Конспект учебного занятия
по обучению грамоте
в 1 «Г» классе
Тема: «Звуки [л], [л`]. Буква Лл»
студентки 404 группы
Путятовой Ангелины Евгеньевны
Урок будет выдан: 07.11.2023
МАОУ СОШ № 82
Учитель: Кузнецова Наталья Тимофеевна
Методист: Кауфман Светлана Николаевна
Новосибирск, 2023
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О.: Путятова Ангелина Евгеньевна.
Предмет: обучение грамоте.
Класс: 1 «Г».
Тема урока: «Звуки [л] и [л‘]. Буква Лл».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении Звуков [л] и [л‘]. Буквы Л, л.
Задачи урока |
Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать представление о звуках [л] и [л‘] о букве Лл; как читаются слоги, слова и предложения с новой буквой.
2. Формировать умения: выделять звуки [л], [л`] в слогах, словах, предложениях, тексте и дифференцировать звуки по мягкости – твёрдости, определять позицию звука в слове. |
Предметные: 1. Учащиеся получат представление о звуках [л] и [л‘] и о букве Лл. Учащиеся получат возможность узнать, как читаются слоги, слова и предложения с новой буквой.
2. Учащиеся научатся: выделять звуки [л], [л`] в слогах, словах, предложениях, тексте. Учащиеся получат возможность научиться дифференцировать звуки по мягкости – твёрдости, определять позицию звука в слове. |
Развивающие: 1. Формировать умения: определять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию, планировать свои действия; осуществлять самооценку, контроль, коррекцию деятельности.
2. Формировать умения: использовать знаково-символические средства, осуществлять синтез, обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, проводить классификацию.
3. Формировать умения: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других, строить монологическое высказывание, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Метапредметные: 1. Регулятивные: - Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять волевую саморегуляцию. - Учащиеся получат возможность научиться: планировать свои действия, осуществлять самооценку, контроль, коррекцию. деятельности. 2. Познавательные: - Учащиеся научатся: использовать знаково-символические средства, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, обобщение. - Учащиеся получат возможность научиться: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, проводить классификацию. 3. Коммуникативные: - Учащиеся научатся: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других. - Учащиеся получат возможность научиться: строить монологическое высказывание, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Воспитательная: -воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
|
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Дидактические средства: Азбука 1 часть В.Г. Горецкий.
Интерактивное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация.
Характеристика этапов урока
Этап урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Словесный (беседа) |
(слайд 1)Приветствие. Проверка готовности к уроку. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Проверьте свою готовность к уроку: у вас на столах должны лежать азбука, тетрадь для работ, пенал.
Организует мотивацию к учебной деятельности. – Желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях. К чему нам нужно стремиться на уроках обучения грамоте? Что для этого пригодится? |
Проявляют эмоциональную отзывчивость, приветствуют учителя.
Отвечают на вопросы.
|
|
Р: осуществлять волевую саморегуляцию.
К: владеть диалогической речью |
|
2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения |
Словесный (беседа)
Наглядный (демонстрация)
Наглядный (показ)
|
Проводит актуализацию знаний. Задает вопросы: - Буквы мы пишем, а звуки… - На какие 2 группы делятся все звуки?
-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?
-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки?
- В слове столько слогов, сколько… - После твёрдых согласных пишутся гласные…
- После мягких согласных пишутся гласные…
-Посмотрим на ленту букв и назовем те буквы, (слайд 2)которые вы уже изучили.(слайд 2+) |
Отвечают на вопросы:
- Слышим.
- Гласные и согласные.
- Ударные и безударные.
- Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие.
- Гласных.
- а, о, ы, у.
- и, е.
- Называют те буквы, что уже были изучены. -а, о, у, ы, и, н, с, к, т. |
|
К: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.
|
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
3. Выявление места и причин затруднения. |
Словесный (беседа)
Проблемный (вопрос) |
Организует работу со словами для выявления места и причины затруднения.
На слайде картинки: лиса, лук, лев.(слайд 3)
-Назовите предметы, изображённые на картинках.(слайд 3+) - Распределите прозвучавшие слова на две группы. По какому признаку это лучше сделать?(слайд 4,4+)
- Попробуйте сформулировать тему урока.(слайд 5,5+)
Организует постановку цели урока. - Тогда какая же цель нашего урока?(слайд 6) С чем нам нужно познакомиться?(Слайд 6+) |
-лиса, лук, лев.
-В первую группу можно отнести слово «лук», потому что оно начинается со звука [л]. Во вторую группу можно отнести слова «лиса» и «лев», потому что они начинаются со звука [л'].
- Тема сегодняшнего урока – «Звуки [л], [л'] и буква Л л».
- Познакомиться со звуками [л], [л'] и буквой, которая их обозначает. |
представление о звуках [л] и [л‘] и о букве Лл.
|
К: владеть диалогической речью.
П: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Р: принимать и сохранять учебную задачу. |
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
|
4. Построение проекта для выхода из затруднения. |
Словесный (беседа) |
Организует постановку проблемных задач урока с уяснением сути проблемы и построение плана работы на уроке. - Какие задачи мы поставим перед собой?(слайд 7,7+) Давайте поставим их в правильной последовательности. Что нам нужно сделать в первую очередь? (слайд 8)
- Это и есть наш план сегодняшнего урока. |
1.Научиться находить звуки [л], [л'] в слогах, словах, предложениях, тексте. 2. Научиться характеризовать новые звуки, определять их позицию в слове. 3. Научиться читать слова с новой буквой. |
|
Р: планировать свои действия. |
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
5. Реализация построенного проекта. |
Словесный (беседа) Практический. (упражнение) Наглядный (сла |
Организует работу с учебником. - Откройте азбуку на странице 59. -Как вы считаете звук [л] гласный или согласный?(слайд 9)
-Он твёрдый или мягкий? - Давайте проверим. Сбоку в рамочке вы видите слоги, давайте вместе их прочитаем: ла, ло, ли, лы, лу. -Звук [л] мягкий или твёрдый?(слайд 9+)
-Давайте прочитаем слова под рамками хором по слогам. -В каких словах звук [л] мягкий? - А твёрдый?
- Посмотрите на предметные картинки и схемы справа.(слайд 10) Сравните картинки и схемы. Какие слова зашифрованы в схемах?(слайд 10+)
-Чем отличается изучаемый звук в словах, представленных в схемах? В какой позиции находится этот звук в данных схемах? -Дайте характеристику звукам [л], [л`] в этих словах.
(слайд 11)
-На слайде перед вами слова, какие? -В слове салат звук [л] твёрдый или мягкий? - Какой звук помогает нам понять, что он твёрдый?
-Составьте звукослоговую схему данного слова.
-В слове лиса звук [л] твёрдый или мягкий? - Какой звук помогает нам понять, что он мягкий? -Почему звук стал мягким?
-Составьте звукослоговую схему данного слова.
-Проверим свои схемы по слайду. (+)
-Выполним следующее задание на странице 59 вы видите текст, что нам нужно сделать? -Прочитайте, озаглавьте текст. -Придумайте рассказ про мальчика. Спрашивает поочерёдно тех, кто готов. |
-согласный.
Предполагают.
Произносят хором слоги.
-В слогах ла, ло, лы, лу-твёрдый. В слоге ли-мягкий.
Читают слова хором по слогам.
-уснули. -В остальных словах.
Предполагают, отвечают на вопрос.
В слове «стул» - он твердый [л], а слове «руль» - мягкий [л`]. Изучаемый звук в обоих схемах находится в конце слова.
[л] – согласный, сонорный, твердый (парный); [л`] – согласный, сонорный, мягкий (парный).
- салат, лиса.
-твёрдый.
-[а].
-мягкий.
-[и]. -Его смягчила гласная «и». Она обозначает мягкость предшествующего согласного
Один обучающийся рисует схему на доске, а остальные составляют схему из карточек на столах.
Проверяют схемы по слайду.
-Читают задание.
Читают, озаглавливают. Придумывают рассказы, по желанию озвучивают. |
возможность узнать, как читаются слоги, слова и предложения с новой буквой.
выделять звуки [л], [л`] в слогах, словах, предложениях, тексте.
дифференцировать звуки по мягкости – твёрдости, определять позицию звука в слове.
выделять звуки [л], [л`] в слогах, словах, предложениях, тексте. |
П: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, проводить классификацию.
К: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.
К: строить монологическое высказывание, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
П: использовать знаково-символические средства, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, обобщение. |
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
6. Первичное закрепление нового материала и способов действия. |
Словесный метод (беседа)
Практический. (упражнение)
|
-Посмотрите на страницу 60. -Давайте поиграем в игру, прочитайте задание. -Объединитесь в пары посовещайтесь и проверим, какая пара придумает больше слов.
-Следующее задание. Слова одинаковы, значения разные. Объясните значения слов.(слайд 12)
-Далее вы видите слова, давайте прочитаем их хором, по слогам.
-Прочитайте текст ниже. -Что нам нужно сделать?
-Продолжите рассказ.
-В какие игры вы любите играть? |
Читают задание.
Объединяются в группы, придумывают слова.
-Лук- оружие. -Лук-растение.
Читают вместе с учителем.
Читают. -Продолжить рассказ, ответить на вопросы.
Придумывают продолжение рассказа, отвечают на вопросы. |
Учащиеся получат возможность узнать, как читаются слоги, слова и предложения с новой буквой.
|
К: учащиеся научатся владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.
П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. |
|
7. Самостоятельная работа. |
Словесный (беседа) |
-На слайде вы видите слова. прочитайте их. (слайд 13)Вам нужно составить слогозвуковые схемы самостоятельно, а после проверим.
(столик, укол)
|
Выполняют задание.
Проверяют правильность выполнения по эталону на слайде. |
дифференцировать звуки по мягкости – твёрдости, определять позицию звука в слове. |
П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. |
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений |
Словесный (беседа) |
Организует повторение изученного и рефлексию учебной деятельности - Наш урок подходит к завершению. Давайте подведем итоги.
-С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились?
-Дайте характеристику этим звукам.
(слайд 14) Игра "Хлопни-топни" -Встаньте со своих мест. Хлопни в ладоши, если услышишь мягкий звук, потопай ногами, если услышишь твёрдый звук. (Луна, ель, лак, лиса, лук, лес, ладонь, палец, лось, улыбка, пословицы, цель) |
Обобщают изученное.
-Мы сегодня познакомились со звуками [л], [л'] и буквой Л л.
-[л'] – согласный, сонорный, звонкий, мягкий (парный). [л] - согласный, сонорный, звонкий, твёрдый (парный).
Хлопают, когда слышат мягкий звук. Топают, когда слышат твёрдый звук.
|
дифференцировать звуки по мягкости – твёрдости, определять позицию звука в слове.
|
П: осуществлять обобщение изученного.
К: учащиеся научатся владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других. |
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Словесный метод (беседа)
|
- Какую цель мы ставили в начале урока? Мы ее достигли? -Давайте вернемся к плану нашего урока, все ли пункты плана мы выполнили? -На столах у вас лежат листики. Оцените свою работу на уроке. Если считаете, что вы хорошо работали на уроке и поняли тему, то раскрасьте лист зеленым цветом, если считаете, что у вас были некоторые затруднения, и вы что-то не поняли, то – раскрасьте желтым цветом, а если считаете, что вы работали плохо и совсем не поняли тему, то красным цветом.(слайд 15) - Покажите свои листочки мне. -Хорошо, урок окончен. |
Оценивают свою деятельность на уроке.
|
|
Р: осуществлять самооценку деятельности
|
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.