Знакомство с буквой С (с)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по обчению грамоте для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия .
Иконка файла материала Урок 49.docx
Дата:12.11.18 Урок:49 Тема:   Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению темы «Знакомство С,с». Задачи: Обучающие:                           Знакомство с буквой С (с) 1) организовать работу по ознакомлению с новой буквой С, с; вовлечь учащихся в процесс поиска «открытия» нового   знания;   способствовать   формированию   читательских   умений,   развитию   мотивов   учения,   логического мышления, фонематического слуха; создать условия для развития умений логически обосновывать суждения, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи; научить выполнять звуковой анализ слов «гуси», «сумка»; Развивающие: 2)  создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивно­аналитических способностей, умения осознавать правильность/ошибочность своих действий; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора и словарного запаса; Воспитательные:           3)   создание   благоприятного   психологического   климата   для  возможности   раскрытия   потенциала   каждого ребёнка;   формирование   качества   взаимовыручки,   аккуратности   при   выполнении   заданий,   ответственности, любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, интереса к предмету. П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы   о б р а з о в а н и я : Предметные: знают букву С, с; умеют выполнять звуковой анализ слов, характеризовать согласные звуки по звонкости­глухости. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): П о з н а в а т е л ь н ы е :   общеучебные  –   осмысление   прочитанного   произведения;  логические  –   разгадывание «зашифрованных» слов. Р е г у л я т и в н ы е :   принимать   и   сохранять   учебную   задачу;   адекватно   воспринимать   оценку   учителя   и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. К о м м у н и к а т и в н ы е :   уметь  формировать   коммуникативно­речевые   действия,   конструктивные   способы взаимодействия с окружающими (учителями, сверстниками). Личностные:   высказывают   своё  мнение,  подтверждая  собственными  аргументами  и  другим  авторитетным мнением; уважают мнение других. Тип урока: урок открытия нового знания. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная. Методы: словесный, наглядный, практический. Оборудование: схемы на доске, фишки разного цвета. Х о д   у р о к а I. Мотивация к учебной деятельности. Ой, ребята, тише, тише,                    И как будто бы свистит. Что­то странное я слышу:                 Кто бы ни был, заходи Гость какой­то к нам спешит            Да ребяток научи! II. Постановка учебной задачи. – Сегодня к нам на урок пришёл гость. Отгадайте, кто это: Днём спит, ночью летает,  Прохожих пугает.                              (Сова.) Совушка­сова, большая голова, На суку сидит, головой вертит, Во все стороны глядит. 1– Кто видел сову? Какая она? (Учитель показывает картинку.) – Мудрая сова пришла познакомить с новой буквой, научить читать слова и предложения. Но прежде чем дать новые знания, мудрая сова интересуется, насколько прочные знания у вас уже есть. III. Актуализация знаний. Повторение изученного материала. – Произнесите звуки, которые обозначены буквами.  На доске представлены карточки­буквы А, О, Ы, И, У, Н. – Как образуются звуки? (Воздух проходит через горло, нос, рот; участвуют зубы, губы, язык.) – Почему получаются разные звуки? От чего это зависит? (Разные звуки получаются в зависимости от того, в каком положении находятся губы, язык, зубы, как широко открывается рот.) – Как называются буквы,  записанные на доске?  (Гласные и согласные.) – Почему они так называются? (Гласные – голосовые, голос льётся свободно, легко, плавно, их можно петь. Согласные при произнесении наталкиваются на преграду: зубы, губы, язык.) IV. Открытие нового знания. 1. Наблюдение. – Сова предлагает вам первое испытание: найти «заблудившийся» звук. Говорят, один рыбак                      На пожелтевшую траву В речке выловил башмак.               Бросает лев свою… листву. Но зато ему потом                                                              (Лес­с­с.) На крючок попался… дом!                                  (С­с­сом.)         Лежит лентяй на раскладушке,                                                           Грызёт, похрустывая, пушки. (С­с­сушки.) Вот ещё одна загадка Девочкам и мальчикам: Кто рождается в кармане С маленьким карманчиком?  – Какой звук «заблудился»? (с.) – Отгадайте  з а г а д к и : По лужку он важно бродит,  Из воды сухим выходит,  Носит красные ботинки,  Дарит мягкие перинки.                                    (Гусь.) Кто­то в сумке носит книжки, Кто­то – нужные вещички, Кто­то – телефон, игру, А детишек – ... (кенгуру). – Как называется карманчик,  в котором носят  детёнышей  кенгуру?  (Сумка.) 2. Звуковой анализ слов «гуси», «сумка». – Рассмотрите схемы, расположенные справа от рисунков. – Выполните звуковой анализ слова «сумка». – Разделите слова «гуси», «сумка» на слоги. – Определите, какой слог ударный. – Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. – Назовите букву, которой можно обозначить звуки с, с’. (Буква с.) – Рассмотрите букву С, с. На что похожа? (Луна, подкова и т. д.)                                    (Кенгуру.) Когда плывёт ­ прекрасен, Когда шипит ­ опасен.                                       (Гусь.) Села мышка в уголок.                        С, колесико хромое, Съела бублика кусок.                         Познакомилось с тобою.            Г. Виеру – Замените фишки в схемах слов буквами. 3. Игра «Живые буквы». – Мудрая сова любит игру «Живые буквы». Давайте поиграем, порадуем гостью. Возьмём слово «сумка». – Назовите гласные звуки. 2– Назовите согласные звуки. – Назовите звуки по номерам. – Найдите и назовите как можно больше признаков сходства слов «гуси» и «сумка».  (Два слога, ударный первый слог, ударный гласный звук у.) – Найдите признаки различия. (Количество букв.) – Уберите буквы и фишки в такой последовательности:  букву, которой записан второй гласный звук в слове «гуси» (и);  букву, которой записан ударный гласный звук в слове «сумка» (у);  букву, которой записан ударный гласный звук в слове «гуси» (у);  последнюю букву в слове «сумка» (а). – Дайте характеристику буквам, которые убрали. (Это гласные буквы.)  Уберите букву с, которой записан мягкий согласный звук. Назовите слово, в котором есть эта буква. (Гуси.)  Уберите букву с, которой записан твёрдый согласный звук. Назовите слово. (Сумка.)  Уберите буквы, обозначающие парные по звонкости­глухости звуки. (Буквы г и к.)  Уберите букву м. – Вспомните и назовите как можно больше слов с буквой с, которая обозначает мягкий согласный звук. (Сила, сено, семья, усики и т. п.) – Назовите слова с буквой с, которая обозначает твёрдый согласный звук. (Свет, свеча, нос, колос и т. п.) 4. Чтение слогов, слов и предложений. «Делу – время, потехе – час». – Прочитайте слоги с буквой с, используя «окошечки». – Прочитайте слоги по строкам. – Прочитайте по столбцам. – Прочитайте только те слоги, в которых согласный звук произносится мягко. – Прочитайте только те слоги, в которых согласный звук произносится твёрдо. – Прочитайте слова по столбцам. – Прочитайте слова парами. – Рассмотрите таблицу на доске. в и с а о ж р м у м в ж о а р н е у г й – Зачеркните буквы, которые повторяются. Из оставшихся букв соберите два слова. (Иней, снег.) – Чувствуете, как сразу стало холодно? Замело в лесу пригорки И овражки замело. Ни души нет на полянке. Тихо. Холодно. Бело. – Но это только так кажется. Зимняя лесная сказка самая таинственная. Попробуйте объяснить, почему так происходит? V. Первичное закрепление. 1. Чтение текста «Зимняя сказка». – Какие слова повторяются в тексте? – Сколько предложений в тексте? – Что заметили? (Три одинаковых предложения, состоящие из одного слова.) – Как вы думаете, зачем автор написал предложение «Снег» три раза подряд? (Ответы учеников.) – Мудрая сова довольна вашими ответами. Она решила поделиться с вами своими наблюдениями. Оказывается, буква  с  очень   любит   зиму.   Назовите   «зимние»   слова,   в   которых   есть   буква  с.  (Снежинки,   снеговик,   санки, сосулька, снегурочка, снежки.) СНЕГОПАД Сыплет снег, осторожен и робок, От него даже ночью светло. 3Деревенька увязла в сугробах, Белым пухом её занесло. Тихо вьётся позёмка седая, Только слышно, как снег разгребая, У калиток лопаты скрипят.                                                                М. Пляцковский 2. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать». 1) З а к р е п л е н и е  зрительного образа буквы С, с. – Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква с. 2) Р а з в и т и е   в н и м а н и я  при буквенной записи слов. – Прочитайте слова парами. – Определите, отличаются ли слова «лоси» и «лис» по количеству слогов? – Прочитайте все пары, которые отличаются по количеству слогов. – Найдите и прочитайте слова, в которых ударным является звук о. – Найдите и прочитайте слова, в которых ударным является звук а. – Найдите и прочитайте слова, в которых буква с обозначает мягкий согласный звук с’. – Найдите буквы, которыми отличаются слова в парах. – Впишите эти буквы в пустые клеточки и прочитайте получившиеся по вертикали слова. (К о л е с о , космос.) – Объясните значения слов.  (Колесо – круг со спицами или сплошной, насаживаемый на ось повозки и посредством вращения её на втулке передвигающий повозку. К о с м о с  – мир, вселенная.) 3) З а д а н и е  «Пары слов». – Найдите и подчеркните буквы, которыми отличаются слова в парах. – Разделите эти слова на слоги. – Поставьте знак ударения в словах. Физминутка 3. Работа по учебнику. Чтение стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать». – Надоела холодная зима! З а д а н и е  д л я   ч и т а ю щ и х   у ч е н и к о в : прочитать стихотворение. З а д а н и е   д л я   н е ч и т а ю щ и х   у ч е н и к о в :   подчеркнуть   знакомые   буквы   и   слова,   которые   могут прочитать. В ы р а з и т е л ь н о е   ч т е н и е   с т и х о т в о р е н и я . – Что придумала А. Барто? (Ответы учеников.) – Давайте и мы попробуем. Закройте глаза, слушайте и представляйте. Растопило солнце снег, Радость на сердце у всех, Птицы весело запели, Слышен звонкий стук капели, И ручьи бурлят, и птички В гнёздах сели на яички. Небо чисто­голубое. Что с природою такое?                   (Весна.) – Весной природа оживает, радуется, «расправляет крылья». – Послушайте стихотворение и подумайте, что в нём необычного. Семь суток сорока старалась, спешила, Себе сапоги сыромятные шила. Сказала со смехом соседке синица – Стать самой скрипучей сорока стремится!                    М. Пляцковский 4– Что необычного в этом стихотворении? (Все слова на букву с.) По желанию можно выучить это стихотворение. VI. Включение в систему знаний. 1. Игра «Кто внимательный». Учитель читает стихотворение Т. Синицыной «Алфавитная семья». – Посчитайте количество слов на букву с. Как старательно трудился Звук согласный – буква С! В результате получился Слов прекрасных целый лес: Солнце, счастье, свет, страна, Серебристая луна, Синий вечер, звезд сияние, Сон, волшебное сказание. Вот трещит в траве сверчок, Светит нежно светлячок, Соловей залился трелью, Звонкой, радостной свирелью. Сани, снег, слеза, снежинка, В море рыбка есть – сардинка, Скрипка, струны и смычок, Гриб растёт в лесу – сморчок. Есть на С любые птицы: Совы, снегири, синицы, Страус, сокол и скворец. Буква С, ты – молодец!              (Всего 32 слова.) 2. Работа по учебнику. Расшифровка закодированных слов. – Прочитайте слова в левом столбике таблицы. – Заполните правый столбик таблицы: поставьте под каждым числом соответствующую букву. – Прочитайте слова, которые получились. (Навес, сосна.) – Какие разные буквы использовались для записи слов? Назовите их. (В, е, с, н, а, о.) – Составьте из этих букв другие слова. (Вес, сев, нос, сон, вена, ванна, оса и т. д.) 3. Самостоятельная работа. – Кто быстро и правильно определит, какой подарок понравился сове больше всего? (Бант.) – Мудрая сова тоже решила сделать вам подарок. Она дарит вам сказку В. Сутеева «Цыплёнок и Утёнок».  VII. Рефлексия деятельности. – Прочитайте наизусть стихотворение, которое выучили на уроке (по желанию). – Наша гостья осталась довольна вашей работой. А своей работой вы довольны? Какие задания вам особенно понравились? Какие оказались трудными? – Попробуйте сформулировать вывод, который удалось сделать в результате работы по теме урока. 5

Посмотрите также