МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области 456591, Челябинская область,
Еманжелинский район, пос..Зауральский, I квартал, д.11-а |
|
|
|
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 3 класса, по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» УМК «Школа России»
Автор: Казанцева Светлана Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Тип урока. Урок систематизации и обобщения знаний третий урок в теме
Цели урока:
Планируемые результаты
Личностные
развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
положительного отношения к языковой деятельности;
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Обучающийся научится:
различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (солнце, радостный);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности
Добрый день, ребята. А что это значит? Это значит, что на уроке мы будем сотрудничать и у нас всё получится! Благодаря вашему отношению к людям, учёбе в классе станет теплее от ваших улыбок, веселее, уютней.
-Улыбкой дверь отворите в пути,
Улыбку нельзя удержать взаперти.
Улыбка цветёт , растёт на устах.
Улыбка прогонит и злобу и страх.
Улыбайтесь чаще, ребята!
2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
С каким настроением будем путешествовать?
Солнышко
Солнышко с тучкой
Тучки
Тучки с дождиком
-Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться на ступеньку вверх наших знаний.
3 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Зима разукрасила окошки узором приготовила слова, найдите их на окнах и прочитайте
Зима, мороз, снег, птицы, кормушка, спасибо, чудесный, морозный, прелестный, солнце, здравствуй
- Что общего у этих слов?
-Какая общая орфограмма встречается в словах?
Целеполагание
-Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы на уроке
-Чему будем учиться на уроке?
4 Актуализация знаний
Вспомните, почему всё-таки исчезают отдельные звуки?
Дело в том, что три согласных звука бывает очень трудно произнести, и мы упращаем таким образом их произношение.
- Как называются буквы, которые в слове пишутся, но не произносятся?
- В какой части слова находятся непроизносимые согласные буквы?
-Как это определить?
5 Обобщение и систематизация знаний
Система работы по каллиграфии
Пальчиковая гимнастика - создание условий для активизации моторики рук
- Поздороваются пальчики друг с другом
- Пропишем правильно непроизносимые согласные
Тт Дд Вв Нн
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Работа в паре
Задание 1. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Д:
A. злос…ный нарушитель;
B. окрес…ные леса;
C. громоз…кий шкаф;
D. редкос…ный экспонат;
E. хлёс…кая речь.
Задание 2. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:
A. прекрас…ное настроение;
B. чудес…ный день;
C. безопас…ность движения;
D. прелес…ная девушка;
E. обстановка глас…ности.
Задание 3. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:
A. встреча ровес…ников;
B. дружба сверс…ников;
C. интерес…ный собеседник;
D. искус…ная мастерица;
E. блес…нуть в вышине.
Задание 4. Выбрать слово с непроизносимым согласным В:
A. че…ствовать героев;
B. уча…ствовать в турнире;
C. я…ственно слышать;
D. вкусные я…ства на столе;
E. ше...ствовать над классом.
Задание 5. Выбрать вариант, где встречается слово с непроизносимым согласным Д:
A. Беда завис…ника в его зависти.
B. Без труда не может быть чистой и радос…ной жизни..
C. Чес…ный нечес…ному не товарищ.
D. Человек сер…цем могуч, дерево – корнями.
E. Тайна, извес…ная троим, уже не тайна.
Проверка
6 Применение знаний и умений в новой ситуации
Вставить пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.
Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.
Проверка
Работа в группах
Найдите слова с непроизносимыми согласными
Мороз и солнце день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный?
Пора, друзья, просыпаться,
За работу приниматься.
Составьте рассказ на тему «Зима», в котором используйте как можно больше слов с непроизносимыми согласными
Презентация работ
Работа по учебнику. Выполните упражнение строго по заданию.
-Взаимопроверка
-Какой вывод можно сделать после выполнения задания?
– Мы с вами повторили правило проверки непроизносимого согласного звука в корне. А теперь мы посмотрим, как вы умеете находить слова с непроизносимым согласным звуком в корне.
Сейчас мы напишем выборочный диктант. Я продиктую предложения, а вы запишите слова с непроизносимым согласным звуком в корне.
Весь день ненастная погода. Поздно вечером
поднялась метель.
Яростный ветер размешал снежные сугробы.
Вся окрестность покрыта снегом.
– Какие слова написали? Какие непроизносимые согласные вы подчеркнули? (Слайд со словами : ненастная, поздно, яростный, окрестность).
Вывод: Как проверить непроизносимый согласный звук в корне?
7 Итог урока
Посмотрите, какие слова вам часто встречались сегодня на уроке?
Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?
Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?
-Теперь мы знаем, как пишутся слова с непроизносимыми согласными.
Умеете ли вы решать орфографические задачи с непроизносимыми согласными?
Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока. Мы достигли поставленной нами цели?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
8 Рефлексия
На доске лесенка успеха. Покажите, на какой вы ступеньке сегодня находитесь на уроке русского языка?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.