1. Методическая разработка урока. Тема урока "Нахождение числа по заданному значению его дроби".
Оценка 4.7

1. Методическая разработка урока. Тема урока "Нахождение числа по заданному значению его дроби".

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика
04.02.2021
1. Методическая разработка урока. Тема урока "Нахождение числа по заданному значению его дроби".
Актуальность Урок на тему «Нахождение числа по его дроби», - урок открытия новых знаний. Строится с применением элементов исследования: через мини-исследование учащиеся открывают новые знания, самостоятельно формулируют тему и цель урока, даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками.
№1.docx

Методическая разработка урока

Тема урока: Нахождение числа по заданному значению его дроби.

 

Программа: линия УМК к учебнику: Математика 6 класс. Авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

·      формирование умений моделировать решение задачи, преобразовывать модели и схемы при решении задач на нахождение числа по его дроби;

·      способствовать развитию логического мышления и  математической речи;

·      воспитывать положительную мотивацию у учащихся к выполнению различных заданий.

Актуальность

Урок на тему «Нахождение числа по его дроби», - урок открытия новых знаний. Строится с применением элементов исследования: через мини-исследование учащиеся открывают новые знания, самостоятельно формулируют тему и цель урока, даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками.

Содержание

Особенности урока: При проектировании урока учтены основные принципы системно-деятельностного подхода.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная,  коллективная.

Методы: беседа, самостоятельная работа, исследовательские методы, рефлексия.

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, ИКТ.

Оборудование урока: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Дидактический материал: раздаточный материал для игры «Украсим ёлочку», карточки с дополнительными заданиями, нарисованная ёлочка (плакат).

Формировать УУД:

Личностные: доброжелательное отношение к одноклассникам; проявление познавательного интереса к уроку; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации; слушать и понимать речь других; формулировать и аргументировать свое мнение; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; уметь строить понятные высказывания.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; использовать знаково-символические средства; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной и устной форме; создавать и преобразовывать модели и схемы

для решения задач.

Уровень образовательной программы: базовый

 

№ п/п

Этапы урока

Время

(мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивационный этап.

 Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 

 

1 мин.

- Добрый день, ребята!

Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Все ли готовы к уроку?

У каждого из вас лежит дополнительный материал, по мере необходимости вы будете использовать его на уроке.

- Прочтите эпиграф нашего урока. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

-Как вы понимаете это высказывание? Это слова великого русского ученого М.В.Ломоносова.

-Так давайте же с вами стремиться к новым знаниям, не терять старые, чтобы поступать разумно.

Демонстрируют готовность к уроку

 

 

 

 

 

 

Поясняют высказывание

 

2.

Актуализация опорных знаний

 

3

Расшифруйте слово:
запишите соответствующую букву в клетку таблицы с правильным ответом

  × ;     ;   4: ;  :5 

 

1

6

?

?

?

?

?

?

 

      Ё          л           о           ч          к          а

 

 

 

 

 

 

Открываем буквы.

3.

Планирование действий по достижению цели.

Цель этапа: сформулировать проблему, тему и цели урока.

 

8 мин.

- Какой праздник приближается?

Подготовка к Новому году очень хлопотное дело, ребята. Нам надо успеть сделать покупки и украсить ёлочку.

- Предлагаю принять участие в оформлении новогоднего стола. Представьте, что мама просит вас помочь купить продукты для праздничного стола. Для этого она дает вам 1000 рублей.

- 2/10 можно потратить на конфеты. Сколько можно потратить?

(Задачи на слайде)

(1000*2/10 = 200 рублей)

- 40% от всей суммы будет стоить торт. Сколько будет стоить торт?

(1000*0,4 = 400 рублей)

- А что еще нужно на стол? Фрукты!

 - На 90 рублей вы купили яблок. Это 3/9 от той суммы, которую планировалось потратить на фрукты. Сколько планировалось потратить на фрукты? Проблемный вопрос.

 (если применят известный алгоритм, то получится 30 рублей. Этого не может быть!)

- Мы смогли выполнить задание? Почему? Чем оно отличалось от предыдущих?

(в предыдущих мы находили дробь от целого числа, а здесь надо найти целое число по его дроби)

- Умеем мы это делать?  (нет)

- Какой вопрос у нас возникает?

(как найти целое число, если известна часть?)

- Значит чему будем учиться на уроке?

(находить целое число по его дроби)

Сформулируйте и запишите тему урока «Нахождение числа по его дроби».

 - Какую цель урока вы для себя поставите?

 

Принимают участие в проблемно-смысловом диалоге

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

Решают задачи, один ученик у доски. Сравнивают ответы.

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно формулируют цели и задачи урока, границы знания и незнания

 

 

Самостоятельно формулируют (приём «Домысливание») и записывают тему урока в тетрадь.

3.

Изучение нового материала

 (Цель этапа: организовать решение  проблемной ситуации.

10 мин.

Проблема: Как найти число по его дроби?

Гипотеза: разделить число на числитель дроби и умножить на его знаменатель, а если даны проценты, то сначала переведем в дробь. (Возможно несколько  вариантов решения, отстаивают свое мнение)

Факты: выполним решение

Анализ: Обратимся к правилу в учебнике.

Выполним задание  по правилу.

Сверим полученные результаты. Результат решения задачи по правилу соответствует ответу.

Вывод: Чтобы найти число по его дроби, надо это число разделить на дробь.

Схема 2 (на доске и на парте)

 

Делают выводы, умозаключения по нахождению способов решения

Решают задачу у доски

Стр.91.

 Читают правило, сравнивают полученные результаты, делают выводы

 

Проговаривают друг другу в парах.

 

4.

Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изучен ного материала, необходимого для закрепления «открытого нового знания» и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

5 мин.

- Ребята, давайте поиграем – «Украсим ёлочку». У вас на партах карточки (шарики), разных цветов: на одной – условие задачи, на другой – модель (схема). Я читаю вам задачу, встает тот ученик, у которого на карточке модель данной задачи и прикрепляет карточку(шарик) на ёлочку, он читает задачу и т.д. Внимательно все слушаем вопросы, чтобы быть готовыми помочь друг другу.

Читают вопросы и ответы, записанные на карточках.

5.

Первичное повторение и закрепление изученного

Цель этапа: организовать решение и объяснение задания.

5 мин.

- Ребята, сейчас мы будем использовать изученное правило при выполнении заданий. Выбираем и решаем задачи на нахождение числа по его дроби из игры «Домино».

(При необходимости оказывает помощь: обучающую, стимулирующую)

 

 

- Каким правилом мы пользовались при решении задач?

 

Хорошо! Молодцы ребята!

Учащиеся решают выбранные задания у доски с комментарием.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

 

Формулируют затруднения, связанные с вычислениями, самостоятельно осуществляют коррекцию

 

Проговаривают правило несколько учеников

6.

Физкультминутка

 

1 мин.

Показывает карточку с числом   3

- Как называется данное число?

- Выполним столько наклонов вправо-влево, чему равен знаменатель дроби.

- Выполним столько наклонов вперед-назад, чему равна целая часть дроби.

- Выполним столько приседаний, чему равен числитель дроби.

- Молодцы, продолжаем работу.

На слайде

Отвечают на вопрос

Выполняют упражнения

7.

Самостоятельная работа в парах с самопроверкой

Цель этапа: создать условия для самостоятельного решения и нахождения ошибок в работе.

4 мин.

- Работаем в парах. Выполнить действия и прокомментировать друг другу.

Алгоритм работы в парах 

1. Прочитайте две задачи.
2. Что общего? Чем отличаются?
3. К какому типу относятся эти задачи.
4. Расскажите своему товарищу правило нахождения числа по его дроби и дроби от числа.

5. Составьте модель задач
6. Запишите решение.
12. Сделайте вывод.

Контрольно- оценочное задание:

А) В хоре 50 учеников, из них 2/5 – мальчики.  Сколько мальчиков в хоре?

Б) В хоре 20 мальчиков, что составляет 2/5 от всех учеников. Сколько всего учеников в хоре?

Работают в парах, проговаривая правила и способы решения

 

 

Выполняют самостоятельную работу в тетрадях, затем проверяют свои работы, сравнивая с правильными ответами на доске, озвучивают результаты.

 

 

 

 

 

8.

Этап

рефлексивного

осмысления

результатов урока

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

2 мин.

- Ребята, чему вы научились на этом уроке?

- Что означает решать задачи?

1. Понимать текст.

2. Составлять модель (схему).

3. Определять тип задачи.

4. Определять способ решения.

5. Воспроизводить правило.

6. Комментировать решение.

7. Правильно выполнять вычисления.

8. Сравнивать ответ задачи с условием.

- Каждый из пунктов данного алгоритма является ступенькой «Лестницы успеха». Ребята, определите, на какой ступени находитесь вы.

- Если вы находитесь на вершине лестницы, то запишите себе в тетради «Я молодец!».

- Если допускали ошибки, испытывали трудности при выполнении некоторых заданий, то «Я молодец, но мне еще надо тренироваться»

- Если все задания выполнял с ошибками, то «Подойти к учителю»

- А теперь вернемся к эпиграфу нашего урока.

Как вы понимаете слова М.В.Ломоносова применимо к теме нашего урока?

Дают ответы на вопросы

 

Осуществляют самооценку своей деятельности

 

 

 

9.

Домашнее задание

1 мин.

§15 (выучить правила),

№ 505 (обязательный уровень),

№ 511(продвинутый уровень),

Смоделировать и составить свою задачу по теме урока (творческий уровень)

Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания.

 

Всем спасибо за урок!

Выбирают задание из предложенных с учетом инди -видуальных возможностей и записывают в дневник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

   Девочка прошла на лыжах 300 м, что составляло 3/8 всей дистанции.
 Какова длина дистанции?

Целое -  ? км
300 км   -  3/8 всей дистанции
 

             

В магазин привезли 400 тетрадей;    этого количества – тетради в линейку. Сколько привезли тетрадей в линейку?

 

 Целое – 400 тетрадей

 Часть - ?, в линейку   от

 

В корзине лежит 20 яблок. Петя взял  от этого количества.  Сколько яблок взял Петя?

 

 Целое – 20 яблок

 Часть -?,  яблок   от

В саду растет 28 вишен, что составляет   

количества всех деревьев, растущих в саду. Сколько всего деревьев в саду?

 

 Целое - ? деревьев

28 вишен -   всех деревьев

Туристы проехали 150 км. Расстояние, которое проехали туристы электричкой, составляет, составляет 60% всего пути. Сколько километров проехали туристы электричкой?

Целое – 150 км

 

 Часть - ? км – 60 % от

 

От ленты длиной 27 м отрезали 0,7 ее длины. Сколько метров ленты отрезали?

 

Целое – 27 м

Часть - ? м – 0,7 от

 20% учеников пятого класса (а это 6 человек)  

написали контрольную работу по математике на отлично. Сколько учеников в классе?

 

Целое - ? уч.

 Часть– 6 уч. – 20 % от

 

 

 

 

 


 

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Этапы урока Время (мин ) Деятельность учителяДеятельность учащихся 1

Этапы урока Время (мин ) Деятельность учителяДеятельность учащихся 1

Мы смогли выполнить задание? Почему?

Мы смогли выполнить задание? Почему?

Первичное повторение и закрепление изученного

Первичное повторение и закрепление изученного

Этап рефлексивного осмысления результатов урока

Этап рефлексивного осмысления результатов урока

Приложение 1

Приложение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2021