"Знать, чтобы жить!"

  • docx
  • 10.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа - конкурс.docx

г. НИКОЛАЕВСК-НА-АМУРЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологическая (валеологическая)  программа  внеурочной деятельности

«Знать, чтобы жить!»

(направление – здоровый образ жизни, для учащихся 8 – 9 класса)

 

 

 

выполнила:

Перевозная Лариса Геннадьевна,

учитель биологии МБОУ СОШ № 5

(контактный телефон – 2 -06- 77)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

         Авторская экологическая  (валеологическая) программа внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!» для учащихся 8 - 9 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа опирается на основные положения программы развития универсальных учебных действий, на авторскую рабочую программу по биологии, программу воспитания и социализации, обучающихся в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как здоровье человека, экологическая грамотность и экологическая культура, направлена на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, развития, формирования, проектирования здорового образа жизни и мотивацию на самообразование в области здоровья. Программа имеет профилактическую направленность, базируется на научных достижениях в области психологии, образования и культуры. В ней учтены рекомендации ВОЗ и ЮНЕСКО по образованию и просвещению по вопросам экологии и здоровья.

Данная программа учитывает важные принципы:

- отношение к здоровью как личной и общественной ценности;

- ценностный подход к здоровью в единстве его физического, физиологического, репродуктивного, психического, социально -   психологического (культура учебной и коммуникативной деятельности, здорового образа жизни)  и духовного (иерархия ценностей) компонентов;

- комплексный естественно – научный подход к здоровью как проблеме не только медицинской, но и социокультурной, педагогической, психологической;

- приоритетность экологического мышления для понимания феномена здоровья и управления им;

- зависимость здоровья подростка от экологической грамотности;

- стратегическая ориентация на формирование здоровьесберегающего уклада школьной жизни средствами вовлечения обучающихся в совместное  с взрослыми проектирование образовательной среды, учитывающего индивидуальные особенности подростка;

- предпрофильную  направленность  -  учет индивидуальных интересов обучающихся посредством сочетания гуманитарных, естественно – научных подходов к здоровью.

Формой организации,   обеспечивающей сочетание разнонаправленных интересов обучающихся при рассмотрении проблем здоровья выступает клуб по интересам. Это позволит обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных проблем здоровья. Содержание программы структурировано в виде разделов - модулей:

- введение;

  -  экологическая культура как ресурс здоровья;

- чрезвычайные экологические ситуации;

- учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни;

- вредные привычки, их профилактика;

- простудные заболевания;

- стресс;

- заболевания подростков, передающиеся половым путем;

- «болезни поведения» подростков;

- оказание первой помощи.

Программа включает:

 -  пояснительную записку с требованиями к результатам деятельности;

           - основное содержание с перечнем разделов;

          - практических работ и проектов;

          - тематическое планирование;

         -  рекомендации по учебно - методическому обеспечению образовательного процесса.

Программа предусматривает:

 -  формирование научного знания об экологических факторах, влияющих на здоровье подростка;

-  способы снижения экологических рисков для здоровья.

Данная программа направлена:

-  на развитие общения как ведущей деятельности этого возраста (освоение умений участия в дискуссии, полемике, диспуте, прениях;

-  досуговое общение по проблемам здоровья;

- проведение просветительной работы;

- развитие лидерских качеств (освоение умений вести дебаты);

 - выступление  в роли модератора форума;

- позиционирование себя  в качестве лица, несущего ответственность за здоровье людей;

- развитие исследовательских умений и практических действий в реальных жизненных ситуациях (экологический мониторинг состояния окружающей среды, самооценка состояния ресурсов здоровья), а так же интересов обучающихся.

Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме занятий по интересам «Знать, чтобы жить!», направленного на формирование индивидуального и коллективного опыта проектирования здорового и безопасного образа жизни.

Виды деятельности:  научно – исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно – ценностное и досуговое  общение, социально – творческая  и общественно полезная практика.

Формы организации:  дискуссия, полемика, дебаты, прения, диспут, встречи с интересными людьми, представление исследовательских работ, просветительные акции, работа лекторской группы.

 

Содержательные линии программы:

- учусь экологическому мышлению;

- учусь управлять собой, моя культура здоровья;

- учусь действовать, мои проекты в области здоровья.

Содержание работы  по интересам структурировано в виде 10 разделов.  Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме занятий  по интересам «Знать, чтобы жить!». Необходимость создания программы «Знать, чтобы жить!» обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а «болезни поведения» стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

       Предлагаемая программа посвящена  одной из главных проблем - сохранения  здоровья у подрастающего поколения. Программа предметно -ориентирована (экология, биология, ОБЖ), рассчитана на 34 часа.

       Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 13- 14 летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников.

Программа внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!»  поможет подросткам  дать научные ответы на многие волнующие вопросы.

Программа  предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.

Умение вести здоровый образ жизни - признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.

 Основная цель программы внеурочной деятельности  - воспитание у подростков:

1. культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической - способность управления своими чувствами и эмоциями;

2 культуры интеллектуальной - способность управлять своими мыслями и контролировать их;

3 культуры поведения - способность понимать своё предназначение. Программа  имеет профильный упор на естественно - научный профиль в дальнейшем обучении школьников и выбор профессии.

4  Оказание  помощи школьникам в осознанном выборе профессии для дальнейшего обучения на естественно - научном профиле.

Программа элективного курса предлагает решение следующих учебно-познавательных задач:

· расширение теоретических знаний школьников в образовательной области «Мое здоровье в моих руках»:

· создание  условий  для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;

·  обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;

·  способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.

Рекомендуемые формы организации занятий:

·                          составление проектов по темам исследований;

·                          проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;

·                          умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;

·                          оформление и защита исследовательских работ учащихся;

·                          проведение научно - практической конференции по теме с использованием стендовых проектов.

При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини - группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.

Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций, по программе внеурочной деятельности

«Знать, чтобы жить!»:

·              «Влияние сотовых телефонов на организм подростков»;

·              «Отношение подростков МОУ СОШ № 5 к вредным привычкам»;

·              «Стресс и его воздействие на организм подростка»;

·               «Влияние шума на детский организм»;

·               «Влияние компьютеров на здоровье человека»;

·               «Как противостоять давлению среды»;

·               «Что значит быть счастливым?»;

·               «Наркотики, алкоголь и сигареты»;

·              «Я в этом мире» и многие другие.

Планируемые результаты:

Выполнив программу,  школьники будут знать:

·               причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;

·               мотивы здорового образа жизни;

·               отрицательное влияние вредных привычек, «болезней поведения» на организм подростка;

·               пути формирования здорового образа жизни.

 

 

Школьники будут уметь:

·               оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;

·               воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Школьники будут применять:

·               полученные знания на практике;

·               полученные знания для осознанного выбора профессии.


 

Основное содержание курса.

Содержание программы внеурочной деятельности

«Знать, чтобы жить!»

 

1. 1.     Введение.

«Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования». Пути формирования здорового образа жизни.  Ресурсы здоровья. 

2.1. Экологическая культура как ресурс здоровья

Приоритет образования и просвещения в решении проблем экологии и здоровья. Приоритетность образования и просвещения в решении современных и будущих проблем экологии и здоровья.

(дебаты как интеллектуальная игра,  метод ведения спора. буклет, плакат, их задачи и способы изготовления).

2.2. Чрезвычайные экологические ситуации.

Варианты экологические безопасного поведения. Проблемы нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях. Способы оказания первой помощи. Процесс проектирования здорового безопасного образа жизни, его этапы, возможные трудности. Стратегии безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов здоровья.

2.3.  Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни.

Действия  в опасных экологических ситуациях. Чрезвычайные экологические ситуации. Варианты экологически безопасного поведения. Диспут как коллективное обсуждение нравственных проблем, высказывание суждений, точек зрения и оценок. Оказание первой помощи пострадавшим в чрезвычайных экологических ситуациях.

 

 

3.         Вредные привычки, их профилактика.

3.1. Алкоголизм.

3.1.2. Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия.   Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 «Работа со статистическими данными».

3.1.3. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употребления алкоголя.

3. 2.     Курение.

3.2.1. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка.

3.2.2. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 «Проведение исследования и выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)».

3.3. Наркомания.

3.3.1. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков.

3.3.2. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом - венерологом. Практическая работа № 3 «Работа со статистическими данными».

3.4. Токсикомания.

3.4.1. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 «Работа со статистическими данными».

4.1. Простудные заболевания.

4.1. 1. Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 «Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе».

5.1. Стресс.

5.1.1. Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, «экзаменационный стресс». Практическая работа № 6 «Работа над проектом по теме раздела».

5.1.2. Заболевания подростков, передающиеся половым путём.

6.1.      Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране, Хабаровском крае. Практическая работа № 7 «Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования».

6.1.2. Встреча с врачами по проблеме.

7.1.  «Болезни поведения» подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия.

7.1.1. Понятие о «болезнях поведения» (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма.

8.1. Первая медицинская помощь.

8.1.1.  Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа  № 8 «Работа в медицинском кабинете по решению практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка. Составление роликов по теме элективного курса».

9.1.  Обобщение: «Знать, чтобы жить!».

Научно - практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации.  

Формы организации внеурочной деятельности:  исполнение проектов, полемика «Кто в ответе за будущее?».

Исследовательские умения:  собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? Риски для здоровья. Экологические риски. Источники информации о рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки информации на достоверность. Ресурсы здоровья. Индивидуальные особенности ресурсов здоровья.

Коммуникативные умения: особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, криминала, терроризма. Примеры и их комментарии. Формы обращения подростков к службам экстренной помощи, организациям, депутатам, ответственным лицам.

 


 

Тематическое планирование

программы внеурочной деятельности

«Знать, чтобы жить!»

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

1

1.         Введение

«Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования». Пути формирования здорового образа жизни.

2 часа

 

1 час

2

Ресурсы здоровья.  Собираем информацию:  что угрожает нашему здоровью?

1 час

3

2. Экологическая культура как ресурс здоровья

Приоритет образования и просвещения в решении проблем экологии и здоровья.

3 часа

1 час

4

Приоритетность образования и просвещения в решении современных и будущих проблем экологии и здоровья.

1 час

5

Дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора. Буклет, плакат, их задачи и способы изготовления.

1 час

6

 

 

 

3. Чрезвычайные экологические ситуации.

Понятие о разнообразных видах  чрезвычайных экологических ситуаций.

5 часов

1 час

 

 

7

Процесс проектирования здорового безопасного образа жизни, его этапы, возможные трудности.

1 час

8

Варианты экологические безопасного поведения. Проблемы нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях.

1 час

9

Стратегии безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов здоровья.

1 час

10

Способы оказания первой помощи.

1 час

11

4.  Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни. Действия  в опасных экологических ситуациях.

7 часов

1 час

12

Чрезвычайные экологические ситуации.

1 час

13

Варианты экологически безопасного поведения.

1 час

14

Диспут как коллективное обсуждение нравственных проблем, высказывание суждений, точек зрения и оценок.

1 час

15 - 17

Оказание первой помощи пострадавшим в чрезвычайных экологических ситуациях.

3 часа

18

5. Вредные привычки, профилактика

Алкоголизм.

Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом. Детский и подростковый алкоголизм.

7 часов

2 часа

1 час

19

Подросток и алкоголь, влияние алкоголя на здоровье девушки.

1 час

 

20

 Курение

Состав компонентов табачного дыма.

Влияние сигарет на организм подростка.

2 часа

1 час

21

Психологическое и физиологическое влияние никотина  на детский организм.

1 час

 

22

 Наркомания

Понятие о наркомании, наркотических веществах, видах наркомании, причины, последствия.

2 часа

1 час

23

Наркотическая зависимость, пути решения проблем.

1 час

24

Токсикомания  и  подросток

Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании.

Последствия токсикомании на организм подростка.

1 час

 

25

6.  Простудные заболевания.

Понятие о простудных заболеваниях, отрицательное воздействие на организм: бактериальных и вирусных инфекций.

1 час

26

7. Стресс

Понятие о стрессе, причины, пути снятия стресса.

1 час

27

8. Заболевания подростков, передающиеся половым путём. Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения.  Распространение СПИДа в мире, стране, Хабаровском 

1 час

28

Встреча с врачами (конференция)

1 час

29

9.  «Болезни поведения» подростков.

Профилактика болезней поведения подростков.

2 часа

1 час

30

Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы.

1 час

31 - 32

10. Первая медицинская помощь.

Необходимость умения оказания первой медицинской  помощи (курении, алкоголизме, токсикомании, наркомании и.т.д.)

2 часа

33 - 34

Обобщение «Знать, чтобы жить!»

 

Итоги исследовательских работ школьников. Представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, фильмов, собранной информации.  

2 часа

 

Итого 34 часа

 

Рекомендации по реализации программы внеурочной деятельности «Знать, чтобы жить!»

Педагогическим средством решения задач курса является организация ситуаций, учебного, учебно - проектного типов. Необходимо создать условия для позиционирования, апробирования позиции «взрослости», различных формы коммуникаций, формирования жизненных установок, накопления опыта практических действий.

Для организации работы необходим кабинет и мультимедийное оборудование, лаборатория для выполнения исследований.

Список литературы для учителя

 

 

1.     Богарад И.В. «Больной и врач». М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).

2.     Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва

1961 г.

3.     Волков Г.И. «Нервный ребенок: каприз или болезнь?» - М.: знание, 1982. – 224с. –

4.     Росляков Г.Е. «Враги нашего здоровья». М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).

5.     Чуднов В.И. «Берегите тишину». М., «Медицина», 1978.

6.     Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 «Как вырастить ребенка здоровым?». – М.:АНС, 1993 – 384 с.

7.     Энциклопедия народная медицина. Т.1. «Авитаминозы – простуда». – М.: АНС, 1992 – 400с.

8.     Сайт  Первое сентября (личный кабинет). festival.1september.ru

9.     Сайт Портфолио (личный кабинет). project.1september.ru; project.1september.ru

10.  Авторские мультимедийные пособия (прилагаются).

11. Авторский сайт учителя. http://nsportal.ru/leonora;

    12  Сайт НОУ школы. nikolaevsks5.ucoz.ru/load/1-1-0-1;

     13 wiki.ippk.ru/.../Организация_ис...Перевозной_Л.Г.)

 

 

 

 

 

 

 

Литература для детей:

 

 

 

1.     Коростылев Н..Б. « От А до Я» изд. Медицина, 1980 год.

2.     Ротенберг Р. «Расти здоровым»: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.

3.     Соколов Ю.Е. «Книга знаний для детей». – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001 – 320с.

4.     Тихонова А.Е. «Здоровье человека и экология Хабаровского края». – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2004 – 160 с.

5.     Жербин Е.А. «Река жизни». – М.; Знание, 1990 – 224с. –

6.     Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. «Архитектура души». М.; Аванта + , 2002. – 640с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностичность

 (возможность оценивать результаты  освоения программы)

Этапы педагогической диагностики:

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения прогностической, текущей и итоговой диагностики обучающихся. В начале учебного года рекомендуется составить календарный план по диагностике на  весь учебный год (Приложение 1).

1.     Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения подростка  к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества подростка (Приложение 2).

Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.

Задачи:

- прогнозирование возможности  успешного обучения на данном этапе;

- выбор уровня сложности программы, темпа обучения;

- оценку дидактической и методической подготовленности.

Методы проведения:
   - индивидуальная беседа;
   - тестирование;
   - наблюдение;
   - анкетирование.

2.     Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания подростка, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.

Цель – отслеживание динамики развития каждого подростка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.

Задачи:

- оценка правильности  выбора технологии и методики;

- корректировка организации и содержания учебного процесса.

Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии оценки разрабатываются педагогами. Итоги анализируются педагогом и методистом образовательного учреждения.

3.     Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения подростками  программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.

Цель: подведение итогов освоения образовательной программы.

Задачи:

- анализ результатов обучения;

- анализ действий педагога.

Методы проведения итоговой диагностики:

- творческие задания;

- контрольные задания;

- тестирование;

-презентации  работ.   

2.     Основные методы педагогической  диагностики

Важным профессиональным качеством педагога является умелое использование разнообразных диагностических методов личностного роста ребёнка.  Эти методы могут быть прямыми и косвенными: к прямым методам относится опрос учащихся путем анкетирования, индивидуальная беседа, тесты и т.д.; к косвенным методам относится наблюдение.


 

Скачано с www.znanio.ru