Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Урок 18.docx
Д а т а : 3 0 . 0 9 . 1 5
У р о к 18
Тема: Знакомство с буквой Ё, ё
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и п е д а г о г а :
Образовательные:
1) организовать работу по ознакомлению с буквой Ё, ё и её обозначением в начале слова; научить проводить
звуковой анализ слов; создать условия для развития фонематического слуха,
Развивающие:
2) создать условия для развития фонематического слуха и культуры произношения; познавательной активности
учащихся; умения следовать заданным вербальным инструкциям учителя; совершенствовать мыслительные
операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление,
воображение, восприятие, внимание, речь, эмоции; мелкую моторику кистей рук; развивать умение грамотно,
логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширения кругозора и словарного
запаса;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого
ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности,
любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях; умения работать дружно и сообща,
воспитания бережного и заботливого отношения к природе.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают букву Ё, ё; умеют различать звуки и буквы, выполнять звуковой анализ слов «клён»,
«пёс», «утёнок», «ёжик», «ёлка», «ёлки».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий –
УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – составление рассказа по сюжетным картинкам; логические – разгадывание
кроссворда, сравнение иллюстраций.
Р е г у л я т и в н ы е :
принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и
товарищей; планировать своё действие.
К о м м у н и к а т и в н ы е : уметь формировать коммуникативноречевые действия, конструктивные способы
взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным
мнением.
I. Организационный момент.
Учитель приносит в класс жёлтые листья с разных деревьев (среди листьев обязательно должен быть
Х о д у р о к а
кленовый).
Солнышко усталое, скупо греешь ты.
Жёлтые да алые кружатся листы…
В шелесте да шорохе наш осенний сад,
На дорожках ворохи пёстрые лежат.
II. Объявление темы и постановка учебной задачи.
Ой, ребята, тише, тише, чтото странное я слышу:
Гость какойто к нам спешит и как будто бы… шуршит.
Кто бы ни был, заходи, новую букву нам подари!
– Отгадайте з а г а д к у :
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (ёжик).
1 Показ иллюстрации или мягкой игрушки.
– Ёжик – гость нашего урока. Он поможет мне познакомить вас с новой буквой, а самое главное – ёжик откроет
вам первый секрет буквы ё.
IV. Открытие нового знания.
1. Знакомство с буквой Ё.
– Рассмотрите букву Ё, ё. На что похожа буква?
Ё – не Е, взгляните сами,
Буква с точкамиглазами.
А снимите точки с Ё,
Превратите в Е её.
И. Костарев
2. Звуковой анализ слова «клён».
– Посчитайте, сколько клеточек в схеме звукового состава.
– Можно ли назвать картинку словом «дерево» («листья»)? Объясните, почему ни одно из этих слов не
подходит.
– Как правильно назвать картинку?
– «Прочитайте» слово «клён», ведя указку по схеме звукового состава.
– Произнесите слово «клён» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук.
– Определите, какой это звук.
– Какой фишкой обозначим звук [ к] ? (Синей.)
– Назовите его мягкую пару. ([к’].)
– Произнесите слово «клён» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук.
– Определите, какой второй звук в слове «клён»? Какой фишкой обозначить звук [ л’] ? (Зелёной.)
– Назовите его твёрдую пару.
– Произнесите слово «клён» так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. Какой это звук?
– После какого согласного стоит звук [ о] ?
– Можно ли после мягкого согласного звук [ о] обозначить буквой о?
– Закончите п р а в и л о : «Если в слове звук [ о] находится сразу после мягкого согласного звука, он
обозначается буквой…» (ё.)
3. Работа по учебнику (заполнение таблицы).
– Какие звуки обозначаются синей фишкой, а какие зелёной? Приведите примеры.
– Рассмотрите схему звукового состава слова «клён».
– Сколько гласных звуков в слове?
– Сколько всего согласных?
– Сколько твёрдых звуков? Мягких?
Учащиеся, которые правильно ответили, и г р а ю т в «Живые буквы»: самостоятельно строятся, дают
характеристику своему звуку, остальные учащиеся определяют, о каких звуках рассказывают учащиеся – [ к] , [ л’] ,
[ о] , [ н] .
– Почему в слове «клён» надо писать букву ё? (Если в слове после мягкого согласного звука слышится звук
[о], надо писать букву ё.)
4. Письмо печатной буквы Ё, ё.
Жарким днём лесной тропой звери шли на водопой.
За мамойслонихой топал слонёнок,
За мамойлисицей крался лисёнок,
За мамоймедведицей шёл медвежонок.
А. Екимцев
2 – Как одним словом назвать и слонёнка, и лисёнка, и медвежонка? (Детёныши.)
5. Дифференцированная работа.
С а м о с т о я т е л ь н о е в ы п о л н е н и е звукобуквенного анализа слов «пёс», «утёнок».
П р о в е р к а проводится в форме сравнительного анализа.
– Назовите одинаковые гласные звуки в словах «пёс» – пьооос и «утёнок» – утьоонок. (Ответы могут быть
разные – о или ё.)
– Докажите, что это звук [ о] . Произнесите слово, интонационно выделяя гласный звук [ о] .
– Какие звуки стоят перед звуком [ о] ? (Мягкие [т’], [п’].)
– Сделайте вывод. (Если после мягкого согласного слышится звук [о], то он обозначатся буквой ё.)
6. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».
З а д а н и е на обозначение звука [ о] буквой ё после мягких согласных.
– Расскажите, какие гласные буквы понадобились для анализа и почему.
7. Обобщение изученного. Работа по учебнику.
– Отгадайте з а г а д к у :
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржёт, не лает.
Нападает на клубки,
Прячет в лапах коготки.
– Рассмотрите схему звукового состава. Сколько звуков [о] в слове «котёнок»?
– Какой звук прячется за вопросом? ([о].)
– Произнесите его, выделяя интонационно. Обозначьте фишкой.
– Какую фишку выбрали? Почему?
– Какая буква обозначает звук [ о] после мягкого согласного?
– Котёнок остался доволен вашей работой. Но он хочет узнать, как вы заботитесь о своих котятах, птичках,
(Котёнок.)
рыбках.
– Не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нём. Ведь это не забавная игрушка, а
живое существо, которому вы становитесь защитником на долгие годы.
Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,
Всё хотелось котёнку, чтоб позвал ктото в дом.
Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист,
Показалось котёнку, что позвали «кискис».
Замирая от счастья, он помчался на зов,
Только дверь оказалась заперта на засов.
Г. Мельникова
– Это грустное стихотворение. Пусть никогда не случится так, чтобы ваш друг потерял кров над головой.
V. Итог урока. Рефлексия.
– С какой буквой познакомились?
– Какой секрет открыли? (Учащиеся говорят правило.)
– Ёжику пора домой в лес. Но он сможет туда попасть, если вы правильно ответите на вопрос: в каких случаях
буква ё может передавать звук [ о] ?
– Какой звук обозначает буква ё в словах тёрка, мёд, ковёр? Почему?
3
Знакомство с буквой Ё, ё
Знакомство с буквой Ё, ё
Знакомство с буквой Ё, ё
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.