Звуковая культура речи для подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет).

  • docx
  • 13.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Новикова 07.12.21 повторно 1.docx

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности на производственной практике

ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Новиковой Елизаветы Артемовны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)

Дата: 07.12.21.

ДОО: №9

Группа: подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Воспитатели: Шмидт Марина Александровна, Воинкова Ирина Валерьевна

Руководитель практики: Колмогорцева Вероника Дмитриевна

Методист: Сульженко Наталья Вячеславовна                                                                                                                              Оценка____________

Тема: Звуковая культура речи

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Вид НОД: развитие речи

Форма НОД: игра- путешествие («Путешествие в зимний лес»)

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Планируемый результат:

Дети проявляют бережное отношение к мячу, к картинкам;

Дети проявляют умение слушать друг друга, не перебивая;

Дети демонстрируют работу речедвигательного аппарата, проявляют слуховое восприятие, речевой слух;

У детей активизируется словарный запас. 

Дети проявляют словесно-логическое мышление;

Дети проявляют умение в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Дети демонстрируют фонематический слух и речевое внимание.

Дети проявляют умение придумывать слово на заданный звук.

Дети произносят правильно звуки [с], [сь], [з], [зь] и дифференцируют их на слух, выделяют голосом, определяют место звука в слове (в начале, середине, конце слова).

Дети проявляют умение воспроизводить последовательность слов в предложении.  

Цель: Совершенствовать умение различать на  слух и правильно произносить звуки [с], [сь], [з], [зь].

Задачи образовательной деятельности

Задачи с учётом особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к мячу, картинкам.

Воспитывать умение слушать, друг друга не перебивая

Развивающие задачи:

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух.

Активизировать словарный запас.

Развивать словесно-логического мышления.

Развивать фонематический слух и речевое внимание детей.

Развивать умение придумывать слово на заданный звук.

Обучающие задачи:

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с], [сь], [з], [зь]. Учить дифференцировать их на слух, выделять голосом, определять место звука в слове (в начале, середине, конце слова).

Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Развивать умение у Саши согласовывать числительные с существительными в именительном падеже мужского, женского родов.

Список использованных источников:

1.         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

2.         ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

3.         В.В. Гербова Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г. с. 40-41

4. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие . —— М.: Мозаика-Синтез, — 112 с.

5. А. Г. Арушанова, Н. В. Дурова, Р. А. Иванкова, Е. С. Рычагова Истоки диалога Книга для воспитателей Под редакцией А. Г. Арушановой

Принципы дошкольного образования (ФГОС): Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема создание ситуации успеха.

Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип толкования новых слов.

Методы и приёмы воспитания: Поощрение, беседа, чтение, поощрение, упражнения, эмоциональное стимулирование, игровая ситуация

Методы и приёмы обучения:

Словесные: чтение, беседа, художественное слово, выразительное чтение, объяснение, подсказ, отражённая речь, образец чтения, пример.

Наглядные: иллюстрация, демонстрация, показ.

Практические: игра, упражнение.

Оборудование: презентация, картинки с изображениями слов на звуки С и З, мяч.

Предварительная работа: дидактическая игра       «Найти звук»

Цель: Закреплять у детей умение дифференцировать звук Л на слух, выделять голосом, определять место звука в слове (в начале, середине, конце слова).

Ход работы:

Мотивация:

- Ребята, звуку Л очень одиноко, его так редко произносят, давайте сделаем подарок ему на Новый год и поиграем с ним. Я буду называть слова, а вы будете определять где спрятался звук Л в начале, в середине или в конце слова.

Воспитатель называет слова: лыжи, мел, снеговик, сосулька, слово, лента, гирлянда, молодец, ложка." Молодцы, ребята!

Индивидуальная работа: дидактическая игра ««Один — два»»

Цель: Развивать умение согласовывать числительные с существительными в именительном падеже мужского, женского родов.

Материал: Картинки с существительными мужского, женского родов.

Мотивация:

- Саша, как ты думаешь, кто где зимует в зимнем лесу? А хочешь в этом убедиться?

Ход игры:

Воспитатель рассматривает с Сашей иллюстрации.

В игре подбираются слова сначала мужского, затем женского рода, с использованием любых предметов.

Ход игры: показать пальцами правой и левой руки поочередно существительные мужского рода: один пальчик — два пальчика; один зайчик — два зайчика; один петушок —два петушка; один гусь — два гуся; существительные женского рода: одна курочка — две курочки; одна коза — две

козы; одна кошка — две кошки; одна собака — две собаки; одна мышка — две мышки.

Ход занятия:

Этапы деятельности

Методы и приёмы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Мотивационный

этап.

Задача: вызвать интерес

и смотивировать детей

на предстоящую

деятельность;

 

Эмоциональное стимулирование; беседа

Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр и встать в круг.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Тигрёнок, давайте с ним поздороваемся!

Дети здороваются с Тигрёнком.

- Здравствуйте ребята, я из Великого Устюга, меня попросил Дед Мороз раздать подарки жителям зимнего леса Урала, а я ваш лес плохо знаю, не могли ли вы мне помочь с этой важной миссией?

- Тогда отправляемся в зимний лес!

Дети встают в круг, слушают воспитателя, отвечают на вопрос, принимают участие в имитационной игре

Дети смотивированы на предстоящую

деятельность.

Дети проявляют чувства и переживания

 

2.1 Речевая разминка (Артикуляционная гимнастика, дикция) Задача: Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух. учить управлять органами артикуляции (движениями губ);

объяснение, упражнение, вопросы

Воспитатель показывает пример, как надо выполнить артикуляционную гимнастику.

- Ребята, в зимнем лесу, много горок, и чтоб аккуратно скатится, нам надо санки, для того, чтобы прокатится аккуратно с горки, надо иметь санки , для этого открываем рот, кладём язык на нижнюю губу, загибаем края языка. Посмотрите, как это делаю я. Попробуйте тоже сделать «Санки-ледянки (чашка)».

Дети выполняют упражнение «Санки-ледянки».

- Молодцы, ребята, у вас получилось санки смастерить для катания с горки!

-Ребята, смотрите, пока мы с вами искали санки для катания горки, мы нашли качели, но для того, чтобы на них покачаться надо открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Дети выполняют упражнение «Качели»

- Молодцы, ребята!

- Ребята, а вы знаете песню про улыбку?

Для того, чтобы нам её спеть надо сделать упражнения «Улыбка-Хоботок», для этого удерживайте губы в улыбке. Зубы не видны. Теперь вытягиваем губы вперед длинной трубочкой.

- Молодцы, ребята!

Дети слушают и повторяют за воспитателем

Дети демонстрируют работу речедвигательного аппарата, проявляют слуховое восприятие, речевой слух,

Дети могут управлять органами артикуляции (движениями губ)

2.3 Упражнение «Назови звук»

Задача:

Развивать фонематический слух и речевое внимание детей.

Развивать словесно-логического мышления.

Воспитывать умение слушать, друг друга не перебивая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра Беседа Объяснение

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, интонационно выделяя какой-либо (любой) согласный звук.

- Ребята, чтобы нам положить подарок под ёлку ёжику, я буду каждому кидать мяч, называть слово и выделять звук в начале, середине или конце слова. А вы назовите звук, который услышали. Ребята, будьте очень внимательны и кидаете мяч мне в руки обратно, правила игры понятны?

Примерный ответ детей: Д

Вика Снегурочка, какой звук услышала?

Примерный ответ детей: Р

Оля подарок, какой звук услышала?

Примерный ответ детей: П

Примерный ответ детей: С

Ксюша поздравление, какой звук услышала?

Примерный ответ детей: Н

Витя год, какой звук услышал?

Примерный ответ детей: Г

Лёша месяц, какой звук услышал?

Примерный ответ детей: Ц

Дима снеговик, какой звук услышал?

Примерный ответ детей: К

Тимофей зима, какой звук услышал?

Примерный ответ детей: М

Света снег, какой звук услышала?

Примерный ответ детей: С

Алиса снежинка, какой звук услышала?

Примерный ответ детей: Ж

Ангелина хлопья, какой звук услышала?

Примерный ответ детей: Х

Артём мороз, какой звук услышал?

Примерный ответ детей: З

Данил метель, какой звук услышал?

Примерный ответ детей: Т

- Молодцы, ребята, дверь открылась и теперь ёжику можем положить подарок под ёлку.

Дети называет выделенный звук и перебрасывают мяч обратно воспитателю.

Дети демонстрируют фонематический слух и речевое внимание.

 Дети проявляют словесно-логическое мышление;

Дети проявляют умение слушать, друг друга не перебивая.

 

 

3. Речевая разминка (на дыхание) «Катание с горки»

Задачи: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Показ, упражнение, беседа

Воспитатель мотивирует на упражнение.

- Ребята, перед нами горка, с неё надо аккуратно скатится на наших санках.

«Катание с горки». И. п.: о. с. 1 – присесть, вдох носом. 2 – на выдохе произнести «У-у-у-у-х!». Повторить 3-4- раза.

Дети и воспитатель выполняют упражнение на речевое дыхание.

- Ребята, мы скатились с горки.

Дети выполняют упражнение на речевое дыхание.

Дети демонстрируют речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

3.2 «Найди пару»

Задачи:

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [с], [сь], [з], [зь]. Учить дифференцировать их на слух, выделять голосом, определять место звука в слове (в начале, середине, конце слова).

Активизировать словарный запас.

Игра

Беседа Объяснение

 Воспитатель говорит голосом тигра.

- Ребята в своём мешке я нашёл много картинок. Давайте их рассмотрим.

Вот… (слон). Первый звук в слове слон — … звук [с]. Потянем его в слове: ссслон.

А вот… (синица). Какой первый звук в слове синица? [сь]

Звук [с] — твердый, звук [сь] — мягкий. Получилась пара звуков.

На этой картинке нарисован… (замок). Какой первый звук в слове «замок»? [з]

А в слове «зебра» (выставляет картинку)? [зь] Звук [з] — твердый, а звук [зь] — мягкий. Пара звуков.

Вот какие еще картинки у меня есть. Называйте их, выделяя голосом звуки [с], [сь], [з], [зь].

Это… — массса, автобуссс, рысь, василек, коза, корзина.

Воспитатель выставляет картинки на наборное полотно.

Воспитатель раздаёт картинки детям.

- Ребята, чтоб подарить подарок медвежонку надо картинке найти пару с этим же звуком.

Ребята вы нашли к своим картинкам пары? Давайте проверим.

Саша, Маша что у вас изображено?

Примерный ответ детей: слон — синица,

Саша, Маша, какой звук у вас?

Примерный ответ детей: С

Саша, Маша, где находится ваш звук?

Примерный ответ детей: в начале

Даша, Миша что у вас изображено? (лиса — рысь)

Какой звук у вас? (С), где находится ваш звук? (в середине).

Костя, Серёжа, что у вас изображено? автобус — василек, какой звук у вас? (С), где находится ваш звук? (в конце).

Ангелина, Гена, что у вас изображено? телевизор — зеркало, какой звук у вас? (З), где находится ваш звук? (в конце).

Матвей, Тимофей что у вас изображено? замок — зебра, какой звук у вас? (З), где находится ваш звук? (в начале).

Лёша, Лёва что у вас изображено? коза — корзина, какой звук у вас? (З), где находится ваш звук? (в середине).

- Молодцы, ребята вы справились, картинки нашли пары, и теперь дверь открывается и можем медвежонку положить подарок под ёлку.

Дети проговаривают с воспитателем слова произнося звуки.

Дети ходят по группе ищут пары к свои картинкам.

Дети произносят правильно звуки [с], [сь], [з], [зь].

Дети дифференцируют их на слух, выделяют голосом, определяют место звука в слове (в начале, середине, конце слова).

У детей активизируется словарный запас.

4. Логоритмика «Идёт, Дед Мороз».

Задача: снять нервное и

мышечное напряжение,

тренировка речевого

аппарата.

 

Показ, художественное слово, поощрения

- Ребята, вы хотите превратится в Деда Мороза? Для этого мы сначала вместе делаем физминутку, потом слова будем заменять движениями, а про себя будем проговаривать физминутку, договорились?

Идет, идет

Шаг на месте

К нам

Ладошки рук прислоняются к груди

Дед Мороз

Указательным и большим пальцем правой руки изображается борода  - от подбородка сужая пальцы вниз.

К нам

Ладошками рук прислониться к груди

Дед Мороз

Указательным и большим пальцем правой руки изображается борода  - от подбородка сужая пальцы вниз.

Идет

Шаг на месте

И знаем

Указательный палец правой руки прикладывается к виску

Мы

Ладошки рук прислоняются к груди

Что Дед Мороз

Указательным и большим пальцем правой руки изображается борода  - от подбородка сужая пальцы вниз.

Подарки

Ладонями изображается новогодняя подарочная коробка

Нам

Ладошки рук прислоняются к груди

Несет.

Ладонь левой руки обхватывает правый кулак. Два кулака кладутся на право

Дети слушают, повторяют за воспитателем слова и движения

Дети сняли нервное и мышечное напряжение, потренировали речевой аппарат.

4.1 «Я – вам, вы – мне»

Задачи:

Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Активизировать словарный

запас.

 

Игра

Беседа Объяснение

- Ребята, для того, чтобы подарок под ёлку положить оленятам, надо составить предложения, со звуками которые мы с вами сегодня узнали, как правильно произносить и находить в разных местах слова. сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов с этим звуком в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение. При этом надо проговорить следующую фразу: „Валентина Викторовна, сосчитайте слова в моем предложении и назовите их“. Ребята, а ккакие мы звуки узнали? (С,З) Запомнили?»

Воспитатель произносит предложение: Синица села на ветку.

Ребята какой звук в предложении часто встречался?

А сколько слов вы насчитали?

Дети по образцу каждый придумывают своё предложение со звуками С и З.

-Ребята, на ваших столах у каждого находятся семена арбузные, выложите звуки на которые мы с вами составляли предложения. Саша какой звук ты выложил? (С) Маша, а ты какой? (З). Теперь каждый по очереди называет одно слово с этими звуками, которые вы запомнили, договорились?

- Молодцы, ребята, теперь дверь открылась и можем теперь зайчатам положить подарок под ёлку.

Дети все называют предложения используя звуки С и З

Дети проявляют умение воспроизводить последовательность слов в предложении.

У детей активизируется словарный запас.

5. Подведение итогов

Задача: 

формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

Беседа

Поощрение

- Ребята, путешествие подошло концу нам пора возвращаться в детский сад. Ребята вам понравилось путешествие в зимний лес?

- Ребята с кем мы сегодня путешествовали? Кому мы дарили подарки?

Дети отвечают на вопросы воспитателя, подводят итог занятия.

Дети проявляют умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

6. Открытость

Задача:

сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Беседа

Поощрение

- Ребята, мы с вами сегодня совершили путешествие вместе с Тигрёнком Лео, предлагаю вам, нарисовать свои впечатления от путешествия!

Дети слушают воспитателя.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах