Конспект урока по обчению грамоте для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия .
Дата:12.11.18
Урок:49
Тема:
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению темы «Знакомство С,с».
Задачи:
Обучающие:
Знакомство с буквой С (с)
1) организовать работу по ознакомлению с новой буквой С, с; вовлечь учащихся в процесс поиска «открытия»
нового знания; способствовать формированию читательских умений, развитию мотивов учения, логического
мышления, фонематического слуха; создать условия для развития умений логически обосновывать суждения, ясно,
точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи; научить выполнять звуковой анализ слов
«гуси», «сумка»;
Развивающие:
2) создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивноаналитических способностей, умения
осознавать правильность/ошибочность своих действий; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы
на вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора и словарного запаса;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого
ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности,
любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, интереса к предмету.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают букву С, с; умеют выполнять звуковой анализ слов, характеризовать согласные звуки по
звонкостиглухости.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий –
УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – осмысление прочитанного произведения; логические – разгадывание
«зашифрованных» слов.
Р е г у л я т и в н ы е : принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и
товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от
собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
К о м м у н и к а т и в н ы е : уметь формировать коммуникативноречевые действия, конструктивные способы
взаимодействия с окружающими (учителями, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным
мнением; уважают мнение других.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: схемы на доске, фишки разного цвета.
Х о д у р о к а
I. Мотивация к учебной деятельности.
Ой, ребята, тише, тише, И как будто бы свистит.
Чтото странное я слышу: Кто бы ни был, заходи
Гость какойто к нам спешит Да ребяток научи!
II. Постановка учебной задачи.
– Сегодня к нам на урок пришёл гость. Отгадайте, кто это:
Днём спит, ночью летает,
Прохожих пугает.
(Сова.)
Совушкасова, большая голова,
На суку сидит, головой вертит,
Во все стороны глядит.
1– Кто видел сову? Какая она? (Учитель показывает картинку.)
– Мудрая сова пришла познакомить с новой буквой, научить читать слова и предложения. Но прежде чем дать новые знания,
мудрая сова интересуется, насколько прочные знания у вас уже есть.
III. Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
– Произнесите звуки, которые обозначены буквами.
На доске представлены карточкибуквы А, О, Ы, И, У, Н.
– Как образуются звуки? (Воздух проходит через горло, нос, рот; участвуют зубы, губы, язык.)
– Почему получаются разные звуки? От чего это зависит? (Разные звуки получаются в зависимости от того,
в каком положении находятся губы, язык, зубы, как широко открывается рот.)
– Как называются буквы, записанные на доске? (Гласные и согласные.)
– Почему они так называются? (Гласные – голосовые, голос льётся свободно, легко, плавно, их можно петь.
Согласные при произнесении наталкиваются на преграду: зубы, губы, язык.)
IV. Открытие нового знания.
1. Наблюдение.
– Сова предлагает вам первое испытание: найти «заблудившийся» звук.
Говорят, один рыбак На пожелтевшую траву
В речке выловил башмак. Бросает лев свою… листву.
Но зато ему потом (Лессс.)
На крючок попался… дом!
(Сссом.) Лежит лентяй на раскладушке,
Грызёт, похрустывая, пушки.
(Сссушки.)
Вот ещё одна загадка
Девочкам и мальчикам:
Кто рождается в кармане
С маленьким карманчиком?
– Какой звук «заблудился»? (с.)
– Отгадайте з а г а д к и :
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь.)
Ктото в сумке носит книжки,
Ктото – нужные вещички,
Ктото – телефон, игру,
А детишек – ... (кенгуру).
– Как называется карманчик, в котором носят детёнышей кенгуру? (Сумка.)
2. Звуковой анализ слов «гуси», «сумка».
– Рассмотрите схемы, расположенные справа от рисунков.
– Выполните звуковой анализ слова «сумка».
– Разделите слова «гуси», «сумка» на слоги.
– Определите, какой слог ударный.
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.
– Назовите букву, которой можно обозначить звуки с, с’. (Буква с.)
– Рассмотрите букву С, с. На что похожа? (Луна, подкова и т. д.)
(Кенгуру.)
Когда плывёт прекрасен,
Когда шипит опасен.
(Гусь.)
Села мышка в уголок. С, колесико хромое,
Съела бублика кусок. Познакомилось с тобою.
Г. Виеру
– Замените фишки в схемах слов буквами.
3. Игра «Живые буквы».
– Мудрая сова любит игру «Живые буквы». Давайте поиграем, порадуем гостью. Возьмём слово «сумка».
– Назовите гласные звуки.
2– Назовите согласные звуки.
– Назовите звуки по номерам.
– Найдите и назовите как можно больше признаков сходства слов «гуси» и «сумка». (Два слога, ударный
первый слог, ударный гласный звук у.)
– Найдите признаки различия. (Количество букв.)
– Уберите буквы и фишки в такой последовательности:
букву, которой записан второй гласный звук в слове «гуси» (и);
букву, которой записан ударный гласный звук в слове «сумка» (у);
букву, которой записан ударный гласный звук в слове «гуси» (у);
последнюю букву в слове «сумка» (а).
– Дайте характеристику буквам, которые убрали. (Это гласные буквы.)
Уберите букву с, которой записан мягкий согласный звук. Назовите слово, в котором есть эта буква. (Гуси.)
Уберите букву с, которой записан твёрдый согласный звук. Назовите слово. (Сумка.)
Уберите буквы, обозначающие парные по звонкостиглухости звуки. (Буквы г и к.)
Уберите букву м.
– Вспомните и назовите как можно больше слов с буквой с, которая обозначает мягкий согласный звук. (Сила,
сено, семья, усики и т. п.)
– Назовите слова с буквой с, которая обозначает твёрдый согласный звук. (Свет, свеча, нос, колос и т. п.)
4. Чтение слогов, слов и предложений. «Делу – время, потехе – час».
– Прочитайте слоги с буквой с, используя «окошечки».
– Прочитайте слоги по строкам.
– Прочитайте по столбцам.
– Прочитайте только те слоги, в которых согласный звук произносится мягко.
– Прочитайте только те слоги, в которых согласный звук произносится твёрдо.
– Прочитайте слова по столбцам.
– Прочитайте слова парами.
– Рассмотрите таблицу на доске.
в
и
с
а
о
ж
р
м
у
м
в
ж
о
а
р
н
е
у
г
й
– Зачеркните буквы, которые повторяются. Из оставшихся букв соберите два слова. (Иней, снег.)
– Чувствуете, как сразу стало холодно?
Замело в лесу пригорки
И овражки замело.
Ни души нет на полянке.
Тихо. Холодно. Бело.
– Но это только так кажется. Зимняя лесная сказка самая таинственная. Попробуйте объяснить, почему так
происходит?
V. Первичное закрепление.
1. Чтение текста «Зимняя сказка».
– Какие слова повторяются в тексте?
– Сколько предложений в тексте?
– Что заметили? (Три одинаковых предложения, состоящие из одного слова.)
– Как вы думаете, зачем автор написал предложение «Снег» три раза подряд? (Ответы учеников.)
– Мудрая сова довольна вашими ответами. Она решила поделиться с вами своими наблюдениями. Оказывается,
буква с очень любит зиму. Назовите «зимние» слова, в которых есть буква с. (Снежинки, снеговик, санки,
сосулька, снегурочка, снежки.)
СНЕГОПАД
Сыплет снег, осторожен и робок,
От него даже ночью светло.
3Деревенька увязла в сугробах,
Белым пухом её занесло.
Тихо вьётся позёмка седая,
Только слышно, как снег разгребая,
У калиток лопаты скрипят.
М. Пляцковский
2. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
1) З а к р е п л е н и е зрительного образа буквы С, с.
– Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква с.
2) Р а з в и т и е в н и м а н и я при буквенной записи слов.
– Прочитайте слова парами.
– Определите, отличаются ли слова «лоси» и «лис» по количеству слогов?
– Прочитайте все пары, которые отличаются по количеству слогов.
– Найдите и прочитайте слова, в которых ударным является звук о.
– Найдите и прочитайте слова, в которых ударным является звук а.
– Найдите и прочитайте слова, в которых буква с обозначает мягкий согласный звук с’.
– Найдите буквы, которыми отличаются слова в парах.
– Впишите эти буквы в пустые клеточки и прочитайте получившиеся по вертикали слова. (К о л е с о , космос.)
– Объясните значения слов. (Колесо – круг со спицами или сплошной, насаживаемый на ось повозки и
посредством вращения её на втулке передвигающий повозку. К о с м о с – мир, вселенная.)
3) З а д а н и е «Пары слов».
– Найдите и подчеркните буквы, которыми отличаются слова в парах.
– Разделите эти слова на слоги.
– Поставьте знак ударения в словах.
Физминутка
3. Работа по учебнику. Чтение стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать».
– Надоела холодная зима!
З а д а н и е д л я ч и т а ю щ и х у ч е н и к о в : прочитать стихотворение.
З а д а н и е д л я н е ч и т а ю щ и х у ч е н и к о в : подчеркнуть знакомые буквы и слова, которые могут
прочитать.
В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я .
– Что придумала А. Барто? (Ответы учеников.)
– Давайте и мы попробуем. Закройте глаза, слушайте и представляйте.
Растопило солнце снег,
Радость на сердце у всех,
Птицы весело запели,
Слышен звонкий стук капели,
И ручьи бурлят, и птички
В гнёздах сели на яички.
Небо чистоголубое.
Что с природою такое?
(Весна.)
– Весной природа оживает, радуется, «расправляет крылья».
– Послушайте стихотворение и подумайте, что в нём необычного.
Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные шила.
Сказала со смехом соседке синица
– Стать самой скрипучей сорока стремится!
М. Пляцковский
4– Что необычного в этом стихотворении? (Все слова на букву с.)
По желанию можно выучить это стихотворение.
VI. Включение в систему знаний.
1. Игра «Кто внимательный».
Учитель читает стихотворение Т. Синицыной «Алфавитная семья».
– Посчитайте количество слов на букву с.
Как старательно трудился
Звук согласный – буква С!
В результате получился
Слов прекрасных целый лес:
Солнце, счастье, свет, страна,
Серебристая луна,
Синий вечер, звезд сияние,
Сон, волшебное сказание.
Вот трещит в траве сверчок,
Светит нежно светлячок,
Соловей залился трелью,
Звонкой, радостной свирелью.
Сани, снег, слеза, снежинка,
В море рыбка есть – сардинка,
Скрипка, струны и смычок,
Гриб растёт в лесу – сморчок.
Есть на С любые птицы:
Совы, снегири, синицы,
Страус, сокол и скворец.
Буква С, ты – молодец!
(Всего 32 слова.)
2. Работа по учебнику. Расшифровка закодированных слов.
– Прочитайте слова в левом столбике таблицы.
– Заполните правый столбик таблицы: поставьте под каждым числом соответствующую букву.
– Прочитайте слова, которые получились. (Навес, сосна.)
– Какие разные буквы использовались для записи слов? Назовите их. (В, е, с, н, а, о.)
– Составьте из этих букв другие слова. (Вес, сев, нос, сон, вена, ванна, оса и т. д.)
3. Самостоятельная работа.
– Кто быстро и правильно определит, какой подарок понравился сове больше всего? (Бант.)
– Мудрая сова тоже решила сделать вам подарок. Она дарит вам сказку В. Сутеева «Цыплёнок и Утёнок».
VII. Рефлексия деятельности.
– Прочитайте наизусть стихотворение, которое выучили на уроке (по желанию).
– Наша гостья осталась довольна вашей работой. А своей работой вы довольны? Какие задания вам особенно
понравились? Какие оказались трудными?
– Попробуйте сформулировать вывод, который удалось сделать в результате работы по теме урока.
5