МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО
Разработал преподаватель: Игнатьева Елена Сергеевна
Тема:
Решение задач по теме «Векторное уравнение прямой и плоскости. Использование векторов при доказательстве теорем стереометрии»
Цель работы:
- применить умения составлять уравнения прямой и плоскости, используя теоретические сведения.
Оборудование:
1. Рабочая тетрадь в клетку
2. Раздаточные материалы: карточки-задания, инструкционные карты – 20 штук.
3. Калькулятор простой.
4. Ручка.
Задание:
𝗅 Вариант 𝗅𝗅 Вариант
1Постройте прямую
2х-5у+10 = 0.4x + 6y – 3 =0.
2. Составьте
уравнение прямой, проходящей через данную точку M0и
перпендикулярной данному вектору :
M0 (-2; -3)M0 (1; -1)
=(4;
-5).
=(-3; 4).
3.Составить уравнение
плоскости, проходящей через точки M0 и
перпендикулярной вектору , если
M0 (-3; 0; 2) M0 (1;-2; 3)
= ( 2; -3; -5)
= (3; 4; 7)
4.Составте уравнение плоскости, которая проходит через токиA(B) и перпендикулярна примой AB, если
A(-1; 1; 2) A(3; -4; 5)
B(2; 0; 1) B(2; 1; 2)
Порядок выполнения:
1. Внимательно прочитать тему и цель практической работы.
2. Изучить учебный материал по теме.
3. Ответить на вопросы.
4. Выполнить задания.
5. Подготовить отчет.
Пояснения к работе (учебный материал):
1.Векторное уравнение прямой.
L- прямая на плоскости,
M0(x0;y0)- точка на этой прямой ,
= (a;b;)- ненулевой вектор,
⊥L.
М(x;y)-произвольная точка на прямойL.
М0М=(x-x0;y-y0) перпендикулярен
вектору (а;b).
Значит скалярное произведение этих векторов равно нулю:
·
= 0, то есть
а·(x-x0)
+ b (y-y0)=0
Это и есть векторное уравнение прямой
2. Векторное уравнение плоскости
L – плоскость
M0(x0; y0; z0) – точка на плоскости,
= (a;
b; c) – ненулевой вектор,
⊥ α. M(x; y; z)
–производная точка на плоскости α.
Так как ⊥ α, то
⊥
, и
·
= 0
а·(x-x0)
+ b (y-y0) + С (z – z0) =0
Это и есть векторное уравнение плоскости.
При выполнении практической работы рассмотрите следующие примеры:
Пример 1:
Построить прямую 3x + 4y – 12 = 0.
Найдём координаты точек пересечения с осями oxи oy . Полагая y = 0,
получим 3x – 12 = 0, 3x = 12, x = 4,
A(4; 0). При x = 0 получим 4y – 12 =0,
3y = 12; y = 3, B (0;3).
Через Aи B проведём искомую прямую.
Пример 2:
Составить уравнение прямой, проходящей через точку M0 (3;-5) и перпендикулярной вектору =(4; 2).
Пусть, M(x;y) – произвольна точка искомой прямой.
Вектор (x
– 3;y+5).
⊥
,
значит ·
= 0.
4 · (x – 3)+2 · (y+5) = 0
4x –12 +2y +10 = 0
4x + 2y + 2 = 0
2x+y – 1 = 0
Ответ: 2x+y – 1 = 0
Пример 3:
Составить уравнение плоскости проходящей через точку M0(3; 4; 5) и
перпендикулярной вектору = (- 1; – 3; 2).
Пусть M(x; y; z) производная точка плоскости α.
Вектор (x
– 3;y – 4;z – 5).
⊥α,
следовательно, ·
-1 · (x - 3) – 3 · (y - 4)+2(z – 5 ) = 0
-x +3 – 3y+12+2z-10 = 0
-x -3y + 2z + 5 = 0
x+3y – 2z – 5 = 0
Ответ: x+3y – 2z – 5 = 0
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Правило нахождения координат вектора.
2. Правило нахождения скалярного произведения.
3. Условие перпендикулярности векторов.
4. Векторное уравнение прямой.
5. Векторное уравнение плоскости.
Содержание отчета:
Название практической работы.
Учебная цель.
Решение заданий практической работы.
Ответы на вопросы для закрепления теоретического материала.
Литература:
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала математического анализа: Учебник 10—11 классы. — М.И., 2016.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2016.
3. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
4. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
5. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Задачник: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
6. Башмаков М.И. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: Электронный учеб.- метод. комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.,2017
7. Башмаков М.И. Математика: Учебник. — М., 2016.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.