Статья "Развитие чувства метроритма на уроках сольфеджио"
Оценка 4.8

Статья "Развитие чувства метроритма на уроках сольфеджио"

Оценка 4.8
rtf
21.12.2022
Статья "Развитие чувства метроритма на уроках сольфеджио"
Методические рекомендации с практическими заданиями
Развитие чувства метроритма на уроках сольфеджио.rtf

Развитие чувства метроритма на уроках сольфеджио

В системе развития музыкальных способностей детей на уроках сольфеджио  метроритм имеет особое значение, ведь метроритм - это временная организация музыки, тогда как сама музыка - один из видов временных искусств. 

Развивать чувство метра в детях - значит формировать в их мышлении собственный метроном, свои внутренние "часики", которые и будут отсчитывать музыкальное время. Воспитывая чувство метра, важно, чтобы ребенок мог не только воспринимать, определять метрическую пульсацию на слух, но и умел сам "держать темп" в исполняемом им произведении. Важно отметить: ритм является важной составляющей музыкального синтаксиса - членения музыкального произведения на обособленные по смыслу построения (мотивы, фразы, предложения и т.д.). А это означает, что в заданиях на развитие чувства метроритма стоит не только добиваться четкого исполнения ритмического рисунка, но и ориентироваться на его формообразующую роль.

Работа над метроритмом имеет и другой аспект: формирование навыка беглого чтения с листа. При работе с незнакомым музыкальным текстом учащиеся обращают внимание и на звуковысотный, и на метроритмический план его организации. Педагогически целесообразно выделить и решить задачу, связанную с отработкой метроритмических приемов, так как их легче типизировать. Это позволит решить и проблемы психологического свойства - боязнь “черного” текста со сложно организованными длительностями. В связи с этим, важным этапом работы является освоение разнообразных ритмических рисунков, правил группировки, традиционных и нестандартных форм записи текста. Параллельно должны решаться навыки координации рук. Свобода при чтении ритмического рисунка значительно упрощает процесс освоения незнакомого нотного текста и позволяет сосредоточить внимание ученика на выразительности музыкального произведения.

Одной из составляющих грамотности юного музыканта является умение записать услышанное  (или сочиненное). Формированию этого навыка служат различные формы диктанта. В изучение метроритма входят такие элементы музыкальной речи, как музыкальный размер (цифровое выражение метрической пульсации), такт (временная единица от одной сильной доли до другой) и темп (частота пульсации метрических долей).  Обращая внимание детей на темп, размер и ритм необходимо показывать их роль в создании характера произведения, музыкального образа. Важно формировать у детей осознанное отношение к исполняемому или звучащему произведению  Учащиеся, имеющие подобные аналитические навыки, в своей музыкальной практике будут более тонко и точно подходить к выбору темпа, исполнительского штриха и т.д. 

   Подведем итог: развитие чувства метроритма имеет следующие аспекты:

1)    воспитание внутреннего “метронома” юного музыканта;

2)    навыки синтаксического разбора (расстановка цезур);

3)    навыки свободного чтения ритмических рисунков и координация рук;

4)    навыки записи услышанного (или сочиненного);

5)    аналитические  навыки.


 Практические задания

Приведу некоторые формы работы с учащимися.

1.   Наиболее универсальной, на мой взгляд, для воспитания чувства музыкального времени является работа в едином метрическом пространстве, в режиме “реального времени”. Поясню: дается временной отсчет (пустой такт), и вся группа начинает отмечать метрическую пульсацию. На фоне этого совместного “метронома” возможны  различные виды деятельности, например:

3.1.          Пение “по цепочке”  домашних номеров (пение друг за другом по фразам) или пение поочередно то вслух, то про себя. Здесь важно выдержать единый темп без остановок – поправок. Если качество пения  недостаточное,  необходимо разобрать сложные места и  пропеть номер   несколько раз по кругу.

3.2.          Проработка ритмических групп на одну  метрическую  долю
(на “ ” в размерах 2/4, ѕ, 4/4)  и  один такт в размере 3/8. Здесь преподавателю удобно иметь карточки с образцами  ритмических  групп. Важно не останавливать “метроном”, а набор карточек и быстроту их смены  регулировать в зависимости от подготовленности групп. Отмечу: это упражнение незаменимо и при формировании навыка беглого чтения с листа.

3.3.          Игра в ритмическое “эхо”: ведущий (преподаватель или ученик) прохлопывает ритмический рисунок на  1 такт или 2 , а группа повторяет этот ритм со следующего такта (совместный “метроном” при этом не должен сбиваться или останавливаться). Должна признать: в эту игру с удовольствием играют как младшие школьники, так и старшие, с легкостью знакомясь со “сложными” ритмами. По этой же схеме возможны ритмические импровизации учащихся: каждый из ребят по цепочке прохлопывает свой ритм на отведенное количество долей.

3.4.          Пение поочередно вслух и “про себя”: это упражнение известно давно,    но, на мой взгляд, весьма эффективно.

2.      Формы работы с нотным текстом:

3.1.          а) зрительно “прочитать” нотный текст;
б) попытаться определить характер и возможные жанровые   
     признаки произведения, сопоставив темп, размер, ритм и лад;
в)  прослушать и сравнить свои представления со звучащим

3.2.          а) зрительно “прочитать” нотный текст;
б) проговорить ритм на любой слог с тактированием;
в) прослушать;
г) просольфеджировать (просольмизировать).

3.3.          а) зрительно “прочитать” нотный текст;
б) разметить цезуры, “проговорив” про себя ритм;
в) проанализировать структуру, ритмическое членение фраз;
г) прослушать, по необходимости исправить.

3.4.          Зрительно “прочитать” нотный текст:
б) разметить цезуры, “проговорив” про себя ритм;
в) исполнить как двухручную ритмическую партитуру
а) зрительно “прочитать” нотный текст;
б) разметить цезуры, “проговорив” про себя ритм;
в) проанализировать гармонию, типы каденций;
г) выписать гармоническую схему потактово с указанием размера;
д) прослушать;
е) сыграть гармоническую схему в ритме

3.      А вот некоторые задания  к звучащим произведениям:

3.1.          Отметить  при повторном прослушивании метрическую пульсацию (или только сильные доли).

3.2.          Проанализировать структуру;

3.3.          Определить размер, темп, ритмические особенности и другие                                выразительные средства;

3.4.          Определить характер  и возможные жанровые признаки;

3.5.          Записать как мелодический или  ритмический диктант.

                        

В данном случае не обязательно прорабатывать все  пункты. Можно выбрать    лишь некоторые, актуальные для данной группы.

4.      Приведу некоторые упражнения для формирования навыка записи услышанного:

4.1.          а) выучить наизусть;
б) записать по памяти все или только ритм (приложение 2, № 2, 6, 7).

4.2.          а) разделить на доли;
б) проговорить ритм (или просольмизировать) с тактированием

4.3.          Записать в инструментальной группировке

         

5.      Некоторые формы письменных заданий (образцы):

5.1.          Расставить тактовые черты;

5.2.          Записать в инструментальной группировке;

5.3.          Вписать недостающие паузы;

5.4.          Разметить длительности в тактах, разделенных на доли.

 

Безусловно, существует большое разнообразие форм работ по развитию метроритмических навыков, и у каждого преподавателя – теоретика есть свои находки  в системе подачи знаний.

    Однако в развитии метроритмических навыков для меня приоритетным является развитие чувства  “музыкального времени” - развёртывания ритма в музыкальном временном процессе, которое способствует формированию гибкого мышления и стимулирует творческие процессы юных музыкантов.

 

Развитие чувства метроритма на уроках сольфеджио

Развитие чувства метроритма на уроках сольфеджио

Практические задания Приведу некоторые формы работы с учащимися

Практические задания Приведу некоторые формы работы с учащимися

А вот некоторые задания к звучащим произведениям: 3

А вот некоторые задания к звучащим произведениям: 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2022