Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №36»
группы дошкольного образования
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы
по художественно-эстетическому направлению
Тема: «Знакомство детей с памятной датой - Днем освобождения Калинина от немецко-фашистских захватчиков через разные виды искусства»
Составитель:
музыкальный руководитель
Попова Светлана Сергеевна
МБОУ СШ№36
Тверь
2023 год
Цель: развитие эмоционально – ценностного отношения к разным видам искусства, посвященным теме Великой Отечественной войны, через ознакомление дошкольников с историческим событием родного города
– Днем освобождения города Калинина от немецко-фашистских
захватчиков.
Программное содержание:
1. Обучающие задачи:
- продолжать знакомить детей с историей родной страны, ее героическим прошлым, через военную историю родного города;
- расширять представления детей о трагических событиях, которые произошли 82 года назад, используя художественное слово, музыкальные промзведения, репродукции картин тверских авторов;
- познакомить детей с военно-патриотической песней А. В. Александрова и В. И. Лебедева-Кумача «Священная война».
2. Развивающие задачи:
- развивать умение устанавливать сходство в выразительных средствах разных видах искусств, обобщенных темой Великой Отечественной войны;
- развивать интерес к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;
3. Речевые задачи:
- формировать связную речь: развивать умение логически последовательно и грамматически правильно выстраивать свои высказывания;
- активизировать использование в речи детей описательных прилагательных;
- развивать выразительную речь через чтение стихотворений о войне.
4. Воспитательные задачи:
- Воспитывать патриотические чувства: сострадание, сопереживание, уважительное отношение к людям, защищавшим нашу Родину, гордость за них.
Структура (части и предполагаемое их время)
Игровая мотивация (организационный момент)
1 часть - художественное слово – 1 минута,
- введение в тему- 1 минута.
2 часть – рассматривание репродукций картин - 3 минуты,
- сообщение о творчестве художника М.П. Бобышова – 1 минута,
- использование художественного приема «вхождение в картину»- 5 минут,
- практическая работа с цветом по созданию цветового фона, отражающее ощущения и впечатления детей после «вхождения в картину» - 3 минуты,
- прослушивание музыкального произведения – 2 минуты,
- дид.игра «Подбери слово» - 3 минуты ,
- художественное слово – 1 минута,
- дид.игра «Назови правильно» – 3 минуты,
3 часть - обобщение полученного опыта, исполнение песни –3минуты.
Общее время: 30 минут
Резервное время (1-3 минуты)
Контроль за усвоением детьми программного содержания:
- название части занятия, методы, приемы.
1 часть
Вводная
словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения)
2 часть
Основная
словесный (беседа, указания, пояснения)
практический (отражение выразительных средств художественного искусства через цветовое восприятие);
практический (художественные средства, используемые художниками, композиторами, поэтами, для передачи действительности);
практический (работа со словом ),
3 часть
Итоговая
мотивационный (поощрение)
словесный (обсуждение, закрепление).
Организация детей (в каждой части)
1 часть - дети свободно располагаются в зале
2 часть - располагаются по залу напротив экрана;
располагаются возле репродукций картин;
музыку слушают сидя на стульчиках.
стоят возле мольберта, перемещаются по залу, во врмя игры, стоят в кругу и передают мяч
3 часть – располагаются по залу напротив экрана.
Оборудование:
- музыкальный центр
- ноутбук,
- мольберт,
- фортепиано
Раздаточный материал:
- геометрические фигуры разного цвета.
- иллюстрации с изображением разрушенного и современного города,
Предварительная работа:
- беседа педагогов с детьми о памятной дате - Дне освобождения Калинина;
- тематическое занятие в библиотеке;
- чтение и заучивание стихов о войне;
- рассматривание иллюстраций «Калинин в годы войны»;
- слушание рассказов о войне.
Содержание (ход) |
Методы и приемы |
1 часть. Дети входят в и свободно располагаются в музыкальном зале. Педагог: Всех потерь не перечислить скоро. 12 дней и столько же ночей Длился этот тяжкий бой за город С оголтелой сворой палачей. Весь в огне, он, слышно, будто стонет, Город мой, умевший помощь ждать. «Штурмовать!» - приказывает Конев. «Бить их здесь, назад не выпускать!» И пошла солдатская работа. Был морозный ранний час утра. Как на крыльях, двинулась пехота, Отовсюду слышалось: «Ура!» Враг разбит. Калинин снова с нами, Оживет и будет вновь цвести. Вот оно, победы нашей знамя, До Берлина нам его нести. - О чем пишет Илья Афроинович Туричин в своем стихотворении? Ответы детей. Педагог: Совершенно верно, это стихотворение посвящено освобождению нашего родного города, тогда он назывался город Калинин, от немецко-фашистских захватчиков. Когда это произошло? Ответы детей. В этом году Тверь празднует 82-ую годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков в Великую Отечественную войну. В октябре 1941 года Калинин был оккупирован. Защитники города мужественно держали оборону, но были вынуждены его сдать. Всего через два месяца, 16 декабря, Калинин был освобождён, но за это время он изменился до неузнаваемости. Погибло много жителей, разрушены более 70 предприятий и 7700 тысяч жилых зданий, не было ни воды, ни тепла, ни связи. Прошло уже 82 года с тех страшных времен, город наш снова живет и расцветает, но нельзя, чтобы люди забывали о тех, кто отдал свою жизнь, чтобы мы с вами сейчас жили под мирным небом. Что нам может напомнить о тех событиях, как мы можем о них узнать? Ответы детей. (прочитать в книгах, посмотреть фильмы, фотографии) 2 часть Педагог: А еще эти разрушительные изменения мы можем увидеть на картинах, которые были запечатлены с натуры тверским художником Михаилом Павловичем Бобышовым (1885-1964) сразу после освобождения нашего города. Михаил Павлович Бобышов – наш земляк, уроженец деревни Погорелое близ города Осташкова, художник создал пейзажи города Калинина, в которых показал ужасающие последствия пребывания немецко-фашистских захватчиков на нашей земле. Давайте рассмотрим их. Какие чувства вызывают у вас эти картины? Какие краски использовал художник? Посмотрите – это здание Театра драмы в городе Калинине, разрушенное немецко-фашистской армией в 1941 году. Давайте попробуем представить себе, что мы с вами можем оказаться внутри картины. Ну, что ж приглашаю войти внутрь картины ( по выбору детей) Михаила Павловича Бобышова Где будем заходить внутрь? Все согласны. – Тогда – вперед! Какие звуки мы слышим вокруг?, А чем пахнет воздух, Что вы вокруг видите? Холодно или тепло нам сейчас? Какое настроение у людей? Что вы чувствуете? Что вас тревожит? Какие краски использовал художник для передачи тревоги? Давайте вернемся, в то время идет война и в городе еще очень опасно. Художники постоянно обращаются в своих произведениях к теме войны. Если бы вы были художниками, то какие бы вы использовали краски для создания картин о нашем родном городе после его освобождения. Детям предлагают взять цветные карточки, соответствующие настроению картин М. П. Бобышова На мольберте выкладывают геометрическими фигурами цветовой фон, соответствующий теме. Педагог. Почему вы выбрали такие цвета для нашей картины Ответы детей. Да, совершенно верно, мы можем определить по цвету картин, о чем нам хотел рассказать художник Темная получилась картина, почему? (много горя принесла война, погибшие люди, разрушенные здания, холод, голод и страх). -А как вы думаете, в музыке можно изобразить горе, беду, отразить гнев к врагам Родины? (ответы детей). -Послушайте, пожалуйста, музыку и расскажите, что вы слышите в ней. Слушание отрывка «Священная война» А.Александрова - Кто автор этой музыки и что чувствовал композитор, когда писал ее? (озвучивается название музыки и композитор). - Какие чувства вызывает у нас эта музыка (тревога, призыв, беда). Да, эта песня была написана в самом начале войны и должна была призывать всех людей на защиту Родины. Художник с помощью цвета, линий и сюжета картины передает нам свое отношение А как композиторы это делают? Ответы детей (минорная, громкая, маршевая) Художники, композиторы, поэты находят художественные средства, с помощью которых рассказывают нам о тех трагических событиях. Если бы вы писали стихи о том времени, какие бы слова использовали в стихотворениях, чтобы рассказать нам о войне, о нашем сражающемся городе, о его защитниках. Дидактическая игра «Назови слово» 1 ребенок. Бегут фашисты! Путь их длинен. На перекрестке
городов 2 ребенок.
Педагог: Это стихотворение написал поэт Сергей Островой и оно тоже посвящено освобождению нашего города от фашистко-немецких захватчиков.
Наш город был сильно разрушен и по окончанию войны жители участвовали в его восстановлении. Сейчас мы можем гулять по красивым светлым улицам, любоваться и радоваться мирному небу над нашей головой. И это все благодаря защитникам, которые не испугались грозного врага, а прогнали его со своей земли. А сейчас мы с вами попробуем сравнить разрушенные и отстроенные объекты нашего города. Дид игра «Назови правильно» 3 часть Чтобы люди помнили о тех страшных событиях, которые с каждым годом уходят от нас все дальше и дальше художники, поэты, композиторы создают свои произведения, в которых рассказывают нам о подвиге народа-победителя, о нашем родном городе, который был захвачен, но сражался и получил почетное звание города воинской славы. Поэтому мы каждый год 16 декабря вспоминаем тех, кто ценой своей жизни подарил нам с вами жизнь и мирное небо над головой. Дети исполняют песню «Мир нужен всем» В. Мурадели. |
словесный использование художественного слова,)
словесный (беседа, указания, пояснения) ;
словесный (сообщение о художнике)
Наглядный (рассматривание репродукций)
практический (анализ картин)
практический («вхождение в картину») ;
словесный (беседа, указания, пояснения) ;
практический (работа с цветом по созданию цветового фона, отражающее ощущения и впечатления детей после «вхождение в картину») ;
мотивационный (убеждение);
практический (восприятие музыки)
словесный (беседа)
практический (дид.игра)
словесный (использование художественного слова,) ;
практический (дидактическая игра)
словесный (обобщение полученного опыта) ;
практический (исполнение песни) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.