемининное
поведение, и осуждают их за обратное.
Теория социального научения является также предшественницей
конструктивистской модели гендерного развития, согласно которой
гендерная идентичность формируется под влиянием факторов социальной
среды. Считается, что физиологический пол ребенка не оказывает решающего
влияния на выбор манеры поведения. Традиционные общественные
представления о женской гендерной роли пагубно влияют на гендерное
развитие женщин, поскольку именно эти представления являются источником
предрассудков, стереотипов и дискриминации, с которыми женщинам
24приходится сталкиваться в процессе социализации. Эта теория игнорирует
проблемы, связанные с потенциальным влиянием биологических факторов на
формирование гендерной роли.
Теория когнитивного развития, или теория самокатегоризации,
главным считает получаемую ребенком от взрослого информацию о
своей половой
полоролевом поведении и понимание ребенком
принадлежности и ее необратимости. Гендерная константность побуждает
детей искать социальные контакты для сбора информации о поведении,
соответствующему их полу. Эта теория подчеркивает познавательную
сторону процесса идентификации. Сначала ребенок узнает, что значит быть
мужчиной или женщиной, затем определяет, кто он есть, и далее старается
согласовать свое поведение с этим представлением.
Теория гендерной схемы представляет собой совмещенный вариант
теорий социального научения и когнитивного развития. Основная часть жизни
ребенка посвящается усвоению информации об окружающем мире. Чтобы
облегчить для себя этот процесс, дети прибегают к категоризации. Гендер
выступает в роли важного критерия категоризации. В детстве мы в первую
очередь классифицируем людей, их поведение и характерные особенности с
точки зрения их принадлежности к «мужской» или «женской» категории, то
есть создаем схему своей и чужой группы. Классификация людей на мужчин и
женщин вносит свой вклад в развитие схемы собственного пола, состоящей из
сценариев и планов действий, необходимых для реализации поведения,
соответствующего гендеру.
устойчивости.
Гендерные схемы обладают эффектом
Они сохраняют свою прочность при столкновении с
доказательствами, их опровергающими. Когнитивные схемы также ведут к
иллюзорной корреляции. В случае гендера мнимая или преувеличенная связь
часто видится между гендером и определенными качествами, навыками или
осуществляются самоорганизующиеся
поведением.
В конечном итоге,
25пророчества, когда один человек, пытаясь подогнать другого под стереотип,
начинает вести себя по отношению к нему таким образом, что действительно
добивается бихевиорального подтверждения стереотипа.
Согласно теории новой психологии пола,
основное значение в
формировании психического пола и половой роли имеют социальные
ожидания общества, которые реализуются в процессе воспитания детей.[32, c.
35]
Теория социальных ролей А. Игли гласит, что многие гендерные
различия являются продуктами разных социальных ролей, которые
поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные
варианты поведения. Различные роли формируют различные навыки и
аттитюды (установки), и именно это приводит к различному поведению
мужчин и женщин. В гендерной психологии в основном преобладает подход к
личностной идентичности и гендеру как к функции социализации, что ведет за
собой призыв перейти к гендернонейтральному языку и воспитанию. Тереза
де Лауретис ввела в оборот термин «Queer Theory», и понятие «квир»,
свидетельствующее о незафиксированности сексуальной идентичности,
получило быстрое и обширное распространение. Быть «квир» значит отрицать
как нормативную гетеросексуальность, так и гомосексуальность, «квир»
можно становиться по выбору. Квирисследования базируются на критике
самих предположений о смысле сексуальности и гендера.[11]
В течение длительного периода половая принадлежность индивида
воспринималась унитарно и однозначно. Однако в ХХ веке ученые выяснили,
что пол – это сложная многоуровневая система, имеющая разновременно
формирующиеся элементы. В связи с этим произошло расчленение категории
пола на ряд более мелких понятий, таких как: генетический пол,
хромосомный пол, гонадный пол, репродуктивный пол и т.д. После рождения
ребенка биологические факторы половой дифференцировки дополняются
26социальными: так, на основании генитальной внешности новорожденного
происходит определение его гражданского (паспортного) пола, в
соответствии с которым ребенка воспитывают. Приписываемый при рождении
пол накладывает определенное влияние на жизненный опыт ребенка и образ
его «Я». В результате этого формируется окончательная половая и
сексуальная идентичность взрослого человека. Аспекты половой и сексуально
идентичности задаются как биологически, так и зависят от культуры и
воспитания.
Представления людей о маскулинности и фемининности основываны на
повседневном опыте: так, некоторые черты или свойства считаются
фемининными потому, что в доступном исследователям материале их чаще
или сильнее проявляли женщины. Поэтому гендерные вариации на настоящем
этапе наукой воспринимаются не как извращения или отклонения, а как
нормальные и естественные.
Итак, гендер – это социальный пол, определяющий поведение человека
в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Гендерная идентичность – это специфика переживания индивидом
своего гендера, способствующая чувству индивидуальной тождественности,
уникальности и принадлежности.[48]
Можно выделить следующие наиболее распространенные теории
формирования гендерной роли: биосоциальная, генетика поведения,
половой типизации,
психоаналитическая,
социального научения,
конструктивистская, когнитивного развития, гендерной схемы, новая теория
пола, социальных ролей.
271.3. Личностные особенности женщин, занимающихся маскулинными
видами спорта
При характеристике личности нужно различать врожденные
(психодинамические) черты, связанные с динамикой работы нервной системы,
и приобретенные качества личности, которые формируются в процессе
общения с окружающими.
Врожденными качествами личности являются следующие:
импульсивность – рефлексивность;
пластичность – ригидность;
экстравертность – интровертность;
экстрапунитивность – интрапунитивность;
эмотивность.[1]
Приобретенными качествами личности являются такие как:
агрессивность;
тревожность;
эмотивность;
самооценка;
уровень притязаний.[1]
Врожденные индивидуальные особенности во многом определяют
уникальный путь развития личности и лежат в основе индивидуального стиля
деятельности и общения. Большинство исследователей, занимающихся
проблемой индивидуальности, относят к психодинамическим качествам
импульсивность – рефлексивность,
ригидность,
экстравертность – интровертность. экстрапунитивность – интрапунитивность,
пластичность
–
эмотивность и способности.
28Импульсивность – рефлексивность проявляется, прежде всего, в
соотношении ориентировочной и исполнительной частей деятельности: у
импульсивных преобладает исполнение, у рефлексивных – ориентировка. Для
импульсивных людей характерен высокий темп деятельности и повышенная
динамика движения. Ориентировочная фаза деятельности практически
отсутствует, такие индивиды берутся за выполнение задания, зачастую не
вникнув в условия и пропустив важные детали, тем самым увеличивая
вероятность ошибок и неуспеха. Рефлексивные индивиды отличаются низким
развернутой
темпом деятельности,
ориентировочной частью деятельности и быстрым исполнением. Им трудно
напряженностью,
усидчивостью,
выполнять задания при дефиците времени и невозможности полнить
достаточные сведения о ситуации.
Пластичность – ригидность связана со скоростью переключения с одной
деятельности или объекта на другой. Пластичные индивиды легко переходят
от одного вида деятельности к другому, быстро меняют способы мышления в
процессе взаимодействия с предметной средой, стремятся к разнообразию
форм предметной деятельности. В социальном плане пластичность
обеспечивает легкость в общении с людьми, склонность к разнообразию
коммуникативных программ и имеющихся у ребенка социальных навыков.[36]
Ригидность характеризуется трудностью переключения с одной
деятельности или объекта на другой, вплоть до полной невозможности
перейти к новому делу, не завершив предыдущего. Ригидность многими
авторами определяется как тенденция к сохранению своих установок,
принципов, способов мышления и неспособность к изменению своей точки
зрения и рассматривается как основа догматизма, авторитарности и других
сходных явлений. Особенно неблагоприятна ригидность в эмоциональной
сфере. Ригидные индивиды склонны фиксироваться на отрицательных
29переживаниях, долго помнят обиды, их трудно успокоить, отвлечь.[30, c. 75
84]
Экстравертность – интровертность характеризует степень открытости
человека миру и контактность. Экстраверты доверчивы и открыты, у них
широкий круг общения, которое, однако, носит несколько поверхностный
характер. Экстраверты легко и быстро приобретают новые двигательные
навыки, меньше подвержены эмоциональному стрессу, склонны к риску. Они
спокойнее переносят насмешки и критику, чем отсутствие внимания.
Экстраверты, как правило, более внушаемы и зачастую принимают чужую
точку зрения. Они легко ориентируются в новой ситуации, быстро реагируют
и действуют.
Интроверты, наоборот, настороженно относятся к любым изменениям,
они с трудом привыкают к новым людям, в целом более пессимистично
смотрят на мир. Для них характерна избирательность в общении. У
интровертов обычно дватри близких друга, к которым они очень привязаны и
мнением которых дорожат. Такие индивиды производят впечатление
чувствительных и застенчивых. За их внешней сдержанностью часто скрывается
неуверенность в себе. Они скрытны, замкнуты, не любят делиться своими
секретами.
Экстрапунитивность – интрапунитивность характеризует способ
реакции человека на трудную ситуацию. Экстрапунитивные индивиды считают
причиной своих неудач внешние обстоятельства и склонны полагаться на
судьбу, а интрапунитивные люди, наоборот, рассчитывают только на себя и
причины неуспеха видят в себе, а не в других. На базе этих
психодинамических черт в течение жизни формируются такие качества
личности, как агрессивность (на основе экстрапунитивности) и тревожность
(на основе интрапунитивности), которые являются безоценочными и
30характеризуют не только самого человека, но и обстоятельства его жизни.[41,
c.173]
К приобретенным качествам личности относятся агрессивность,
тревожность, эмотивность, самооценка и уровень притязаний.
Агрессивность
является необходимым компонентом лидерства,
способствует отстаиванию своей точки зрения и решению трудных задач. Но
это же качество может повернуться своей негативной стороной и перейти в
агрессию, когда человек пытается силой навязать другим свою точку зрения,
выходя за рамки нормативности.
Интрапунитивность является основой для развития тревожности,
которая обеспечивает готовность к внезапному изменению обстановки, даст
возможность более чутко реагировать на настроение и отношение других
людей. Однако если тревожность переходит в тревогу, то человек любую
ситуацию начинает воспринимать как угрожающую, и его поведение становится
неадекватным.
Эмотивность
характеризует эмоциональную сферу человека и
проявляется в пороге эмоционального реагирования (высоком и низком) и
форме проявления эмоций (открытой и закрытой). Индивиды с открытой
формой выражения эмоций динамичны, подвижны, легко идут на контакт,
открыто выражают радость, обиду или неудовольствие. Индивиды с закрытой
формой эмоций, наоборот, сдержанны, даже эмоционально холодны,
спокойны, слабо возбудимы. Индивиды с высоким порогом проявления
эмоций реагируют на раздражитель высокой интенсивности, в то время как
индивиды, для которых характерен низкий порог выражения эмоций,
реагируют на любую мелочь.
Психодинамические черты лежат в основе формирования структуры
личности и оказывают влияние на развитие самооценки. Самооценку можно
рассматривать как целостную систему внутренне согласованных представлений
31и отношения к себе. Она включает в себя когнитивный (знания о себе) и
эмоциональный (отношение к себе) компоненты.
С самооценкой тесно связан уровень притязаний, который указывает на
важные и второстепенные для человека качества и области деятельности. В
отличие от самооценки уровень притязаний всегда ситуативен, конкретен
(самооценка обобщена) и осознан.
В связи с изучением типологии личности особое внимание представляют
психические свойства личности. Они не являются абсолютно константными,
но наиболее стойки и меняются в результате биологического развития
человека от детского возраста до старости. Психические свойства личности
могут также видоизмениться под воздействием какихлибо серьезных
заболеваний. Но чаще всего они изменяются именно от воздействия
социальных условий, окружающей среды, воспитания и самовоспитания.[34]
Некоторые авторы считают, что личность человека – это только те
психологические проявления, в которых выражается его отношение к
окружающей действительности. Конечно, следует заметить, что концепция
личности, накрепко связывающая все психологические мотивы поведения
индивида лишь с окружающей действительностью, не может считаться
исчерпывающей или хотя бы достаточно полновесной.
Личность
параметров и
это обилие закономерно . В связи с этим особо значимой становится задача
многообразием
характеризуется
исследования организации свойств личности в единую структуру.
Психические свойства личности не могут быть раскрыты не как
функциональные, не как материальноструктурные. Они принадлежат к той
категории свойств, которые определяются как системные. Но, чтобы понять
основание и структуру личности, на которых формируются те или иные
32свойства человеческого нрава, надлежит рассматривать ее жизнь в обществе,
ее движение, динамику в системе общественных отношений.
Итак, в результате теоретического анализа литературы по проблеме
изучения жизненных ориентаций женщин, занимающихся маскулинными
что женщины занимающиеся
видами спорта,
единоборствами, имеют отличительные личностные особенности в ценностно
мы предполагаем,
смысловой сфере и самоотношении от женщин, не занимающихся спортом.
Доказательству этого предположения и будет посвящена вторая глава
дипломной работы.
33ГЛАВА 2.
Цели, задачи и методы эмпирического исследования
2.1. Программа эмпирического исследования
Объект исследования – жизненные ориентации личности.
Предмет исследования – особенности жизненных ориентаций женщин
спортсменок в возрасте от 17 до 20 лет.
Цель дипломной работы – Выявить отличительные особенности
жизненных ориентаций женщинспортсменок.
Гипотеза исследования – Женщины занимающиеся единоборствами,
имеют отличительные личностные особенности в ценностносмысловой сфере
и самоотношении от женщин, не занимающихся спортом.
Основные задачи психологического исследования:
5. Изучение психологической литературы по проблеме исследования
жизненных ориентаций женщин, занимающихся единоборствами.
6. Определить особенности ценностносмысловой сферы и самоотношения
женщинспортсменок.
7. Раскрыть личностные особенности женщинспортсменок.
8. Сравнить показатели ценностносмысловой сферы, самоотношения и
личностных особенностей женщинспортсменок и женщин, не занимающихся
спортом.
Характеристика выборки – в эмпирическом исследовании приняли
участие 30 молодых женщин в возрасте от 18 до 20 лет. В экспериментальную
группу (группа 1) вошли женщины, занимающиеся единоборствами. В
34контрольную группу (группа 2) вошли женщины, не занимающиеся спортом. В
каждой группе равное число испытуемых – по 15 человек.
2.2. Характеристика методов эмпирического исследования
Для проведения эмпирического исследования жизненных ориентаций
женщин, занимающихся маскулинными видами спорта (единоборствами),
были использованы следующие психодиагностические методики:
тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева;
«Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) В.Ф.
Сопова, Л.В. Карпушиной;
методика исследования самоотношения (МИС) В.В. Столина,
С.Р. Пантилеева;
тестопросник 16ФЛО Р. Кеттелла (взрослый вариант, форма А).
Далее охарактеризуем использованные в эмпирическом исследовании
методики более подробно.
Первой
использованной
методикой
выступил
тест
«Смысложизненные ориентации» (СЖО).
Тест смысложизненных ориентации – это адаптация теста «Цель в
жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, разработанного на базе теории
логотерапии и стремления к смыслу В. Франкла. Ее целью была
эмпирическая валидизация представления о ноогенных неврозах и
экзистенциальном вакууме.
продемонстрировать, что
Изначально разработчиками пытались
методикой измеряется именно степень «экзистенциального вакуума»
(термин Франкла);
«экзистенциальный вакуум» свойственен для психически больных;
35 «Цель в жизни», диагностируемая методикой, по мнению, авторов
методики – это переживание индивидом онтологической значимости жизни.
Адаптация теста на русском языке была впервые выполнена К.
Муздыбаевым (ИСЭП АН СССР, г. Ленинград). На ее основе в 198688 гг.
была разработана новая адаптация, автором которой стал Д.А.
Леонтьев (факультет психологии МГУ). Им была: изменена и упрощена
формулировка отдельных ряда пунктов с сохранением общего их смысла;
сформулирована пара целостных альтернативных предложений с одинаковым
началом; внедрена симметричная шкала – 3 2 1 0 1 2 3. На русский язык была
переведена шкала поиска смысложизненных целей. Основным изменением
стало то, что что семиступенчатый квантификатор был заменен
пятиступенчатым («никогда – редко – иногда – часто – постоянно»), так как в
русском языке не получилось подобрать адекватного ряда из семи частотных
обозначений.
Обработка результатов теста сводится к суммированию числовых
значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные
значения (процентили).
Интерпретация субшкал
1. Цели в жизни. Характеризует целеустремленность, наличие или
отсутствие в жизни испытуемого целей (намерений, призвания) в будущем,
которые придают жизни осмысленность, направленность и временную
перспективу.
2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.
3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией.
Измеряет удовлетворенность прожитой частью жизни, оценку пройденного
отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была
прожитая ее часть.
364. Локус контроляЯ (Я – хозяин жизни). Характеризует представление
о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора,
чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и
представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни.
5. Локус контроля – жизнь, или управляемость жизни. Отражает
убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно
принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что жизнь
человека подвластна сознательному контролю.
В данном эмпирическом исследовании тест смысложизненных
ориентаций используется для определения специфики смысложизненных
ориентаций у женщин, занимающихся единоборствами.
Следующей использованной в эмпирическом исследовании методикой
выступил «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ)
В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной.
Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей призван помочь
практическому психологу как в индивидуальной диагностике и
консультировании, так и при исследовании различных групп (трудовых и
учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшего понимания
важности различных жизненных сфер деятельности. Методика возникла как
результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И.Г.
Сенина.
Данная методика получила название «Морфологический тест
жизненных ценностей» (МТЖЦ), исходя из целей и задач исследования –
определения мотивационноценностной структуры личности.
Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются
терминальные ценности. Под термином «ценность» мы понимаем отношение
субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его
как важного, имеющего жизненную важность.
37Перечень жизненных ценностей включает:
1. Развитие себя. Т.е. познание своих индивидуальных особенностей,
постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
2. Духовное удовлетворение, т.е. руководство моральнонравственными
принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей,
стремление изменять окружающую действительность.
4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных
отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение
своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
5. Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе
путем следования определенным социальным требованиям.
6. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам
материального благополучия как главному смыслу существования.
7. Достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных
задач как главных жизненных факторов.
8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание
собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей
неповторимости и независимости.
В рамках проведенного эмпирического исследования методика МТЖЦ
была использована для диагностики ведущих ценностных ориентаций у
испытуемых женщин, занимающихся единоборствами.
Третьей использованной в эмпирическом исследовании методикой стала
методика исследования самоотношения (МИС) В.В. Столина, С.Р.
Пантилеева.
Целью данной методики является определение особенностей
самоотношения респондента.
38Обработка результатов тестирования производится следующим
образом. Показатель по каждому фактору подсчитывается путем
суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они
входят в фактор с положительным знаком; и утверждений, с которыми
испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком.
В данном эмпирическом исследовании с помощью методики МИС была
проведена диагностика самоотношения женщин,
единоборствами.
занимающихся
Последней использованной в рамках эмпирического исследования
методикой выступил тестопросник 16ФЛО Р. Кеттелла (взрослый
вариант, форма А).
Опросник Р.Б. Кеттелла является одним из наиболее распространенных
методов оценки индивидуальнопсихологических особенностей личности.
Отличительной чертой опросника является его ориентация на выявление
относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности.
Данное их качествобыло выявлено с помощью факторного анализа из
наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально
Кеттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт,
объединенных вокруг одной центральной черты. Выявляются эмоциональные,
а также свойства
коммуникативные,
интеллектуальные свойства,
саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе.
Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии
при диагностики профессионально важных качеств, в спорте и научных
исследованиях.
Для проведения однократного обследования необходимо иметь текст
вопросника, бланк для ответов, «ключ», таблицу перевода «сырых» баллов в
стены.
39Предлагаемый опросник состоит из 187 вопросов, на каждый из
которых предлагается три варианта ответов (а, b, c). Испытуемый выбирает и
фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен
придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а
давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не
пропускать вопросов; быть искренним.
Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны
номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ а, b, с в
каждом вопросе. За каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0
баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в
бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль
личности по 16ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в
стандартные стены по таблице. Затем экспериментатор определяет какое
развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает
черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты.
Регистрируемые показатели:
общительность (фактор А);
интеллектуальность (факто В);
эмоциональная устойчивость (фактор С);
доминантность (фактор E);
беспечность (фактор F);
моральная нормативность (фактор G);
смелость (фактор Н);
жесткость (фактор I);
подозрительность (фактор L);
мечтательность (фактор М);
дипломатичность (фактор N);
тревожность (фактор О);
40 радикализм (фактор Q1);
самостоятельность (фактор Q2);
дисциплинированность (факторQ3);
напряженность (фактор Q4).
Интерпретация первичных факторов производится при учете полюсных
значений факторов: в интервале от 1 до 3 стенов – низкий уровень, от 8 до 10
стенов – высокий уровень выраженности свойства личности.
Данный опросник был использован в рамках эмпирического
исследования с целью диагностики ведущих личностных особенностей
женщин, занимающихся единоборствами.
Математикостатистическая обработка эмпирических данных в рамках
курсовой работы была произведена с помощью пакета статистических
программ «Статистика 17.0». В рамках математикостатистической
обработки данных был произведен расчет критерия МаннаУитни. Критерий
МаннаУитни – это непараметрический критерий, позволяющий определить
достоверность различий выраженности того или иного признака в двух
несвязных между собой выборках.
ГЛАВА 3.
Обсуждение результатов эмпирического исследования
Все первичные результаты диагностики представлены в Приложении.
В таблице 1 приведены результаты диагностики смысложизненных
ориентаций женщин, занимающихся единоборствами, и женщин, не
занимающихся спортом.
41
Таблица 1Результаты диагностики смысложизненных ориентаций женщин,
занимающихся единоборствами, и женщин, не занимающихся спортом
№
п./п.
Параметр
Среднее
значение в
группе
Среднее
значение в
группе не
занимающихся
единоборствами
занимающихся
единоборствами
1
2
3
4
5
6
Локус контроля«Жизнь»
Локус контроля«Я»
Результативность жизни
Процесс жизни
Цели в жизни
Осмысленность жизни
Наглядно результаты диагностики смысложизненных ориентаций
женщин, занимающихся единоборствами, и женщин, не занимающихся
33,53±3,62
24,6±2,85
30,47 ±3,93
33,73±4,5
38,13 ±3,72
160,47±7,33
33±5,78
22,13±4,10
25,07±3,86
30,47 ±4,64
33,4±5,62
144,07±6,56
спортом, представлены в гистограммах на рисунках 1 и 2.
42Рис. 1. Результаты диагностики смысложизненных ориентаций женщин,
занимающихся единоборствами, и женщин, не занимающихся спортом
Рис. 2. Результаты диагностики осмысленности жизни женщин, занимающихся
единоборствами, и женщин, не занимающихся спортом
43Как видно из таблицы 1 и рисунков 1 и 2, испытуемые женщины,
занимающиеся единоборствами, демонстрируют по сравнению с женщинами,
не занимающимися спортом, более высокие значения по параметрам локус
контроля – «Я», результативность жизни, процесс жизни, цели в жизни и
осмысленность жизни.
Для того чтобы доказать достоверность полученных выводов нами был
использован расчет критерия МаннаУитни.
Результаты расчета критерия МаннаУитни представлены в таблице 2.
Таблица 2
№
п./п.
1
2
3
4
5
6
Результаты расчета критерия МаннаУитни
Параметр
Вывод
Локус
Полученное эмпирическое значение Uэмп(104,5)
контроля«Жизнь»
Локус контроля«Я» Полученное эмпирическое значение Uэмп(72)
находится в зоне незначимости
Результативность
жизни
Процесс жизни
Цели в жизни
Осмысленность
жизни
находится в зоне неопределенности
Полученное эмпирическое значение Uэмп(35)
находится в зоне значимости
Полученное эмпирическое значение Uэмп(70,5)
находится в зоне неопределенности
Полученное эмпирическое значение Uэмп(57,5)
находится в зоне неопределенности
Полученное эмпирическое значение Uэмп(8)
находится в зоне значимости
Как видно из таблицы 2, в результате расчета критерия МаннаУитни
было установлено, что между группами женщин, принявших участие в
эмпирическом исследовании, существуют достоверные различия по
следующим параметрам:
44 локус контроля – «Я» (при р≤0,05);
результативность жизни (при р≤0,01);
процесс жизни (при р≤0,05);
цели в жизни (при р≤0,05);
осмысленность жизни (при р≤0,01).
В связи с этим можно сделать вывод о том, что женщины, занимающиеся
единоборствами, считают себя ответственными за любые события в своей
жизни, отличаются развитым целеполаганием, ориентированы на достижение
результата. В то время как женщины, не занимающиеся спортом, менее
целеустремлены, зачастую переносят ответственность за события своей жизни
вовне – на окружающих людей, судьбу, удачу. Общая осмысленность жизни у
женщинспортсменок также выше, чем у женщин, не занимающихся спортом.
Результаты диагностики жизненных ценностей женщин, занимающихся
единоборствами, и женщин, не занимающихся спортом, представлены в
таблице 3.
Результаты диагностики жизненных ценностей женщин, занимающихся
единоборствами, и женщин, не занимающихся спортом
Таблица 3
№
п./п.
Параметр
1
2
3
4
5
6
Развитие себя
Духовное удовлетворение
Креативность
Социальные контакты
Социальный престиж
Достижения
Среднее
значение в
группе
Среднее
значение в
группе не
занимающихся
единоборствами
занимающихся
единоборствами
51,53±5,89
38,93±14,09
42±12,60
34,13±13,9
42±12,36
38,33±14,26
33,93±5,31
39,87±13,55
39,27±11,09
36,73±13,25
34,07±10,31
39,73±11,56
457 Материальное положение
8
Сохранение индивидуальности
43,47±13,71
32,33±9,66
43,93±11,21
39,13±9,43
Наглядно результаты диагностики жизненных ценностей женщин,
занимающихся единоборствами, и женщин, не занимающихся спортом,
представлены в гистограмме на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты диагностики жизненных ценностей женщин, занимающихся
единоборствами, и женщин, не занимающихся спортом
Как видно из таблицы 3 и рисунка 3, наиболее выраженными
занимающихся
ценностными ориентациями для группы женщин,
единоборствами стали следующие:
развитие себя – 51,5 балла из 60ти возможных баллов;
46 креативность и материальное положение – по 43 балла из 60ти
возможных баллов;
духовное удовлетворение – 38,9 из 60ти возможных баллов.
В меньше мере женщины,
занимающиеся единоборствами,
ориентированы на сохранение индивидуальности (32 бала из 60ти возможных
баллов) и социальный престиж (34 балла из 60ти возможных баллов).
В группе женщин, не занимающихся спортом, наиболее развиты такие
ценности:
материальное положение – 44 балла из 60ти возможных баллов;
достижения – 39 баллов из 60ти возможных баллов.
В меньшей мере женщин, не занимающихся спортом, интересует
социальный престиж (34 балла из 60ти возможных баллов) и развитие себя
(33 балла из 60ти возможных баллов).
Для того чтобы доказать достоверность полученных выводов нами был
использован расчет критерия МаннаУитни.
Результаты расчета критерия МаннаУитни представлены в таблице 4.
Таблица 4
№
п./п.
1
2
3
4
5
Результаты расчета критерия МаннаУитни
Параметр
Вывод
Развитие себя
Полученное эмпирическое значение Uэмп(2,5)
Духовное
удовлетворение
Креативность
Социальные контакты
Социальный престиж
находится в зоне значимости
Полученное эмпирическое значение Uэмп(106)
находится в зоне незначимости
Полученное эмпирическое значение Uэмп(92)
находится в зоне незначимости
Полученное эмпирическое значение Uэмп(98,5)
находится в зоне незначимости
Полученное эмпирическое значение Uэмп(62,5)
476
Достижения
7 Материальное
8
положение
Сохранение
индивидуальности
находится в зоне неопределенности
Полученное
Uэмп(101,5) находится в зоне незначимости
Полученное
эмпирическое
эмпирическое
значение
значение
Uэмп(110,5) находится в зоне незначимости
Полученное эмпирическое значение Uэмп(68,5)
находится в зоне неопределенности
Как видно из таблицы 4, в результате расчета критерия МаннаУитни
было установлено, что между группами женщин, принявших участие в
эмпирическом исследовании, существуют достоверные различия по
следующим параметрам:
развитие себя (при р≤0,01);
социальный престиж (при р≤0,05);
сохранение индивидуальности (при р≤0,05).
Итак, сравнивая две группы женщин между собой, необходимо
отметить, что для женщин, занимающихся единоборствами, чрезвычайно
важна такая ценность как развитие себя. В то время как для женщин, не
занимающихся спортом, данная ценность – одна из наименее представленных
в ценностносмысловой сфере. Вместе с тем для женщин обеих групп
свойственна низкая оценка социального престижа как ценности и достаточно
высокая оценка материального положения.
Результаты диагностики самоотношения женщин, занимающихся
единоборствами, и женщин, не занимающихся спортом, представлены в
таблице 5.
48