Зрительные диктанты
Оценка 5

Зрительные диктанты

Оценка 5
Семинары
doc
русский язык
1 кл—3 кл
30.04.2018
Зрительные диктанты
Каждый учитель современной школы знает, что нередко приходится много раз повторять с учащимися один и тот же материал по орфографии и всё же он остаётся не усвоенным. Дети как будто знают правило, правильно его формулируют, приводят слова или предложения, иллюстрирующие правило, но в диктантах нарушают его, а при более самостоятельной работе не умеют орфографически грамотно и толково изложить свои мысли. В чем причина такого явления? На уроке ученик пишет, читает, отвечает на вопросы учителя, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Часто он не может сосредоточить внимание, мысль, напрячь свою память. Подобную работу ученика на уроке русского языка следует назвать пассивной. Конечно, что-то ученик при этом усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний и навыков.
Значение орфографической грамотности.doc
Каждый учитель современной школы знает, что нередко приходится много раз  повторять с учащимися один и тот же материал по орфографии и всё же он остаётся не  усвоенным. Дети как будто знают правило, правильно его формулируют, приводят  слова или предложения, иллюстрирующие правило, но в диктантах нарушают его, а при  более самостоятельной работе не умеют орфографически грамотно и толково изложить свои мысли. В чем причина такого явления? На уроке ученик пишет, читает, отвечает  на вопросы учителя, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса.  Часто он не может сосредоточить внимание, мысль, напрячь свою память. Подобную  работу ученика на уроке русского языка следует назвать пассивной. Конечно, что­то  ученик при этом усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой  прочных знаний и навыков.  Значение орфографической грамотности очень велико. Современное поколение  отличается безграмотностью и, несомненно, с этим нужно бороться. Методисты и  преподаватели предлагают новые методики, способы обучения подрастающего  поколения; учеными разрабатывается реформа орфографии поэтому данный вопрос  интересен и увлекателен. Цель орфографии – служить удобным средством письменного общения, и потому её прямое назначение – точно и ясно передавать содержание речи,  выражать те или иные мысли. Значение орфографической грамотности рассматривают с позиции социальной: как часть общей культуры человека, как признак образованности и воспитанности личности, а также рассматривают в речевом и функциональном  аспектах как средство решения речевых задач. В условиях обучения русскому языку воспитать внимание, ­ значит, развить умение  видеть различные формы слова, развивать "орфографическую зоркость".  Орфографическая зоркость ­ это умение обнаруживать в словах, сочетаниях слов,  текстах орфограммы. Орфографическая зоркость предполагает также способность  обнаруживать ошибки. Орфографическая зоркость развивается в процессе языкового  анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем. При систематической отработке  это умение автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка,  обеспечивая обнаружение и распознавание орфограмм. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.  Ученые­психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово,  как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ  слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это  слово, чтобы ликвидировать ошибку. Это значит, что, глядя на написанное слово, дети должны видеть его в целом и в  составляющих его частях (при необходимости в процессе обучения правописанию).  Слушая речь, слышать слово целиком и отдельные его звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие, ударные и безударные). Если учитель не воспитал внимания ученика к слову,  к его звуковой стороне, к его значению и форме, то ученик будет "глух" к слову, к его  правописанию. В процессе обучения орфографии большое значение имеет развитие у  детей памяти, формирование у них установки на запоминание.  Зрительный диктант      Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности  учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок.                          На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно  читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова,  объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести  орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается  ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза  и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы,  проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова.  Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но  если вдруг ученик засомневается в написании какого­то слова, то он все равно имеет  право поставить точку на месте сомнительной буквы. Цель этого вида работ – предупреждение ошибок.  Алгоритм проведения зрительного диктанта 1. Дается установка на зрительное запоминание первого предложения (запись  предлагается для восприятия из расчета 1 секунда на 1 слово). 2. Учащиеся закрывают глаза и представляют предлол­сение зрительно (этот момент  очень важен, так как в первые секунды увиденное воспроизводится в памяти  максимально точно). 3. Предложение записывается в тетрадь по памяти. 4. То же со вторым предложением и т. д. 5. Проверка под руководством учителя. Зрительные диктанты проводятся ежедневно и  параллельно со слуховыми диктантами. На уроке зрительный диктант предшествует  слуховому.             Зрительные и слуховые диктанты должны быть разработаны  поурочно, их содержание тесно связано с проходимыми программными темами и  словарной работой. С целью прочного запоминания материала из зрительных диктантов и достижения  высокого качества орфографических навыков можно проводить следующую работу: 1) предложить учащимся «урчать» трудную орфограмму; 2) по окончании диктанта они делают устный разбор записанного: анализ  семантический, звуко­буквенный, морфологический, словообразовательный и т. д. в  зависимости от орфографической ситуации; 3) включить изучаемую орфограмму из зрительного диктанта не только в слуховой  диктант, но и в другие виды работ па этом и следующих уроках, и обязательно в  итоговое повторение в конце урока;  4) поручить учащимся занести эти слова в собственный словарик.

Зрительные диктанты

Зрительные диктанты

Зрительные диктанты

Зрительные диктанты

Зрительные диктанты

Зрительные диктанты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018