Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по нравственному воспитанию дошкольников.
Задачи:
• Ознакомление педагогов с теоретическими основами по нравственному воспитанию дошкольников.
• Актуализация знаний педагогов программных задач по нравственному воспитанию дошкольников.
• Формирование профессиональных умений педагогов по заданной теме.
• Практические аспекты нравственного воспитания дошкольников через непосредственно образовательную деятельность.
Семинар-практикум на тему Значение этикета в жизни ребёнка-дошкольника.doc
Семинар — практикум для педагогов
«Значение этикета в жизни ребёнкадошкольника»
Провела старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад с.Октябрьское» Томского района
Петрова Анна Николаевна
Цель: Повышение психологопедагогической компетентности педагогов по нравственному
воспитанию дошкольников.
Задачи:
• Ознакомление педагогов с теоретическими основами по нравственному воспитанию
дошкольников.
• Актуализация знаний педагогов программных задач по нравственному воспитанию
дошкольников.
• Формирование профессиональных умений педагогов по заданной теме.
• Практические аспекты нравственного воспитания дошкольников через непосредственно
образовательную деятельность.
Ход семинара:
Добрый день, уважаемые коллеги! Для создания благоприятной обстановки и добродушного
настроения предлагаю вам повернуться вправо, улыбнуться, повернуться влево, улыбнуться.
А сейчас по очереди назовите ласковым словом своего соседа справа.
Вот мы все и подобрели, вот мы все повеселели! А сейчас, мысленно представьте детишек
своей группы (можете даже закрыть глаза). Какое нравственное качество больше всего
подходит вашим детям? Предлагаю найти сердечко с этим качеством и прикрепить его себе, к
своему сердцу.
Итак, вот мы и настроились на тему нашего семинара.
1. Теоретическая часть.
Этикет — это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для
общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального
положения, образования, различных взглядов, убеждений, интересов.
В настоящее время основными правилами можно назвать следующие: проявление уважения
к окружающим людям, стремление не ставить их в неудобное положение и поступать с
другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Самые первые представления о нормах поведения ребенок получает в семье.
Воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на
отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми,
знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя
навыки позитивного общения.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и
правилами поведения и взаимоотношений
И наша с вами обязанность помочь маленькому человеку в познании норм человеческих
взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя
чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.
Попростому говоря, мы, педагоги ДОУ должны дать детям знания в рамках:
«Что такое хорошо, и что такое плохо? »
Способы педагогического воздействия на детей при обучении правилам этикета:
1. Приучение.
Детям задают образец поведения и затем контролируют точность
выполнения того или иного правила, например, за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками.
2. Упражнения.
То или иное действие многократно повторяется. При этом следует
добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого действия.
3. Поощрение.
Широко используемый метод, реализуемый различными способами.
Он побуждает детей к выбору правильного поведенческого шага в
результате его нравственного потенциала.
4. Наказание.
Должно применяться только при условии невозможности использования других мер
воздействия. Цель наказания – пробудить желание поступать хорошо, на основе норм
этикета.
5. Пример для подражания.
Является своеобразным наглядным образцом. Примером могут быть родители, дети,
литературные и сказочные герои.
6. Словесные методы.
Помогают более осознанному пониманию поведенческих правил.
Жизненная или сказочная история создает необходимый эмоциональный фон для
восприятия правил поведения. Надо не только показать и рассказать, но и разъяснить,
как и почему следует поступать в той или иной ситуации.
2. Творческопрактическая часть семинарапрактикума
Давайте коснемся одного из разделов дошкольного этикета – обучение правилам столового
этикета.Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво
и правильно вести себя за столом. А значит, быть приятным в застольном общении.
Предлагаю Вам закончить фразы:
Есть и пить надо…(беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;
Не склоняться низко …(над тарелкой), лишь слегка наклонить…(голову);
На столе лежат только кисти рук, локти на стол….(не ставим);
Обе руки либо свободны, либо…(заняты): нож в правой руке, вилка …(в левой);
Если вилка или ложка в правой руке, то левая…(придерживает тарелку);
Если во тру пища, воду…(не пьют);
Если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но
За столом нельзя говорить…(громко или с полным ртом);
при выходе изза стола…(поднимем ее);
Упавшую на пол полотняную салфетку…(поднимаем сами) и не меняем на другую;
Бумажные салфетки меняем…(по мере надобности и при новом блюде);
Не спешим в еде, но и не сидим…(долго) за одним блюдом;
Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами …(«Спасибо, очень
вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»).
Давайте поиграем:
Цель: развивающая, адаптационная, коммуникативная, воспитательная.
Задачи: выработка концентрации внимания, развитие коммуникативных навыков, умения
различать цвета, формирование волевых качеств и овладение своим поведением, быстроты
реакции.
Игровой материал: воздушные шары разных цветов парные по цвету+1 лишний.
Ход игры: Воспитатель предлагает взять по одному шарику любого цвета. По сигналу (удар в
бубен) все разбегаются по площадке, помахивая шариками над головой (можно использовать музыку). По следующему сигналу: «Эй, дружок, не зевай, быстро пару выбирай! » все,
имеющие шарики одного цвета, находят себе пару (обнимаются, «дружатся» музыка
меняется). К оставшемуся без пары все играющие обращаются со словами: «Ты не плачь, не
зевай, быстро пару выбирай! ». Подходят к нему близко, как бы показывая, что хоть он и без
пары, но он не один. Игра повторяется.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным
воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы
общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические
выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в
конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.
Детям в свободной деятельности можно рассказать о некоторых Заповедях христианских. А
вот в такую игру можно поиграть для закрепления. Одной половине даются картинки, а
другой 10 заповедей в стихах. Педагоги зачитывают стихи и находят подходящую к ним
картинку.
1 заповедь
Не ябедничай взрослым на друзей
И ложных слов не говори.
Не одобряет Бог таких детей,
Правдивым будь и никогда не лги.
2заповедь
Бог нас для жизни создает.
Не убивай, ты никого.
Кому и сколько жить на свете,
Решать дано лишь Богу, дети.
3заповедь
Пусть у приятеля игрушки лучше,
Но ничего без спроса не бери.
Бог Сам подарит то, что нужно,
Ты только помолись и попроси.
Заповедь 4
Люби и слушайся ты маму с папой,
Людей ты старых почитай
Чем можешь ты им помогай!
Тогда, как станешь старым ты,
То будут дети и к тебе добры!
Когда вы вырастете, дети,
То вспомните заветы эти.
Исследовательская деятельность:
В старшей группе по данному направлению была проведена исследовательская работа.
Использованы две методики.
1. Методика «Закончи историю»
Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм.
Исследование проводят индивидуально.
Инструкция
Были приведены примеры различных ситуаций ситуаций. Детям задавались вопросы по
данным ситуациям.
Все ответы детей фиксировались в протоколе.
2. Методика «Сюжетные картинки»
. Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи. Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального
отношения к нравственным нормам.
Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных
поступков сверстников.
. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых
Инструкция
нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты
положишь каждую картинку и почему.
Исследование проводилось индивидуально. В протоколе фиксировались эмоциональные
реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен был дать моральную оценку
изображенным на картинке поступкам, что позволило выявить отношение детей к
нравственным нормам. Особое внимание уделялось оценке адекватности эмоциональных
реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка,
одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция
(осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.
Результаты исследования и их анализ показал.
Из диаграммы мы видим, что почти половина испытуемых ( 67 %) показала высокое
осознание нравственных норм, большая часть испытуемых ( 17 %) показала среднее
осознание нравственных норм и лишь маленький процент испытуемых ( 16 %) показали
низкий и очень низки Таким образом, мы можем сказать, что в проверенной нами группе у
детей хороший уровень осознания нравственных норм.
Таким образом, мы можем сказать, что в проверенной нами группе у детей хороший
уровень осознания нравственных норм.
И добиться хороших результатов Это наша с вами главная задача, потому что мы
ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.
Советы:
…Если возникает сомнение, как вести себя с другим человеком, постарайтесь поставить себя
на место этого человека.
… Будьте тактичны – никогда не подчеркивайте своего превосходства.
… Не ставьте другого человека в неловкое положение, сделайте вид что не заметили его
оплошности.
… В любой жизненной ситуации помните: вы – педагог, с вас спрос за поведение строже.
Анализ высказывания:
«Воспитатель сам должен быть воспитан».
«В человеке все должно быть прекрасно, и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Заключение:
Я с удовольствием отмечаю, что цель семинарапрактикума достигнута. Вы освежили в
памяти всё о нравственном воспитании, посмотрели открытые мероприятия, ознакомились с
интересной информацией специалистов. Желаю вам дальнейших успехов в работе над
формированием основ моральных качеств ребёнка. В память о семинаре хочу предложить вам
самодельные книжечки «Познавательноэтические беседы и СКАЗКИ» для использования в
своей работе.
«Значение этикета в жизни ребёнка-дошкольника»
«Значение этикета в жизни ребёнка-дошкольника»
«Значение этикета в жизни ребёнка-дошкольника»
«Значение этикета в жизни ребёнка-дошкольника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.