"Звуки [н] [н']. Буква Н н. Труд кормит, а лень портит."

  • docx
  • 23.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обучение грамоте.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

 

Технологическая карта урока обучение грамоте

для 1 «В» класса

по теме: «Звуки [н], [н’]  Буква Н н. Труд кормит, а лень портит.»

 

Выполнила:

Студентка группы Ш – 37

Свирепова Ольга Денисовна

Проверили:

Учитель:

Коновалова Наталья Геннадьевна

___________________

Руководитель от колледжа

Прягаева Елена Алексеевна

___________________

 Отметка «      » (___________________)

 

Соликамск, 2020

Тема урока

«Звуки [н], [н’]  Буква Н н. Труд кормит, а лень портит.»

УМК

«Школа России»

Цели деятельности педагога

Познакомить со звуками [н], [н’]   и буквой Н н, чтение слогов, слов и предложений с новой буквой.

Тип урока

Комбинированный.

Планируемые

образовательные

результаты

Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, проявлять познавательный интерес к учебному материалу.

Метапредметные: развитие фонематического слуха и устной речи, умение определять цели и задачи урока, делать выводы, анализировать выполняемые задания.

Предметные: распознавать в словах новый звук [н], [н’] , обозначить новый звук буквой, проводить слого-звуковой анализ слова с новым звуком, читать слоги, слова и предложения с буквой Н н.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Основные понятия и термины

Звук, буква, правило.

Образовательные ресурсы

«Азбука» (1 часть) Горецкий В.Г., 1 класс; интернет источники:  Методическое пособие с поурочными разработками  В.Г. Горецкий; https://infourok.ru/konspekt-otkritogo-uroka-po-obucheniyu-gramote-v-klasse-na-temu-glasnie-bukvi-u-u-oboznachayuschie-glasniy-zvuk-u-2675739.html;

Наглядно-демонстрационный материал

«Азбука» (1 часть) Горецкий В.Г., 1 класс, лента памяти, образец буквы.

Оборудование

Доска, презентация.

 

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации со взаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный

контроль

1. Орг. момент.

Развивающий элемент, развивает ответственность к подготовке на урок.

(1слайд)

 

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Денисовна, и сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я.  1 СЛАЙД

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

– Проверим готовность к уроку.

На краю стола должен лежать пенал с ручками, цветными карандашами и азбука.

-Если все готовы, можем начинать урок!

 

Приветствуют учителя, внимательно слушают

Фронтальная.

Коммуникативные: приветствие учителя.

Зрительный контакт.

2. СТИЦ

 

Чтобы узнать тему нашего урока разгадайте загадку: 2 СЛАЙД

«П» в другую букву можно
Очень быстро превратить.
Перекладинку немножко
Нужно только опустить!(Буква Н)

 

-Как вы думаете какая тема нашего урока?

 

Тема нашего урока: 3 СЛАЙД

Звуки [н], [н’]  Буква Н н. Труд кормит, а лень портит.»

Сегодня мы с вами познакомить со звуками[н], [н’]    и буквой Н н, будем читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

 

 

 

 

Звук н, н’, буква н

 

 

 

 

 

 

3. Актуализация знаний.

Развивает мышление и анализ информации. Развивает умение слушать и понимать других.

Развивает сравнительную способность.

 К нам в гости пришел русский богатырь- Никита Кожемяка.

Давайте же отправимся в путешествие по былине «Никита Кожемяка». 4 СЛАЙД

Давным-давно повадился страшный змей совершать налёты на город Киев. Много людей он погубил. Утащил змей…

-А чтобы узнать продолжение сказки, нужно выполнить задание. 5 СЛАЙД

- Ребята, а с какими буквами вы уже познакомились на предыдущих уроках?

- Какие звуки обозначают эти буквы? (гласные)

- Докажите, пожалуйста, что это согласные звуки (при произношении воздух встречает преграды в виде зубов)

- Каким цветом эти звуки обозначаются в схемах? (синим)

- Почему на ленте букв буква «н» стоит на верхнем ряду?

Вот мы и повторили с вами всё, что вы уже изучили ранее.

Вы все старались отвечать на поставленные вопросы, но … справилась с заданием лучше всех.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потому что она звонкая.

Фронтальная.

Личностные: умение слышать друг друга.

Метапредметные: умение определять цели и задачи урока.

Правильный ответ.

4.Выделение изучаемого звука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новым звуком. Слого-звуковой анализ слова.

Развивает восприятие новой информации, ее анализ и закрепление Воображение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Вы справились с заданием. Идём дальше.

Утащил змей царскую дочку, но не съел её, как остальных, а запер в убежище. Царевне повезло, что за ней увязалась маленькая собачонка. Когда змей улетал на свой страшный промысел, она написала записочку родителям, привязала её к собачке…6 СЛАЙД

Продолжение, после выполнения заданий.

-Как вы думаете, кто был помощником и верным другом у богатырей?

-Чтобы было легче вам понять, давайте отгадаем загадку.

Четыре копыта,

Грива и хвост,

И масть вороная,

Так это же …

Ответ: Конь 7 слайд

На слайде представлена схема к слову конь.

-Произнесите слово конь по слогам.

(Проверим хлопками)

-Сколько слогов в этом слове?

-Назовите ударный слог?

-Назовите 1-ый слог в слове конь,

-Сколько слогов слияния в этом слове? Какие?

-Какой звук вне слияния?

-Какой новый изучаемый звук в этом слове?

-Дайте этому звуку характеристику, какой он, почему?

 

 

-А что же было всегда у богатырей для веселья?

-Давайте отгадаем загадку. 8 слайд

Круглый, звонкий, всем знакомый,
Все линейки с нами в школе.
Дробь на нем стучим всегда,
Громкий звук — не ерунда.
Инструмент не зря нам дан,
Чтоб стучали в..(Барабан)

На слайде представлена схема к слову барабан.

-Сколько слогов в этом слове?

-Назовите ударный слог?

-Назовите 1-ый слог в слове барабан, 2-ой, 3-ий.

-Сколько слогов слияния в этом слове? Какие?

-Какой звук вне слияния?

-Какой новый изучаемый звук в этом слове?

-Дайте этому звуку характеристику, какой он, почему?

 

-Назовите первый звук, какой он? 2-ой, 3-ий, 4-ый, 5-ый, 6-ой, 7-ой?

 

 

Т.е. мы делаем вывод, что звук н согласный, может быть как твёрдым так и мягким.

Артикуляция

 Чтобы произнести звук н, язык должен быть прижат к верхнему нёбу ближе к зубам. Давайте попробуем произнести звук н, 3,4…

9 слайд

-Собачка относила весточку в царские покои, а после возвращалась с ответом. Царь велел дочери узнать у змея, кто на всем свете сильней его. Царевне хитростью удалось узнать у душегубца, что одолеть его под силу только Никите Кожемяке.

-Теперь давайте приведём примеры слов, где нам встречается мягкий и твёрдый звук н. Отвечаем по поднятой руке. 10 слайд

 

 

Сейчас я прочитаю вам стихотворение, постарайтесь услышать слова, где присутствует новый звук

КараНдаш возьмём в ладошки, С Н Напишем «Нос» и «Ножки». Ночь Настала, Надо спать — Буква Н НужНа опять.

-Какие слова вы услышали в стихотворении с новым звуком?

Итак, подводим еще раз, что звук Н бывает мягким и твёрдым, мы это доказали на примерах.

Слушаем продолжение сказки.

-Девушка, воспользовавшись отлучкой змея, тут же написала родителям записочку, в которой умоляла отыскать в Киеве Никиту Кожемяку и дать ему задание вызволить её из плена.

Дальше выполняем задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 слог, потому что одна гласная

Ко-ударный слог

Ко-

 

Слог слияния –ко

 

Звук вне слияния –н-

 

Звук н

 

 

Звук н - согласный, потому что при произношении воздух встречает препятствие в виде зубов, мягкий.

 

К-согласный, твёрдый

О-гласный, ударный

Н-согласный, мягкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 слога

 

3-ий слог –ба- ударный

 

Ба, ра, бан

 

Ба, ра, ба- слоги слияния.

 

Звук вне слияния – н

 

Звук н

 

Звук н - согласный, потому что при произношении воздух  встречает препятствие в виде зубов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Произносят слова соблюдая правило артикуляции звука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Небо, носки, нюша, чайник, конфета, стакан, телефон, майонез, принтер.

 

 

 

Внимательно слушают учителя, чтобы услышать новый звук.

 

Загибают пальчик, услышав новый звук.(11)

Фронтальная,индивидуальная.

 

 

 

 

Предметные: умение проводить слого-звуковой анализ, обозначить новый звук буквой.

Личностные: умение слышать друг друга. Имеют познавательный интерес к знаниям.

Зрительный контакт, правильный ответ.

5. Знакомство  с буквой

Развивает восприятие новой информации, ее анализ и закрепление

Звук [н] [н’]  на письме обозначается буквой н.

 

 

Н н (будет на слайде)          11 слайд                

В таком виде буква н встретится вам в учебниках и книгах.

Никита Кожемяка хочет, чтобы мы нашли домик на ленте памяти для нашей буквы.

 

На каком этаже будет располагаться эта буква? Почему? 12 слайд

 

 

 

Какие слова пишутся с заглавной буквы Н? Приведите примеры.

 

Давайте приведём примеры, где буква н встречается нас в середине и в конце слов.

(Ответы детей)

13,14,15,16,17 слайд

 

 

 

Воспринимают новую информацию, слушают учителя.

 

 

На верхнем этаже, так как он согласный, звонкий.

 

Имена собственные, реки, города,  моря, озёра.

 Новороссийск-является городом-героем.находится на стыке различных географических зон – суши и моря, степей и гор. Из-за сейсмической активности здесь иногда бывают мощные землетрясения. Помимо ураганов, в тёплое время года здесь иногда бушуют торнадо.

Новокузнецк

Николькое, Нобель-озёра

Никита, Наталья.

ПриНтер, ваНиль,Нож, Нос, пингвиН, лимоН.

 

 

 

 

 

 

 

Физ. минутка

Поддерживает тонус организма Помогает расслабиться и в будущем сосредоточиться на новом материале.

Ребята, давайте немного отдохнем.

Встаньте так, чтобы не мешаться друг другу. 18 слайд

Дружно встанем – раз, два, три – (дети шагают на месте) 

Мы теперь богатыри!        (руки согнуты в локтях, показываю силу) 

Мы ладонь к глазам приставим,  (правую руку подносят козырьком к глазам) 

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (повороты вправо, влево)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё, через левое плечо.

Дружно встанем – раз, два, три – (встали ровно, выпрямили спинки)

Мы теперь богатыри!

 

Выполняют Физ. минутку

 

 

 

6. Чтение слогов

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивает восприятие новой информации, ее анализ и закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

Продолжаем сказку.

-Царь с царицей лично отправились к Никите, который в этой время мял одновременно двенадцать воловьих кож. Увидев перед собой царя-батюшку, он от неожиданности порвал разом все кожи. Рассердился не на шутку Никита от такого убытка, и на отрез отказался идти к змею.

-Продолжаем выполнять здания. 19 слайд

У вас в учебнике представлены слоги

На но ны ну ни

- сначала прочитаем их жужжащим чтением.

-Прочитайте 5-ый слог, 3-ий, 1-ый, 2-ой, 4-ый.

- в каких слогах, звук н мягкий, а в каких твёрдый?

Делаем вывод, что смотря с какой гласной поставишь звук н, от этого будет зависть твёрдый он или мягкий.

 

Слушают задание учителя.

Читают жужжащим чтением.

Читают хором.

 

Мягкий-НИ

Твёрдый- НА, НО, НЫ, НУ

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная.

Предметные: распознавать в словах новые звуки.

Закрепить новый материал.

Правильный ответ, зрительный контакт.

7. Чтение текста.

Сюжетная картинка.

 

-Тогда царь собрал всех осиротевших из-за лютого змея и отправил их к Никите с просьбой убить проклятое чудовще.

20 слайд

Давайте прочитаем предложения на странице 41, после иллюстрации.

Читаем сначала в полголоса (жужжащие чтение).

-НО! НО! НО!

Кто кричит эти слова?

-Сколько предложений вы увидели?

-А во что играют эти ребята?

-Давайте попробуем составить небольшой рассказ из нескольких предложений.

Из двух слов, из трёх, из четырёх.

 

Вот мы и прочитали текст. Поставляли различные предложения по иллюстрации.

Все были молодцы, но … постаралась больше.

 

Внимательно слушают учителя.

 

 

Мальчик и девочка, которые играют с качалкой-лошадкой.

Дети играют.

Мальчик держит меч.

Ребята качаются на лошадке.

 

 

 

8. Развитие речи учащихся.

 

 

 

 

 

 

Беседа.

 

 

 

 

 

Ребята, посмотрите на страницу 40.

Прочитайте пословицу.

Труд кормит, а лень портит.

-Кто как понимает данную пословицу?

 

 

21 слайд

А теперь давайте посмотрим видеофрагмент былины «Никита Кожемяка» и узнаем чем же закончилось всё.

Видеофрагмент. 4,5 мин.

Ребята, что мы можем сказать ? Правильно ли поступил Никита Кожемяка?

-итак, делаем вывод, что былина «Никита Кожемяка» учит нас тому, что нужно защищать свою землю от врага. Никита Кожемяка не побоялся сильного змея и благодаря его смелости и отваге народ зажил счастливо.

-Ребята, а что же делали богатыри?

 

-Давайте прочитаем стихотворение Никитина Ивана «Русь»

-Читаем жужжащим чтением.

-Кто желает прочитать первый столбик? Кто второй?

 

Почему так говорят?

На чужой земле и весна не красна.

 

 

 

 

Терпенье и труд всё перетрут.

 

 

 

- Мы делаем вывод, что ленится не стоит, а то ничего в жизни не добьёшься.

 

 

Слушают задание учителя.

Открывают Азбуку на стр.40

Если человек будет трудится и работать, то он добьётся своих целей и будет кормить сам себя, а если лениться, то ничего не добьётся, так и пролежит всю жизнь.

 

 

 

 

 

 

Защищали свою Родину; Русь.

 

 

 

 

 

То есть в другой стране или даже просто в другом городе или области, каждый человек, будет скучать по своему родному краю и в этой стране, ему будет всё неинтересно.

Это  выражение содержит в себе утешение и ободрение, призыв не сдаваться и веру в то, что все в конечном итоге сложится

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная.

Личностные: умение слышать друг друга.

 

Правильный ответ, зрительный контакт.

8. Итог урок. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

- С какой новой буквой вы   ( 22 слайд)познакомились? Какой звук обозначается этой буквой?

Что мы узнали про новый звук, какой он (согласный, твёрдый\мягкий, звонкий)

- Как вы думаете, пригодятся ли вам новые знания в жизни?

 -Ребята, у вас на партах лежат желтые и зелёные смайлики.

Поднимите зелёный, если вы хорошо усвоили материал и вам было комфортно на уроке.

Жёлтый, если возникли затруднения.

Какие затруднения у вас возникли.

Спасибо за урок, до скорых встреч!

Отвечают на вопросы.

Индивидуальная.

Метапредметные: умение оценивать результаты своей работы.

Правильный ответ.

9. Домашнее задание.

-

-

-

-

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru