Тема: «Жизнестойкость и стрессоустойчивость»
Пояснительная записка:
жизнестойкость (hardiness) представляет собой систему убеждений о себе, мире, отношениях с ним. Она включает три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.
• Вовлеченность (commitment) определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.
• Контроль (control) — это убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек, который старается контролировать свою жизнь, ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
• Принятие риска или вызов (challenge) — убежденность в том, что все происходящее способствует развитию — за счет извлекаемых из опыта (неважно, позитивного или негативного) знаний. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать, стремиться к новым свершениям. В основе лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Жизнестойкость связана с устойчивым переживанием человеком своих действий и происходящих вокруг событий как интересных и радостных (вовлеченность), как результатов личностного выбора и инициативы (контроль) и как важного стимула к усвоению нового (принятие риска). Жизнестойкость (resilience) определяется как способность человека возвращаться к нормальному состоянию после потрясений, своеобразная «упругость» - способность «гнуться, но не сломаться» (Fraser, 1997).
Проявления жизнестойкости в повседневной жизни
Здоровье. Жизнестойкость помогает преодолеть порою даже серьезные недуги; там, где пессимист предвидит лишь фатальный исход, жизнестойкий человек находит надежду.
Экстремальные ситуации. Любовь к жизни и внутренняя энергия помогают жизнестойкому человеку достойно выйти даже из экстремальных ситуаций. Воинская служба. Жизнестойкость - одно из качеств, необходимых каждому воину для успешного прохождения службы.
Религиозность. Человек, имеющий веру - жизнелюбив, так как не сомневается в том, что все жизненные проявления имеют высший смысл.
В действительности способность восстанавливаться после ударов и невзгод — одна из величайших загадок человеческой природы
Цель: повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика антивитального поведения, повышение стрессоустойчивости, формирование представления о понятии «Жизнестойкость»
Задачи:
1. Сформировать отношение к жизни как ценности.
2. Развивать и поддерживать позитивное самосознание и самооценку.
3. Способствовать формированию адекватной оценочной деятельности.
4. Обучить подростков навыкам конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, осознание благоприятного психологического климата в коллективе)
Целевая аудитория: учащиеся старших классов 13-16 лет (7-9 классы).
Тип группы: закрытая (до 10-12 человек)
Оборудование: листы, ручки, карандаши, элементы костюмов.
Методы и приемы: игры, упражнения, элементы фрагменты театрализованных представлений, информационное сообщение
Структура занятия:
№п\п |
Название упражнения |
Цель |
Время |
1 |
Упражнение «Знакомство-приветствие» |
Цель: установление контакта, командообразование, снижение уровня психоэмоционального напряжения, активизация работы в группе |
5 минут |
2. |
Упражнение «Я ожидаю...» |
Цель: конкретизация ожиданий от занятий |
3 минуты |
3 |
Правила работы в группе |
Цель: принятие правил |
2 минуты |
4 |
Упражнение «Ассоциации» |
Цель: формирование представления о понятии «Жизнестойкость» |
5 минут |
5 |
Информационное сообщение |
Цель: познакомить с понятием стресс, стрессоустойчивость и жизнестойкость |
3 минуты
|
6 |
Упражнение «Дотрожка» |
Цель: снятие эмоционального напряжения |
2 минуты |
7 |
Упражнение «Социальная реклама» |
Цель: обучение навыкам конструктивного взаимодействия. |
20 -25 минут |
8 |
Рефлексия |
Цель: подведение итогов занятия |
5 минут |
Упражнение «Знакомство. Приветствие"
Цель: знакомство с участниками, конкретизация ожиданий от занятий.
Инструкция: назовите себя тем именем, каким хотите здесь назваться и ответьте на вопрос «За что вас ценят близкие?»
Упражнение «Я ожидаю...»
Цель: конкретизация ожиданий от занятий
Инструкция: скоро Новый год. И как принято перед новым годом наряжают елку. У вас новогодние шарики, напишите свои ожидания и украсьте елочку.
Правила работы в группе
Цель: принятие правил
Время: 10 минут
правило «Здесь и сейчас»
правило поднятой руки
конфиденциальность
открытость
активность
Упражнение «Ассоциации»
Цель: формирование представления о понятии «Жизнестойкость»
Инструкция: подберите ассоциации к словам. Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы, образы, животных, людей, героев), которые ассоциируются с этим словом..
Слова следующие. «человек»...., ;" психология», «стресс» «жизнестойкость»
Подведение итога и формулировка ответа на вопрос:
«Что такое жизнестойкость» ?
Обсуждение:
Легко ли было выполнять упражнение? Что Вы взяли для себя выполняя его?
Информационное сообщение
Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы
Симптомы стресса:
• Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.
• Плохой, беспокойный сон.
•Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.
• Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.
• Невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы.
• Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.
• Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.
• Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.
• Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.
В психологии различают следующие виды стресса:
Эустрессы («полезные» стрессы). Для успешного существования каждому из нас необходима некоторая доза стресса. Именно она является движущей силой нашего развития. Это состояние можно назвать «реакцией пробуждения». Оно сродни пробуждению ото сна. Чтобы утром пойти на работу необходимо встать с кровати и проснуться. Для достижения рабочей активности нужен толчок, небольшая порция адреналина. Эту роль и выполняют эустрессы.
Дистрессы (вредные стрессы), возникающие при критическом напряжении. Именно это состояние и отвечает всем представлениям о стрессе
Стрессоустойчивость — это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров, без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также, способных вызывать психические расстройства.
В.А. Ананьев определяет жизнестойкость как исходный компонент общей трудоспособности человека, влияющий на конкретные особенности его трудоспособности, активность интеллекта, уровень волевого усилия, эмоциональную выносливость, устойчивость, на реализацию далеких целей и т.п.
Упражнение «Дотрожка»
Цель: снятие эмоционального напряжения
Инструкция; Встаньте. Дотроньтесь до чего-нибудь красного, зеленого, веселого, живого, до пуговички, до девочки, до мальчика.
Упражнение «Социальная реклама»
Цель: обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
Инструкция: Объединяемся в группы по принципу хвойных деревьев: елка, ель, кедр. Необходимо придумать социальную рекламу такого качества личности, как жизнестойкость, что бы вы сказали, показали или нарисовали с целью прорекламировать жизнестойкость.
Первой группе «елка» - надо составить текст,
«елям» - нарисовать иллюстрацию, а
«кедрам» - изобразить в инсценировке.
Каждой группе дается время на обсуждение (5 минут). Важно прийти к общему мнению и в предложенной форме прорекламировать данное качество личности - жизнестойкость. Можно использовать литературные, художественные образы, просить помощи, поддержки. Представление задания 5 минут. Время: 15 минут.
Рефлексия.
- Что было интереснее всего?
- Что вызвало затруднение? Как вы это преодолели?
- Изменились после этой совместной работы ваши личные представления о жизнестойкости?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.