Слайд № 1
«Значение
распевок и логоритмических упражнеий
в коррекционно –музыкальной работе с детьми ОВЗ»
Слайд№ 2
« Музыка- истинная всеобщая человеческая речь» Карл Вебер. Актуальность: С каждым годом растет количество детей имеющих отклонения в речевом и психомоторном развитии. Недостатки, связанные со звуковой речью представляют собой серьезное препятствие для обучения грамоте и полноценного умственного и физического развития детей. В связи с тем , что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяют гаджеты, а ведь голос– это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор.
Слайд № 3
В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенность детей.
Слайд № 4
Швейцарский педагог Эмиль Жак-Далькроз (1865 —1950) выделил ноты и музыкальную ритмику в отдельную часть педагогической науки. В его занятиях музыка использовалась для координации ритма. Он считал, что ритмическая музыка служит основой для организованного движения.
Слайд № 5
Сергей и Екатерина Железновы разработали и издали логопедические сборники распевок для детей.
Эта отрасль продолжает активно развиваться последние годы во всем мире. Поэтому логопедические распевки и элементы логоритмики использую на занятиях . Логоритмические методы показали на практике свою эффективность.
Слайд № 6
Работая в трех коррекционных группах ( две логопедические и одна ЗПР ,где использую на занятиях метод логоритмики и логопедических распевок решаю следующие задачи:
· Способность более точно выполнять артикуляцию звуков.
· Улучшение фонематического восприятия.
· В результате развитие речевой сферы происходит увеличение лексического запаса.
· Улучшается слуховое внимание и усиливается двигательная память.
Слайд № 7
· Ребенок учиться выполнять четкие скоординированные движения в соответствии с произносимой речью.
· Совершенствование мелодико-интонационных характеристик речи.
· Развитие детской творческой фантазии.
Слайд № 8
Пример логопедических распевок и песен
Логопедические распевки предназначаются для работы с различными группами звуков. Начинаю с простых в группах ЗПР
Слайд № 9
Например, КИ-КИ-КИ — ходят кони и быки;
· ГУ-ГУ-ГУ — ходят гуси на лугу;
Для того, чтобы совершенствовать произношение для свистящих звуков, подойдут такие логопедические распевки
· СО-СО-СО — накачали колесо;
· ЗА-ЗА-ЗА — у меня живет коза;
Существуют распевки для работы над произношением шипящих звуков:
· ШУ-ШУ-ШУ — подойду я к малышу;
· ЖА-ЖА-ЖА — принесли домой ежа.
Постепенно детские речевые упражнения становятся более сложными. Примеры распевок, которые могут использоваться для работы с детьми:
Слайд № 10 (видео) № 1
· «Снег укрыл все-все пути,/Никуда нам не пройти,/Эй, лопатки все возьмем,/И тропинки разгребем.»
· «Дождик, дождик/Лей, лей, лей!/На меня и на людей!/На меня по крошечке./На людей по ложечке./А на Бабушку Ягу/Лей по целому ведру!»
· «За стеклом звенят капели,/И тюльпаны расцвели,/Вот бы скоро прилетели/Ласточки и соловьи!»
Слайд № 11
Для развития артикуляции можно разучивать например, такие тексты:
· «Жу-жо-жа, жу-жо-жа,/Есть иголочки у ежа./
· «Чо-чу-ча, чо-чу-ча,/На окне светит свеча.
· «Са-са-са, са-са-са,/Ой-ой-ой летит оса./Сы-сы-сы,/Не боимся мы осы.»
Важно! Нужно, чтобы распевки не только помогали развивать артикуляцию, но и были для детей веселыми и увлекательными.
Слайд № 12
В
логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими
речевыми нарушениями.
Первое предусматривает развитие неречевых
процессов: совершенствование общей моторики, координации движений,
ориентации в пространстве; регуляция мышечного
тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих
способностей; активизация всех видов внимания и
памяти.
Слайд № 13
Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей –логопатов и
корректирование их речевых нарушений.
Эта работа включает в себя развитие дыхания,
голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
развитие артикуляционной и мимической моторики;
координацию речи с движением; воспитание правильного
звукопроизношения и формирование фонематического
слуха.
Все виды логоритмических игр и
упражнений предлагаю детям под музыку.
Слайд № 14 (видео) № 2
Вывод.
Опыт проведения логоритмики и логопедических распевок на занятиях показывает, что такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития дошкольников.
Слайд №15 (видео № 3)
Слайд № 16 (видео № 4)
Слайд №17 (видео № 5)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.