Значение металлов в приближении Великой Победы
9 класс
Автор: Некрасова Светлана Марьяновна,
учитель химии и физики
МБОУ «СШ№4 им. Дважды Героя
Советского Союза А. О. Шабалина
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Форма урока: урок-исследование
Цели урока:
Образовательные:
-систематизировать и расширить знания обучающихся о физических свойствах металлов;
-проанализировать значение металлов в Великой Отечественной войне;
- рассказать о важности деятельности химиков для приближения Победы, их патриотизме, бесконечном желании служить Родине в соответствии с заповедями академика Д.С. Лихачева
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к химии;
-развивать логическое мышление обучающихся;
-формировать навыки работы с научно-популярной литературой;
- способствовать формированию умений применять химические знания к решению задач
Воспитательные:
-воспитывать потребность в грамотной речи, умение выслушать;
-способствовать формированию чувства патриотизма посредством заповедей академика Д.С. Лихачева
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение описывать физические свойства металлов, используя родной язык и язык химии;
-умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, химических закономерностей;
-умение анализировать и оценивать значимость физических свойства металлов для производственной деятельности человека
Личностные:
-сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-умение отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
-знакомство с заповедями академика Д.С. Лихачева
Метапредметные:
-умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации
Данный урок способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования культуры личности, её общей и функциональной грамотности. Данный урок способствует формированию ценностного отношения к естественнонаучным знаниям, к человеку, к заповедям академика Д. С. Лихачева.
Методы:
- индивидуальная работа (сообщения школьников, презентации)
- фронтальная (составление уравнений химических реакций окисления на примере взятых металлов, диалог)
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, записи песен, стихов (фрагменты фильма, снятого старшеклассниками ОУ под руководством педагога).
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые универсальные учебные действия |
Организационный момент. |
Начало урока. Концентрация внимания |
Подготовка к восприятию и выполнению заданий |
Познавательные, коммуникативные.
|
Целевая установка |
Введение в тему, постановка целей и задач |
Отвечают на вопросы учителя |
Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные |
Актуализация |
Поясняет важность применения навыков, приобретенных на уроках химии для решения важных исторических задач и ситуаций |
Восприятие пояснений учителя, выполнение заданий |
Познавательные, коммуникативные, личностные |
Изучение нового материала |
Учитель организует обучение по методу World café |
Нарабатывают новые знания |
Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные |
Выполнение работы |
Организует работу учащихся. Поясняет ход работы. Следит за правильностью выполнения заданий. Организует физ.минутки. |
Выполнение заданий учителя. |
Познавательные, коммуникативные, личностные |
Подведение итогов |
Организует для учащихся процедуру самоконтроля. |
Проверка выполнения заданий. |
Познавательные, коммуникативные, личностные |
Рефлексия |
Создание условий для оценки учащимися деятельности на уроке |
Оценивают свою работу на уроке по схеме: • Я узнал сегодня…. • Я понял сегодня… • Я удивился, что… • Мне понравилось… • Я задумался о… |
Познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные |
Ссылка на размещение презентации |
|
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка целей урока.
2. Вступление
Голос Левитана ( аудиофайл в презентации).
Учитель: Бывают события, которые на протяжении многих десятилетий не стираются из памяти людей. К таким событиям по праву относится Великая Отечественная война. Только благодаря героизму и самоотверженности наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек, удалось остановить захватчиков. Но какой ценой? Ценой их собственной жизни. Мы не вправе забывать о подвиге тех, кто ушел по зову сердца защищать родную землю, и остался лежать на полях сражений. Мы обязаны помнить о тех, кто ковал победу в тылу: детях, стариках, женщинах. Мы, потомки великих освободителей, обязаны хранить в памяти тех, кто не думал о себе, о своем благополучии, отдавая все силы для приближения Великой Победы.
Эпиграфом нашего урока станут слова академика Д. С. Лихачева «Дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную и всего человечества».
Фрагмент 1 (видео из фильма, стихотворение читает Толкунцова Е. Н., МБОУ «СШ№4 им. Дважды Героя Советского Союза А. О. Шабалина» https://youtu.be/x9eyXJVbPLM
В «Письмах о добром и прекрасном» (46 письмо) Д. С. Лихачев говорил, что «если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы».
Не только солдаты и офицеры приближали Победу, не оставались в стороне и ученые-химики. Они разрабатывали новые технологии изготовления взрывчатых веществ, совершенствовали составы сплавов, повышали качество бензина, создавали формулы лекарственных препаратов. Среди химиков, которые внесли неоценимый вклад в приближение Великой Победы, выделим: Ферсмана А. Е., Несмеянова А. Н., Зелинского Н. Д.
Химики понимали, что от того, насколько эффективно они будут работать, зависит исход битв на полях сражений. Академик А. Е. Ферсман на митинге 1941 года сказал: “ Необходимо было своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды, чтобы снова наука могла спокойно заниматься своим мирным трудом, чтобы она могла поставить на службу человечеству всю сумму природных богатств, положить всю менделеевскую таблицу к ногам освобожденного и радостного человечества”.
Великая Отечественная война шла не только на полях сражений, она была противостоянием наук: химии, физики, математики. Вместе с рядовыми солдатами Победу праздновали и инженеры-химики, которые в тылу, не видя своего врага, работали на благо любимой страны.
Сегодня на уроке мы поговорим о том, как металлы, которые располагаются в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, помогли советскому народу одержать победу над фашистской Германией.
3. Актуализация знаний
Учитель: Прежде, чем мы начнем разговор о значимости металлов в Великой Отечественной войне, остановимся на тех их физических свойствах, благодаря которым металлы помогли советскому народу одержать победу в той страшной войне (работа со слайдом презентации, связь с физикой).
1. Агрегатное состояние. Большая часть металлов — твердые вещества, имеющие металлическую кристаллическую решетку (кроме ртути).
2. Металлический блеск.
3. Электропроводность и теплопроводность. Отличные проводники электрического тока: серебро, медь, золото, алюминий, железо. Плохие проводники: ртуть, свинец, вольфрам.
4. Ковкость, пластичность, прочность. Высокая пластичность у золота, серебра, меди, олова, железа, алюминия.
5. Температуры кипения и плавления. Температура плавления ртути – 39 °C , галлия – 29,8 °C (плавится в руках), вольфрам – 3390 (самый тугоплавкий металл).
6. Плотность. Литий – самый легкий металл, осмий – самый тяжелый. Плотность легких металлов ниже 5 г/см3, тяжелых – больше 5 (у осмия 22 г/см3).
7. Твердость. Щелочные металлы и свинец режутся ножом. Хром царапает стекло.
4. Выступления учащихся. Сообщения о некоторых металлах.
Предоставляю слово вам, уважаемые школьники. Выслушав вас, мы узнаем, как разные металлы участвовали в Великой Отечественной войне. Безусловно, в рамках одного урока мы не сможем разобрать все металлы. Остановимся на шести металлах, благодаря которым ученым и инженерам удалось приблизить Победу.
1 ученик. Железо, № 26. Именно с ним связаны многочисленные войны, несчастья, гибель людей. За период 1942-1945 г. г. было произведено 660 тыс. орудий, 1млн.350тыс. ручных и станковых пулеметов, около 6 млн. автоматов.
Из тех металлов, которые применялись во время Великой Отечественной войны, 90 % приходится на долю железа. Этот металл является составной частью чугуна и стали. Только на Сталинград фашистами было сброшено миллион бомб! Железо — это не только металл разрушения, он необходим и для созидания. После завершения Великой Отечественной войны металл стал основой машиностроения, металлургии. Железо способствовало появлению в нашей стране мощных инженерных конструкций, развитию судостроения.
Д. С. Лихачев говорил: «Без памяти нет совести. Без совести нет памяти». Мы не вправе забывать о своем прошлом!
2 ученик. Свинец, № 82. Данный металл стал востребованным после того, как было изобретено огнестрельное оружие. Метательные снаряды из этого тяжелого металла применялись во времена существования Римской империи. Во время Великой Отечественной войны к свинцу, который использовался для производства шрапнелей, добавляли 12 % сурьмы. Свинец не зря именуют «смертоносным» металлом, ведь азид свинца — компонент взрывчатых веществ.
Задание для фронтальной работы: записать реакцию взаимодействия свинца с кислородом с образованием: оксида свинца (II). Отработка алгоритма составления химических реакций между простыми веществами.
2Pb+O2=2PbO Продукт реакции - оксид свинца (II).
3 ученик. Никель, № 28. Стоимость никеля в начале двадцатого века была высока. Только во время Великой Отечественной войны его стали добавлять в стальную броню, чтобы сделать советские танки неуязвимыми для врагов. Никель нельзя было заменить другим металлом, он стал для Германии серьезной проблемой. Танки с прочной броней (Т-34) считались практически неуязвимыми для противника, а создали такую броню советские химики. Кузницей советских танков Т-34 стал Нижний Тагил. Советские конструкторы во главе с М. И. Кошкиным создали танк, который был признан лучшим во Второй мировой войне. Собирали танки в холодных цеках полуголодные подростки и женщины. Немецким химикам не удалось создать броню с повышенным процентным содержанием никеля, придуманную советскими учеными.
Задание для самостоятельной работы: записать реакцию взаимодействия никеля с кислородом с образованием: оксида никеля (II).
2Ni+O2=2NiO Продукт реакции-оксид никеля (II).
4 ученик. Алюминий, № 13. Его называют “крылатым” металлом, так как сплавы алюминия с Mg, Mn, Be, Na, Si применяются в самолетостроении. Тонкий алюминиевый порошок во время Великой Отечественной войны использовался для горючих и взрывчатых смесей. Начинкой самодельных зажигательных бомб была смесь порошков оксида железа и алюминия, а детонатором выступала гремучая ртуть. Во время удара детонатор срабатывал, смесь воспламенялась. Потушить ее водой было невозможно из-за того, что активный металл магний вступал с водой в химическую реакцию. Алюминий использовали и для активной защиты самолетов. Так, при отражении налетов авиации на Гамбург, операторы немецких радиолокационных станций обнаружили на экранах приборов неожиданные помехи, которые делали невозможным распознавание сигналов от приближающихся самолетов. Помехи вызывали ленты из алюминиевой фольги, которые сбрасывали самолеты союзников. При налетах на Германию было сброшено около 20 тысяч тонн алюминиевой фольги. В. Г. Головкин разработал технологию изготовления литой алюминиевой проволоки диаметром до 9 мм. Из нее делали заклепки на фюзеляже и крыльях самолетов. Их число на истребителях доходило до 100 –200 тысяч штук, а на бомбардировщиках – до миллиона. Спрос в металле был настолько велик, что алюминиевые руды геологи искали даже во время Великой Отечественной войны.
Задание для фронтальной работы: записать реакцию взаимодействия алюминия с кислородом с образованием: оксида алюминия.
4Al+3O2=2Al2O3 Продукт реакции - оксид алюминия.
5 ученик. Медь, №29. В годы Великой Отечественной войны основным потребителем меди была военная промышленность. Сплав меди (90%) и олова (10%) – пушечный металл. Гильзы патронов и артиллерийских снарядов изготавливались из латуни: сплава меди (68%) и цинка (32 %). Большая часть латунных артиллерийских гильз могла использоваться многократно.
Олово, цинк и медь используются при создании бронзы. Из нее после завершения войны во всем мире создавали памятники воинам. В Мемориальном зале Мавзолея, воинам Советской Армии на постаменте из черного лабрадора в золотом ларце хранится книга с именами героев, павших смертью храбрых при героическом штурме столицы Германии.
«Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, «накоплений» культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство», - говорил Д. С. Лихачев.
Серебро, № 47. Серебро в сплавах с индием использовалось для производства прожекторов (для противовоздушной обороны). Зеркала прожекторов помогали решать тактические и стратегические задачи.
5. Краткий анализ выступлений. Взаимооценка.
6. Заключение
Учитель. Безусловно, ребята, мы познакомились далеко не со всеми металлами, которые помогали воинам приближать Победу. Мы склоняем головы перед светлой памятью тех, кто не вернулся с войны.
Фрагмент 2 (видео из фильма, песню исполняет Толкунцова Е. Н., МБОУ «СШ№4 им. Дважды Героя Советского Союза А. О. Шабалина» https://youtu.be/ZF3tu2Xm7zI
Учитель: Охватив лишь часть материала о значимости металлов для победы в Великой Отечественной войне, нам удалось увидеть, насколько важны качественные химические знания.
Академик Д. С. Лихачев говорил: «Русские готовы рисковать самым драгоценным, они азартны в выполнении своих предположений и идей. Они готовы голодать, страдать, даже идти на самосожжение (как сотнями сжигали себя староверы) ради своей веры, своих убеждений, ради идеи». И перед нами 10 заповедей этого подлинного русского интеллигента.
Список литературы.
1.Егоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П. Химия внутри нас. – Ростов-на- Дону.: Феникс, 2004. – 180 с.
2.Евстифеева А.Г., Шевченко О.Б., Курень С.Г. Дидактический материал к урокам химии. - Ростов-на- Дону.: Феникс, 2004. – 348 с.
3.Ксенофонтова И.Н. Модульная технология: изучаем металлы. //Химия в школе. – 2002. - №2.- С. 37 – 42.
4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. – М.: Экзамен, оникс 21 век, 2001.– 719 с.
5. РудзитисГ.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Прсвещение, 2016.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.