Послушайте отрывок из рассказа А. Шибаева.
Упр. 164 («Дидактический материал»).
– Вот об этой «незнакомке» мы будем говорить на уроке. Какой это звук? А какими буквами он может быть обозначен на письме?
– Сформулируйте цель урока.
Научиться определять на слух звук [й'] в словах и обозначать его на письме.
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ
Урок 113 (86).
Тема: Звук [й'] и его обозначение на письме.
Цель: развитие умений слушать и вычленять в речи звуки [и] и [й'], определять способы обозначения звука [й'] на письме.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
2
Словарная работа.
Учитель диктует слова из домашнего упр. 181 («Дидактический
материал»):
Больше, меньше, срочно, уточни, внучка, букварь, задачник, школьные,
цветочки, васильки, колокольчики.
После записи – взаимопроверка.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифици
ровать по признакам.
© ООО «Баласс», 2012
1II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
1 3 3
– Послушайте отрывок из рассказа А. Шибаева.
Упр. 164 («Дидактический материал»).
– Вот об этой «незнакомке» мы будем говорить на уроке. Какой это
звук? А какими буквами он может быть обозначен на письме?
– Сформулируйте цель урока.
Научиться определять на слух звук [й'] в словах и обозначать его на
письме.
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
ΙΙI. Развитие
умений –
1 3 4 3 1
1. Разграничение звуков [и] и [й'].
Упр. 197 – развивается умение разграничивать звуки [и] и [й'] и
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
© ООО «Баласс», 2012
2применение
знания.
определять первый способ обозначения звука [й'] на письме.
Выполняется устно.
Сделайте вывод: какой буквой обозначается на письме звук [й']?
2. Строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными
задачами.
2. Обозначение звука [й'] буквами гласных е, ё, ю, я.
Упр. 198 – развивается умение различать способы обозначения звука
[й'] буквой й и буквами гласных е, ё, ю, я. Выполняется устно.
– В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают звук [й']?
Сделайте вывод: какими буквами, кроме й, может быть обозначен
звук [й'] на письме?
3. Упр. 199 – закрепляется умение группировать слова в зависимости
от способа обозначения звука [й'] на письме.
Выполняется письменно самостоятельно. Коллективная проверка.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4. Задание № 4, тема 14 в Рабочей тетради.
– Назовите вариант ответа. Сверьте с доской. (Учитель записывает
номер варианта – 2.)
– Произнесите это слово. А теперь попробуйте произнести его без звука
[й']. Что получилось? (Другое слово – семя.)
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2012
3– Почему не подходит для ответа слово майка, ведь там есть звук [й']?
(Он обозначен другой буквой й.)
– Что обозначает буква я в словах пятка и взял? (Звук [а] и мягкость
согласных звуков.)
5. Дополнительно
. Упр. 165 («Дидактический материал»). Учитель
может прочитать текст и показать, как изменение одного звука
приводит к изменению смысла (заика и зайка).
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Запишите ключевые буквы этого урока. (й, е, ё, ю, я)
– В каких случаях буквы е, ё, ю, я не обозначают звука [й']? (Если стоят
после букв согласных звуков.)
– А что они обозначают? (Мягкость этих согласных.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Упр. 185 («Дидактический материал»).
© ООО «Баласс», 2012
4Деятельность учеников:
– Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.
© ООО «Баласс», 2012
5