1. XIX век-золотой век русской культуры.
Русская культура в первой трети XIX века достигла своего небывалого расцвета, сумев синтезировать опыт прошлого века, а также опыт европейских деятелей искусства.
Отличительными чертами развития образования и науки в первой половине XIX в стали:
1. Увеличение числа высших и средних учебных заведений.
2. Рост численности научных работников
Усиление практической направленности научных исследований.
3. Укрепление связей науки с промышленным производством.
1. XIX век-золотой век русской культуры.
Развитие русской истории в первой половине XIX в. связано с именами Н. М. Карамзина, Т. Н. Грановского, С. М. Соловьева. В 1804 г. по инициативе А. Л. Шлецера при Московском университете было основано Общество истории и древностей российских для изучения и публикации летописей и древних актов.
Проблемы русского языка обсуждались в основанном в 1811 г. при Московском университете Обществе любителей российской словесности. Оно занялось разработкой правил и норм русского литературного и разговорного языка, соотношения в нем иностранных слов, неологизмов и архаизмов. Проблема обрела актуальность, так как аристократия говорила преимущественно на французском языке, а простые русские люди хранили традиции церковнославянского языка.
Н. М. Карамзин предлагал «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Литератор А. С. Шишков представлял в Обществе противоположную точку зрения: он считал нужным ориентироваться на книжно-славянский язык. Среди опубликованных трудов общества были «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, «Песни, собранные П. В. Киреевским».
1. XIX век-золотой век русской культуры.
В становление современного русского языка большой вклад внёс А. С. Пушкин. Большую роль в этом сыграли также «Практическая русская грамматика» Н. И. Греча и первый «Словарь Российской академии».
Укреплению связи между литературой и книготорговлей способствовала деятельность русского издателя А. Ф. Смирдина, основавшего серию «Библиотека для чтения». Он снизил стоимость книг и сделал их широко доступными для покупателей.
В.С. Степанов.
Пушкин в книжной лавке А. Ф. Смирдина
1. XIX век-золотой век русской культуры.
В 1814 г. появилась первая библиотека для широкой публики − Императорская публичная библиотека, основу которой составило польское книжное собрание. Библиотека быстро превратилась в центр культурной жизни столицы. В 1831 г. в Петербурге начал работу Румянцевский музей, названный по имени собирателя первоначальной коллекции канцлера Н. П. Румянцева.
Таким образом, общей тенденцией этого периода являлась растущая демократизация культуры.
1. XIX век-золотой век русской культуры.
Румянцевский музей
Императорская публичная библиотека
Фамилии учёного | Чем занимался |
Лобачевский | Создал неевклидову геометрию |
Петров | Исследовал электродугу |
Якоби | Изобрел электродвигатель, гальванотехнику |
Аносов | Изобрел метод получения высококачественной стали |
Зинин | Производство синтетических красителей |
Черепановы | Создали паровоз и Нижнетагильскую железную дорогу |
Пирогов | Наркоз эфирный, гипсовые повязки, полевая хирургия |
Карамзин | 8 томный труд «История государства Российского» |
Струве | Основатель Пулковской обсерватории |
1. XIX век-золотой век русской культуры.
2. Естественно-математические науки.
Русская наука в первой половине XIX в. достигла значительных успехов во многих областях знаний. В 1826 г. выдающийся русский математик Н. И. Лобачевский, ректор Казанского университета, создал «неевклидову геометрию», признанную в науке лишь несколько десятилетий спустя.
К началу XIX века огромный фактический материал о развитии живых организмов и систем нуждался в серьезном переосмыслении. Если прежде господствовало убеждение в неизменности растений и животных, то теперь оно оказалось опровергнуто в свете открытий геологов и биологов разных стран.
Наиболее известные учёные-биологи: Иван Алексеевич Двигубский; Иустин Евдокимович Дядьковский; Карл Максимович Бэр, Эдуард Александрович Эверсман.
2. Естественно-математические науки.
Выдающимся представителем отечественной медицины стал профессор Медико-хирургической академии Николай Иванович Пирогов (1810-1881), явившийся основоположником военно-полевой хирургии. Ввел в практику использования наркоза и применение гипсовых повязок для лечения переломов конечностей. Мировую известность Николаю Ивановичу приносит анатомический атлас, изданный в 3х томах.
2. Естественно-математические науки.
Острый характер приобрела в эти годы борьба между сторонниками двух теоретических направлений – «нептунистами», считавшими, что все геологические процессы обусловлены действиями воды и «плутонистами», полагавшими, что основой этих процессов является наличие «центрального огня» внутри Земли. Большинство геологов стояло на позициях плутонизма.
Главным итогом развития геологии в первой половине XIX века стал вывод о том, что Земля имеет длительную историю, в ходе которой её поверхность значительно изменилась.
Николай Иванович Кокшаров в 1840году составил, охватившую значительные территории Европейской России.
2. Естественно-математические науки.
Математика в первой половине XIX века переживала в стране настоящий подъём. Признанным лидером российских математиков в это время был основатель математической физики Михаил Васильевич Остроградский. Наибольших успехов математики России добились в геометрии, где были сделаны открытия мирового уровня. Самым ярким из них стало создание в 1826 г. профессором казанского университета Николаем Ивановичем Лобачевским новой, неевклидовой геометрии.
В начале XIX в. в России был изобретён первый источник электрического тока. Это открытие повлекло за собой многочисленные открытия в физике. Наиболее известными физиками были Василий Владимирович Петров, Эмилий Христианович Ленц, Борис Семенович Якоби, П.Л. Шиллинг.
2. Естественно-математические науки.
Василий Владимирович Петров
3. Русские путешественники.
XIX век стал временем крупнейших географических открытий, совершенных русскими исследователями. Продолжая традиции своих предшественников, они обогатили представления россиян об окружающим мире, способствовали освоению новых территорий.
И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский совершили экспедицию для исследования северной части Тихого океана, открыли ряд островов.
В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В. М. Головниным обследовали Курильские острова. Головнин, оказавшийся в японском плену, составил записки о трехлетнем пребывании в этой стране, которые познакомили русское общество с жизнью японцев. Ученик Головнина Ф. П. Литке исследовал в 1820-х гг. Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки.
3. Русские путешественники.
В 1845г. было открыто Русское географическое общество, оно превратилось в центр географических знаний в России. Регулярными стали организации научных экспедиций, проведение исследований населения России и соседних с ней стран, издание географических и статистических сборников.
3. Русские путешественники.
А.А. Баранов внёс неоценимый вклад в освоение Русской Америки.
Г.И. Невельской, Е.В. Путятин исследовали Дальний Восток. Результатом их экспедиций стало закрепление за Россией Приморской области на Дальнем Востоке и научные исследования.
Экспедиции русских путешественников, помимо чисто научных результатов, имели большое значение в деле взаимного познания народов. В далеких странах местные жители от русских путешественников нередко впервые узнавали о России. В свою очередь русские люди обогащались знаниями о других странах и народах.
4. Реформы Александра I в области образования.
В данный период в России сложилась система высшего, среднего и начального образования. Реформа 1803г., проведенная в образовании, привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, в каждом уездном городе - уездные училища. Приходские училища создавались и в сельской местности. Для детей крепостных были только приходские училища. Для управления образовательными учреждениями было создано Министерство народного просвещения.
В 1816г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высшего дворянского общества.
Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. Кроме Московского университета, было открыто ещё 5новых в период с 1802 по 1819гг. – Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский.
Быстрыми темпами развивались училища по подготовке специалистов в различных областях. Выпускники этих училищ поступали на службу в соответствующие министерства. Открывались также технические высшие учебные заведения.
Гимназии по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Однако к 1824 г. на территории России действовало только 24 гимназии. Дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Бежавшие из Франции в эпоху революции или оставшиеся в России после Отечественной войны гувернеры воспитали целое поколение русских дворян. Системы начального народного образования в России не было.
4. Реформы Александра I в области образования.
В 1803 году Александр I издал новое «Положение об устройстве учебных заведений». Теперь система образования подчинялась следующим принципам: обучение должно было быть бессословным, бесплатным (кроме учебы в университетах), также учебные программы следовали друг за другом, усложняясь на каждой ступени.
1) приходские училища (там обучались всего один год - к 1812 г. их насчитывалось 671);2) уездные училища (здесь обучение шло уже три года - их было 210);3) губернские гимназии (обучение длилось шесть-семь лет - всего к 1812 г. их было 47);4) университеты
Важным событием было принятие в 1804 году Университетского устава. Данный документ провозглашал независимость высших учебных заведений. Теперь университет мог самостоятельно выбирать ректоров и профессоров, имел собственный суд и т.п. Данный устав был отменен Николаем I в 1835 году.
4. Реформы Александра I в области образования.
4. Реформы Александра I в области образования.
В результате реформы начала правления Александра I система образования России была, наконец, упорядочена. Выстроилась иерархия учебных заведений, причём программа заведений следующей ступени в общем и целом была продолжением программы заведений предыдущей ступени.
Кроме того, училища, гимназии и даже университеты были более-менее равномерно распределены по стране. Например, последние кроме старой и новой столиц появились и в крупных провинциальных центрах, а приходские училища существовали во многих сёлах.
Бессословность образования
Бесплатность обучения
на низших ступенях
Уровневая система, преемственность
учебных программ
Зависимость служебной
карьеры от уровня образования
Образовательная система Александра I на практике не отвечала условиям российской жизни.
5. Образовательная политика Николая I.
При Николае I начались гонения на университеты, запрет философии, усиление сословности образования и цензурного контроля.
В рамках реализации консервативной политики его правительства сложилась замкнутая сословная система просвещения и образования:
приходские школы − для государственных крестьян,
уездные училища − для купеческих детей и прочих городских обывателей,
кадетские училища − для подготовки офицеров, гимназии − для детей дворянства и чиновничества.
Открылись новые специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Императорское училище правоведения, Технологический и Константиновский межевой институты, Архитектурное училище, Лазаревский институт восточных языков, Киевский университет.
Лазаревский институт восточных языков
5. Образовательная политика Николая I.
Четырехуровневая система
образования
«Каждому сословию свой
уровень образования»
Отмена преемственности между
учебными заведениями
Образование сельских
«школы грамоты»
Если в начале века важнейшим считалось общее образование, то теперь школа была нацелена на воспитание нравственности, основанной на религиозных началах. В итоге преобразований Николая I по-прежнему сохранялись все общеобразовательной школы, но каждая из них становилась сословно обособленной.
Представители «низов» обучались Закону Божьему, грамоте и арифметике. Дети купцов, ремесленников, мещан обучались русскому языку, арифметике, геометрии, истории и географии. Гимназии, в которых учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии давали наиболее разностороннее и глубокое образование, готовя учащихся к поступлению в университет.
Петербургский практический технологический институт Императора Николая I является старейшим из технологических учебных заведений. Он основан в 1828 г. по мысли министра финансов граффа Канкрина и открыт в 1831 г. Он разделяется на два отделения — механическое и химическое. Курс учения — 5 -летний. К 1 янв. 1899 г. в нем было 1, 011 студентов и 5 вольнослушателей (на общем курсе — 280 студ. ; на механическом отделении— 605; на химическом — 131). Отечественные ученые: Д. И. Менделеев, Ф. Ф. Блейштейн. И. А. Вышнеградский, А. Р. Шуляченко , Н. П. Петров, А. К. Крупский, А. Е. Фаворский, С. В. Лебедев и Б. В. Бызов , П. П. Федотьев.
5. Образовательная политика Николая I.
5. Образовательная политика Николая I.
Однако в целом развитие образования не отвечало потребностям экономического развития. Оно носило сословный характер, доступ в высшие и средние учебные заведения для представителей непривилегированных сословий был затруднен. С началом промышленного переворота ощущался острый недостаток квалифицированных кадров. Неслучайным стало привлечение иностранных специалистов к работе на российских фабриках и заводах.
В эпоху Золотого века, Россия шла по пути просвещения, но просвещения противоречивого.
С одной стороны, было открыто множество школ, изучались гуманитарные науки, делались открытия, поспособствовавшие прогрессу не только России, но и всего мира.
С другой стороны, консервативная политика государства сдерживала развитие общества, поскольку ещё не была решена проблема крепостного права и жёсткой цензуры.
Таким образом, эпоху Золотого века в истории России можно назвать весьма противоречивой. Да, делались грандиозные успехи в области искусства и науки, начался культурный диалог с Европой, но в то же время государство было не согласно с развитием России по пути демократии, что доказала казнь декабристов, а также высокий градус ксенофобии, царивший в славянофильских кружках.
5. Образовательная политика Николая I.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.