Рабочая программа по литературе 10 класс. (базовый уровень к учебному пособию С.А. Зинин,, В.И. Сахаров. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: М: ООО «ТИД «Русское слово - РС» , 2016. . 3 часа в неделю, 102 часа в год ) Содержит: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся , содержание учебного процесса и календарно - тематическое планирование.
10 лит.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ЛИТЕРАТУРА»
10 класс
основное общее образование
(БУП 2004) Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе для
1011 классов/ автсост. В.И. Чалмаев, Г.С. Меркин, С.А. Зинин// Литература. Программа
511 классы – М.: ООО «ТИД «Русское слово» РС», 2011
Рабочая программа реализуется через УМК: С.А. Зинин,, В.И. Сахаров. Литература.
10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ М: ООО «ТИД «Русское
слово РС» , 2016. .
Согласно учебному плану учреждения на реализацию этой программы отводится 3
часа в неделю, 105 часов в год.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ
В результате изучения литературы в 10 классе ученик должен
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути писателейклассиков XIX века;
основные закономерности историколитературного процесса и черты литературных
направлений;
изученные теоретиколитературные понятия;
уметь:
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос,
система образов, особенности композиции, изобразительновыразительные средства языка,
художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения,
объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретноисторическое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской
литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
средств;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительновыразительных
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,
аргументированно формулировать
соблюдая нормы литературного произношения;
свое отношение к прочитанному произведению;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе
(справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
В результате изучения литературы в 10 классе ученик должен
знать/понимать:
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути писателейклассиков XX века;
основные закономерности историколитературного процесса и черты литературных
направлений;
изученные теоретиколитературные понятия;
уметь:
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя
сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос,
система образов, особенности композиции, изобразительновыразительные средства языка,
художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения,
объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать конкретноисторическое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской
литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительновыразительных
средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка; участия в диалоге или дискуссии;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе
(справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Русская литература XIX века
Из литературы первой половины XIX века
А.С. ПУШКИН
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло
дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия»
(«Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание
Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и
др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образнотематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики.
Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина
(сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.).
Эстетическое и моральноэтическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт
между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ
стихии и его роль в авторской концепции истории.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я,
Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный
жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору.
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова.
Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического
дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической
лирики поэта.
Н.В. ГОГОЛЬ
Повести «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» H.B. Гоголя. Тема одиночества
и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы
авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение
трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Литература второй половины XIX века
Введение
Социальнополитическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский
вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разность между
либеральным и революционнодемократическим крылом русского общества, их отражение
в литературе и журналистике 1850—1860х годов. Демократические тенденции в развитии
русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие
реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П.
Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их
размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и
А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской
литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Пьесы: «Свои люди – сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!». Конфликт
между «старшими» и «Младшими», властными и подневольными как основа социально
психологической проблематики комедии.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха
как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.
Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия
пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А.
Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
И.А. ГОНЧАРОВ
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее
соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.).
Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в
характеристике «обломовщины».
Идейнокомпозиционное значение главы «Сон
Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе
Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А.
Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
И.С. ТУРГЕНЕВ
Цикл «Записки охотника» (23 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в
прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника».
Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского
человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений
русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм
Базарова, его социальные и нравственнофилософские истоки. Базаров и Аркадий. Черты
«увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее
место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа. Русская критика о
романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича)
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная
выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр.
Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Роман «Что делать?» (обзор).
«Что делать?» Н.Г.Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева
«Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие
составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры
Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие
«идеологического» романа Н.Г.Чернышевского.
Н.А. НЕКРАСОВ
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый
поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия
(А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по
выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасовалирика. Судьбы простых
людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские
мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни.
Мотив правдоискательства и сказочномифологические приемы построения сюжета поэмы.
князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой,
Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в
поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и
т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова
и его идейнокомпозиционное звучание.
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentiuml», «Цицерон», «Умом
Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...»,
«Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как
убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность.
Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек,
Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема
трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия
России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики
поэта.
А.А. ФЕТ
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с
землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад.
Лежали. ..», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать
ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образностилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ
мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного на
строения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния
человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А.
Фета. Музыкальномелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике
поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета
художника.
Н.С. ЛЕСКОВ
Повесть «Очарованный странник».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий » народных типов. Образ Ивана
Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство,
духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности,
наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер
повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
М.Е. САЛТЫКОВЩЕДРИН
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь». «Сказки для
детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедринасатирика.
Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов,
народного сознания в сказках М.Е. СалтыковаЩедрина. Развенчание обывательской
психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического
воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола,
гротеск, эзопов язык и т.п.) Соотношение авторского идеала и действительности в сатире
М.Е. СалтыковаЩедрина.
А.К. ТОЛСТОЙ
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом
взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное
движенье...», «Государь ты наги, батюшка...», «История государства Российского от
Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический
колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника.
Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта.
Жанровотематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических
мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Роман «Война и мир».
Жанровотематическое своеобразие толстовского романаэпопеи: масштабность
изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных
линий и т.п. Художественнофилософское осмысление сущности войны в романе.
Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».
Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности
светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного
самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и
противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи
имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в
образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная » как идейнохудожественная основа толстовского эпоса.
Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности
в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон
Щербатый и Платон Каратаев как два типа народнопатриотического сознания. Значение
романаэпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ
Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и
бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого
человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин,
Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа.
Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего
самораскрытия. Нравственнофилософский смысл преступления и наказания Родиона
Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч»
и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в
чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости.
Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как
отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чеховадраматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в
комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры
героев«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и
внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в
«Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела и тем
Колво часов
Развитие
Проверочные
речи,
работы
№
п/п Введение
Русская литература XIX
века
1
Обзор русской литературы
первой половины 19 века
А.С.Пушкин
2
3 М.Ю.Лермонтов
4
Н.В.Гоголь
Литература второй
половины XIX века
Обзор русской литературы
второй половины 19 века
А.Н.Островский
И.А.Гончаров
И.С.Тургенев
Н.А.Некрасов
Ф.И.Тютчев
А.А.Фет
Н.С.Лесков
2
3
4
5
6
7
8
9 М.Е.СалтыковЩедрин
10 А.К.Толстой
11 Л.Н.Толстой
12 Ф.М.Достоевский
13 А.П.Чехов
14.
К. Хетагуров
15 Обзор зарубежной литературы
второй половины 19 века.
16
17
Г. Де Мопассан
Г. Ибсен
18 А. Рембо
19
Итоговый урок
Резерв
Итого:
1
10
1
4
2
3
80
1
7
5
8
5
3
3
2
2
2
17
10
9
1
1
1
1
1
1
3
94
сочинения
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
4 КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ 10 «А»
Раздел, тема урока
Плановые
сроки про
хождения
темы
Фактическ
ие
сроки
Примеч
ание
№
п\п
1
2
3
4
Введение. «Прекрасное начало» (К истории
русской литературы XIX века)
Обзор русской литературы первой половины
19 века.
сентиментализм,
романтизм. Зарождение реализма в русской
литера туре первой половине 19 века
Классицизм,
А С. Пушкин. Художественные открытия
поэта.
«Погасло дневное светило…»,
«Свободы сеятель пустынный», «Подражание
Корану», «Элегия», «Вновь я посетил»
«Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Поэт»,
«Пора, мой друг, пора…», «Из Пиндемонти»
.Поэма «Медный всадник». Развитие
реализма в творчестве Пушкина.
Своеобразие жанра и композиции
произведение.
6
7 М.Ю.
5
8
9
Лермонтов.
Особенности
поэтического мира.
Глубина философской проблематики и
драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова.
Мотивы одиночества, неразделенной любви,
невостребованности высокого поэтического да
ра в лермонтовской поэзии.
Романтизм и реализм в творчестве
Лермонтова. «Мой демон», «Я не унижусь
пред тобой», «Нет, я не Байрон…»
Художественный мир Н.В. Гоголя.
Реальное и фантастическое в «Петербургских
повестях» Н.В. Гоголя.
10 Образ города в повести. Художник и
«страшный мир» в повести «Невский
проспект».
Тема
«маленького человека» в большом городе
11 Соотношение мечты и действительности в
одиночества
затерянности
и
повести.
12 Сочинение по произведениям русской
литературы первой половины 19 века.
13 Обзор русской литературы второй половины
19 века. Проблемы судьбы, веры и сомнения,
смысла жизни и тайны смерти.
14 А.Н. Островский. Жизненный и творческий
путь драматурга. Драма «Гроза». Семейный и
социальный конфликт в драме.
15 Драма «Гроза».
Изображение «жестокий
нравов» «темного царства»
16 Катерина в система образов
17 Нравственная проблематика пьесы: тема
греха, возмездия и покаяния.
18 Жанровое своеобразие пьесы
19 Драматургическое мастерство Островского
20 Критика пьесы «Гроза»
21 Р/Р Подготовка к написанию сочинения
по драме А.Н.Островского «Гроза»
22 И.А. Гончаров. Личность и творчество. Роман «Обломов»
23 Идейно-композиционное значение
главы «Сон Обломова». Роль детали
психологии
в
персонажей романа.
раскрытии
24 Система образов. Прием антитезы в романе.
25 Любовная история как этап внутреннего
самоопределения героя. Образ Захара и его
роль в характеристике «обломовщины».
26 Обломов в ряду образов мировой литературы
(Дон Кихот, Гамлет)
27 Сочинение по роману И.А.
Гончарова «Обломов»
28 Жизненный и творческий путь И.С.
Тургенева. Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа.
29 Сюжет,
система
30 Роль образа Базарова в развитии основного
образов романа.
композиция,
конфликта.
31 «Отцы» в романе: братья Кирсанова,
родители Базарова.
32 Тема народа в романе.
33 «Вечные» темы в романе (природа,
любовь, искусство)
34 Поэтика романа, своеобразие его жанра.
35 Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев.
«Базаров» (фрагменты)
36 Р/Р Работа над сочинением по творчеству
И.С.Тургенева.
37 Контрольная работа.
38 Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и
творчества.
«В дороге», «Вчерашний день, часу в
шестом…», «Поэт и гражданин», «Элегия».
39 Художественное
своеобразие
лирики
Некрасова, ее связь с народной поэзией.
40 Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Русская
жизнь в изображении Н.А. Некрасова
41 Система образов поэмы
42 Особенности стиля Некрасова.
Смысл
названия поэмы. Народное представление о
счастье
43 Р/Р Подготовка к написанию домашнего
сочинения по творчеству Н.А. Некрасова.
44 Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. «Мыслящая поэзия» Ф.И.
ее
философская
и образная
насыщенность. Развитие традиций русской ро
мантической лирики в творчестве поэта.
Тютчева,
глубина
45 Природа, человек, Вселенная как главные
в
объекты художественного постижения
тютчевской лирике.
(«Не то, что мните вы, природа...»,
«Полдень», «Тени сизые смесились» и др.).
46 Тема трагического противостояния че
ловеческого «я» и стихийных сил природы.
Драматизм звучания любовной лирики поэта.
(«Silentium!», «Певучесть есть в
морских волнах…» и др.). Защита
творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И.
Тютчева»
47 А.А. Фет. Жизнь и творчество.
Эмоциональная
глубина и образно
стилистическое богатство лирики А.А. Фета.
«Культ мгновенья» в творчестве поэта,
стремление художника к передаче
сиюминутного настроения внутри и вовне
человека.
48 Природа и человек в лирике Фета («Заря
прощается с землею...», «Это утро,
радость эта. », «Учись у них у дуба, у
березы...» и др.).
Яркость
пейзажа,
гармоничность слияния человека и природы.
Служение гармонии и красоте окружающего
мира как творческая задача Фетахудожника.
49 Красота и поэтичность любовного чувства в
осязаемость
и
интимной лирике А.А. Фета. Музыкально
мелодический принцип организации стиха и
роль звукописи в лирике поэта.
Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла
ночь. Луной был полон сад...», «Я пришел к
тебе с приветом...» и др.).
50 Р/Р сочинение по поэзии Ф.И. Тютчева и
А.А.Фета
51 Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь.
Повесть «Очарованный странник». Тема
дороги и изображение этапов духовного пути
личности.
трагической
талантливого русского человека.
52 Тема
судьбы
53 М.Е.СалтыковЩедрин 0т Салтыкова к
Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика. «История одного города». Образы
градоначальников и проблема народа и власти
в романелетописи
Щедрина.
54 Своеобразие сатиры М.Е.
Салтыкова
55 А.К.Толстой. Исповедальность и лирическая
проникновенность поэзии А.К. Толстого.
Жанровотематическое богатство творчества
А.К. Толстого.
56 Взгляд на русскую историю в произведениях
Толстого.
57 К. Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения из сборника «Осетинская
лира». Изображение тяжелой жизни простого
народа. .
58 Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество.
59
История создания и авторский замысел
романа эпопеи «Война и мир».
60 Система образов в романе и нравственная
концепция Толстого, его критерии оценки
личности.
Просвещенные герои и их судьбы в
водовороте исторических событий.
61
62 Образ Платона Каратаева и авторская
концепция «общей жизни»
63 Изображение светского общества
64 «Мысль народная» и «мысль
семейная» в романе..
65 Наташа Ростова и женские образы в
романе.
66 Тема войны в романе
67 Толстовская философия истории
68 Русский солдат в изображении
Толстого
69 Проблема
национального
характера. Проблема истинного и
ложного патриотизма.
70 Кутузов и Наполеон как два
нравственных полюса.
71 Москва и Петербург в романе.
72 Психологизм прозы Л.Н. Толстого
73 Смысл названия и поэтика романа-
эпопеи.
74 Художественные открытия Л.Н.
Толстого и мировое значение
творчества писателя.
75 Р/Р Написание классного роману
76 Ф.М. Достоевский. Жизненный и
сочинения
Л.Н.Толстого «Война и мир»
творческий путь.
по
77 Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале»
идеологического романа Ф.М.
Достоевского. Образ Петербурга и
средства его воссоздания в романе.
78 Мир «униженных и оскорбленных» и
бунт личности против жестоких
законов социума.
79 Образ Раскольникова и тема
«гордого человека» в романе. Сны
героя как средство его внутреннего
самораскрытия.
80 Теория Раскольникова и идейные
«двойники»
(Лужин,
Свидригайлов и др.). Принцип
полифонии в решении философской
проблематики романа.
героя
82
81 Сонечка как нравственный идеал
автора. Раскольников и «вечная
Сонечка».
Нравственно-философский смысл
преступления и наказания Родиона
Раскольникова. Роль эпилога в
раскрытии авторской позиции в
романе.
Приемы
Петербурга
Библейский мотивы и образы в
романе.
83
84
85 Психологизм
Достоевского
создания
Ф.М.
образа
прозы
86 Р/Р Подготовка к написанию
домашнего сочинения по роману
Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»
87 Жизнь и творчество А.П. Чехова.
Темы, сюжеты и проблематика
чеховских рассказов. 88 Трагикомедия «футлярной» жизни
(«Человек в футляре»,
«Крыжовник»)
Образы «футлярных» людей в
чеховских рассказах и проблема
«самостояния» человека в мире
жестокости и пошлости.
ответственности
89 Проблема
человека за свою судьбу. «Дама с
собачкой»
90 Выбор доктора Старцева (Анализ
рассказа
«Ионыч»). Лаконизм,
выразительность художественной
детали, глубина психологического
анализа как отличительные черты
чеховской прозы.
91 Своеобразие образной системы и
конфликта комедии «Вишневый
сад».
Новаторство Чехова-драматурга.
Соотношение
и
внутреннего сюжетов в комедии
«Вишневый сад». Лирическое и
драматическое начала в пьесе.
внешнего
92 Фигуры героев - «недотеп» и
символический образ сада в комедии.
93
Роль второстепенных и
внесценических персонажей в
чеховской пьесе. Функция ремарок,
звука и цвета в «Вишневом саде».
Сложность и неоднозначность
авторской позиции в произведении.
94 Особенности чеховского диалога.
95
Новаторство Чехова-драматурга.
Чехова
96 Сочинение по творчеству А.П.
97 Контрольная работа
98 Обзор зарубежной литературы
второй половины 19 века.
Основные тенденции в развитии
литературы второй половины 19
века. 99 Г. де Мопассан. Жизнь и
творчество. Новелла «Ожерелье».
Мастерство психологического
анализа.
100 Г. Ибсен. Драма «Кукольный
дом»Художественное наследие
Ибсена и мировая драматургия.
101 А. Рембо. Стихотворение «Пьяный
корабль». Тема стихийности жизни,
полной раскрепощенности и
своеволия.
102 Итоговый урок
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ 10 «Б»
Раздел, тема урока
Плановые
сроки про
хождения
темы
Фактическ
ие
сроки
Примеч
ание
Введение. «Прекрасное начало» (К истории
русской литературы XIX века)
Обзор русской литературы первой половины
19 века.
сентиментализм,
романтизм. Зарождение реализма в русской
литера туре первой половине 19 века
Классицизм,
№
п\п
1
2 3
4
5
8
9
6
7 М.Ю.
А С. Пушкин. Художественные открытия
поэта.
«Погасло дневное светило…»,
«Свободы сеятель пустынный», «Подражание
Корану», «Элегия», «Вновь я посетил»
«Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее
гуманизм и философская глубина. «Поэт»,
«Пора, мой друг, пора…», «Из Пиндемонти»
.Поэма «Медный всадник». Развитие
реализма в творчестве Пушкина.
Своеобразие жанра и композиции
произведение.
Лермонтов.
Особенности
поэтического мира.
Глубина философской проблематики и
драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова.
Мотивы одиночества, неразделенной любви,
невостребованности высокого поэтического да
ра в лермонтовской поэзии.
Романтизм и реализм в творчестве
Лермонтова. «Мой демон», «Я не унижусь
пред тобой», «Нет, я не Байрон…»
Художественный мир Н.В. Гоголя.
Реальное и фантастическое в «Петербургских
повестях» Н.В. Гоголя.
10 Образ города в повести. Художник и
«страшный мир» в повести «Невский
проспект».
Тема
«маленького человека» в большом городе
11 Соотношение мечты и действительности в
одиночества
затерянности
и
повести.
12 Сочинение по произведениям русской
литературы первой половины 19 века.
13 Обзор русской литературы второй половины
19 века. Проблемы судьбы, веры и сомнения,
смысла жизни и тайны смерти.
14 А.Н. Островский. Жизненный и творческий
путь драматурга. Драма «Гроза». Семейный и
социальный конфликт в драме.
15 Драма «Гроза».
Изображение «жестокий нравов» «темного царства»
16 Катерина в система образов
17 Нравственная проблематика пьесы: тема
греха, возмездия и покаяния.
18 Жанровое своеобразие пьесы
19 Драматургическое мастерство Островского
20 Критика пьесы «Гроза»
21 Р/Р Подготовка к написанию сочинения
по драме А.Н.Островского «Гроза»
22 И.А. Гончаров. Личность и творчество.
Роман «Обломов»
23 Идейно-композиционное значение
главы «Сон Обломова». Роль детали
психологии
в
персонажей романа.
раскрытии
24 Система образов. Прием антитезы в романе.
25 Любовная история как этап внутреннего
самоопределения героя. Образ Захара и его
роль в характеристике «обломовщины».
26 Обломов в ряду образов мировой литературы
(Дон Кихот, Гамлет)
27 Сочинение по роману И.А.
Гончарова «Обломов»
28 Жизненный и творческий путь И.С.
Тургенева. Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа.
29 Сюжет,
система
30 Роль образа Базарова в развитии основного
образов романа.
композиция,
конфликта.
31 «Отцы» в романе: братья Кирсанова,
родители Базарова.
32 Тема народа в романе.
33 «Вечные» темы в романе (природа,
любовь, искусство)
34 Поэтика романа, своеобразие его жанра.
35 Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев.
«Базаров» (фрагменты)
36 Р/Р Работа над сочинением по творчеству
И.С.Тургенева.
37 Контрольная работа.
38 Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и
творчества.
«В дороге», «Вчерашний день, часу в
шестом…», «Поэт и гражданин», «Элегия».
39 Художественное
своеобразие
лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
40 Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Русская
жизнь в изображении Н.А. Некрасова
41 Система образов поэмы
42 Особенности стиля Некрасова.
Смысл
названия поэмы. Народное представление о
счастье
43 Р/Р Подготовка к написанию домашнего
сочинения по творчеству Н.А. Некрасова.
глубина
Тютчева,
44 Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия.
«Мыслящая поэзия» Ф.И.
ее
философская
и образная
насыщенность. Развитие традиций русской ро
мантической лирики в творчестве поэта.
45 Природа, человек, Вселенная как главные
в
объекты художественного постижения
тютчевской лирике.
(«Не то, что мните вы, природа...»,
«Полдень», «Тени сизые смесились» и др.).
46 Тема трагического противостояния че
ловеческого «я» и стихийных сил природы.
Драматизм звучания любовной лирики поэта.
(«Silentium!», «Певучесть есть в
морских волнах…» и др.). Защита
творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И.
Тютчева»
47 А.А. Фет. Жизнь и творчество.
Эмоциональная
глубина и образно
стилистическое богатство лирики А.А. Фета.
«Культ мгновенья» в творчестве поэта,
стремление художника к передаче
сиюминутного настроения внутри и вовне
человека.
48 Природа и человек в лирике Фета («Заря
прощается с землею...», «Это утро,
радость эта. », «Учись у них у дуба, у
березы...» и др.).
Яркость
пейзажа,
гармоничность слияния человека и природы.
Служение гармонии и красоте окружающего
мира как творческая задача Фетахудожника.
49 Красота и поэтичность любовного чувства в
осязаемость
и
интимной лирике А.А. Фета. Музыкально
мелодический принцип организации стиха и
роль звукописи в лирике поэта.
Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла
ночь. Луной был полон сад...», «Я пришел к
тебе с приветом...» и др.).
50 Р/Р сочинение по поэзии Ф.И. Тютчева и А.А.Фета
51 Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь.
Повесть «Очарованный странник». Тема
дороги и изображение этапов духовного пути
личности.
трагической
талантливого русского человека.
52 Тема
судьбы
53 М.Е.СалтыковЩедрин 0т Салтыкова к
Щедрину. Жизнь и творчество великого
сатирика. «История одного города». Образы
градоначальников и проблема народа и власти
в романелетописи
Щедрина.
54 Своеобразие сатиры М.Е.
Салтыкова
55 А.К.Толстой. Исповедальность и лирическая
проникновенность поэзии А.К. Толстого.
Жанровотематическое богатство творчества
А.К. Толстого.
56 Взгляд на русскую историю в произведениях
Толстого.
57 К. Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения из сборника «Осетинская
лира». Изображение тяжелой жизни простого
народа. .
58 Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество.
59
История создания и авторский замысел
романа эпопеи «Война и мир».
60 Система образов в романе и нравственная
концепция Толстого, его критерии оценки
личности.
Просвещенные герои и их судьбы в
водовороте исторических событий.
61
62 Образ Платона Каратаева и авторская
концепция «общей жизни»
63 Изображение светского общества
64 «Мысль народная» и «мысль
семейная» в романе..
65 Наташа Ростова и женские образы в
66 Тема войны в романе
67 Толстовская философия истории
68 Русский солдат в изображении
романе.
Толстого
69 Проблема
национального
характера. Проблема истинного и
ложного патриотизма. 70 Кутузов и Наполеон как два
нравственных полюса.
71 Москва и Петербург в романе.
72 Психологизм прозы Л.Н. Толстого
73 Смысл названия и поэтика романа-
эпопеи.
74 Художественные открытия Л.Н.
Толстого и мировое значение
творчества писателя.
75 Р/Р Написание классного
сочинения
по
роману
Л.Н.Толстого «Война и мир»
76 Ф.М. Достоевский. Жизненный и
творческий путь.
77 Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале»
идеологического романа Ф.М.
Достоевского. Образ Петербурга и
средства его воссоздания в романе.
78 Мир «униженных и оскорбленных» и
бунт личности против жестоких
законов социума.
79 Образ Раскольникова и тема
«гордого человека» в романе. Сны
героя как средство его внутреннего
самораскрытия.
80 Теория Раскольникова и идейные
«двойники»
(Лужин,
Свидригайлов и др.). Принцип
полифонии в решении философской
проблематики романа.
героя
82
81 Сонечка как нравственный идеал
автора. Раскольников и «вечная
Сонечка».
Нравственно-философский смысл
преступления и наказания Родиона
Раскольникова. Роль эпилога в
раскрытии авторской позиции в
романе.
Приемы
Петербурга
Библейский мотивы и образы в
романе.
83
84
85 Психологизм
Достоевского
создания
Ф.М.
образа
прозы 86 Р/Р Подготовка к написанию
домашнего сочинения по роману
Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»
87 Жизнь и творчество А.П. Чехова.
Темы, сюжеты и проблематика
чеховских рассказов.
88 Трагикомедия «футлярной» жизни
(«Человек в футляре»,
«Крыжовник»)
Образы «футлярных» людей в
чеховских рассказах и проблема
«самостояния» человека в мире
жестокости и пошлости.
89 Проблема
ответственности
человека за свою судьбу. «Дама с
собачкой»
90 Выбор доктора Старцева (Анализ
рассказа
«Ионыч»). Лаконизм,
выразительность художественной
детали, глубина психологического
анализа как отличительные черты
чеховской прозы.
91 Своеобразие образной системы и
конфликта комедии «Вишневый
сад».
Новаторство Чехова-драматурга.
Соотношение
и
внутреннего сюжетов в комедии
«Вишневый сад». Лирическое и
драматическое начала в пьесе.
внешнего
92 Фигуры героев - «недотеп» и
символический образ сада в комедии.
93
Роль второстепенных и
внесценических персонажей в
чеховской пьесе. Функция ремарок,
звука и цвета в «Вишневом саде».
Сложность и неоднозначность
авторской позиции в произведении.
94 Особенности чеховского диалога.
95
Новаторство Чехова-драматурга.
96 Сочинение по творчеству А.П.
Чехова 97 Контрольная работа
98 Обзор зарубежной литературы
второй половины 19 века.
Основные тенденции в развитии
литературы второй половины 19
века.
99 Г. де Мопассан. Жизнь и
творчество. Новелла «Ожерелье».
Мастерство психологического
анализа.
100 Г. Ибсен. Драма «Кукольный
дом»Художественное наследие
Ибсена и мировая драматургия.
101 А. Рембо. Стихотворение «Пьяный
корабль». Тема стихийности жизни,
полной раскрепощенности и
своеволия.
102 Итоговый урок
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
10 класс Рабочая программа по литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.