Физика 7 класс. Урок 59.
Тема урока: Блоки. «Золотое правило механики»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока. Доказать, что условие равновесия рычага применимо к блоку. Выяснить суть «золотого правила» механики. Решение задач.
Задачи:
образовательные:
-обеспечить усвоение основных понятий: подвижный и неподвижный блоки;
-формирование знания о равенстве работ при использовании простых механизмов;
-формулирование «золотого правила» механики;
-формирование следующих общеучебных навыков и умений: решать задачи качественные и количественные по данной теме, проводить эксперимент; делать выводы;
-формирование навыков анализа и синтеза информации, самоконтроля.
воспитательная: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей – причинно следственных связей явлений, практической направленности данной темы.
развивающая: способствовать развитию логического и аналитического мышления, умению сравнивать и обобщать факты и явления, развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся; развитие у учащихся потребностей к самообразованию.
Планируемые результаты:
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о блоках, организации учебной деятельности, постановки целей и оценки результатов во время изучения и проведения опытов «Подвижный блок», «Неподвижный блок», регулятивными универсальными учебными действиями при изучении опытов, решении количественных и качественных задач, выполнении упражнения и экспериментального домашнего задания; уметь воспринимать информацию, перерабатывать ее в словесной форме, выделять основные положения в прочитанном тексте и излагать их, находить ответы на поставленные вопросы, развивать монологическую и диалогическую речь.
Личностные: сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о блоках и «золотом правиле» механики, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; принимать решения и обосновывать их, самостоятельно оценивать результаты своих действий, развивать инициативу.
Общие предметные: обнаруживать зависимость между путем и силой при использовании рычага и блока, применять знания об условии равновесия
рычага и правила моментов при решении задач и на практике, понимать принцип действия рычага, блока, винта, применяемых в повседневной жизни,
и безопасность их использования, кратко и четко отвечать на вопросы по закреплению материала.
Частные предметные: измерять плечо силы, путь, силу, действующую на плечо, момент сил, понимать смысл правила моментов и «золотого правила» механики, владеть расчетным способом для нахождения пути, силы, плеча и момента силы, приводить примеры применения подвижного и неподвижного блоков на практике.
Форма обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: штатив, блок неподвижный и подвижный, набор грузов, динамометр.
План урока:
Этапы урока
1. Организационный момент (1 мин)
2. Актуализация знаний учащихся (7 мин)
3. Подготовка к восприятию нового материала (7 мин)
4. Изложение нового материала (16 мин)
5.Закрепление изученного материала (11 мин)
6. Итог урока. Рефлексия (2 мин)
7. Домашнее задание к следующему уроку (1 мин)
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, самоконтроль готовности к уроку.
2. Актуализация знаний
Учитель: Мы с вами продолжаем изучать простые механизмы. Но прежде чем преступим к изучению новой темы, вам нужно ответить на вопросы по материалу прошлого урока.
1. Сформулируйте условие равновесия рычага.
2. Рычаг находится в равновесии. Нарушится ли его равновесие, если плечи сил увеличить в 2 раза? (Нет)
3. Нарушится ли равновесие рычага, если каждую силу увеличить на 1 Н? (Да)
Учитель: - Хорошо. Мы говорили, что у рычага есть родственники. Один из них – блок. А вы знаете, что блоки могут давать выигрыш в силе?
Ученики: Нет, не знаем.
3. Постановка цели и задач урока учащимися.
Учитель: Значит. Какой будет тема нашего занятия?
Ученики: Блоки.
Учитель: Всё верно, запишем тему урока в тетрадь «Блоки. «Золотое правило механики»». А какую же мы поставим цель на этот урок?
Ученики: Получить новые знания о блоках.
4. Изучение нового материала
Что же такое блок? Блок – это колесо с канавкой, в которую можно вложить веревку. У колеса в середине есть отверстие и колесо нанизано на ось блока.
(Ученики делают рисунок блока).
Есть два вида блоков:
1. Неподвижный блок.
Рисуем неподвижный блок с грузом, указываем силы. Наша задача выяснить, как связаны между собой эти силы. Блок это твердое тело способное вращаться вокруг неподвижной оси. Но это определение рычага. Следовательно, блок это рычаг и законы рычага мы можем применить к блоку.
Запишем условие равновесия: МP + МF = 0. MP = Pl1 MF = -Fl2 Pl1 - Fl2 = 0 Pl1 = Fl2 Укажем плечи сил. l1=l2=r P = F
|
Неподвижный блок не дает выигрыша в силе, но позволяет изменить направление силы.
Проводим демонстрацию, подтверждающую это правило.
2. Подвижный блок.
Ось подвижного блока может двигаться. Груз подвешивают к оси блока.
Делаем рисунок подвижного блока с указанием сил. Что является осью?
l1 = r l2 = 2r MP = -Pl1 MF = Fl2 -Pl1 + Fl2 = 0 Pl1 = Fl2 Pr=F2r P = 2F F=1/2P |
Подвижный блок дает выигрыш в силе в два раза.
Проводим демонстрацию, подтверждающую это правило.
Тянуть нить вверх не всегда удобно. Обычно используют комбинацию с неподвижным блоком.
Практическая система:
1 подвижный + 1 неподвижный блок
Если нужен выигрыш в силе больше чем в два раза.
Казалось бы что нет предела в выигрыше в силе. Но за выигрыш в силе приходиться платить. Об этом гласит «Золотое правило механики».
Вспомните гидравлическую машину.
|
Во сколько раз мы выигрываем в силе, во столько же раз мы проигрываем в расстоянии. Оказалось, что эта закономерность имеет общую силу.
|
Рассмотрим демонстрацию подвижного блока. Видно, что проигрываем в расстоянии в два раза.
Рассмотрим теперь рычаг.
Формулируем два варианта «Золотого правила механики»:
1. Во сколько раз мы выигрываем в силе, во столько же раз мы проигрываем в расстоянии.
2. Работа по приведению механизма в действие равна работе совершаемой этим механизмом.
5.Закрепление изученного материала
1. Для каких целей применяют неподвижный блок; подвижный блок?
2. Можно ли неподвижный и подвижный блоки рассматривать как рычаги?
3. Приведите примеры применения блока.
Решите задачи:
1. Упр. 31 (3).
2. Упр. 31 (4).
3. Груз подняли на высоту 5 м при помощи подвижного блока. Определите, на какую длину при этом был вытянут свободный конец веревки.
4. С помощью подвижного блока груз весом 200 Н подняли на высоту 5 м. Определите, какое усилие необходимо приложить для поднятия груза и какая при этом была совершена работа.
5*. С помощью невесомого рычага поднимают груз массой 150 кг. На какую высоту поднят груз, если на длинное плечо рычага действовала вертикальная сила 450 Н, а точка ее приложения переместилась на 80 см? Трение отсутствует. (Решаем двумя способами 1.ЗПМ 2. Равенство работ h2=24 см)
6*. С помощью системы невесомых блоков, прикладывая силу 200 Н, груз массой 80 кг подняли на высоту 2 м. На сколько переместилась точка приложения силы? Трение отсутствует. (8 м)
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Скажите, пожалуйста, что же вы сегодня узнали на уроке?
Ученик: Сегодня на уроке мы познакомились с блоками, узнали «Золотое правило механики».
Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?
Ученики: Да
Учитель: Молодцы, спасибо за урок!
7. Домашнее задание: §61, 62 Упражнение 31 (1, 2, 5)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.