ЗНАЧИМОСТЬ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.7

ЗНАЧИМОСТЬ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.7
docx
13.12.2022
ЗНАЧИМОСТЬ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
7.docx

ЗНАЧИМОСТЬ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Большую роль в работе с дошкольниками составляет работа в исправлении нарушений речи. Для данного контингента детей характерны: системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы. Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения на развитие ребёнка, я стала применять их и в практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей. Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников. Из всего многообразия кинезиологических упражнений на занятиях применяю те, которые предусмотрены и усовершенствованы для основных направлений развития речи детей: коррекции нарушений звукопроизношения; фонематического слуха; лексикограмматического строя речи. Кинезиологические приёмы, которые использовала в практике: § артикуляционные упражнения; § дыхательные упражнения; § упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков); § сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов); § упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики. Этапы реализации и содержание работы по использованию кинезиологических упражнений в практике: 1. Сначала с воспитанниками разучивают кинезиологические упражнения, отрабатывая технику. 2. Затем, преследуя задачи развития речи; § добавляем к этим упражнениям речевое сопровождение; § подключаем движение языка к движениям рук; § сочетаем дыхательные и двигательные упражнения; § дополняем двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением). § Усовершенствованные упражнения прорабатываем постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в группе). Важно отметить, что последовательное соединение кинезиологических упражнений с приёмами и методами логопедического воздействия, переходит в один игровой приём. Кинезиологические упражнения используем в непосредственно образовательной деятельности, на фронтальных, индивидуальных занятиях по развитию речи. Сравнительные результаты диагностики устной речи дошкольников показали, что использование кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, а также позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию и коррекции проблем в развитии речи ребёнка, повысить речевую активность, облегчить процесс чтения и письма. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка: § звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях); § фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове); § лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования). Однако, обязательное условие эффективности применения кинезиологических упражнений – это взаимодействие педагогов и родителей. Важнейшее значение имеет понимание родителями и педагогами всей важности и тонкости выполнения кинезиологических упражнений. Кинезиологические упражнения, используемые в работе. • В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова мы учим детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков. Например, упражнения «Перекрестное марширование» и «Колечко» подходят для деления слов на слоги.

Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам. Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы тем самым вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции фонематического недоразвития, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе. • по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи Кинезиологические приёмы можно с успехом применять и на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи. Задачи данного этапа: § обогащение, уточнение, дифференциация словаря; § формирование грамматического строя речи: навыков словоизменения и словообразования; § развитие связной речи. Например, когнитивное упражнение «Рыба, птица, зверь» отлично подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы. Исходное положение детей – сидя на полу. Воспитатель указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, воспитатель продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Игра может проводиться по разным лексическим темам: «Овощи-фрукты-ягоды», «Грибы-ягоды-деревья», «Времена года: зима-весна-лето-осень» и т.п. Применяя на занятиях упражнение «Зеркало» (работа в парах), преследуем сразу несколько задач. Сначала проводим предварительную работу по теме лексической теме, обогащая словарь словами-признаками, согласовывая прилагательные с существительными в роде, совершенствуя умение составлять описательный рассказ. Например, описывая животного медведь, дети встают лицом друг к другу. Один из детей выполняет движения руками или ногами, изображая медведя, другой должен их зеркально отобразить. Добавляя речевое сопровождение в применении кинезиологических упражнений, подбираем стихи-рифмовки на определённую лексическую тему. Например, упражнение «Змейка»». Дети выполняют упражнение, ритмично проговаривая стихотворение-рифмовку: § при изучении темы «Птицы «Я, ребята, птиц люблю, Никогда их не ловлю, Ни ловушками, Ни в сети, Не держу их дома в клетке. Никогда гнезда не трону, Ни сороки, Ни вороны, Ни скворца, Ни воробья, Не обидел в жизни я!» § при изучении темы «Овощи»: «Овощи растут на грядке. Посчитай их по порядку: Капуста, перец, огурец, Я сегодня молодецНа грядке овощи растут, Что же мы увидим тут? Картофель, помидор, морковь, мы себя похвалим вновь». По аналогии подбираем стихи на лексические темы, подключаем речевое сопровождение и используем упражнения: «Кулак – ребро — ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь). «Лезгинка» Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Применение в работе кинезиологических упражнений и приёмов мы пробуждаем интерес детей к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь. Список литературы: 1. Трясорукова Т.П. "Развитие межполушарного взаимодействия у детей"2009г. 2. КАРТОТЕКА упражнений по кинезиологии. (использовался материал c 1september.ru/articles312042 и А.Л.Сиротюк" Кинезиологические упражнения" М2003) 3. Деннисон П.Е. Гимнастика мозга: книга для учителей и родителей / П.Е. Деннисон, Г.Е. Деннисон. – СПб.: ВЕСЬ, 2016. – 320 с 4. Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в корр


 

ЗНАЧИМОСТЬ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

ЗНАЧИМОСТЬ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка: § звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно,…

В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка: § звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно,…

Времена года: зима-весна-лето-осень» и т

Времена года: зима-весна-лето-осень» и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022