Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 1 5 . 1 0 . 1 5
У р о к 33
Тема: З н а к о м с т в о с б у к в о й И , и
Цели деятельности педагога :
Образовательные:
1) познакомить с гласной буквой И, и; сформировать в памяти зрительные образы изученных букв;
способствовать развитию умения обозначать гласные звуки буквами; способствовать развитию
координации движений;
Развивающие:
2) создать условия для закрепления навыков письма, развитие познавательной активности
учащихся, развития речи, способствовать формированию образного мышления, фонематического слуха;
обогащать словарный запас, развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; развивать
психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь; мелкую моторику
кистей рук, глазомер; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь
доказывать своё мнение;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала
каждого ребёнка; формирование качества аккуратности при выполнении заданий, ответственности,
любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, воспитывать
положительное отношение к письму.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают правила проведения звукобуквенного анализа слов и обозначения мягкости
согласных звуков; умеют различать печатное и письменное написание буквы И; проводить поэлементный
анализ и письмо заглавной буквы И; соблюдать гигиенические требования к правильной посадке,
положению тетради на рабочем столе, положению ручки в руке при письме; получат возможность
научиться писать заглавную букву И.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных
действий – УУД):
П оз н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на
доске образцом начертания; сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков;
логические – осуществление анализа поэлементного состава печатной и письменной заглавной буквы И;
моделирование звуковой схемы слов, доказательство выбора фишки при обозначении звука.
Р е г у л я т ив н ы е : умеют удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать
собственную работу; вносить изменения в процесс деятельности с учетом возникших трудностей.
К о м м ун ик а т ив н ы е : умеют выстраивать коммуникативноречевые действия, направленные на
учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают).
Личностн ые : выражают положительное отношение к учебному процессу; проявляют внимание и
интерес к освоению новых знаний и умений.
Оборудование: схемы слов на доске, буква И,и.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
На уроке я сижу –
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
II. Вступительное слово учителя.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
1Сколько здесь дощечек?
– Три!
– А какая буква?
– И!
Е. Тарлапан
– Рассмотрите букву И, и. На что похожа буква И? Сравните заглавную и маленькую буквы между
собой.
– С. Я. Маршак сочинил стихотворение об этой букве.
Хорошо читающий ученик читает стихотворение в учебнике. Остальные рассматривают
иллюстрацию.
– Сегодня мы познакомимся с буквой И. Проведем звуковой анализ новых слов, поиграем в уже
полюбившуюся игру «Живые звуки» и научимся писать заглавную букву И.
III. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику. Звуковой анализ слов «флаги», «гиря». Игра «Живые звуки».
– Рассмотрите картинки в учебнике.
У доски работает один ученик.
– Определите по схеме, сколько звуков в слове «флаги».
– Прочитайте слово «флаги», соотнося произнесение с движением указки по схеме: «Раз, два, три,
указка, звуки оживи!».
– Прочитайте слово «флаги» так, чтобы отчетливо был слышен первый звук.
– Произнесите только первый звук. Дайте характеристику звуку. Обозначьте его фишкой. Какого
цвета должна быть фишка?
цвета должна быть фишка?
– Прочитайте слово «флаги» так, чтобы отчетливо был слышен второй звук.
– Произнесите только второй звук. Дайте характеристику звуку. Обозначьте его фишкой. Какого
– Прочитайте слово «флаги» так, чтобы отчетливо был слышен третий звук.
– Произнесите только третий звук. Дайте характеристику звуку. Какой буквой обозначим звук?
– Прочитайте слово «флаги» так, чтобы отчетливо был слышен четвертый звук.
– Произнесите только четвертый звук. Дайте характеристику звуку. Обозначьте его фишкой. Какого
цвета должна быть фишка?
– Прочитайте слово «флаги» так, чтобы отчетливо был слышен пятый звук.
– Произнесите только пятый звук, обозначьте его фишкой красного цвета.
– Прочитайте слово. (Флаги.)
–Уберите первые четыре фишки. Какой звук остался? Назовите. ([и].)
– Дайте характеристику этого звука.
В ы в о д : Если в слове звук [ и] находится сразу после мягкого согласного, он обозначается буквой и.
– Замените красную фишку буквой и.
Аналогичная работа со словом «гиря».
2. Работа по таблице гласных букв.
– В русском языке 10 гласных букв. Посчитайте, сколько букв мы узнали. Назовите эти буквы по
таблице сверху вниз.
– Назовите гласные, обозначающие твердость (мягкость) предыдущего согласного.
Ч т е н и е б у к в с д о с к и .
А – У – АУ И – Е – ИЕ У – Ю – УЮ
И – А – ИА Ы – Е – ЫЕ А – Я – АЯ
Р а б о т а п о к а р т о ч к а м (читают хорошо читающие дети).
К а р т о ч к а 1.
– Подчеркните в словах гласные буквы.
Ира
Иван
икра
2кони
Лиза
пить
зима
игрушка
К а р т о ч к а 2.
– Придумайте слова с буквой и.
игрок
иголки
и
и
и
и
3. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».
З а д а н и е 1.
– Закрасьте в тетради голубым карандашом части рисунка, в которые вписана буква и.
З а д а н и е 2.
– Выполните звукобуквенный анализ слов, вписывая гласные буквы.
– Что общего у слов гиря, лиса, вишня? (Количество гласных – 2, первый звук во всех словах –
мягкий согласный, второй звук – [ и] . Последний звук во всех словах – гласный [ а] .)
Гуси серые летели.
На полянку тихо сели.
Походили, поклевали,
Быстро, быстро побежали.
4. Работа с образцом заглавной буквы И.
– Рассмотрите образец заглавной буквы И. Сравните печатную и письменную буквы. Опишите
направление движения руки при написании буквы И. (Буква И состоит из двух элементов. Заглавную
букву И начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем линию вверх вправо,
закругляем, ведем наклонную палочку вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до
нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх
вправо до верхней линии рабочей строки.
Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый.
Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии
рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до
середины рабочей строки.)
– Запишите букву в воздухе под счет «ираз, идва, и».
П р о п и с ы в а н и е второго элемента заглавной буквы И.
– Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–5й строчках.
– Прочитайте соединения букв на следующих строчках. Каким шрифтом они написаны? Сравните их.
– Прочитайте и подчеркните кличку ослика из мультфильма. Допишите строку.
5. Игра на внимание «Найди такую же тройку букв».
– Рассмотрите заданную тройку букв. Найдите такую же. Подчеркните ее синим карандашом.
IV. Итог урока.
– Какую букву мы научились писать? Расскажите о ней.
3