Знакомство с буквой Щ (щ)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 64.docx
Технологическая карта урока литературного чтения Дата: 03.12.15 Урок 64 Дидактическое обоснование:   «Букварь»  Л.Е.Журова, А.О. Евдокимова 1 класс (1 часть), УМК «Начальная школа 21 века» Тема: Знакомство с буквой Щ (щ) Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению темы «Знакомство с буквой Щ (щ)». Задачи: Обучающие:     1) организовать работу по ознакомлению с буквой Щ, щ  и выяснению (выделению) особенностей звука [ щ] ; научить выполнять звуковой анализ слов «ящик», «клещи», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, сформировать представление учащихся о звуке [щ’] как о глухом, мягком, непарном звуке, совершенствовать умение производить звукобуквенный анализ слов; Развивающие:      2)  создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивно­аналитических способностей, умения осознавать правильность/ошибочность своих действий; способствовать развитию монологической и диалогической речи, воображения, внимания, памяти, развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора и словарного запаса;  Воспитательные:                      3)   создание  благоприятного  психологического   климата   для возможности  раскрытия  потенциала   каждого  ребёнка;   формирование  качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности, любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, интереса к предмету. Планируемые результаты образования: Предметные:  знают  букву  Щ, щ, правила написания гласных после [ щ’] , [ ч’] ;  умеют  выделять в речи звук [ щ’] , использовать схемы и модели звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов, рассуждать об особенностях звука [ щ’] . Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): П о з н а в а т е л ь н ы е :  общеучебные – структурирование знаний; логические – составление слов по схемам. Р е г у л я т и в н ы е :   принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие. К о м м у н и к а т и в н ы е :   уметь формировать коммуникативно­речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Личностные:  высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других. Тип урока: урок открытия новых знаний. Форма проведения: урок­практикум. Оборудование: «Букварь» Л.Е.Журова, А.О. Евдокимова, телевизор, презентация в программе Power Point, цветные карандаши. Методы работы: иллюстративно­словесные, частично­поисковые, словесные, наглядные, практические. Формы работы:   фронтальная, индивидуальная, парная. 1№ Этап урока 1 Мотивирование к  учебной  деятельности  (организационный  момент) Х о д   у р о к а Деятельность учителя  Сядут  те, у кого имя начинается с гласного звука.  Сядут те, у кого имя начинается с согласного звука. Руки? – На месте. Ноги? – На месте. Локти? ­  У края. Спинка? – прямая.          ­ Ребята, прежде чем приступить к изучению нового материала, каждый для себя должен вспомнить, что уже знает.  1. Работа с лентой букв. Звуки мы… (слышим, произносим)  Буквы мы … (пишем, читаем, видим)   На какие  две группы можно разделить все звуки? (гласные и согласные)  Какие гласные  дружат с твёрдыми согласными?  Какие гласные дружат с мягкими согласными?  Назовите звонкие согласные звуки.  Назовите глухие согласные звуки.  Какая буква лишняя?    р   л   м   ж  в  г  д. Почему? Деятельность учащихся Приветствуют учителя. Формируемые УУД Личностные, регулятивные, коммуникативные Отвечают на вопросы учителя, вспоминают изученное 2 Актуализация и  фиксирование  индивидуального  затруднения в  пробном действии ­   Предлагаю   несколько   вариантов,   как   можно   узнать   с   какой   буквой   будем знакомиться: 1) Я сама называю вам букву (самый лёгкий и простой способ). 2) Я вам называю страницу учебника, и вы узнаете букву. 3) Мы вместе откроем новые знания о звуке и букве. Отвечают на  вопросы учителя,  выбирают вариант ответа Познавательные, регулятивные, коммуникативные 3 Открытие   нового знания   (построение проекта   выхода   из затруднения) ­ Почему вы выбрали 3 вариант? (учиться надо самому) 1. Звукобуквенный анализ слов «ящик», «клещи». ­ Рассмотрите схемы. Сколько звуков в слове «ящик»? (5.) ­ Почему? (Буква я в начале слова обозначает два звука.) ­ Выполните звукобуквенный анализ слова «ящик».  ­ Что такое клещи? (инструмент) ­ Выполните звукобуквенный анализ слова «клещи». ­ Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Они одинаковые, мягкие.) ­ Какой буквой обозначим эти звуки? ­ Назовите тему и цель урока. 2 Познавательные, регулятивные, коммуникативные Отвечают на  вопросы учителя,  рассуждают,  анализируют,  решают учебную  задачу,  моделируют  слова,  формулируют  тему и цель урокаТЕМА УРОКА:  БУКВА Щ, щ.  ­ Помогите определить цель урока. ЦЕЛЬ УРОКА: познакомиться с буквой Щ. 2. Знакомство с буквой. – На что похожа буква щ? На расчёску Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же!                  Е. Тарлапан Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам.                      В. Степанов – Замените фишки в схемах слов буквами. – Разделите слова на слоги. Определите ударный слог. – Разделите слова на слоги, определите ударный слог. 3. Игра «Живые буквы» (слово «ящик»). – Убираем буквы в следующем порядке:   нет);  букву, которая обозначает твёрдый согласный; букву, которой обозначен звук [й’] (это ловушка, такого звука в слове букву, обозначающую согласный непарный мягкий звук. – Скажите, какие буквы остались? (Гласные.)  Убрать букву, которой записан безударный гласный;  убрать букву, которой записан ударный гласный. – В чём особенность этой буквы в начале слова? 4 Первичное  закрепление с  проговариванием во  внешней речи 1. Игра «не зевай!»                       ­    Хлопните, если услышите звук  [ щ'] в словах: Щенок,  жук,  роща, туча,  щука,  лещ, лежу,  пища, плащ.  Молодцы! Вывод: буква Щ может находиться в …….. (в начале слова, в середине слова, в конце слова).     ­ Что узнали о букве Щ? 2.Чтение слогов с буквой щ. Прочитать хором слоги. Отвечают на  вопросы учителя,  рассуждают,  анализируют, Слушают сказку,  делают выводы,  вспоминают  пословицы о  дружбе. Сказка о букве Щ           Пошли однажды буквы – подружки  А, Щ, Я, У в лес погулять, ягодки собирать. Собирали ягодки. Буква Щ и заблудилась. Кричит подружкам – ау, ау. Буква Я отказалась искать букву Щ.  Буквы А, У сказали, что не бросят в беде свою подружку и нашли букву Щ.  А, У и Щ стали лучшими подружками, а с буквой Я перестали дружить. 3­ Как вы думаете почему? ( Не бросай друга в беде!)  ­ Какие пословицы о дружбе вы знаете?  С какими буквами дружит Щ. Правило: ча и ща с а, чу­щу с у. 5 Физминутка Про щенка. 6 Самостоятельная  работа с  взаимопроверкой по  эталону 1. Задание на выбор.     ­ Выберите себе задание по силам: слоги, слова, текст и большое произведение.  Карандашом подчеркните непонятные слова, значение которых вы не знаете. Проверка. ­ Найти и прочитать слова, в которых 1 слог. (лещ) ­ Найти и прочитать слова, в которых 2 слога. ­ Найти и прочитать слова, в которых 3 слога. ­ Найти  слова, в котором все согласные звуки мягкие (чаща, щёки, пища, лещ). ­ значение каких слов нужно объяснить. 2. Чтение «Щенок» ­ Как зовут мальчика? Кто у него живёт? Чем кормят щенка? Как щенок пьёт молоко? 3. Сообрази с.133  ­ Сколько вещей у девочки? 3. Поиск слов в слове  7 Включение в систему знаний и повторений. (работа в паре) – Найдите слово в слове «овощи». (Щи, овощ.) – Найдите слова в слове «товарищи». (Товар, ищи, щи, вари.) – Какое слово повторилось? Работа по учебнику с.134.  ­ Чтение учителем стихотворения про ЧА и ЩА. ­ Попробуйте составить слова по схемам (работа в паре)  ­ Какие правила работы в паре вы будете соблюдать? Проверка. Дача, куча, свеча.        Роща, пища, чаща. Лечу, кричу, ищу. 4 коммуникативные Познавательные,  коммуникативные Учащиеся выполняют упражнения   учителем за Отвечают   на вопросы   учителя, рассуждают, анализируют, выбирают задание по силам, объясняют значения   слов, читают выразительно текст   Работают   в паре,   вспоминают правила работы в паре Познавательные,  регулятивныеЩука.  ­ Вспомните сказку, где щука помогала главному герою. ­ Как его зовут?  ­ Назовите сказку? (По щучьему велению…) 8 Рефлексия  деятельности – Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились? – Какой звук обозначает буква щ? ­ Дополните фразы:  Что нового узнали на уроке?  Что было самым интересным?  Что вызвало затруднения?  Что вы можете сказать про звук [ щ'] и букву Ч, ч?  Обратимся к цели урока: Достигли ли вы этой цели? Оцените свою работу, поставьте себя на «Лесенку успеха»  Регулятивные,  познавательные,  коммуникативные Отвечают   на вопросы   учителя, продолжают фразы, оценивают себе   на   «лесенке успеха» 5

Посмотрите также