ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта урока
обучения грамоте для 1 класса
по теме: «Звуки [р], [р,]. Буква Р р. А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке»
Выполнила:
Студентка группы Ш – 37
Свирепова Ольга Денисовна
Проверили:
Учитель 1 « Б» класса
___________________
Руководитель от колледжа
Прягаева Елена Алексеевна
Отметка « » (___________________)
Соликамск, 2020
Структура технологической карты урока
Тема урока |
«Звуки [р], [р,]. Буква Р р. А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке» |
УМК |
Школа России. (Горецкий В.Г.) |
Цели деятельности педагога |
Познакомить детей со звуками [р] [р,], обозначить их буквой Р р, научить читать слоги, слова и предложения с новой буквой. |
Тип урока |
Знакомство с новой буквой. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: 1. Распознавать в словах звуки [р], [р`] и обозначать его буквой, 2. Читать слоги, слова и предложения с буквой р, 3. Производить слого-звуковой анализ слов с новым звуком. 4. Читать предложения целыми словами.
Метапредметные: 1. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями, понимать учебную задачу, удерживать ее в процессе учебной деятельности. 2. Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями. Личностные: 1. Целостное отношение к своей родине. 2. Высказывать свою точку зрения, уважать чужое мнение.
|
Методы и формы обучения |
Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Основные понятия и термины |
Звук, буква. |
Образовательные ресурсы |
|
Наглядно-демонстрационный материал |
Иллюстрация (сюжетная картинка) и раздаточный материал. Карточка с новой буквой.
|
Оборудование |
Автоматическое рабочее место педагога. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодей- ствия |
Универсальные учебные действия |
Промежу- точный контроль |
1.Оргмомент |
|
(В этот момент выключаю свет, зажигаю свечу) Проём двери
— квадрат в тумане.
Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Денисовна и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Проверьте, у вас на партах должна лежать азбука и пенал со школьными принадлежностями, всё лишнее с парт убираем.
Наш урок предлагаю начать такими словами: Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех!
|
Приветствуют и слушают учителя. Отвечают на вопрос учителя (Да). |
Фронтальная |
Коммуникативные: приветствие учителя Регулятивные: готовность рабочего места |
Зрительный контакт |
2. СТИЦ |
|
- Сегодня мы будем путешествовать по стране букв и звуков. Мы будем с вами сегодня опять Букву учить и слова с ней читать.
- А путешествовать мы будем вместе с героиней одной сказки Хвостиком виляет
А из какой сказки золотая рыбка?
А кто автор данной сказки?
Биография А.С. Пушкина Пушкин Александр Сергеевич родился в Москве в семье помещика. Ребенком он рос вместе со старшей сестрой и младшим братом. В детстве он проводил много времени со своей любимой няней — Ариной Родионовной. Она рассказывала маленькому Саше интересные сказки. Поэт посвятил ей несколько своих произведений: «Няне», «Зимний вечер». Александр Пушкин рано научился писать и читать. С ним занимались разные учителя и родная бабушка. В их доме было очень много книг. И чтение стало любимым занятием Пушкина с самого детства. В 12 лет Пушкин начал учиться в Царском лицее. Там он встретил верных друзей и начал писать стихи. После окончания лицея молодой поэт переехал в Петербург.
. А вот с каким звуком мы познакомимся, вы мне скажите сами. Произнесите слово рыбка (делаем акцент на первый звук, 3,4) Какой первый звук вы услышали?
Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Звуки [р], [р,]. Буква Р р. А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке»
А давайте попробуем поставить цели на наш урок.
Верно, сегодня мы с вами будем распознавать в словах звуки р и обозначать его буквой; читать слоги, целые слова и предложения с данной буквой и производить слого-звуковой анализ слов с новым звуком. |
Золотая рыбка будет висеть на доске.
(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Распознавать в словах звуки [р], [р`] и обозначать его буквой, Читать слоги, целые слова и предложения с буквой р, Производить слого-звуковой анализ слов с новым зыуком.
|
Фронтальная
|
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. |
Зрительный контакт |
3.Краткое повторение ранее изученного |
|
ВИДЕОФРАГМЕНТ - Начинаем наше путешествие по сказке. Перед вами лента букв, на ней только те буквы, которые вы уже изучили. -Ребята, назовите гласные звуки, которые придают твёрдость предшествующему согласному. -Назовите гласные звуки, которые придают мягкость предшествующему звуку. -Ребята назовите согласные звуки, которые всегда звонкие. -А теперь назовите согласные звуки, которые могут быть как и звонкими так и мягкими.
Вот мы с вами и повторили звуки, которые вы изучили ранее. Мне понравилась работа….
|
А,о,ы,у
И
Н,л
К,т |
Фронтальная Словесная Наглядная |
Регулятивные УУД отвечают и задают вопросы; принимают и понимают учебную задачу. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме. Четкое чтение слогов.
|
Ответ на вопрос Зрительный контакт |
4.Изучение нового материала |
|
Деревяный хоровод Не пускает в огород 1. Давайте произнесём слово по слогам. 3-4 Сколько слогов в данном слове? 2. Назовите каждый слог по порядку. 3. Назовите ударный слог.
4. Назовите слоги слияния и звуки вне слияния.
5. Назовите новый изучаемый звук.
6. Определите какой он, гласный или согласный. Почему?
7. Звонкий или глухой, твёрдый он или мягкий.
8. Дайте полностью характеристику звуку р.
Можем сделать вывод, что звук р согласный, потому что при произношении воздух встречает препятствие в виде зубов, твёрдый. Молодец … и … Меня
снаружи, изнутри 1. Давайте произнесём слово по слогам. 3,4 Сколько слогов. 2. Назовите каждый слог по порядку. 3. Назовите ударный слог. 4. Назовите слоги слияния и звуки вне слияния.
5. Назовите новый изучаемый звук 6. Какой он, гласный или согласный?
7. Какой он звонкий или глухой, твёрдый или мягкий. 8. Дайте полную характеристику звуку р
Итак, мы можем сделать вывод что новый изучаемый звук р согласный, потому что при произношении воздух встречает препятствие в виде зубов, звонкий и может быть как мягким так и твердым, но это зависит от того какая последующая гласная стоит после согласного. На этом задании мне понравилась работа.. ВИДЕОФРАГМЕНТ Упражнения слышания звука А теперь давайте я вам буду читать слова, если вы слышите новый изучаемый звук то поднимите синию карточку, ели нет то красную. Стол, рыбка, река, тетрадь, розетка, пенал, сковорода, шоколад, картина, браслет, флешка, резинка. Ребята, вот мы и потренировались с вами распознавать новый изучаемый звук в словах. Молодцы! Давайте с вами теперь потренируемся в произношении звука р. Артикуляция звука Кончиком языка касаемся бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижимаем к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает нам ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит. (Показываю на слайде картинку и делаю вместе с детьми) Вот мы с вами и потренировалиь в произношении звука. Хорошо получается у …
|
ЗАБОР За-бор 2 слога
За, бор Бор
Слоги-слияния-за, бо Звук вне слияния-р
Звук р
Он согласный, потому что при произношении воздух встречает препятствие в виду зубов
Звонкий, твёрдый
Дверь
Дверь 1 СЛОГ
Дверь-ударный слог Слоги слияния-ве Звуки вне слияния-д,р
Звук р Согласый, потому что воздух при произношении встречает препятствие в виде зубов.
Звук согласный, потому что при произношении, воздух встречает препятствие в виде зубов, звонкий, мягкий.
|
Фронтальная Словесная Наглядная Практическая |
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстраций, текста Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. |
Ответ на вопрос Зрительный контакт Правильный устный ответ |
5. Физ. минутка |
|
Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.) Рыбке весело играть. (хлопают в ладоши) Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.) Мы хотим тебя поймать. (Делают хватательное движение обеими руками.) Рыбка спинку изогнула, (Руки над головой, прогибаемся в спине) Крошку хлебную взяла. (Приседаем) Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. (Снова «плывут».)
|
Сначала дети смотрят на учителя. Потом встают и повторяют движение за педагогом.
|
Фронтальная |
Регулятивные УУД: организация своей деятельности |
Правильное выполнение упражнений.
|
6. Знакомство с буквой |
|
Звук [р] на письме обозначается буквой Р р. В таком виде буква Р встретится вам в учебниках и книжках. Она может быть, как заглавной, так и строчной. -В каких случаях мы будем писать заглавную букву р?
-Приведите примеры таких слов.
-В каких случаях мы будем писать строчную букву р? -Приведите примеры таких слов.
Давайте теперь поселим нашу букву в домик Она стоит на верхнем ряду, значит она всегда звонкая. С кем стоит буква р на ленте памяти с гласными или согласными? Мы с вами умницы, познакомились со звуками и буквой. ВИДЕОФРАГМЕНТ |
В именах собственных, в кличках животных, в названиях рек, озёр, городов, в начале предложений.
Имена: Рома, Рита, Роза Клички животных: Рекс, Райт, Рыжик. Реки: Ракомка, Рата Озёра: Рупа, Рытое Города: Ростов, Ржев. Рыбинск.
Когда буква встречается в середине и в конце слов. В середине: икра, тетрадь, корыто. горох В конце слова:веер, мухомор, комар, костёр
Буква р находится на 1 ряду, тк она звонкая и находится с согласными. |
|
|
|
7. Чтение слогов |
|
Теперь давайте вместе с золотой рыбкой научимся читать слоги. Откройте страницу 55. -Ребята, у вас у каждого на столах лежат разрезные карточки со слогами. -Поставьте их в таком порядке, в каком они представлены на ленте букв. -Ответ появляется на слайде. Сравните всё ли у вас верно. -Теперь давайте прочитаем слоги жужжащим чтением. -Работаем в парах. Читаем по одному слогу по очереди. Первый-1 слог, второй-2 слог, первый-3 слог и т.д. А когда прочитали свой слог сдвигайте его вверх. -Второй слог читает… -Третий слог читает… -Первый слог читает… -Прочитай все слоги с твёрдым звуком р… -Прочитай все слоги с мягким звуком р… -Ребята, вот мы и провели с вами работу со слогами, поработали в парах и повторили, какие гласные обозначают твёрдость, а какие мягкость. Молодцы на этом задании …. ВИДЕОФРАГМЕНТ |
Дети читают слоги жужжащим чтением, вслух.
РА, РО, РЫ, РУ,РИ
|
Фронтальная |
Научиться читать слоги с изученными буквами. Умение ориентироваться на страницах учебника.
|
|
8. Чтение слов с пометами |
|
Теперь читаем слова с пометами. Ставим указательный палец на первое слово и читаем жужжащим чтением (рана, ранка, тронул, уколол) Первое слово читает… Второе слово читает… Ребята, а как вы думаете, чем похожи, а чем различаются данные слова? Верно, слова обозначают рана-большая, а ранка маленькая.
Первое слово во втором столбике прочитает… Второе слово в этом столбике по слогам прочитает … А какое их лексическое значение, что эти слова обозначают. Вот мы и почитали слова с пометами, уже не по слогам, а целыми словами. Хорошо! Мы справились с этим заданием. Мне очень понравилось, как читала….и… |
Читают слова жужжащим чтением. Рана, ранка
Тронул—прикоснулся к чему-либо Уколол-поранился чем-то |
|
|
|
9. Чтение текста |
|
Золотой рыбке нужно помочь прочитать текст. Переходим к чтению текста. Берём простой карандаш, и читаем жужжащим чтением, попутно выделяя слоги слияния и звуки вне слияния в словах с новыми звуками. А теперь читаем текст вслух по одному предложению. Читаем целыми словами. Начинает читать…
Что растёт у Иры?(У Иры растут кактусы) Что тронула Ира?(Ира тронула кактус) Что сделала Ира?(Она уколола руку) Что теперь у Иры? (у Иры ранка) Молодцы, а теперь давайте ещё раз прочитаем, но уже с выражением. Читаем по одному предложению. Вот мы с вами и научились читать слоги, слова и предложения с данной буквой. Ребята вы большие молодцы. ВИДЕОФРАГМЕНТ |
У Иры растут кактусы. Ира тронула кактус. Она уколола руку. У Иры ранка.
|
|
|
|
10.Творческая практическая деятельность |
|
Ребята, посмотрите на страницу 54, нам представлен отрывок из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» -Давайте прочитаем отрывок из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке». -Ставим пальчик и начинаем читать жужжащим чтением. -Дальше читаем по одной строчке по цепочке с выражением. О чём же говорится в отрывке из сказки? -Да, верно это начало сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»
-А какие сказки вы еще знаете, автор которых А.С.Пушкин? -На слайде представлены книги А.С.Пушкина которые вы можете прочитать в библиотеке вместе со своими родителями.
|
(«Сказка о рыбаке и рыбке» демонстрация портрета А.С. Пушкина
|
Фронтальная Практическая |
Оценивают результат своей работы. |
Зрительный контакт |
11. Итог урока.
|
|
-Ребята, скажите, с какой буквой и звуками мы сегодня познакомились? - Да, и теперь мы можем говорить слова и предложения с данной буквой.
У меня на доске висит изображение золотой рыбки, но чтобы она стала волшебной давайте её украсим различными чешуйками. Приклейте зелёную чешуйку если вам на уроке было комфортно и всё понятно, жёлтую если не очень, красную если вы не довольны своей работой на уроке. Спасибо вам большое за урок, с вами было приятно работать. |
Формулируют полные ответы на вопросы. «Букву Р р, и звуки [р]. [р']»
Отвечают, анализируют урок. |
Фронтальная |
Познавательные УУД: Извлекать информацию Коммуникативные УУД: Обсуждение и формирование своего мнения |
Ответы на вопрос. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.