Значимость проблемы контроля и организации обратной связи в начальной школе.
Оценка 4.9

Значимость проблемы контроля и организации обратной связи в начальной школе.

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
математика +2
1 кл—4 кл
25.11.2017
Значимость проблемы контроля  и организации обратной связи  в начальной школе.
Педагогический контроль - источник получения объективной информации об исходном уровне знаний, что является одним из важнейших условий повышения эффективности и качества обучения. В работе тезисно изложены требования к контролю знаний и его функции на основе личного опыта. В целях повышения эффективности контроля большое значение имеет обратная связь. Элементы обратной связи повышают интерес к изучаемому, мобилизуют внимание детей, способствуют запоминанию материала, экономят время, заставляют задумываться, развивают самостоятельность и приучают к дисциплине.Тезисы к педчтениям.
контроль и взаимообразная связь.doc
Тезисы к педчтениям.           Автор: Храмцова Е. А. Значимость проблемы контроля  и организации обратной связи  в начальной школе.                                                             «Образование должно быть истинным,                                                               полным, ясным и прочным».                                                                                            Коменский Я.А.                                                              «Час работы научит большему, чем день                                                               объяснений».                                                                                            Ж.­Ж. Руссо.      Сегодня одной из важнейших задач школы является создание максимально благоприятных   условий   для   успешного   обучения,   воспитания   и   развития учащихся, учитывающих их интересы и способности. Поэтому задача учителя так   организовать   учебный   процесс,   чтобы   заинтересовать   ребенка   учебой, свести утомляемость до минимума и поддерживать внимание детей в течение всего урока. Для этого чаще использовать нетрадиционные формы и средства обучения:   приемы,   развивающие   познавательные   и   творческие   способности учащихся, выбирать оптимальные варианты обучения, наиболее подходящие для каждой педагогической ситуации.       Хорошо известно, что при изучении любой темы очень важно, чтобы эта тема была полностью воспроизведена тем, кто ее изучает. А.Дистервег считал данное утверждение непоколебимой истиной: «Ученик знает хорошо только то, что его заставляют изложить». Все, что ученик изучает и обязан усвоить, он должен громко и связно изложить вслух, полностью воспроизвести. Весь вопрос   в   том,   как   эта   идея   может   быть   осуществлена   на   практике. Возможность   каждого   ученика   воспроизвести   вслух   изучаемый   материал чрезвычайно мала, просто­таки ничтожна: на это отведено менее 1% общего времени обучения.             Одним из важнейших условий повышения эффективности и качества обучения     является   объективная   информация   об   исходном   уровне   знаний. Источником получения такой информации является педагогический контроль знаний.   умений   и   навыков,   организация   обратных   связей,   как   средства управления учебно­воспитательным процессом.         Существующая система контроля ориентирует в основном на выявление способности   удерживать   в  памяти   знания   и   воспроизводить   их,  однако   не определяет   развитие   мышления   человека,   его   умения   мобилизовать   новые знания и использовать их в практической деятельности. Требования к контролю знаний. 1. планомерность, контроль должен отражать все основные разделы  программы; 2. систематичность; 3. объективность; 4. экономичность; 5. простота, доступность применения; 6. обозримость(наглядность представления результатов); 7. гласность.       Проверка и оценка знаний дают необходимую информацию для организации учебно­воспитательного процесса и руководства им.  В процессе обучения контроль выполняет целый ряд функций:       ­ стимулирования,      ­ развивающая,      ­ обучающее влияние контроля,      ­ диагностическая роль,      ­формирование навыков самоконтроля.    На основе полученных с его помощью сведений учитель вносит изменения в методы работы дифференцируя процесс обучения. А дифференцированный подход позволяет раскрыть способности ученика, дает возможность каждому продвигаться   в   развитии   в   индивидуальном   темпе,   является   необходимым условием успеха в обучении.      Наряду с контролем весьма важна корректировка процесса обучения под влиянием получаемой информации о ходе усвоения знаний. умений и навыков. Эта   корректировка   может   включать   в   себя   введение   дополнительных упражнений,   разъяснений   учителя,   повторение,   изменение   темпа   изучения материала. Уменьшение или увеличение дозы нового учебного материала на конкретном   уроке,   применение   новых   средств   стимулирования   учения, которые ранее не планировались учителем.      Как следует из принципов сознательности , систематичности и прочности обучения,   в   учебной   работе   нельзя   двигаться   вперед,   пока   учащиеся   не усвоили пройденного материала. в этом смысле  проверка  и оценка знаний учащихся выступает как весьма важный этап урока.        Обучающее значение данного этапа урока: 1. Когда ученик предполагает, что его знания по пройденному материалу могут   быть   проверены,   это,   как   правило,   побуждает   его   лучше подготовиться к уроку. 2. Повторение   и   проверка   знаний   обычно   связаны   с   его   активным воспроизведением, что является лучшим средством усвоения. 3. Повторение   и   проверка   знаний   учащихся,   как   правило   связаны   с речевым   (словесным)   воспроизведением   пройденного   материала,   что способствует развитию речи. Но поскольку речь органически связана с мышлением, то развиваются и мыслительные способности учащихся. Все   эти   положения   относятся   только   к   тем   учащимся,   которые подвергаются   проверке   знаний   и   воспроизводят   изученный   материал. Отсюда следует: в идеале учителю нужно стремиться к тому, чтобы на каждом уроке проверялись знания всех учащихся в классе.    Широко известны и чаще всего применяются следующие виды контроля:  ­ устный опрос, ­ фронтальный или беглый опрос, ­ уплотненный опрос, ­ письменная проверка, ­ повседневное наблюдение за учебной работой, выставление поурочного балла. Каждый   из   них,   несомненно,   имеет   свои   достоинства,   но     следует учитывать и их недостатки. Устные опросы позволяют быстро составить представление   о   знаниях   нескольких   учеников   (устный   опрос, уплотненный   опрос),   общее   представление   о   знаниях   учеников (фронтальный или беглый опрос), но полученные при этом сведения не будут отличаться всеобщностью.     Письменная проверка более объективна, но учитель лишен возможности следить   за   ответом   ученика,   без   чего   трудно   составить   правильное суждение о его знаниях. Кроме того, письменная речь регулируется особой системой правил, что существенно сказывается на качестве ответов. Сам процесс   выражения   мысли   в   письменной   форме   требует   от   ученика   не только   знания   материала,   но   и   другие   умения,   которыми   он   может   не владеть, что тоже отражается на оценке ответа.         Таким   образом,   при   организации   всех   приемов   контроля   в   целях повышения его эффективности большое значение имеет обратная связь. Элементы обратной связи повышают интерес к изучаемому, мобилизуют внимание детей. Способствуют более прочному запоминанию материала, экономят время, заставляют задумываться, развивают самостоятельность, приучают   к   дисциплине.   Самые   невнимательные   становятся   активными. Зная, что во время обратной связи придется показывать свои знания всем, дети стараются быть особенно внимательными. Обратная связь позволяет разнообразить урок, более уплотненно строить проверку. Глубже выявлять знания учащихся и привлечь к работе всех учеников одновременно.       Принцип обратных связей сейчас успешно используется почти во всех науках, имеет отношение к функционированию машин или к деятельности живого организма, в частности к мышлению.    Обратным связям присущи общие свойства: 1. Обязательность ее возникновения в любом процессе взаимодействия. 2. Соподчиненность   обратной   связи   прямой.   Прямое   воздействие­ причина, обратное ­ следствие. 3. Взаимопревращаемость   прямой   и   обратной   связей.   Такое   явление всегда   потенциально   возможно   в   любом   процессе   взаимодействия,  с чем постоянно приходится встречаться на практике. 4. Главное   свойство   обратной   связи­   ее   способность   корректировать прямое воздействие.    Существует несколько видов классификаций обратных связей, в научных работах   разных   авторов   рассматриваются   виды   обратной   связи   и   их функционирование   в   коммуникативной   деятельности.   Подробная информация­ в следующих работах: Моисеев В.Д. «Центральные идеи и философские основы кибернетики».­ М., 1971. Нохрин Е.А. «Мастерство устного выступления».­ М., 1978. Бодалев А.А. «Восприятие и понимание человека человеком».­М., 1982.  Работы Норберта Винера  и др.       Нас же интересует обратная связь в обучении. Интенсивная организация учебного   процесса   предполагает   оперативную   обратную   связь,   быстрое получение   информации   об   эффективности   мер   и   столь   же   оперативное регулирование и коррекцию обучения. Целесообразность ее использования в той   или   иной   форме   определяется   тем,   насколько   она   обеспечивает достоверность,   быстроту,   одновременность   и   всеобщность   получаемых данных о знаниях, умениях учащихся.       Опыт работы в начальной школе дает автору основание говорить о низкой контролируемости   результатов   деятельности   учащихся,   т.к.   единственным проверяющим звеном является учитель. Одноканальная обратная связь может обеспечить   лишь   выборочный   контроль   при   выполнении   устных   заданий   в классе. Сплошной контроль при выполнении письменных заданий отодвинут во времени и не дает должных результатов, т.к. выполняет преимущественно оценочную функцию.         Какие из простейших средств обратной связи наиболее целесообразны в условиях работы  начальных классов?     Отвечая на этот вопрос, следует исходить из особенностей познавательной деятельности младших школьников. Одна из важнейших таких особенностей ­ конкретная образность их мышления. Осознанность  усвоения   обобщенных знаний зависит от того, насколько они базируются на чувственно­образной основе. Уровень знаний, их осмысленность и подвижность определяются той системой   действий,   который   осуществлял   с   ними   учащийся.   Действия наиболее   эффективны,   когда   они   используются   не   для   закрепления усвоенного   понятия,   т.е.   не   сводятся   к   повторению,   а   служит   средством раскрытия существенных признаков новых явлений.          Для   младших   школьников   сочетание   тренировочных   упражнений   и проверочных   работ,   выполняемых   с   использованием   простейших   средств обратной связи, с упражнениями более высокого интеллектуального уровня совершенно необходимо. Без этого нельзя определить глубину и осознанность знаний учащихся, развитость их мышления, а это – очень важный показатель эффективности учебного процесса.     Для реализации поставленных задач необходим осознанный и обоснованный выбор оборудования, пособий, которые наилучшим образом и за минимальное время   позволят   обеспечить   достижение   целей   обучения.   В   определенных случаях   для   улучшения   обратной   связи   учитель   может   использовать невербальный контроль, осуществляемый с помощью следующих средств:    ­ сигнальные карточки,    ­ сигнальный круг,    ­ цифровые и буквенные «веера»,    ­сигнальный блокнот и др. Многие   средства   выпускаются   серийно.   В   журнале   «Начальная   школа», приложении   к   газете   «Первое   сентября»   можно   познакомиться   с     их описанием и приемами работы на уроке.      Одни   из   самых   популярных­   сигнальные   карточки,   т.к.   они   позволяют получить   немедленную   обратную   связь   при   выполнении   упражнений   типа «ответьте на вопросы», при проверке понимания рассказа учителя, при работе с учебником, при выполнении моделированных упражнений, выполняемых по предписаниям алгоритмического характера и др. Они представляют собой 2 сигнальные карточки (10x15 см). Одна сторона – зеленая или красная, вторая сторона – белая. Зеленая ­ правильно, красная – неправильно, белая сторона – не   знаю.   Белый   цвет   необходим   для   того,   чтобы   не   давать   возможности нерадивым ученикам уклоняться от активной работы.     Умение учителя и ученика правильно работать с сигнальными карточками позволяет экономить время  для контроля работы всего класса, а не одного ученика. Кроме того, у каждого ученика вырабатывается потребность думать и готовить ответ, который позволил бы решать поставленную перед классом задачу. Он уже не может оставаться пассивным созерцателем, т.к. вынужден следить   за   тем,   что   говорит   учитель   или   отвечающий   одноклассник,   и подтверждает или отрицает сказанное показом сигнальных карточек. Это, в свою   очередь,   стимулирует   желание   отвечать   ,   что   с   течением   времени превращается у ученика в хорошую привычку. Учитель же получает ответ от каждого ученика и может установить, как воспринимается учебный материал, и   получает   возможность   лучше   управлять   учебным   процессом.   Так   же карточки   дают   возможность   разнообразить   формы   работы   на   уроке   и   тем содействуют   развитию   интереса   ребят,   облегчают   разумное   сочетание индивидуальной и коллективной работы, ученики меньше отвлекаются.       Эти же положительные характеристики можно отнести и к сигнальному кругу. Опрос с помощью круг – сигнала можно вводить в структуру урока в любое   время   и   сочетать   с   другими   способами   ведения   урока.   Описание устройства сигнального круга 2­х видов дается в статье Широких О.С. «Еще один способ контроля знаний учащихся», журнал «Начальная школа», 1991, №12, с. 27.       Чем   чаще   учитель   получает   информацию   об   усвоении   знаний,   тем эффективней учебный процесс. При помощи средств обратной связи, каждый ученик получает возможность повседневно показывать свои знания, умения, способности. Кроме вышеперечисленных средств можно использовать: ­ цветные сигналы, ­ наборы цифр и букв, ­ карточки звуков и слияний, ­ Зачеты по вычислительному приему (математика) , по разделу программы (русский язык), ­ наборы геометрических фигур, ­ математические знаки, ­ лото по таблице сложения и умножения, ­ схемы слов и предложений, ­ карточки­падежи   и многое другое. Фантазия учителя безгранична. С каждым годом, каждым классом рождаются все   новые   способы   использования   средств   обратной   связи.   Отмечая положительный   характер   использования   в   начальных   классах   различных средств   обратной   связи,   следует   продолжить   поиски   их   оптимального применения и совершенствования.

Значимость проблемы контроля и организации обратной связи в начальной школе.

Значимость проблемы контроля  и организации обратной связи  в начальной школе.

Значимость проблемы контроля и организации обратной связи в начальной школе.

Значимость проблемы контроля  и организации обратной связи  в начальной школе.

Значимость проблемы контроля и организации обратной связи в начальной школе.

Значимость проблемы контроля  и организации обратной связи  в начальной школе.

Значимость проблемы контроля и организации обратной связи в начальной школе.

Значимость проблемы контроля  и организации обратной связи  в начальной школе.

Значимость проблемы контроля и организации обратной связи в начальной школе.

Значимость проблемы контроля  и организации обратной связи  в начальной школе.

Значимость проблемы контроля и организации обратной связи в начальной школе.

Значимость проблемы контроля  и организации обратной связи  в начальной школе.

Значимость проблемы контроля и организации обратной связи в начальной школе.

Значимость проблемы контроля  и организации обратной связи  в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2017