Значение физической культуры в жизни дошкольника.
Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков.
Дошкольный возраст – это тернистый путь, который начинается с отделения себя от взрослых и заканчивается открытием собственной внутренней жизни, напрямую связанной с внешней деятельностью. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Нормально развивающийся ребенок постоянно стремится к движениям. Суточная потребность у детей 3-х лет составляет 6,5 тыс. локомоций.
Через движения ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм.
Образовательные задачи:
1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы дети довольно легко и быстро усваивают новые формы движений.
2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой. Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание морально-волевых качеств.
2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому их следует решать в комплексе.
Физическая культура – это часть культуры, направленная на укрепление и сохранение здоровья.
Физкультура для ребенка имеет огромное значение, особенно для гармоничного физического развития. Чем раньше приобщать ребенка к занятиям по физической культуре, тем больше гарантии, что ребенок вырастет крепким и здоровым.
К концу второго года дети способны подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице-стремянке высотой до 1 – 1,3 метра. С большим удовольствием ползают, подлезают и перелезают через различные предметы, любят игры с мячами. Широкие контакты с окружающими предметами стимулируют развитие мелкой моторики рук, которая в свою очередь способствует развитию речи, мышления, игровой деятельности. На третьем и четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность движениями. К трем годам формируются умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять направления движения и подчиняться заданному темпу. Так же в возрасте трех – четырех лет дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, передвигаются на лыжах, осваивают беговел и ездят на трехколесном велосипеде. На пятом году жизни в силу наступающей морфофункциональной зрелости центров, регулирующих крупные группы мышц, движения детей становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать 323 исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движения, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, где результат зависит не только от одного участника, но и от других. Возраст 5-го года жизни является критическим для многих параметров физического здоровья ребенка. Подобно тому, как это происходит в подростковом возрасте, у детей 4 – 6 лет резко изменяется ритм физического развития. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок. Следствием этого могут быть нарушения осанки, плоскостопие, искривление нижних конечностей и позвоночного столба. Эти же причины приводят к тому, что грудная клетка становится плоской, а нередко даже впалой, ослабленные мышцы живота делают его заметно выступающим вперед. Все эти факторы весьма неблагоприятны для организма ребенка, так как ослабевшие мышцы груди и диафрагмы приводят к затрудненному дыханию и плохому обеспечению организма ребенка кислородом. Таким образом, детство – сенситивный период для формирования общефизических навыков и умений, активной жизнедеятельности, что является фундаментом здоровья развивающейся личности.
Плюсы занятий физкультурой:
- происходит закаливание организма. Укрепляется иммунитет;
- вырабатывается навык правильно дышать.
- развивается координация движений, умение «чувствовать» свое тело в пространстве. Движения ребенка становятся более «гармоничными»;
- развиваются физические качества – быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость;
- получение новых познавательных навыков. При занятиях ребенок
узнает и запоминает геометрические фигуры, определяет стороны, учится
маршировать под музыку, вырабатывается необходимый ритм движений.
Памятка для родителей
Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов, и лучший способ привить крохе любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ним!
• В непринужденной обстановке любое дело – в удовольствие. Поэтому больше улыбайтесь и шутите;
• Хорошая музыка создает настроение и задает ритм движений;
• Важно, чтобы каждое движение ребенок выполнял с удовольствием и без лишнего напряжения;
• Чаще хвалите вашего маленького спортсмена за успехи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.