МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ - Тема: Решение задач по теме: «Числовая последовательность, способы ее задания, вычисления членов последовательности. Предел последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия».

  • docx
  • 17.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна Тема: Решение задач по теме: «Числовая последовательность, способы ее задания, вычисления членов последовательности. Предел последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия».
Иконка файла материала Практическая работа по математике №38.docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО

 

Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна

 

Тема:

Решение задач по теме: «Числовая последовательность, способы ее задания, вычисления членов последовательности. Предел последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия».

 

Цель работы: 

- применить умения по владению представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей.

 

Оборудование:

1. Рабочая тетрадь в клетку

2. Раздаточные материалы: карточки-задания, инструкционные карты – 20 штук.

3. Калькулятор простой.

4. Ручка.

 

Задание:

I Вариант                                                                            II Вариант

1. Последовательность задана словесно. Напишите первые десять членов последовательности

а) натуральных чисел, кратных 5

а) натуральных чисел, кратных 3

б) степеней числа 2 с натуральными показателями

б) степеней числа 3 с натуральными показателями

2. Последовательность задана формулой общего члена. Напишите первые десять членов последовательности

а)

а)

б)

б) 

3. Предложите формулу общего члена для каждой из последовательностей. Если известно несколько первых членов

а) 4,8,12, 16,20,…;

а) 2,5,8.11,14,…;

б) -1.1,-1,1,…;

б) 3,12,48,192….;

4. Вычислите пределы последовательностей

а)

а)

б)

б)

 

Порядок выполнения:

1.        Внимательно прочитать тему и цель практической работы.

2.        Изучить учебный материал по теме.

3.        Ответить на вопросы.

4.        Выполнить задания.

5.        Подготовить отчет.

 

Пояснения к работе (учебный материал):

Определение: множество чисел, каждое из которых снабжено своим номером, называется числовой последовательностью.

Элементы этого числового множества называются членами последовательности и обозначают: первый член - а 1, второй  - а 2 , n- й член - а n  и т.д. Вся последовательность обозначается: а 1, а 2, а 3, …, а n  или (а n ).

Числовая последовательность представляет собой не что иное, как множество нумерованных чисел, упорядоченных наподобие натурального ряда, т.е. располагаемое в порядке возрастания номеров. Последовательность может содержать как конечное, так и бесконечное число членов.

Последовательность, состоящая из конечного числа членов, называется конечной, а последовательность, состоящая из бесконечного числа членов, - бесконечной последовательностью.

Иногда бесконечную числовую последовательность вводят, используя понятие функции:

Определение: Функцию у = f(x), xN называют функцией натурального аргумента или числовой последовательностью и обозначают: у = f(n), или у1, у2, у3..., уn или у(n).

Последовательности можно задавать различными способами, например, словесно, когда правило задавания последовательности описано словами, без указания формулы. Так, словесно задается последовательность простых чисел:

2,3,5,7,11,13,17,19,23,29,...

Особенно важны аналитический и рекуррентный способы задания последовательности.

Говорят, что последовательность задана аналитически, если указана формула ее n-го члена.

Приведем три примера.

1)           уn = n2. Это аналитическое задание последовательности

                 1,4,9,16,…, n2, …

Указав конкретное значение n, нетрудно найти член последовательности с соответствующим номером. Если. Например, n= 9, то у9 = 92 = 81, если

2)           уn = С. Здесь речь идет о последовательности С, С, С, …., С, …. . Такую последовательность называют постоянной (или стационарной).

3)           уn = 2n . Это аналитическое задание последовательности 2, 22, 23, ….,2n, …

Рекуррентный способ задания последовательности состоит в том, что указывают правило, позволяющее вычислить n- й член последовательности, если известны ее предыдущие члены. Например, арифметическая прогрессия – это числовая последовательность (аn), заданная рекуррентно соотношениями:

а 1, = а,  аn+1 = аn+ d

(а и d – заданные числа, d – разность арифметической прогрессии)

Геометрическая прогрессия – это числовая последовательность (bn), заданная рекуррентно соотношениями:

b 1, = b,  bn+1 = bn·q

(b и q – заданные числа, b≠0, q ≠ 0; q знаменатель геометрической прогрессии ).

Пример: Выписать первые пять членов последовательности, заданной рекуррентно:у1 =1; у2 = 1; уn = уn-2 + уn-1

Решение. n –й член последовательности равен сумме двух предшествующих ему членов. Значит, последовательно получаем:

у1 =1; у2 = 1;  у3 =1+1 = 2; у4 = 1+ 2 = 3; у5 =2+3 =5; и т.д.

Ограниченные последовательности.

·                    Последовательность (хn) называется ограниченной, если существуют такие два числа m и М, что для всех nN выполняется неравенство m≤ хn ≤М.

·                    Последовательность (хn) называется ограниченной сверху, если существует такое число М, что для всех nN выполняется неравенство хn ≤М.

·                    Последовательность (хn) называется ограниченной снизу, если существует такое число m, что для всех nN выполняется неравенство m≤ хn

Например: последовательность (хn), заданная формулой общего члена хn = n, ограничена снизу (например, число 0) и не ограничена сверху.

Монотонные последовательности.

Последовательность (хn) называется возрастающей, если каждый ее член, начиная со второго, больше предыдущего, т.е. если для любого натурального n выполняется неравенство хn+1 > хn.

Последовательность (хn) называется убывающей, если каждый ее член, начиная со второго, меньше предыдущего, т.е. если для любого натурального n выполняется неравенство хn+1 < хn.

 

Последовательность (хn) называется невозрастающей, если каждый ее член, начиная со второго, не более предыдущего, т.е. если для любого натурального n выполняется неравенство хn+1 ≤ хn.

Последовательность (хn) называется неубывающей, если каждый ее член, начиная со второго, не меньше предыдущего, т.е. если для любого натурального n выполняется неравенство хn+1 ≥ хn.

Возрастающие, убывающие, невозрастающие и неубывающие последовательности образуют класс монотонных последовательностей.

Предел числовой последовательности.

Рассмотрим для числовые последовательности – (уn) и (xn).

(уn): 1, 3,5, 7, 9, … 2n – 1, …;

(xn): 1,

Изобразим члены  этих последовательностей точками на координатной прямой.

 


0    1      3     5      7      9     11                            у 

 

 


0             0,25                 0,5                               1   

Замечаем, что члены последовательности (xn) как бы «сгущаются» около точки 0 – говорят последовательность сходятся , а у последовательности (уn) такой точки сгущения нет – и говорят, что последовательность расходится.

Математики не используют термин точка сгущения, а они говорят предел последовательности.

Определение: Число b называется пределом  последовательности (уn), если в любой заранее выбранной окрестности  точки b содержится все члены последовательности, начиная с некоторого номера.

Пишут так: уnb или  читают так: предел последовательности уn при стремлении n к бесконечности равен b.

На практике используется еще одно истолкование равенства , связанное с приближенными вычислениями: если последовательность уn = f(n) сходится к числу b, то выполняется приближенное равенство f(n)≈b, причем это приближенное равенство тем точнее, чем больше n.

 

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Дайте определение числовой последовательности.

2. Перечислите способы задания последовательностей.

3. Какие последовательности называют ограниченными?

4. Сформулируйте определение предела числовой последовательности.

Содержание отчета:

Название практической работы.

Учебная цель.

Решение заданий практической работы.

Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.

 

Литература:

1.    Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала математического анализа: Учебник 10—11 классы. — М.И., 2016.

2.    Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2016.

3.    Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017

4.    Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017

5.    Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017

6.    Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Электронный учеб.- метод. комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017

7.    Башмаков М.И. Математика: Учебник. — М., 2016.