10кл_е-м_1ч_5урок6

  • doc
  • 02.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10кл_е-м_1ч_5урок6.doc

Раздел долгосрочного плана:

Раздел Механика жидкостей и газов

Школа: 

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 10 (е-м)

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Течение вязкой жидкости. Формула Стокса. Обтекание тел. Решение задач.

Тип урока

Изучение нового материала

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

10.2.5.3 -применять формулу Торричелли при решении экспериментальных, расчетных и качественных задач;

Цели урока

Все должны:

  • Знать соотношение между скоростью и давлением жидкости
  • Использовать технические термины в контексте, наблюдая за потоком воды в суженной трубке, и объяснять, почему он ускоряется

Большинство должны:

  • Вспомнить формулу для давления, оказываемого жидкостью р =ρgh.
  • Анализировать, почему плотность жидкости важна для манометров и барометров?

Некоторые должны знать, что понятия вязкости и сжимаемости помогут объяснить введение несжимаемой, невязкой идеальной жидкости. Понятия линии потока, ламинарного и турбулентного потока помогут выяснить, когда мы можем и когда не можем применять эту модель

Критерии оценивания

Знать связь между скоростью и давлением жидкости;

Применяет связь между скоростью и давлением жидкости при решении задач и объяснения явлений

Знает уравнение Торричелли

Применяет уравнение Торричелли при решении задач и объяснения явлений

Языковые цели

 

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Скорость, давление, текучая среда, жидкость, идеальная жидкость, поток, расход/скорость потока, перепад давления, градиент давления, площадь поперечного сечения, объем, линия тока, турбулентность, вязкость, несжимаемый, ламинарная непрерывность, сила ускорения.

Уравнение Бернулли, формула Торричелли, уравнение непрерывности.

Полезные выражения для диалогов и письма:

вводится и используется простая физическая модель (идеальная жидкость), которая упрощает анализ, и важно изучить применимость этой модели (например, действительно ли жидкости несжимаемы? И когда можно будет пренебречь трением?). Динамика жидкости имеет отношение к широкому кругу научных и инженерных дисциплин, и ее трудно анализировать точно. Это дает много возможностей для рассмотрения сильных и слабых сторон используемых физических моделей. Поток жидкости также обеспечивает хорошую аналогию для анализа других видов потоков (например, поток зарядов в проводнике и тепловой поток).

Привитие ценностей

Образовательные ценности: достижение целей, поставленных на урок; использование критического мышления при решении задач способствует успешности;

Нравственные ценности: развитие коммуникативных навыков (уважительное отношение к мнению других, умение выслушать, понять; толерантность во взаимоотношениях);

Межпредметные связи

Уметь устанавливать связи между величинами, использовать действия над величинами (связь с математикой).

Понимать единство процессов в природе (разделы физики)

Навыки использования ИКТ

Работа с презентацией, интерактивной доской, поиск информации в интернете.

Предварительные знания

 

Кинематика  в 7 и 9 классах – определения кинематических переменных; уравнения движения; графическое представление движения и его интерпретация.

Динамика в 7 классе – масса, вес, плотность; инерция; скорость равномерного движения, равномерное и неравномерное ускорение.

Законы сохранения в 7 классе– закон сохранения энергии

Динамика в 9 классе – законы Ньютона; равнодействующая сила и применение F = ma

Теплофизика в 8 классе – давление в жидкости; закон Архимеда.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

1 мин

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

Организационный момент.

 

W Новая информация

Закон Пуазёйля (иногда закон Гагена — Пуазёйля) — это физический закон так называемого течения Пуазёйля, то есть установившегося течения вязкой несжимаемойжидкости в тонкой цилиндрической трубке. Закон установлен эмпирически в 1839 году Г. Хагеном, а в 1840—1841 годы — независимо Ж. Л. Пуазёйлем. Теоретически объяснён Дж. Г. Стоксом в 1845 году.

При установившемся ламинарном движении вязкой несжимаемой жидкости сквозь цилиндрическую трубу круглого сечения секундный объёмный расход прямо пропорционален перепаду давления на единицу длины трубы и четвертой степени радиуса и обратно пропорционален коэффициенту вязкости жидкости.

 {\displaystyle Q={\frac {\pi R^{4}}{8\eta l}}(p_{1}-p_{2})={\frac {\pi d^{4}}{128\eta l}}\Delta p,}

где

·                     {\displaystyle p_{1}-p_{2}=\Delta p}ρ — перепад давления на концах капилляра, Па;

·                     {\displaystyle Q}Q — объёмный расход жидкости, м³/с;

·                     {\displaystyle R} R радиус капилляра, м;

·                     {\displaystyle d}d — диаметр капилляра, м;

·                     {\displaystyle \eta }ղ — коэффициент динамической вязкости, Па·с;

·                     {\displaystyle l}l — длина капилляра, м.

Формула используется для определения вязкости жидкостей. Другим способом определения вязкости жидкости является метод, использующий закон Стокса. Картинки по запросу закон стокса

 Картинки по запросу закон стокса

Просмотр видео: Определение коэффициента вязкого трения по методу Стокса https://www.youtube.com/watch?v=1jfF-qc8LSA

(3мин31с)

 

 

G     Решение качественных задач в парах :

1.Стационарный поток жидкости, протекающей по трубе переменного сечения, давит с силой F на участок A между сечениями 1 и 2, который по третьему закону Ньютона давит с такой же силой в противоположном направлении. Следовательно, суммарная сила, действующая на жидкость со стороны этого участка, направлена против движения жидкости. Почему же жидкость в области 2 имеет большую скорость, чем в области 1?

2.Насосная станция города поддерживает в водопроводе на уровне первого этажа давление 5 атм. Определите (пренебрегая трением при течении жидкости) скорость струи воды, вытекающей из крана на первом, втором и третьем этажах, если краны каждого последующего этажа расположены на 4 м выше. На какой этаж вода по водопроводу уже не поднимется? [28,0; 27,3; 26,5 м/с. На двенадцатый этаж]

Корректировка

 

    1. Решение примера решения задачи на доске:

 

1. Из отверстия в дне высокого сосуда вытекает вода. Сечение сосуда S1, сечение струи S2 (рис. 2). Найдите ускорение, с которым перемещается уровень воды в сосуде

 

Решение:

Будем считать жидкость несжимаемой. Тогда для каждого момента времени, согласно уравнению неразрывности струи, можно записать

S1v1 = S2v2, (1)
где v1 - скорость воды в сосуде, v2 - скорость воды в струе вблизи отверстия.
Возьмем производную по времени от (1)

,
где  - ускорение воды в сосуде,  - ускорение свободного падения, так на выходе из сосуда вода начинает свободно падать. Таким образом,

.

Ответ:  . 

  1. Решение задачи с пояснением

W, G     Решение расчетных задач с корректировкой учителя:

1. В дне цилиндрического сосуда диаметром D = 0,5 м имеется круглое отверстие диаметром = 1 см. Найти зависимость скорости понижения уровня воды в сосуде от высоты этого уровня. Найти значение этой скорости для высоты = 0,2 м.

 

2. На столе стоит сосуд с водой, в боковой поверхности
которого имеется малое отверстие, расположенное на расстоянии
h1, от дна сосуда и на расстоянии h2 от уровня воды. Уровень воды в сосуде поддерживается постоянным. На каком
расстоянии
l от сосуда ( по горизонтали) струя воды падает на стол в случае, если: а) h1= 25 см, h2=16см ; б) h1 =16 см, h2= 25 см?

 

3. В сосуд льется вода, причем за единицу времени наливается объем воды V1= 0,2 л/с. Каким должен быть диаметр d  отверстия в дне сосуда, чтобы вода в нем держалась на постоянном уровне h =8.3cм?

 

G   Рефлексия:  Какие затруднения при решении задач  у вас возникли и как вы их преодолели?

 

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сборник задач по физике: Волькенштейн

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники

безопасности


Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.  

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

 

Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также