«Знакомство младших школьников с приемами чтения наших предков во внеурочной деятельности»
Оценка 4.6

«Знакомство младших школьников с приемами чтения наших предков во внеурочной деятельности»

Оценка 4.6
docx
05.05.2023
«Знакомство младших школьников с приемами чтения наших предков во внеурочной деятельности»
03.05.23-Аббсова К.И. -выступление на конференции.docx

      В соответствии критериям ФГОС НОО, проектная и внеурочная деятельности младших школьников предусмотрены в программе и являются обязательными.  В рамках моей курсовой работы были учтены все критерии ФГОС НОО, которые касаются проектной и внеурочной деятельности. Считаю данную тему актуальной, потому что язык всегда являлся средством передачи человеком своих чувств, эмоций и мыслей. Без него человек не смог бы сделать столько величайших открытий, изменивших весь мир, написать книги, покорившие сердца миллионов людей, и, в конце концов, не смог бы общаться. То, как использует человек язык, показывает: что он собой представляет, его мировосприятие, всю его сущность. Именно поэтому язык играет важнейшую роль в жизни человека. Очень важно изучать историю своей страны, ее культуру. В связи с этим возникают вопросы: как обучали чтению в прошлом? Какие приемы чтения использовались?

И тема моей конференции «Знакомство младших школьников с приемами чтения наших предков во внеурочной деятельности».

Я предлагаю вам познакомиться с информацией о том, как обучали чтению наших предков. А также узнать имеются ли существенные различия того, как обучали чтению в прошлом, и как обучают чтению в настоящем времени.

Начиналось обучение чтению с азбуки Кириллицы, о которой я сейчас вам расскажу.

Азбука Кириллица- старославянская азбука, созданная  в 9-10 веке. В конце X века кириллица становится церковным языком Киевской Руси, начинает распространяться по всем русским землям и становится основным видом письменности. В то время кириллица состояла из букв греческого, которые были предназначены для славянских звуков, отсутствовавших в греческом языке. В XX веке на основе кириллицы лингвистами была создана письменность для многих малых народов, проживавших на территории СССР, поэтому кириллицу использует не один десяток языков. В качестве официального алфавита она используется во многих славянских и неславянских странах. Например, на Украине в Белоруссии, Болгарии, Македонии, Казахстане и некоторых других.

В целом, её структура обнаруживает три устойчивых этапов обучения: 1) начиналось обучение с заучивания азбуки (начертаний букв и их названий в кириллице); 2) затем проходило обучение чтению «по складам» (слогам), или «по низам»;  3) завершающим этапом было чтение «по верхам», то есть чтение слов, предложений и текстов.

Заучивание азбуки

Процесс заучивания букв организовывался способом громкого, а порой и нараспев, хорового повторения учениками того, что сказал и показал учитель, и до тех пор, пока не запоминались все буквы азбуки. Поэтому не случайно возникла пословица «Азбуку учат, на всю избу кричат». Таким образом, первый этап обучения чтению предполагал проведение трёх основных видов методической работы: хоровое заучивание названий букв азбуки; постановка правильного проговаривания букв; печатание прямых азбучных рядов.

Чтение «по низам»

Само название единицы чтения указывает на основной способ его обучению: он предполагал «складывание» букв. Процесс обучения включал предварительное произнесение учеником названий букв склада, а после этого склад читался так, как он должен был звучать, например, «буки-аз» — [ба], «веди-аз» — [ва], «глаголь-аз» — [га] и т. д. Естественно, чтение ребёнком складов становилось возможным только после демонстрации образца чтения учителем. В целом, складывание букв в склады с одновременным заучиванием складов в древнерусской методике рассматривались как центральные каноны обучения грамоте, которые позже стали называться буквослагательным методом обучения.

Чтение «по верхам»

Заучив азбуку и склады, учащиеся приступали к чтению «по верхам», то есть к собственно смысловому чтению полных слов и затем текстов. В древнерусской методике обучения первоначальному чтению осознавалась необходимость усвоения учениками осмысленного, вдумчивого чтения. Решение этой методической задачи должны были обеспечивать основные принципы обучения чтению «по верхам» текстов: повторное (троекратное) чтение; обязательное чтение вслух; сопереживание прочитанному.

На основе всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что существенных различий обучения приемам чтения в прошлом и настоящем нет. Изменились только названия букв и их очертания. Данную методику мы используем и по сей день в образовательном процессе.

На моем внеурочном занятии младшим школьникам будет предложено создать азбуку Кириллицу. В ходе работы будет озвучена цель и тема внеурочного занятия. Представлена информация о том, как обучали чтению наших предков. Далее будет организована работа по группам для создания азбуки Кириллицы, с четкой инструкцией для изготовления данного продукта. Затем будет проведена выставка работ, а также подведены итоги занятия.

Вывод: Подводя итоги работы, можно сказать, что данная тема внеурочного занятия для младших школьников будет актуальна, в первую очередь для развития чувства патриотизма, так как мы знакомимся с развитием культуры родного языка. Для меня данная тема будет полезной, в качестве обогащения своего педагогического опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

В соответствии критериям ФГОС

В соответствии критериям ФГОС

Процесс заучивания букв организовывался способом громкого, а порой и нараспев, хорового повторения учениками того, что сказал и показал учитель, и до тех пор, пока не…

Процесс заучивания букв организовывался способом громкого, а порой и нараспев, хорового повторения учениками того, что сказал и показал учитель, и до тех пор, пока не…

Кириллицы, с четкой инструкцией для изготовления данного продукта

Кириллицы, с четкой инструкцией для изготовления данного продукта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2023