4 класс ( 2 четверть) дата_________
ТЕМА: « Приют, сияньем муз одетый...»
Цель: Раскрыть для уч-ся мир дружеского общения А. С. Пушкина, музыкальные предпочтения поэта и его
друзей (жанр романса, знакомство с популярными произведениями русских и зарубежных композиторов середины ХIХ века).
Тип урока: Обобщающий урок.
Межпредметные связи: История, музыка, литература
Наглядный материал: Фотографии им. Тригорское; портреты А.С. Пушкина, М.И. Глинки, И. Козлова;
А. П. Керн
Музыкальный материал: М.И. Глинка, романс «Венецианская Ночь», Дж. Россини, «Тарантелла»
р. н. п. «Вечерний звон»
Уч.: Добрый день, мои уважаемые путешественники! Вот и подошло к концу наше с вами необычное путешествие... И наш сегодняшний урок мне хотелось бы посвятить непросто вашей встрече с поэтом, но и познакомить вас с некоторыми традициями во времена А.С. Пушкина. Открывайте наш путеводитель на стр.
56, и найдите, пожалуйста, ответ на мой вопрос: чему традиционно обучали детей в дворянских семьях ХIХ века, и как было принято проводить вечера?
Дети: Детей обучали музыке, а вечерами все собирались вместе и играли, пели...
Уч.: Действительно, в ХIХ веке в дворянской среде было принято в семьиприглашать учителей музыки и танцев, - обучать детей игре на музыкальных инструментах, искусству пения и танца...
Неподалеку от Михайловского, в нескольких верстах находилось имение местных помещиков Осиповых – Вульф. Его владелица, Прасковья Александровна жила здесь вместе с детьми и внуками, и сюда по вечерам
часто приезжал А.С. В уютной гостиной звучали стихи, музыка, молодые голоса... Вот его строки « Приду под липовые своды, На скат Тригорского холма...»
И неизменно его прихода ждали, и А.С. Сразу становился центром внимания!Кто - то брал в руки гитару, кто-нибудь садился к роялю, перебирая ноты, выбирая любимые романсы, предлагал спеть всем присутствующим... А вот какой романс был особенно популярен в то время в Тригорском?
Загляните в наш с вами путеводитель на стр. 56 и найдите, пожалуйста, кто был авторами этого романса?
Дети: Музыка М. Глинки, а слова И. Козлова.
Уч.: Давайте послушаем этот замечательный романс, и попробуйте поразмышлять над вопросом – какие картины он «рисует»?
( слушание,обсуждение)
А. С. Пушкин был знаком с автором этих красивейших поэтических строк - Иваном Козловым. Своему другу, поэту А. Плетнёву,он писал - « Скажи от меня Козлову, что недавно посетила наш край одна прелесть,которая небесно поет его «Венецианскую ночь» на голос гондольерского речитатива; я обещал о том известить милого, вдохновенного слепца.Жаль, что он не увидит её, но пусть вообразит себе красоту и задушевность, по крайней мере, дай Бог ему её услышать».
Ко времени появления «Венецианской ночи» И. Козлов совсем ослеп,поэтому Пушкин и называет его «милым слепцом»... А «прелесть» была А. П. Керн, именно ей А. С. Пушкин посвятил известное стихотворение «Я помню чудное мгновенье...».Мало кому известен в наши дни поэт И. Козлов, но мне кажется, что его замечательное стихотворение «Вечерний звон», а если быть более точной, то русскую народную песню на его стихи знают многие. Давайте послушаем небольшой фрагмент этой песни (слушание).
Ребята, а какая еще музыка звучала на вечерах в Тригорском? Загляните в путеводитель – учебник на стр. 56
Дети: Музыка Моцарта и Гайдна...
Уч.: Вы совершенно правы. А еще А. С. очень нравилась музыка итальянского композитора Джоакино Россини. Послушайте знаменитую «Тарантеллу» Россини
(слушание).
Но и сами стихи поэта были очень музыкальны, и все присутствующие на вечерах в Тригорском с нетерпением ждали новых творений А.С. , и прочтенных именно им. Недаром многие из них легли в основу многочисленных музыкальных произведений в самых разных жанрах – песни, романсы, оперы, инструментальные сюиты, пьесы…
Посмотрите, пожалуйста, на портрет поэта выполненный русским художником О. Кипренским. Каким изображен А.С.? Кого мы еще видим на портрете вместе с ним и почему? К кому в своих строках часто обращается поэт? ( обсуждение).
Дети: А. С. здесь какой - то задумчивый, но не грустный, может быть он что – нибудь еще придумывает?.. А вот рядом с ним художник изобразил Музу, и в руках у нее лира... И к музе А. С. очень часто в своих стихах обращается, благодарит ее...
Уч.: Итак, ребята, мы с вами перелистнули последнюю страницу нашего необычного альбома – путешествия... Понравилось ли вам так путешествовать? Что интересного вы взяли для себя из этого путешествия?
(ответы учащихся, обсуждение)
А закончить наш сегодняшний урок мне хочется стихами, но не самого Александра Сергеевича, а нашей с вами современницы – поэтессы Людмилы Орловой. Это её посвящение Пушкину…
« Пушкинский свет добра,
Ты нам необходим,
Шум тригорских дубрав,
Сороти белый дым...
Пущин – лицейский друг,
Мчится в снежную глушь.
Трудно без дружеских рук
И единения душ.
Клин журавлей вдали,
Болдинский ясный свет...
Где – то грустит Натали,
Ждет твоих писем в ответ.
Дружбы, любви торжество
Через преграды лет,
Музыку слов - божество,
Даришь нам, лучший поэт!
Читайте Пушкина, учитесь у Пушкина добру, свету, любви! Пусть в каждом вашем возрасте вы для себя будете открывать нового и незнакомого до сей поры поэта – А. С. Пушкина...
А на наших уроках мы, конечно еще не один раз встретимся с поэтом, и с теми музыкальными произведениями, в основу которых легли произведения великого русского поэта.
Приложение.
1. Белкин Андрей Михайлович. «Пушкин в Святогорском монастыре»
Во Святых горах края Псковского
Были ярмарки трижды в год.
В эти дни под сень монастырских стен
Из окрестных мест шел народ.
После Пасхи, в девятую пятницу,
Самый людный бывал базар.
И купца, и бродягу – пьяницу -
Всех влекло посмотреть товар.
А ряды тянулись гостинные
В монастырском широком дворе.
И молчали стены старинные,
И восход на крестах горел.
Мед, пеНЬКУ ВЕЗЛИ, БОЧКИ, СБРУЮ, СКОТ, -
Дар земли, плод трудов своих,
И глотали людей пасти двух ворот:
Анастасьевских и Святых.
И не раз поэт, полный чистых дум,
В ту обитель святых отцов
Приходил послушать нестройный
Многотысячных голосов.
В монастырь ходил и на кладбище,
Причитания слушал баб.
Молод был тогда, хоть куда ещё -
Быстроглазый смуглый арап.
А рубаха на нем кумачовая,
Трость железная, сам не брит.
Из Михайловского нипочем ему
Десять вёрст пройти – шаговит.
Торговался, бранился и спорил люд,
Пели нищие и слепцы.
И сновали в толпе то там, то тут
Бледнолицые чернецы.
Хороводы водили девушки,
Сарафаны – колокола.
Если много родилось хлебушка,
Жизнь мужицкая весела.
Соберет поэт нищих, плакальщиц,
И не нужен ему уют:
Сядет наземь он, будто странничек,
Молча слушает, как поют.
Песни – птицы, рождались просто вы
На просторах родимых сторон.
Чтоб потом алмазной россыпью
Засверкать под его пером.
И хоть много с тех пор отсияло лун,
Не забыт во Святых горах
Сердцеед и печальник народных дум,
Быстроглазый смуглый арап.
2. Белкин Андрей Михайлович. «Дорога в Михайловское»
Дорога, словно сжатая пружина,
Петляя след, уносится вперед.
Сосновый бор, как ратная дружина,
Ряды равняя, по бокам встает
Меж сосен поднимается подлесок,
Горит повсюду зелени всполох.
Вот – вот среди ветвей шуршащих всплесков
Плечом коснешься бронзовых стволов.
Насыщен воздух терпким ароматом,
И хвойный запах льется от вершин.
А зелень трав слегка росой примята,
И, тронув липы, ветерок шуршит.
След облаков исчез, он словно не был,
И уж росы на листьях больше нет.
Звеня, рекою наплывает небо
Меж крон, что расступились в вышине.
Сосновый бор, березок тонких стая.
Лип – великанов гордые ряды.
Медовый запах, заструясь, истаял,
Умчался вдаль, за синь лесной гряды.
А вот красавцы – аисты на липах,
Живут, как встарь, - их гнездам сотни лет.
Когда – то здесь, гуляя в рощах тихих,
Смотрел на птиц с улыбкою поэт.
И легкий ветер чуть листвой полощет,
Кругом разлит задумчивый покой.
Михайловские сказочные рощи
Торжественно объяты тишиной.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.