ЗНАЧИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Оценка 4.8

ЗНАЧИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русский язык
9 кл
18.02.2019
ЗНАЧИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Формативное оценивание, рассматриваемое в современной дидактике как оценивание для улучшения процесса обучения, когда анализируются знания, умения, определяются ценностные установки, расширяются коммуникативные умения учащегося, устанавливается эффективная обратная связь об успехах и недостатках учащегося, позволяет мотивировать ученика на результативность обучения, планировать ему собственные учебные цели, пути и способы их достижения. Именно такую стратегию формативного оценивания можно назвать инструментом улучшения процесса собственного обучения для ученика, который позволяет оценить ученику и учителю текущее состояние обучения, дать реальную оценку происходящему процессу и определить перспективы дальнейшего развития (Harlen и James, 2008). При этом (Lorie Sheard) [2] утверждает, что формативное оценивание будет являться таковым только в том случае, если результаты обучения в классе будут немедленно использованы для определения новых путей и форм обучения. Для проведения формативного оценивания не важно, какие формы, приемы и методы использует учитель – практик, это могут быть тесты, опросы, проекты, выступления и т.д. Формативным, или как его иногда называют формирующим, его делает не набор определенных заданий, а цель проведения данного оценивания. Оценивание будет являться формативным, если выполнены следующие условия:  Задания для оценивания соответствуют по содержанию пройденному материалу;  Используются знакомые для учащихся и соответствующие их возрасту задания;  Задания помогают выявить возможные проблемы у каждого ученика и показывают очевидность процесса размышления, приведшего к данному результату. Формативная оценка, нацеленная на определение индивидуальных достижений каждого ученика и не предполагающая сравнение результатов, продемонстрированных разными учениками класса, движет вперед весь обучающий процесс. Исследуя динамику учебных достижений учащихся на различных этапах образовательного процесса, она призвана выявить пробелы в освоении учащимися элемента образования, с тем, чтобы принять эффективные решения и выбрать соответствующие процедуры для их ликвидации [3]. Основу механизма формативного оценивания составляет обучение ученика рефлексивной оценке происходящих с ним действий в ходе процесса обучения. И успешность процесса формирования такого оценивания определяется критерием, насколько учащийся, дающий оценку собственным действиям, успешен в сопоставлении результатов, к которым он пришел, с оценкой учителя, насколько он успешен в определении собственного решения о том, «где он?», «куда надо двигаться?», «что для этого надо сделать?». Такой механизм оценивания выстраивается для того, чтобы посредством определенных стратегий создать условия наибольшего комфорта процесса саморегулируемого обучения, использовать все возможности для очень бережного отношения к психике ученика. У. Бойл (2013) выделяет в формирующем (формативном) оценивании следующие ключевые аспекты воздействия на процесс обучения и преподавания:  Поддержка процесса преподавания и обучения;  Изменение роли учителя;  Вовлечение ученика в активное обучение [1]. Результаты воздействия формирующего (формативного) оценивания У. Бойл считает, что должны влиять на качество обучения с нескольких позиций:
ЗНАЧИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ.docx
ЗНАЧИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ  М. К. ТЕМИРЖАНОВА КГУ « СШ № 7» г. Аксу, Павлодарской области                  Формативное оценивание,  рассматриваемое в современной дидактике как оценивание для улучшения процесса обучения, когда анализируются  знания, умения, определяются   ценностные   установки,   расширяются   коммуникативные   умения учащегося,   устанавливается   эффективная   обратная   связь   об   успехах   и   недостатках учащегося, позволяет мотивировать ученика на результативность обучения, планировать ему собственные учебные цели, пути и способы их достижения.          Именно такую стратегию формативного оценивания можно назвать инструментом улучшения процесса собственного обучения для ученика, который позволяет оценить ученику и учителю текущее состояние обучения, дать реальную оценку происходящему процессу и определить перспективы дальнейшего развития (Harlen и James, 2008). При этом   (Lorie  Sheard)  [2]   утверждает,   что   формативное   оценивание   будет   являться таковым только в том случае, если результаты обучения в классе будут немедленно использованы для определения новых путей и форм обучения.                 Для проведения формативного оценивания не важно, какие формы, приемы и методы   использует   учитель   –   практик,   это   могут   быть   тесты,   опросы,   проекты, выступления   и   т.д.   Формативным,   или   как   его   иногда   называют   формирующим,   его делает   не   набор   определенных   заданий,   а   цель   проведения   данного   оценивания. Оценивание будет являться формативным, если выполнены следующие условия:  Задания для оценивания соответствуют по содержанию пройденному материалу;  Используются знакомые для учащихся и соответствующие их возрасту задания;  Задания   помогают   выявить   возможные   проблемы   у   каждого   ученика   и показывают   очевидность   процесса   размышления,   приведшего   к   данному результату.            Формативная   оценка,   нацеленная   на   определение   индивидуальных   достижений каждого ученика и не предполагающая сравнение результатов, продемонстрированных разными учениками класса, движет вперед весь обучающий процесс. Исследуя динамику учебных   достижений   учащихся   на   различных   этапах   образовательного   процесса,   она призвана выявить пробелы в освоении учащимися элемента образования, с тем, чтобы принять   эффективные   решения   и   выбрать   соответствующие   процедуры   для   их ликвидации [3].           Основу   механизма   формативного   оценивания   составляет   обучение   ученика рефлексивной   оценке   происходящих   с   ним   действий   в   ходе   процесса   обучения.   И успешность   процесса   формирования   такого   оценивания   определяется   критерием, насколько учащийся, дающий оценку собственным действиям, успешен в сопоставлении результатов,   к   которым   он   пришел,   с   оценкой   учителя,   насколько   он   успешен   в определении собственного решения о том,  «где он?», «куда надо двигаться?», «что для этого надо сделать?».                    Такой   механизм   оценивания   выстраивается   для   того,   чтобы   посредством определенных   стратегий   создать   условия   наибольшего   комфорта   процесса саморегулируемого   обучения,   использовать   все   возможности   для   очень   бережного отношения к психике ученика.          У. Бойл (2013) выделяет в формирующем (формативном) оценивании следующие ключевые аспекты воздействия на процесс обучения и преподавания:  Поддержка процесса преподавания и обучения;  Изменение роли учителя;  Вовлечение ученика в активное обучение [1].             Результаты   воздействия   формирующего   (формативного)   оценивания   У.   Бойл считает, что должны влиять на качество обучения с нескольких позиций:   1.Улучшени  е обучения  2.Улучшение результатов  обучения 3.Улучшение  вовлеченности учеников в  обучение 4.Улучшение школьных  результатов 5.Улучшение национальных результатов Рис. 1 позиции результатов воздействия формирующего  оценивания У.Бойля          В качестве примеров воздействия формирующего (формативного) оценивания по У. Бойлю   в   процессе   поддержки   преподавания   и   обучения,   изменения   роли   учителя   и вовлечения   ученика   в   активное   обучение   выделим   несколько   значимых   элементов формирующей оценки:           Элемент 1: Цели урока, выраженные в результатах обучения понятным для учащихся языком.  У. Бойл формулирует определение данного элемента  таким образом: «…что и как ожидается, будет знать, понимать и/или будет в состоянии продемонстрировать учащийся по окончании процесса обучения[1]. У. Бойль в данной формулировке определяет уровни результативности обучения, что результаты обучения в классе обязательно должны поддаваться оценке, быть понятными и конкретными для учащихся.   Поэтому   основным   фактором   эффективности  элемента   1  является использование   глаголов   таксономии   Блума   –   Кротвеля   для   четкой   и   ясной формулировки   действий   учащихся   на   каждом   уровне   мыслительных   операций,   что, однозначно, оказывает воздействие на учителя и ученика, помогает четко очертить круг деятельности, необходимых для достижения целей обучения.             Элемент 2:  Четкое понимание учениками критериев оценивания любого способа активного обучения позволяет избежать объяснений, конфликтов, связанных с выставлением отметок. Эффективность стратегии для развития понимания критериев успешности   заключается   в   активном   участии   учащихся   в   обсуждении   критериев. Например,   при   выполнении   учебного   задания,   такого   как   составление   ситуации, диалога, пересказа возможно применение данной стратегии совместного обсуждения критериев оценивания:   объявление целей данного задания учителем;    дополнение учащимися 1­2 критериев успешности;  записи всех критериев на доске;   совместное обсуждение в классе для отбора приоритетных критериев;   ранжирования   составленных   критериев   их   по   степени   важности   и значимости.         Четко   сформулированные   критерии   помогают   приобрести   уверенность   в правильности   своих   решений   или   увидеть   упущения,   не   прибегая   к   помощи постороннего.   Прием   «Ранжирование   критериев»   конкретизирует   данную   стратегию улучшения   понимания   учениками   критериев   оценивания   вышеуказанного   учебного задания: задания: РАБОТАЯ В ПАРАХ, РАССТАВЬТЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ В ПОРЯДКЕ ИХ ЦЕННОСТИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ghg А B C D Рис. 2 Прием «Ранжирование критериев»[4]               Элемент 3.  Вопросы – еще одна важная часть формирующей  оценки. Исследования ученых показывают, что до 80% и более вопросов на уроке задает сам учитель. Активное обучение кардинально меняет роль учителя в постановке вопросов. Здесь учитель уже не главное действующее лицо при проведении опроса в классе, а организатор и мудрый регулировщик процесса «движения опроса» по классу:  «какие вопросы   будут   задавать   друг   другу   ученики?»,   «кому   будут   задавать   вопросы?», «какие идеи выяснятся в ходе опроса?», «идет ли улучшение понимания изучаемой темы?».              Стратегии   формативного   опроса   поощряют   учащихся   задавать   вопросы,   учат правильно   и   корректно   формулировать   простые   и   сложные   вопросы,   развивают независимое суждение, способность объяснить вещи более простым языком, понимать разницу между «плохим» и «хорошим» вопросом.  Рис. 4 Примеры приемов формативного опроса[4]            P. Black в своих исследованиях дополняет элементы воздействия формирующего оценивания У. Бойля другим, не менее важными элементами обратной связью и само и взаимооцениванием.       Обратная связь. P. Black считает, что оценка качества становится формирующей, когда обратная связь используется для регулирования обучения и учения в интересах обучаемого[2]. Обратная связь обеспечивает учащихся информацией (рекомендациями, подсказками,  вопросами,  заставляющими  учащихся  критически  мыслить и  т.  д.) для правильного   выполнения   последующих   шагов   (действий)   обучения.   Но   при   этом   не всякая обратная связь является формирующей. Обратная связь, основанная только на позитивных отзывах о работе учащегося, без конструктивных отзывов о недостатках деятельности   ученика,   требующих   улучшения,   не   является     элементом   воздействия формирующей оценки.             По   мнению   Ian   Clark   [2,   344],   обратная   связь   представляет   собой   элемент формирующей оценки если:  – заставляет учащихся задуматься над правильностью своих действий, ходом мыслей;  –   предоставляет   им   возможность   понять   разницу   между   предыдущими,   текущими учебными и запланированными целями/критериями;   –   позиционирует   учащихся   как   активных   участников   обучения   и   инициатора собственного учения;   –   вовлекает   учащихся   в   процесс,   фокусирующийся   на   метакогнитивных (познавательных) стратегиях[2].      В методической литературе представлено множество различных стратегий обратной связи для повседневной практики учителя, примерами могут быть:  викторина –опрос;  концептуальные карты;  одноминутное эссе;  речевые карточки­клише;  проверка ошибочности понимания;  мини­тесты;  трехминутная пауза.             Включение   в   процесс   обучения   самооценивания   и   взаимооценивания. Эффективное обучение  само и  взаимооцениванию  на уроке  положительно влияет на развитие саморегулируемых действий для определения проблем и путей их решения. Эффективность   возрастает  еще  и  в  том  случае,  когда  ученики  в  ходе  деятельности имеют   возможность   продемонстрировать   улучшения   в   результате   воздействия самооценки или взаимооценки. Подводя   итог   о   понимании   и   использовании   элементов   воздействия   формирующей оценки   в   практической   деятельности   педагога   необходимо   определить   следующие учебные   инструментарии   лидеры   «хорошего   внутриклассного   оценивания»   (Бойл   & Чарльз 2008):  Личностно­ориентированное   обучение   на   основе   дифференцированной педагогики;  Наблюдение   учителя   за   процессом   воздействия   формирующего   оценивания   в классе;  Применение   управляемой   групповой   стратегии   в   процессе   формирующего оценивания;  Фокусирование в ходе самостоятельных действий учащихся на эффективность стратегии проведения учебного диалога[1]. 1. Использованная литература University  of  Manchester,   У.   Бойл   “Внутриклассное   оценивание   для руководителей школ. Формативное оценивание: его  влияние на обучение”, UK 18 April 2013  2. Санкт– Петербург, Е.Г. Бойцова «Формирующее оценивание образовательных 3. результатов учащихся в современной школе», ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (38) 2014,  Нижний     Новгород,   Л.В.   Вилкова   «Дидактические   условия   применения формирующей   оценки   на   уроках   иностранного   языка»,   Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова,  2011 г. 4.       Астана, «Завершение уроков», ресурсы Программы повышения квалификации уровневых курсов

ЗНАЧИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ЗНАЧИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ЗНАЧИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ЗНАЧИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ЗНАЧИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ЗНАЧИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ЗНАЧИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ЗНАЧИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ЗНАЧИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ЗНАЧИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФОРМАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019