Методика ФЭМП в старшей группе. Величина. Л. С. Метлина
К моменту перехода в подготовительную к школе группу дети должны научиться выделять измерения (длину, ширину, высоту) и оценивать размер предметов с точки зрения 2—3 измерений.
Для выделения данных величин используют
упражнения в сопоставлении предметов. От сопоставления предметов, отличающихся
одним измерением, дети переходят к сопоставлению предметов по 2—3 измерениям.
(«Какая дощечка длиннее (короче)? Какая шире (уже)? Какая толще (тоньше)?»)
Расширяется круг сопоставляемых предметов.
Используют предметы, с которыми дети постоянно встречаются в различной
деятельности (ленты, шарфики, скакалки, шнурки, ремешки, лыжи, коробки и пр.).
Сопоставление величин осуществляется не
изолированно, а в системе рассмотрения других свойств предметов (их
предназначение, части, цвет, материал и др.).
Задание на слайде. (ч/б картинка)
Упражнения в сопоставлении величин значительно усложняются. Дети не только определяют размерные отношения между наглядно представленными предметами, но и воссоздают подобные отношения по представлению.
Воспитатель дает им, например, такие задания: нарисовать 2 дорожки, чтобы одна из них была длиннее другой; нарисовать 2 ленточки одинаковой длины, разной ширины.
Задание на слайде (цветная картинка)
Особенно полезны упражнения, включающие изменение
размера предметов. Используют 2 вида таких упражнений: изменение отдельных
измерений объекта при сохранении его общей массы и уравнивание размеров
предметов.
Производя изменение отдельных измерений, дети
видят, что изменение одного из измерений при сохранении массы в целом ведет к
изменению другого измерения. Например, столбик пластилина сделали длиннее
(раскатали), зато он стал тоньше. Данное упражнение способствует развитию
различения детьми отдельных измерений.
Пример на слайде.
Сравнение величины предметов производят по
одному или двум измерениям (длина, ширина)
Слайд (алгоритм)
Научившись пользоваться меркой, дети могут
сравнивать размеры разных предметов. Особое место в старшей группе отводят
упражнениям в группировке и упорядочивании предметов по отдельным измерениям. Например,
группируя предметы по длине, дети помещают в одну группу все предметы
одинаковой длины, несмотря на их различия в высоте и ширине. Выясняют, чем
похожи и чем отличаются предметы, попавшие в одну группу, почему в одной группе
оказались предметы разной высоты или ширины.
Дети видят, как изменяется место предмета среди
других в зависимости от того, по какому признаку они сопоставляются и
упорядочиваются в ряд.
Например, коричневый ремешок был первым, когда
ремешки раскладывали в ряд от самого длинного до самого короткого, а когда
ремешки разложили в ряд от самого широкого до самого узкого, он оказался на 3
месте. Постепенно у детей формируется умение самостоятельно выделять признаки,
по которым можно сравнить предметы. Они научаются последовательно сопоставлять
предметы по выделенному признаку, не переключаясь на другие.
Полезно побуждать ребят еще до выполнения
практического действия делать предположения (планировать действие). С этой
целью надо ставить вопросы: «По какому признаку можно сгруппировать предметы? В
каком порядке строить ряд предметов? Как выбирать нужный по порядку предмет?»
Выполняя соответствующие действия, дети как бы проверяют верность
предположений. Постепенно ребенок учится осознанно пользоваться правилом выбора
следующего элемента при построении ряда. Выбирать надо каждый раз самый
большой или самый маленький предмет среди всех оставшихся в зависимости от того,
в каком порядке решили разместить предметы.
Усложнение упражнений в
построении ряда величин в старшей группе выражается в следующем: сопоставляют
большее количество предметов (до 1О шт.); включают упражнения в подборе и
построении в ряд не отдельных предметов, а пар предметов; используют предметы,
отличающиеся уже не только одним, но и 2—3 измерениями. Одни и те же предметы
размещаются в ряд то по одному, то по другому признаку (например, цилиндры
сначала расставляют в порядке возрастающей высоты, а затем в порядке
возрастающей толщины).
Слайд с заданиями. (божьи коровки)
Подобные упражнения подводят детей к осознанию
свойства транзитности, которым обладает отношение порядка. Например, установив,
что зеленая пирамидка выше красной, а красная — выше синей дети приходят к
выводу, что зеленая пирамидка выше и синей, и других пирамидок, стоящих за ней.
Вначале дети решают такие задачи, опираясь на
наглядный материал, а позднее — лишь на основе словесного описания. Наглядность
применяют для доказательства правильности ответа. Воспитатель обращает внимание
на постоянство разности между соседними членами упорядоченного ряда. Дети с
помощью мерки сравнивают размеры предметов.
Для закрепления знаний о свойствах
упорядоченного ряда используют упражнения, требующие от детей проявления
смекалки, сообразительности. Например, найти место пропущенного или лишнего
элемента в ряду, вставить в уже построенный ряд промежуточные элементы.
Заданиям придают игровой характер, используя игры «Угадайте, где пропущено!»,
«Угадайте, которого не хватает!», «Который лишний?», «Что изменилось?».
(Матрёшки)
Подобные упражнения способствуют развитию у
детей глазомера.
В процессе действий с игрушками и предметами дети научились еще в средней группе элементарно оценивать расстояния «ближе», «дальше», получили представления о понятиях «близко», «далеко». В практической деятельности (в игре, в труде) перед ними часто возникает необходимость определить, какой предмет ближе, дальше находится («Кто дальше бросил мешочек (шишку, снежок)?»), расположить предметы на определенном расстоянии друг от друга и др. В старшей группе детей можно учить измерять расстояние шагами. Упражнения целесообразно организовать на прогулке.
Задание на слайде. (Шаги- Красная Шапочка)
В процессе выполнения задания педагог
помогает детям установить правила измерения: измерять надо по прямой линии;
идти лучше широким шагом, равномерно; шаг — мерка. Мерка на всем расстоянии
должна быть одинаковой. Дети с увлечением определяют, сколько шагов до дерева,
до ящика с песком и др. Обнаруживается, что при измерении одного и того же
расстояния результаты у разных детей и у педагога получаются разные. «Сережа
говорит, что от песочного ящика до скамейки 5 шагов, а Лена утверждает — 6! Кто
из них прав? У кого получилось большее число шагов?» — ставит вопросы педагог.
В результате неоднократных наблюдений дети утверждают, что количество шагов,
получаемое в итоге, зависит от ширины шага. Когда надо сравнить расстояния,
например, определить, кто дальше бросил мешочек, измерение шагами должен
производить один ребенок. По мере накопления опыта измерения расстояний детям
предлагают на глаз определить, сколько шагов до того или иного предмета.
Высказав предположение, ребята делают проверку, измеряя расстояние шагами.
Опыт непосредственного сопоставления размеров
предметов создает предпосылки для сравнения по представлению. Детям дают
задания: показать, какого размера тот или иной предмет, например какой высоты
забор, ворота, детский столик; назвать предметы, которые больше, меньше
(длиннее, короче) образца или равны ему; или просто сказать, какой величины
карандаш, чашка, мяч, сравнив их с теми, которые видели раньше2; назвать 2
предмета, про один из которых можно сказать, что он длиннее (короче), шире
(уже), выше (ниже) другого.
К моменту перехода в подготовительную к
школе группу накопленные представления о предметном мире позволяют
ребенку любой предмет воспринимать как занимающий определенное место среди
однородных.
Дети должны научиться не только выделять длину,
ширину, высоту предмета, но и оценивать его сравнительный объем. Они должны
овладеть способами сопоставления линейных размеров, умением устанавливать связь
между способом ориентировочного действия (приложения вплотную) и
соответствующим признаком, употреблять точные количественные характеристики
величин. Величина становится объектом элементарных математических действий.
Дети получают первые конкретные представления о ее свойствах. Создаются предпосылки для обучения детей измерению
величин.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.