« Влияние ролевой игры на улучшение межличностных взаимоотношений учащихся начальных классов ».
Оценка 4.6

« Влияние ролевой игры на улучшение межличностных взаимоотношений учащихся начальных классов ».

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
детская психология
Взрослым
13.05.2020
« Влияние ролевой игры на улучшение межличностных взаимоотношений учащихся начальных классов ».
Проблема формирования социально активной личности, улучшения межличностных отношений и микроклимата в коллективе может быть решена более успешно, если педагоги-практики начальной школы будут более активно применять игровые технологии формирования личности ребёнка, в частности ролевые игры, поскольку игра является главным средством формирования личности ребёнка в младшем школьном возрасте.
« Влияние ролевой игры на улучшение межличностных взаимоотношений учащихся начальных классов »..doc

 

« Влияние ролевой игры на улучшение межличностных взаимоотношений учащихся начальных классов ».

 

Роль игр велика в социальной жизни вообще  и особенно значительна она в социальном созревании детей младшего школьного возраста, поскольку игра является в этом возрасте основным способом социализации личности. Роль игры в становлении ребенка младшего школьного возраста изучали многие выдающиеся педагоги и психологи: Д. Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Э. Берн, В.П. Давыдов и другие .

Д.Б Эльконин утверждает:

«Игра – важнейший источник развития сознания, произвольности поведения, особая форма моделирования отношений». 

«Игра - важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так,  как в детском возрасте игра-это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра. А. С. Макаренко

Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. Однако существует опасность психологической перегрузки детей, которые обязаны усвоить большой объем информации. И только через игру они способны к активному усвоению знаний без ущерба своему здоровью. Поэтому актуальность темы не вызывает сомнений. Эта общественная проблема является одной из важнейших в педагогике.

Целью нашего исследования является создание  игровых педагогических технологий  формирования социально приемлемых межличностных отношений между учащимися начальных классов.

Исходя из поставленной цели исследования, были сформулированы следующие задачи:

- проанализировать  труды ученых по проблеме формирования        взаимоотношений  в младшем школьном возрасте;

- провести экспериментальное исследование влияния игровых методов на формирование социально активной личности младшего школьника и улучшение межличностных отношений;

- сформулировать методические рекомендации для педагогов, работающих в системе начального образования, по применению игровых технологий для оптимизации межличностных отношений среди младших школьников.

Гипотеза исследования  сформулирована следующим образом: если регулярно и ненавязчиво применять игровые методы формирования межличностных отношений среди младших школьников, то вероятность создания социально активной личности возрастает.

Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в том, что впервые предлагаемые автором педагогические технологии формирования социально адекватной личности школьника младшего возраста могут использоваться как во внеклассной работе, так и урочной деятельности, а  так  же и в совместной работе с родителями и учащимися, с младшими и старшими школьниками .

Исследовательская работа проводится в течение полутора лет. В ней были задействованы учащиеся 1»Г» класса лицея №2 г. Бугульма в количестве 30 человек .

В первом классе было проведено диагностическое исследование уровня межличностных взаимоотношений. Применялись методики: опрос, анкетирование родителей, беседы с учащимися, наблюдение.  Было выяснено, что постоянную доброжелательность и активную готовность к сотрудничеству демонстрировали 7% учащихся,  33% учащихся были готовы к сотрудничеству после психологической подготовки, 43% человек проявляли переменное желание сотрудничать, 17% человек с большим трудом шли на контакт с учителем и никак не хотели общаться с учащимися.  

 Был сделан вывод: необходима кропотливая психолого-педагогичекая работа для создания социально активного коллектива и формирования оптимальных межличностных отношений в нём.

Совместно с психологом  были разработаны игровые методики активизации личности учащихся на протяжении перового года обучения в школе.

Сюда вошли:

1.Игровые формы сплочения коллектива ( игра «Оригинально поздравь одноклассника с Днем рождения, с праздником», игра «Напомни товарищу  о его обязанностях», игра «Создай уют и порядок в классе», игра «Праздник мам» и др.

2.Игра, направленная на  формирование социально активной личности («Лучший математик класса», «Знаем и любим татарский язык» «Мы – знатоки природы» «Класс интеллектуалов»).

3.Игровые методы, моделирующие  общение в семье. («Кем работает мой папа?», «Дочки-матери», «Ходим в гости»).

В результате проведённой работы к концу первого класса взаимоотношения между учащимися  кардинально улучшились, дети стали активно участвовать в общешкольных и классных мероприятиях.  В конкурсе «Лучший счётчик» и «Лучший чтец» наш класс занял 2 место, все без исключения дети принимали активное участие в подготовке и проведении праздничных  мероприятий, усилился познавательный интерес к предметам, сложился классный коллектив и доброжелательные взаимоотношения в нём, образовались позитивные малые группы, определились лидеры.

Исследовательская деятельность продолжается во втором классе. 

Однако ,учитывая повысившийся уровень развития класса, рамки  исследования значения игровой деятельности в процессе формирования межличностных взаимоотношений учащихся были расширены. Например, больше внимания стало уделяться ролевой игре.

Вначале этого учебного года вновь была проведена диагностика уровня межличностных взаимоотношений.

Было выяснено, что постоянную доброжелательность и активную готовность к сотрудничеству демонстрировали уже 34% учащихся, 20% учащихся готовы к сотрудничеству после психологической подготовки, 34% человек проявляли переменное желание сотрудничать, детей, которые с большим трудом шли на контакт с учителем и никак не хотели общаться с учащимися, осталось 12%.

Однако предстояло закреплять и углублять достигнутые результаты, что и было запланировано в работе со вторым классом. Особое внимание стало уделяться формированию   интеллекта, характера, внимательности, позитивных чувств и доброжелательности,  организованности     в процессе проведения ролевых игр в урочное и внеурочное  время.

Ролевая игра - это особая форма детской  жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Это игра, в которой между участниками распределяются роли. В ней ставится проблема, разыгрывается проблемная ситуация, и в результате ролевой игры дети совместно находят решение.

Нами разработан ряд ролевых игр, которые достаточно часто применяются в работе  с второклассниками:

На бытовые сюжеты ( «Дарим подарки» «Умеем доброжелательно улыбаться», «Разговор по телефону»);

На проблемы профессиональной ориентации учащихся ( «В редакции газеты», «конструкторское бюро», «Мы – экономисты»);

На интеллектуальную деятельность («В литературном салоне», «В клубе знатоков», «Разговор о человеке»);

На разрешение социальных проблем («Юные экологи», «Если бы я был президентом»).

Например, игра «В литературном салоне». На уроке развития устной речи по теме  «Стихи русских поэтов о зиме» учащимся предлагаются роли художников, поэтов, литературных и музыкальных критиков, артистов- декламаторов. У каждого учащегося был выбор побывать в роли кого-то из перечисленных персонажей. В результате профессионально организованной игры достигается мощный психологический эффект понимания учащимися  взаимосвязи красоты природы, отражённой  в произведениях поэтов, музыкантов, художников, артистов.

Другой пример ролевой         игры: на уроке по предмету « Окружающий мир» разыгрывается ситуация, как мальчик, съев мороженое, незаметно бросает в воду мусор. Группа юных экологов видит это. Перед ними ставится проблема, как разрешить ситуацию?

Исходя из вышеизложенного, проблема формирования   социально активной личности, улучшения межличностных отношений и  микроклимата в коллективе может быть решена более успешно, если педагоги-практики начальной школы будут более активно применять игровые технологии формирования личности ребёнка, в частности ролевые игры, поскольку игра является главным средством формирования личности ребёнка в младшем школьном возрасте.

Следует отметить, что исследование данной проблемы находится в стадии активного развития, будет продолжена до окончания учащимися второго класса, чтобы получить какое-либо логическое завершение. Однако уже теперь виден значимый результат.

 


Влияние ролевой игры на улучшение межличностных взаимоотношений учащихся начальных классов »

Влияние ролевой игры на улучшение межличностных взаимоотношений учащихся начальных классов »

Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: если регулярно и ненавязчиво применять игровые методы формирования межличностных отношений среди младших школьников, то вероятность создания социально активной личности возрастает

Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: если регулярно и ненавязчиво применять игровые методы формирования межличностных отношений среди младших школьников, то вероятность создания социально активной личности возрастает

Исследовательская деятельность продолжается во втором классе

Исследовательская деятельность продолжается во втором классе

Например, игра «В литературном салоне»

Например, игра «В литературном салоне»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2020