г. НИКОЛАЕВСК-НА-АМУРЕ
Экологическая (валеологическая) программа внеурочной деятельности
«Знать, чтобы жить!»
(направление – здоровый образ жизни, для учащихся 8 – 9 класса)
выполнила:
Перевозная Лариса Геннадьевна,
учитель биологии МБОУ СОШ № 5
(контактный телефон – 2 -06- 77)
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская экологическая (валеологическая) программа внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!» для учащихся 8 - 9 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа опирается на основные положения программы развития универсальных учебных действий, на авторскую рабочую программу по биологии, программу воспитания и социализации, обучающихся в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
- экологическая культура как ресурс здоровья;
Предлагаемая программа посвящена одной из главных проблем - сохранения здоровья у подрастающего поколения. Программа предметно -ориентирована (экология, биология, ОБЖ), рассчитана на 34 часа.
Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 13- 14 летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников.
Программа внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!» поможет подросткам дать научные ответы на многие волнующие вопросы.
Программа предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.
Умение вести здоровый образ жизни - признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.
Основная цель программы внеурочной деятельности - воспитание у подростков:
1. культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической - способность управления своими чувствами и эмоциями;
2 культуры интеллектуальной - способность управлять своими мыслями и контролировать их;
3 культуры поведения - способность понимать своё предназначение. Программа имеет профильный упор на естественно - научный профиль в дальнейшем обучении школьников и выбор профессии.
4 Оказание помощи школьникам в осознанном выборе профессии для дальнейшего обучения на естественно - научном профиле.
Программа элективного курса предлагает решение следующих учебно-познавательных задач:
· расширение теоретических знаний школьников в образовательной области «Мое здоровье в моих руках»:
· создание условий для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
· обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
· способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.
Рекомендуемые формы организации занятий:
· составление проектов по темам исследований;
· проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;
· умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;
· оформление и защита исследовательских работ учащихся;
· проведение научно - практической конференции по теме с использованием стендовых проектов.
При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини - группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.
Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций, по программе внеурочной деятельности
«Знать, чтобы жить!»:
· «Влияние сотовых телефонов на организм подростков»;
· «Отношение подростков МОУ СОШ № 5 к вредным привычкам»;
· «Стресс и его воздействие на организм подростка»;
· «Влияние шума на детский организм»;
· «Влияние компьютеров на здоровье человека»;
· «Как противостоять давлению среды»;
· «Что значит быть счастливым?»;
· «Наркотики, алкоголь и сигареты»;
· «Я в этом мире» и многие другие.
Планируемые результаты:
Выполнив программу, школьники будут знать:
· причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
· мотивы здорового образа жизни;
· отрицательное влияние вредных привычек, «болезней поведения» на организм подростка;
· пути формирования здорового образа жизни.
Школьники будут уметь:
· оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;
· воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Школьники будут применять:
· полученные знания на практике;
· полученные знания для осознанного выбора профессии.
Основное содержание курса.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Знать, чтобы жить!»
1. 1. Введение.
«Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования». Пути формирования здорового образа жизни. Ресурсы здоровья.
2.1. Экологическая культура как ресурс здоровья
Приоритет образования и просвещения в решении проблем экологии и здоровья. Приоритетность образования и просвещения в решении современных и будущих проблем экологии и здоровья.
(дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора. буклет, плакат, их задачи и способы изготовления).
2.2. Чрезвычайные экологические ситуации.
Варианты экологические безопасного поведения. Проблемы нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях. Способы оказания первой помощи. Процесс проектирования здорового безопасного образа жизни, его этапы, возможные трудности. Стратегии безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов здоровья.
2.3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни.
Действия в опасных экологических ситуациях. Чрезвычайные экологические ситуации. Варианты экологически безопасного поведения. Диспут как коллективное обсуждение нравственных проблем, высказывание суждений, точек зрения и оценок. Оказание первой помощи пострадавшим в чрезвычайных экологических ситуациях.
3. Вредные привычки, их профилактика.
3.1. Алкоголизм.
3.1.2. Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 «Работа со статистическими данными».
3.1.3. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употребления алкоголя.
3. 2. Курение.
3.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка.
3.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 «Проведение исследования и выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)».
3.3. Наркомания.
3.3.1. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков.
3.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом - венерологом. Практическая работа № 3 «Работа со статистическими данными».
3.4. Токсикомания.
3.4.1. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 «Работа со статистическими данными».
4.1. Простудные заболевания.
4.1. 1. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 «Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе».
5.1. Стресс.
5.1.1. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, «экзаменационный стресс». Практическая работа № 6 «Работа над проектом по теме раздела».
5.1.2. Заболевания подростков, передающиеся половым путём.
6.1. Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране, Хабаровском крае. Практическая работа № 7 «Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования».
6.1.2. Встреча с врачами по проблеме.
7.1. «Болезни поведения» подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия.
7.1.1. Понятие о «болезнях поведения» (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма.
8.1. Первая медицинская помощь.
8.1.1. Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа № 8 «Работа в медицинском кабинете по решению практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка. Составление роликов по теме элективного курса».
9.1. Обобщение: «Знать, чтобы жить!».
Научно - практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации.
Формы организации внеурочной деятельности: исполнение проектов, полемика «Кто в ответе за будущее?».
Исследовательские умения: собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? Риски для здоровья. Экологические риски. Источники информации о рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки информации на достоверность. Ресурсы здоровья. Индивидуальные особенности ресурсов здоровья.
Коммуникативные умения: особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, криминала, терроризма. Примеры и их комментарии. Формы обращения подростков к службам экстренной помощи, организациям, депутатам, ответственным лицам.
Тематическое планирование
программы внеурочной деятельности
«Знать, чтобы жить!»
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
1 |
1. Введение «Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования». Пути формирования здорового образа жизни. |
2 часа
1 час |
2 |
Ресурсы здоровья. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? |
1 час |
3 |
2. Экологическая культура как ресурс здоровья Приоритет образования и просвещения в решении проблем экологии и здоровья. |
3 часа 1 час |
4 |
Приоритетность образования и просвещения в решении современных и будущих проблем экологии и здоровья. |
1 час |
5 |
Дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора. Буклет, плакат, их задачи и способы изготовления. |
1 час |
6
|
3. Чрезвычайные экологические ситуации. Понятие о разнообразных видах чрезвычайных экологических ситуаций. |
5 часов 1 час
|
7 |
Процесс проектирования здорового безопасного образа жизни, его этапы, возможные трудности. |
1 час |
8 |
Варианты экологические безопасного поведения. Проблемы нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях. |
1 час |
9 |
Стратегии безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов здоровья. |
1 час |
10 |
Способы оказания первой помощи. |
1 час |
11 |
4. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни. Действия в опасных экологических ситуациях. |
7 часов 1 час |
12 |
Чрезвычайные экологические ситуации. |
1 час |
13 |
Варианты экологически безопасного поведения. |
1 час |
14 |
Диспут как коллективное обсуждение нравственных проблем, высказывание суждений, точек зрения и оценок. |
1 час |
15 - 17 |
Оказание первой помощи пострадавшим в чрезвычайных экологических ситуациях. |
3 часа |
18 |
5. Вредные привычки, профилактика Алкоголизм. Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. Детский и подростковый алкоголизм. |
7 часов 2 часа 1 час |
19 |
Подросток и алкоголь, влияние алкоголя на здоровье девушки. |
1 час
|
20 |
Курение Состав компонентов табачного дыма. Влияние сигарет на организм подростка. |
2 часа 1 час |
21 |
Психологическое и физиологическое влияние никотина на детский организм. |
1 час |
22 |
Наркомания Понятие о наркомании, наркотических веществах, видах наркомании, причины, последствия. |
2 часа 1 час |
23 |
Наркотическая зависимость, пути решения проблем. |
1 час |
24 |
Токсикомания и подросток Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании. Последствия токсикомании на организм подростка. |
1 час |
25 |
6. Простудные заболевания. Понятие о простудных заболеваниях, отрицательное воздействие на организм: бактериальных и вирусных инфекций. |
1 час |
26 |
7. Стресс Понятие о стрессе, причины, пути снятия стресса. |
1 час |
27 |
8. Заболевания подростков, передающиеся половым путём. Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения. Распространение СПИДа в мире, стране, Хабаровском |
1 час |
28 |
Встреча с врачами (конференция) |
1 час |
29 |
9. «Болезни поведения» подростков. Профилактика болезней поведения подростков. |
2 часа 1 час |
30 |
Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы. |
1 час |
31 - 32 |
10. Первая медицинская помощь. Необходимость умения оказания первой медицинской помощи (курении, алкоголизме, токсикомании, наркомании и.т.д.) |
2 часа |
33 - 34 |
Обобщение «Знать, чтобы жить!»
Итоги исследовательских работ школьников. Представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, фильмов, собранной информации. |
2 часа |
Итого 34 часа
Рекомендации по реализации программы внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!»
Педагогическим средством решения задач курса является организация ситуаций, учебного, учебно - проектного типов. Необходимо создать условия для позиционирования, апробирования позиции «взрослости», различных формы коммуникаций, формирования жизненных установок, накопления опыта практических действий.
Для организации работы необходим кабинет и мультимедийное оборудование, лаборатория для выполнения исследований.
Список литературы для учителя
1. Богарад И.В. «Больной и врач». М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).
2. Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва
1961 г.
3. Волков Г.И. «Нервный ребенок: каприз или болезнь?» - М.: знание, 1982. – 224с. –
4. Росляков Г.Е. «Враги нашего здоровья». М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).
5. Чуднов В.И. «Берегите тишину». М., «Медицина», 1978.
6. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 «Как вырастить ребенка здоровым?». – М.:АНС, 1993 – 384 с.
7. Энциклопедия народная медицина. Т.1. «Авитаминозы – простуда». – М.: АНС, 1992 – 400с.
8. Сайт Первое сентября (личный кабинет). festival.1september.ru
9. Сайт Портфолио (личный кабинет). project.1september.ru; project.1september.ru
10. Авторские мультимедийные пособия (прилагаются).
11. Авторский сайт учителя. http://nsportal.ru/leonora;
12 Сайт НОУ школы. nikolaevsks5.ucoz.ru/load/1-1-0-1;
13 wiki.ippk.ru/.../Организация_ис...Перевозной_Л.Г.)
Литература для детей:
1. Коростылев Н..Б. « От А до Я» изд. Медицина, 1980 год.
2. Ротенберг Р. «Расти здоровым»: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.
3. Соколов Ю.Е. «Книга знаний для детей». – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001 – 320с.
4. Тихонова А.Е. «Здоровье человека и экология Хабаровского края». – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2004 – 160 с.
5. Жербин Е.А. «Река жизни». – М.; Знание, 1990 – 224с. –
6. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. «Архитектура души». М.; Аванта + , 2002. – 640с.
Диагностичность
(возможность оценивать результаты освоения программы)
Этапы педагогической диагностики:
Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения прогностической, текущей и итоговой диагностики обучающихся. В начале учебного года рекомендуется составить календарный план по диагностике на весь учебный год (Приложение 1).
1. Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения подростка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества подростка (Приложение 2).
Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.
Задачи:
- прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;
- выбор уровня сложности программы, темпа обучения;
- оценку дидактической и методической подготовленности.
Методы проведения:
- индивидуальная беседа;
- тестирование;
- наблюдение;
- анкетирование.
2. Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания подростка, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
Цель – отслеживание динамики развития каждого подростка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.
Задачи:
- оценка правильности выбора технологии и методики;
- корректировка организации и содержания учебного процесса.
Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии оценки разрабатываются педагогами. Итоги анализируются педагогом и методистом образовательного учреждения.
3. Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения подростками программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Цель: подведение итогов освоения образовательной программы.
Задачи:
- анализ результатов обучения;
- анализ действий педагога.
Методы проведения итоговой диагностики:
- творческие задания;
- контрольные задания;
- тестирование;
-презентации работ.
2. Основные методы педагогической диагностики
Важным профессиональным качеством педагога является умелое использование разнообразных диагностических методов личностного роста ребёнка. Эти методы могут быть прямыми и косвенными: к прямым методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная беседа, тесты и т.д.; к косвенным методам относится наблюдение.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.