Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Дата: 26.11.18
Урок 52
Тема:
Цель: формирование навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма.
Задачи:
1) знакомство со знаками препинания в предложениях с однородными членами; тренировка в постановке знаков
препинания при однородных членах.
2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать логическое
мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению словарного запаса; развивать
мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя; способность к
рациональной организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности, пытливости
при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки; усидчивости,
самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Анализировать языковой материал. Формулировать правило. Знакомиться с условиями выбора знаков препинания в
предложениях с однородными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Учитывать степень сложности
задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Устанавливать необходимость
постановки знаков препинания. Оценивать правильность выполнения работы, находить и исправлять ошибки
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами,
планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные
целеполагание,
формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение
выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать
полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, наглядный,
практический.
прогнозирование,
планирование,
(самоконтроль,
самооценка,
умение
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Ш Ш Ш /// ШШШ ///
Широка страна моя родная!
II. Работа над новым материалом.
Наблюдение над языковым материалом.
Н а д о с к е записаны предложения:
В наших лесах водятся медведи, зайцы, лисы, лоси.
Мы с мамой очень любим бродить по лесам, полям, перелескам.
Посмотрите на знаки препинания между однородными членами. Сформулируйте правило.
Спишите любое предложение, подчеркните однородные члены.
III. Работа по учебнику.
Упражнение 1 наблюдение за знаками препинания в предложениях с однородными членами, не соединенными
союзами. Выполняется фронтально. В результате наблюдения учащиеся делают вывод, что между однородными
членами, не соединенными союзами, ставится запятая.
Как проверка правильности сделанного предположения читается рубрика «Тайны языка», а одно из
предложений упр. 1 записывается в тетрадь.
Упражнение 2 отработка умения объяснить постановку знаков препинания. Выполняется самостоятельно.
Учитель просит графически доказать постановку знаков. Учащиеся должны подчеркнуть однородные дополнения.Упражнение 3 отработка навыка постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. В
классе упражнение выполняется устно, учащиеся обосновывают постановку знаков препинания. Письменное
выполнение упражнения предлагается в качестве домашнего задания.
Упражнение 4 повторение правила обозначения звука [ы] после [ц]. Выполняется фронтально. Учитель,
прочитав текст стихотворения, просит учащихся назвать прозвучавшие в стихотворении слова с сочетанием [цы]
(курицы, цыплёнок) и объяснить, какой буквой будет обозначен в этих словах звук [ы] и почему. После
проведенной устной работы учащиеся самостоятельно списывают стихотворение.
Упражнение 5 подготовка к словарному диктанту. Проводится фронтально письменно как диктант с
комментариями.
IV. Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 отработка умений находить в предложениях однородные члены и ставить знаки препинания в
таких предложениях. Выполняется фронтально. В третьем предложении ученики могут задать два вопроса к
однородным членам: путешествовать (как?) на машине, на поезде
(однородные обстоятельства) и
путешествовать (на чём?) на машине, на поезде (однородные дополнения). Правильная характеристика
однородные обстоятельства, ср.: путешествовать (как?) на поезде путешествовать (как?) поездом
(невозможно: «путешествовать (чем?) поездом»). При возникновении затруднения или для предупреждения
ошибки учитель объясняет особенности этого предложения.
Упражнение 2 отработка умения продолжать ряд однородных членов предложения и правильно расставлять
знаки препинания. Выполняется в парах. В зависимости от темпа работы класса учитель предлагает дописать либо
все предложения, либо только одно (по выбору самих учащихся).
Упражнение 3 повторение изученных ранее орфограмм, развитие самоконтроля. Выполняется в парах. Во
время фронтальной проверки учащиеся объясняют выбор правильной буквы.
Упражнение 4 повторение написания словарных слов. Выполняется самостоятельно с последующей
проверкой. Порядок проверки: ученики сначала последовательно называют слова, в которые вставлены буквы а, о
е, а в заключение — оставшееся слово.
Упражнение 5 отработка умения ставить знаки препинания в конце предложений. Проводится
дифференцированно. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, выполняют упражнение под
руководством учителя: текст стихотворения читает учитель, а учащиеся, назвав нужный знак, ставят его в своих
тетрадях. Остальные учащиеся придумывают и записывают предложение, в конце которого стоит вопросительный
или восклицательный знак, а потом самостоятельно выполняют упр. 5. Результаты работы обсуждаются.
IV. Письмо под диктовку.
Я люблю играть, рисовать, читать книги. Летом я хочу побывать в Москве, в Киеве, в Суздале, в
Петербурге. Люди могут путешествовать на машине, на поезде, на теплоходе, на самолете. Из окна поезда
мы видели леса, поля, деревни, небольшие города.
V. Итог урока.
– Какие знаки препинания вы поставите в четверостишии?
Подошла коза к барашку
Отняла коза ромашку
Потянула стебелек
Разорвала поперек…
– Что вы знаете о знаках препинания при однородных членах предложения?
Домашняя работа. Подготовить к словарному диктанту текст упр. 5, письменно выполнить упр. 3.