Звуко-буквенный анализ слова в первом классе
Я хочу рассказать о своем опыте обучения первоклассников звуко - буквенному анализу слов. Для наглядности в статье использовала ряд символов: ( смягчает звук); (звонкий согласный звук); (глухой согласный звук); (переход для смягчения звука); (оглушение звука) - .
- обозначает гласный звук;
- обозначает твердый согласный звук;
-обозначает мягкий согласный звук
Звуко-буквенный анализ слов мы начинаем выполнять с первых уроков II раздела «Букваря «Учим буквы – учимся читать» (авторы Р,Н. Бунеев, Е, В, Бунеева, О, В, Пронина).
На первом уроке изучаются буквы г, п, т, р, и .Буква и – непростая буква. «Видите,- говорю я детям, - на ней сидит желтая бабочка. Она ждет, когда перед буквой и встанет буква, обозначающая согласный звук, сразу перелетает на неё и смягчает звук». Делаем вывод: буква и – показатель мягкости согласных на письме. В дальнейшем дети узнают, что буквы е, ё, ю, я тоже являются показателем мягкости согласных на письме (дети их обозначают бабочками). Бабочка летает только влево, вправо не летает. О классификации букв и звуков русского языка описано в журнале «Начальная школа плюс ДО и После» №3 2007 г. Таблица «Звуки и буквы русского языка выглядит так:
Для наглядности взяты графические «схемы-человечки» из учебника «Букварь» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина). Буквы выглядят так:
В русском языке есть всегда твердые согласные звуки – ж, ш, ц, не имеющие мягкой пары.
Изображаем их на одной ножке с синими башмачками.
Есть согласные звуки всегда мягкие – ч, й, щ, не имеющие твердой пары. Они тоже на одной ножке, но с зелеными башмачками.
Одноногие буквы мы придумали сами. Их легко отличить от букв, обозначающих мягкие и твердые согласные звуки.
Парные звонкие и глухие согласные:
Непарные звонкие согласные:
Непарные глухие согласные:
Гласные звуки можно петь, поэтому я нарисовала поющую девочку. На уроке спели все гласные звуки, понаблюдали за их артикуляцией, сравнили с рисунком, где девочка поёт. В русском языке 6 гласных звуков, а гласных букв 10. Их можно даже сосчитать по таблице.
Гласные буквы е, ё, ю, я – двуличные: то обозначают один звук, то два, в зависимости от их местоположения.
В письменных работах учащихся встречаются следующие ошибки:
1.Смешение букв парных твёрдых и мягких согласных, например: ребата (ребята), Луба (Люба), конки (коньки);
2.Неумение обозначать мягкие согласные в слиянии буквами е, ё, ю, я, и, мягким знаком, например: Льуда (Люда), Васьа (Вася).
Мягкость согласного на письме обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь. Чтобы не допускать ошибок в различении мягкости и твёрдости согласных в сочетании с гласными, придумали условные обозначения: жёлтые бабочки на гласных буквах е, ё, ю, я, и. Бабочка перелетает только на согласную букву, стоящую впереди, кроме букв одноногих.
Для обозначения мягкости согласных на письме мы используем буквы и, я, е, ю, ё, ь. В таблице хорошо видно, что буквы е, ё, ю, я – действительно «двуличные». По этой таблице легко сосчитать количество букв в русском алфавите, количество всего звуков: гласных, согласных, парных, непарных, твёрдых и мягких. Эту таблицу можно использовать для выполнения звукобуквенного анализа слов.
Вместе с детьми составили алгоритм выполнения звуко - буквенного анализа слов.
Звуко - буквенный анализ слова « гири»
1. Слово делим на слоги: г и р и. В слове гласных звуков два, поэтому два слога. Обозначаем гласные звуки.
г и р и
2. Находим ударение: г и р и
3. В первом слоге находим гласную букву, на букве и сидит бабочка. Она
перелетает на букву г и смягчает звук (Вывод: буква и – показатель мягкости согласных на письме):
г и.
4. Со вторым слогом происходит такая же работа.
5. Затем мы разбираем звуки по звонкости и глухости: надеваем на них соответствующие шапочки. Работа выглядит так:
г и р и
6. И далее – вывод: в этом слове 4 буквы, 4 звука.
Для сравнения возьмем слово « тир». На букве и сидит бабочка, смягчает звук [т], но вправо не летает. Поэтому звук [р] остается твердым.
т и р
Звуко - буквенный анализ слова «рапира»
1. Делим слово на слоги: р а п и р а
Обозначаем гласные звуки. Их три, поэтому в этом слове три слога:
р а п и р а
2. Находим ударение: р а п и р а
3. Первый слог – ра, гласная буква - а, смягчения нет, значит звук [р] – твердый. Обозначаем его синим цветом.
р а п и р а
4. Второй слог – пи. Гласный звук [и], буква и служит для обозначения мягкости звука [п’]: на ней сидит бабочка. Увидела бабочка букву п, обозначающую согласный звук, и перелетела на нее. Звук [п’] – мягкий, поэтому обозначаем зеленым цветом.
Третий слог – как первый.
5. Теперь характеризуем согласные звуки по звонкости и глухости. Это выглядит так:
р а п и р а
6. Вывод: в слове «рапира» 6 букв, 6 звуков.
Звуко - буквенный анализ слова «колонна».
1. Слово делим на слоги:
к о л о н н а
Получилось 3 слога, т. к. в этом слове гласных звуков три, обозначаем их красными кружочками:
к о л о н н а
2. Находим в слове ударение: к о л о н н а
3. В первом слоге безударный гласный обозначен буквой о:
к о л о н н а
[а]
4. Удвоенная буква н обозначает один звук (показываем снизу дугой):
к о л о н н а
5. В этом слове нет гласных букв для обозначения мягкости согласных, поэтому нигде не рисуем бабочку.
6. Характеризуем согласные звуки по твердости и мягкости соответствующими кружками.
к о л о н н а
[а]
7. Далее обозначаем звонкие и глухие согласные звуки по звонкости и глухости. Надеваем на них головные уборы.
к о л о н н а
[а]
Для удвоенных букв н одна шапочка – звоночек, т. к. они обозначают один звонкий согласный звук.
8. Получается, что в слове «колонна» 7 букв, 6 звуков.
Звуко - буквенный анализ слова «шишки»:
1. Делим слово на слоги: ш и ш к и.
В этом слове гласного звуков два, поэтому два слога. Обозначаем гласные звуки.
ш и ш к и
2. Находим в слове ударение:
ш и ш к и
3. В первом слоге после буквы твердого согласного ш стоит буква и. На ней бабочку рисуем, а стрелки не рисуем так как в сочетании жи-ши произносится звук [ ы ]. Буква ш обозначает только твердый согласный звук.
ш и ш к и
[ ы ]
В слоге –шки буква и – с бабочкой, значит, звук [к’] мягкий:
ш и ш к и
[ы]
4. Обозначаем звуки по звонкости и глухости: надеваем головные уборы.
ш и ш к и
[ ы ]
5. Итак, в слове «шишки» 5 букв, 5 звуков, 2 слога.
Звуко - буквенный анализ слова «плод»
1. В слове один слог, он ударный
2. Гласный звук [о ]: п л о д
.
3. Согласные звуки все твердые.
4. На конце слова происходит оглушение звонкого согласного: п л о д
[т]
5. Надеваем головные уборы: п л о д
[т]
Хотя на конце слова стоит буква д, надеваем шапочку – цилиндр, т. к. на конце слова произносится звук [т]. Ходит невидимка с молотком, ударяет по звуку [д] и оглушает его.
6. В этом слове 4 буквы, 4 звука, 1 слог.
Звуко - буквенный анализ слова «кружка».
1. Делим слово на слоги. В этом слове два слога, т. к. гласных звуков два.
к р у ж к а
2. Ударение на первом слоге.
к р у ж к а
3. Обозначаем согласные звуки по твердости и мягкости.
к р у ж к а
[ш]
Буква к обозначает глухой согласный звук. Он «ходит» с молотком, ударяет по букве ж и оглушает ее. Буква к с молотком оглушает все парные звонкие согласные, если они встанут перед ней.
4. Обозначаем звуки по звонкости и глухости.
к р у ж к а
[ш]
5. Вывод: в слове кружка 6 букв, 6 звуков.
Звуко - буквенный анализ слова «яма».
1. В этом слове два слога: я м а, т. к гласных звуков два.
2. Ударение на первом слоге: я м а
3. Над буквой я бабочку не рисуем, т. к. ей некуда садиться, впереди нет буквы, обозначающей согласный звук. Буква я обозначает слог, который состоит из двух звуков:
я м а
[й’] [а]
4. Обозначаем согласные звуки по твердости и мягкости:
я м а
[й’] [а]
5. Обозначаем согласные звуки по звонкости и глухости:
я м а
[й’] [а]
6. В этом слове 3 буквы, 4 звука.
Звуко-буквенный анализ слова «друзья».
1. В слове обозначаем гласные звуки красным кружочком.
В этом слове два слога, т. к. гласных звуков два. Обозначаем их.
д р у з ь я
2. Ударение на втором слоге: д р у з ь я
3. На букве ь рисуем бабочку, т.к. он является показателем мягкости согласных на письме:
д р у з ь я
4. Над буквой я бабочку не рисуем, т. к. ей некуда садиться, впереди нет буквы, обозначающей согласный звук. Буква я обозначает слог, который состоит из двух звуков:
д р у з ь я
[й’] [а]
5.Обозначаем согласные звуки по твердости-мягкости:
д р у з ь я
[й’][а]
6.Обозначаем согласные звуки по звонкости-глухости:
д р у з ь я
[й’][а]
7. Итак, в этом слове 6 букв, 6 звуков, 2 слога.
На уроках русского языка провожу такие виды занятий:
1. В данном тексте надо найти места, где буквы гласных обозначают мягкость согласных звуков. Дети желтым цветом рисуют бабочек и стрелки. Такая работа проводится в прописях «Мои волшебные пальчики» (автор О.В.Пронина). Работа выглядит следующим образом:
Г р о м к о ж у ж ж и т ж у к. У н е г о д о м и к н а в е т к е. У ж у к а
д л и н н ы е усы. П о л з е т ж у к п о в е т к е и ш е в е л и т
р ы ж и м и у с а м и.
В словах «жужжит», «шевелит», рыжими на буквах и, е бабочка сидит, но никуда не летает, так как звуки [ж] и [ш] всегда твердые. Они бабочек не принимают.
2. В данном тексте находим слова, где есть оглушение: на конце слова и перед глухим [к] (ищем невидимку с молотком и букву к с молотком). Над словами рисуем молотки и стрелки. Ведем с детьми беседу, что звук [к] не убивает, а только оглушает парные звонкие согласные. Невидимка с молотком и звук [к] с молотком играют с парными звонкими согласными.
О л е г г о с т и т в д е р е в н е Д у б к и у б а б у ш к и.
П а д а е т с н е г. П о д с н е г о м с а д и о г о р о д. Д е т и
и г р а ю т в с н е ж к и. О л е г и Г л е б л е п я т
с н е г о в и к а. С н е г о в и к г о т о в. Н о с у н е г о -
м о р к о в к а.
В словах «Олег», «снег», «сад», «огород», «Глеб», «готов» оглушает парные звонкие согласные невидимка с молотком, а в словах «Дубки», «снежки», « морковка» - звук [к] с молотком.
Такая работа в виде сказки очень нравится детям. Они с удовольствием ищут слова, где встречается оглушение.
На уроке дети пишут слова печатными буквами и соответствующие знаки рисуют цветными ручками. Дети охотно выполняют такую работу. Они с удовольствием надевают на буквы головные уборы и таким способом хорошо запоминают звонкие и глухие согласные. Ошибок в работе почти не допускают. На уроках русского языка часто использую презентации по выполнению звуко-буквенного анализа слов.
Я очень благодарна авторам Образовательной системы «Школа 2100» за веселые буквы – человечки, которые позволяют интересно и доступно проводить уроки. Они проложили путь к творчеству мне и моим учащимся. Полюбили учебник «Букварь» и родители моих учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.