Представлен конспект к уроку русского языка для учащихся 2 класса по теме: «Звонкие и глухие согласные в середине слова» по программе ФГОС УМК «Перспектива». Авторы учебника по предмету русский язык Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.
Цели урока:
- Научить находить парные по глухости-звонкости согласные в середине и на конце слов.
- Показать разные способы подбора проверочных слов для данной орфограммы.
- Развивать речь детей при подборе однокоренных слов разных частей речи.
- Проводить пропедевтические наблюдения за изменением значения слов с различными суффиксами.Проводить пропедевтические наблюдения за изменением значения слов с различными суффиксами.
attachment_1555117961.doc
МБОУ «Прогимназия №2»
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Конспект к уроку русского языка во 2 классе
по теме: «Звонкие и глухие согласные в середине слова»
Автор материала:
Мерзлютина Ирина Александровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
МБОУ «Прогимназия «2», г. Воронежа,
Воронежской области г. Воронеж, 2016 год.
Тема: «Звонкие и глухие согласные в середине слова»
Цели урока:
Научить находить парные по глухостизвонкости согласные в середине и на
конце слов.
Показать разные способы подбора проверочных слов для данной орфограммы.
Развивать речь детей при подборе однокоренных слов разных частей речи.
Проводить пропедевтические наблюдения за изменением значения слов с
различными суффиксами.
Оборудование: рабочие тетради у учащихся; карточки со словами для
составления пословиц; мультимедийная презентация; проектор; интерактивная доска
1.
Оргмомент
Ход урока
Ребята, здравствуйте. Улыбнитесь друг другу, мне и с хорошим настроением
начнём урок русского языка.
Давайте подготовим наши пальчики к работе. Проводится пальчиковая
гимнастика «Мы делили апельсин».
2.
Запись числа
Откройте, пожалуйста, свои тетради и посмотрите на отметки. Встаньте у
кого сегодня лучшие тетради. Скажем хором: «Молодцы!».
Дети, а как вы думаете, почему у них лучшие тетради? Правильная посадка,
наклон тетради, ручку держали правильно, аккуратно писала.
Предлагаю вспомнить наше стихотворение и выполнить действия, о которых в
нём идёт речь. Чтение стихотворения «Я тетрадь свою открою…» хором. А теперь красиво запишите «число» и «классная работа». Подчеркните буквы,
которые обозначают гласные звуки, поставьте ударение, разделите на слоги.
Фронтальная проверка.
3.
Чистописание
Вв вс вь ви вл вя (краткое пояснение учителем отдельных элементов)
4.
Словарноорфографическая минутка
Прочитайте предложение. Предложение записано с пропущенными
безударными гласными и с ударением.
В д…к…бре, в д…к…бре все д…ревья в с…р…бре…
На какую орфограмму все эти слова? Как поступать в таком случае?
Вспоминают правило проверки безударных гласных по схемам опорам.
Запишите предложение самостоятельно, вставляя пропущенные буквы.
Фронтальная проверка с обоснованием.
Рефлексия: Кто сделал все правильно? Поставьте на полях +.
5.
Самоопределение к деятельности
На экране ИД выведено стихотворение (Нашу речку…).
Прочитайте стихотворение про себя.
Беседа по содержанию
стихотворения.
А теперь прочитаем вслух. Кто автор этого стихотворения? С.Маршак.
Из данного текста выпишите выделенные слова. В сказке; мороз; салазки;
привёз.
Что их объединяет? Парные согласные звуки.
Назовите парные согласные в этих словах.
Какие ещё парные согласные вы знаете? Идёт работа по ленте букв.
Почему парные согласные нужно проверять? Слышатся не так, как
пишутся.
Следовательно, чему мы будем сегодня учиться на уроке? Находить и
проверять парные по глухости и звонкости согласные в середине и на конце слов.
6.
Работа по теме урока 6.1. (Нашу речку…и слова).
Выбрать к каждому слову проверочные слова, обосновать. Записывать с
комментированием слова: в сказке; мороз; Выделять орфограмму.
Самостоятельно продолжить со словами: салазки; привез.
Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка. Обоснование выбора проверочных
слов.
Вывод: Каким образом проверяются парные по глухости и звонкости
согласные?
Какие способы подбора проверочных слов вы применяли?
Как изменилось значение слов: салазки – салазочки, сказка – сказочка и
других? Какая часть в слове это производит?
Обратить внимание детей на образование слов других частей речи.
Физминутка1 для глаз
6.2. Всегда ли парные по глухости и звонкости согласные надо проверять? (не
надо перед гласными, перед звонкими согласными; надо между глухими согласными)
Загадки – выведены на экране ИД
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Кто в шубке белой
Лёгкой поступью и смелой
Вышел в час утра?
На кудрях её пушистых
Много блёсток золотистых,
Много серебра. Почитать каждую загадку, отгадать. Объяснить подчеркивание некоторых
согласных букв в каждой загадке. Надо ли их проверять? Почему? В первой –
подчеркнуты непарные согласные; во второй – парные, но они перед гласными.
Их не надо проверять.
Физминутка 2
Выполняем физминутку со следующей речёвкой. Не только выполняем, но и
находим слова на орфограмму сегодняшней темы.
МЕЛКИЕ ШАЖКИ
РАЗ, ДВА, ТРИ
ЛЕГКИЕ ПРЫЖКИ
РАЗ, ДВА, ТРИ
МЯГКАЯ ПОСАДКА.
Какие же слова на написание парной согласной в середине и в конце слова вам
встретились? Укажите способ проверки. Коллективная работа с объяснением
способа подбора проверочного слова.
Шажки шажок (меняет форму слова)
Прыжки прыжок;
Раз раза;
Зарядка зарядочка
Посадка посадочка (подбираем родственное слово с уменьшительно
ласкательным суффиксом);
Легкие легок,
Мягкие мягок (подбираем краткую форму имени прилагательного).
Обратить внимание детей на образование слов других частей речи; на
изменение значения слова с помощью суффиксов и приставок.
Физминутка – 3 для глаз
6.3. Работа индивидуальная на доске: 2 ученика составляют из слов на
карточках 4 пословицы. В это время – фронтальная работа с классом: послушать пословицу и назвать
слова с парными звонкими и глухими согласными, требующими проверки.
Рефлексия: за каждый правильный ответ + на полях.
Пословицы.
Близкий сосед лучше дальнего родственника.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Робкого и тень страшит.
Душа в пятки ушла.
У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.
Смелый там найдет, где робкий потеряет.
Нет лучше шутки, как над собою.
За терпение Бог даст спасение.
Поговорки.
Шубка зимой не шутка.
В зимний холод всякий молод.
Береги нос в большой мороз.
6.4. Чтение пословиц на доске. Объяснение их смысла.
Задание: составить пословицы парами. В 1 пословице – слова проверяемые,
а во 2 пословице – проверочные для них. Устная работа детей парами (+).
Смоделировать на доске.
1)
Снег на полях, хлеб в закромах. Много снега – много хлеба.
Труд кормит, а лень портит. Без труда хлеб не родится никогда.
2)
Записать любую пару пословиц, выделить орфограмму.
6.5. Работа в парах
А сейчас вы будете работать в парах. У каждого из вас листочки, на которых
вы должны будете выполнить тест по теме урока. У соседа по парте на обратной
стороне правильные ответы. Ребята обмениваются листочками и проверяют
работу друг друга по оборотной стороне своего листочка. Один учащийся
работает на компьютере. 7.
Рефлексия урока
– Чему учились на уроке? Находить и проверять …
Как проверять парные по глухости и звонкости согласные в середине и на
конце слов?
Кто считает, что он научился, хлопните один раз?
Кому нужно ещё поработать, хлопните 2 раза.
А теперь давайте похлопаем себе за работу на уроке. Вы молодцы!
Урок окончен.
Отметки за урок. Возможны поощрения в виде похвальных карточек.
8.
Домашнее задание: упр. 177, словарь 7.
Источники
1.
Яценко И.Ф., Ситникова Т.Н., Рылова Н.А. Поурочные разработки по русскому
языку. 2класс. – М.: ВАКО,2013.
2. Шайдуллина М.А. Урокпрактикум по русскому языку во 2м классе по теме
"Правописание парных звонких и глухих согласных перед согласными"
http://festival.1september.ru/articles/521500/
«Звонкие и глухие согласные в середине слова»
«Звонкие и глухие согласные в середине слова»
«Звонкие и глухие согласные в середине слова»
«Звонкие и глухие согласные в середине слова»
«Звонкие и глухие согласные в середине слова»
«Звонкие и глухие согласные в середине слова»
«Звонкие и глухие согласные в середине слова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.