11 класс Рабочая программа по литературе
Оценка 4.6

11 класс Рабочая программа по литературе

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русская литература
11 кл
01.03.2018
11 класс Рабочая программа по литературе
Рабочая программа по литературе 10 класс. (базовый уровень к учебному пособию С.А. Зинин,, В.И. Сахаров. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: М: ООО «ТИД «Русское слово - РС» , 2016. . 3 часа в неделю, 102 часа в год ) Содержит: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся , содержание учебного процесса и календарно - тематическое планирование.
11 лит.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ЛИТЕРАТУРА»  11 класс основное общее образование (БУП ­2004) Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературе для 10­11 классов/ авт­сост. В.И. Чалмаев, Г.С. Меркин, С.А. Зинин// Литература. Программа 5­11 классы – М.: ООО «ТИД «Русское слово» ­ РС», 2011  Рабочая программа реализуется через УМК: С.А. Зинин,, В.И. Чалмаев Литература. 11  класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./­ М: ООО «ТИД «Русское слово ­ РС» , 2014.   Согласно учебному плану учреждения на реализацию этой программы  отводится  3   часа в неделю, 105 часов в год.                                     ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса  В результате изучения литературы обучающийся должен  знать / понимать:  ­ образную природу словесного искусства;  ­ содержание изученных литературных произведений;  ­ основные факты жизни и творчества писателей классиков XIX­XX веков;  ­ основные теоретико­литературные понятия; уметь:  ­ воспроизводить содержание литературного произведения;  ­ анализировать и интерпретировать художественное произведение;  ­ определять род и жанр литературного произведения;  ­ выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;  ­ давать характеристику героев;  ­ характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно­ выразительных  средств;  ­ выявлять авторскую позицию;  ­ аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному;  ­ строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением. Содержание тем учебного курса Введение Русская   литература   в   контексте   мировой   художественной   культуры  XX  столетия. Литература   и   глобальные   исторические   потрясения   в   судьбе   России   в  XX  веке.   Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: пуская советская   литература;   литература,   официально   не   признанная   властью;   литература Русского зарубежья.  Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека   и   проблема   ответственности.   Тема   исторической   памяти,   национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов. ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА Развитие   художественных   и   идейно­нравственных   традиций   русской   классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала  века. Человек и эпоха – основная   проблема   искусства.   Направления   философской   мысли   начала   столетия, сложность   отражения   этих   направлений   в   различных   видах   искусства.   Реализм   и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп. Писатели­реалисты начала XX века  «Господин   из   Сан­Франциско»,   «Чистый   понедельник». Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения:  «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество»  (возможен выбор трех других стихотворений). Тонкий   лиризм   пейзажной  поэзии  Бунина,  изысканность  словесного   рисунка,  колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.  Своеобразие Рассказы: лирического повествования в прозе И.А.Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим   социально­философским   обобщениям   в   рассказе   «Господин   из   Сан­ Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И.А.Бунина. Теория   литературы.   Психологизм   пейзажа   в   художественной   литературе.   Рассказ (углубление представлений). Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира   героини.   Мечты   Олеси   и   реальная   жизнь   деревни   и   ее   обитателей.   Толстовские традиции   в   прозе   Куприна.   Проблема   самопознания   личности   в   повести   «Поединок». Смысл   названия   повести.   Гуманистическая   позиция   автора.   Трагизм   любовной   темы   в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет».   Трагическая   истории   любви   Желткова   и   пробуждение   души   Веры   Шеиной. Поэтика   рассказа.   Символическое   звучание   детали   в   прозе   Куприна.   Роль   сюжета   в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А.И.Куприна. Теория   литературы.   Сюжет   и   фабула   эпического   произведения   (углубление представлений). Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ  «Старуха   Изергиль».    Романтический   пафос   и   суровая   правда   рассказов М.Горького. народно­поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в   рассказах   Горького.   Смысл   противопоставления   Данко   и   Ларры.   Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На   дне».  Социально­философская   драма.   Смысл   названия   произведения.   Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького­драматурга. Сценическая судьба пьесы. Теория   литературы.   Социально­философская   драма   как   жанр   драматургии   (начальные представления). Серебряный век русской поэзии Символизм «Старшие   символисты»:  Н.Минский,   Д.Мережковский,   З.Гиппиус,   В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб. «Младосимволисты»: А.Белый, А.Блок, Вяч. Иванов. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма. Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения:  «Творчество»,   «Юному   поэту»,   «Каменщик»,   «Грядущие   гунны». Возможен   выбор   других   стихотворений.   Брюсов   как   основоположник   символизма   в русской   поэзии.   Сквозные   темы   поэзии   Брюсова   –   урбанизм,   история,   смена   культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля. Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К.Бальмонта:  «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветик». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись   и   звукопись   поэзии   Бальмонта.   Интерес   к   древнеславянскому   фольклору («Злые чары», «Жар птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта. Андрей   Белый   (Б.Н.Бугаев).  Слово   о   поэте.   Стихотворения   (три   стихотворения   по выбору   учителя   и   учащихся).   Влияние   философии   Вл.Соловьева   на   мировоззрение А.Белого. Ликующее мироощущение мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»). Статья   Н.Гумилева  «Наследие   символизма   и   акмеизм»  как   декларация   акмеизма. Западноевропейские   и   отечественные   истоки   акмеизма.   Обзор   раннего   творчества Н.Гумилева, С.Городецкого, А.Ахматовой, О.Мандельштама, М.Кузмина и др. Акмеизм Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная   скрипка»,   «Заблудившийся   трамвай»  (или   другие   стихотворения   по выбору   учителя   и   учащихся).   Романтический   герой   лирики   Гумилева.   Яркость, праздничность   восприятия   мира.   Активность,   действенность   позиции   героя,   неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века. Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого»   слова.   Урбанизм   поэзии   будетлян.   Группы   футуристов:   эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В.Маяковский, Д.Бурлюк, В.Хлебников, Вас. Футуризм Каменский),    «Центрифуга»  (Б.Пастернак,   Н.Асеев  и   др.).   Западноевропейский   и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями. Игорь Северянин (И.В.Лотарев). Стихотворения   из   сборников:  «Громокипящий   кубок»,   «Ананасы   в   шампанском», «Романтические   розы»,   «Медальоны»  (три   стихотворения   по   выбору   учителя   и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта. Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления). Изобразительно­выразительные   средства   художественной   литературы: синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).   тропы, Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения:  «Незнакомка»,   «Россия»,   «Ночь,   улица,   фонарь,   аптека…»,   «В ресторане»,   «Река   раскинулась.   Течет,   грустит   лениво…»  Из   цикла  «На   поле Куликовом»),   «На   железной   дороге».  Указанные   произведения   обязательны   для изучения. «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути…». Литературные   и   философские   пристрастия   юного   поэта.   Влияние   Жуковского,   Фета, Полонского,   философии   Вл.Соловьева.   Темы   и   образы   ранней   поэзии:  «Стихи   о Прекрасной Даме».  Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы   и   интонации.   Блок   и   символизм.   Образы   «страшного   мира»,   идеал   и действительность   в   художественном   мире   поэта.   Тема   Родины   в   поэзии   Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция. Поэма  «Двенадцать».  История   создания   поэмы   и   ее   восприятие   современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно­ реалистическое   в   поэме.   Гармония   несочетаемого   в   языковой   и   музыкальной   стихиях произведения.   Герои   поэмы,   сюжет,   композиция.   Авторская   позиция   и   способы   ее выражения   в   поэме.   Многозначность   финала.   Неутихающая   полемика   вокруг   поэмы. Влияние Блока на русскую. Поэзию XX века. Теория   литературы.   Лирический   цикл   (стихотворений).   Верлибр   (свободный   стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений). Новокрестьянская  поэзия (Обзор) Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвященный от народа…». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской   поэзии:   русский   фольклор,   древнерусская   книжность,   традиции Кольцова,   Никитина,   Майкова,   Мея   и   др.   интерес   к   художественному   богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских и идейно­нравственные аспекты этой полемики. Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения:  «Гой   ты,   Русь   моя   родная!..»,   «Не   бродить,   не   мять   в   кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом…», «Собаке Качалова», «Клен   ты   мой   опавший,   клен   заледенелый…».  (Возможен   выбор   трех   других стихотворений.) Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно­поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока   и   Клюева.   Любовная   тема   в   лирике   Есенина.   Исповедальность   стихотворных посланий родным и любимым людям. Есенин   и   имажинизм.   Богатство   поэтического   языка.   Цветопись   в   поэзии   Есенина. Сквозные   образы   есенинской   лирики.   Трагическое   восприятие   революционной   ломки традиционного   уклада   русской   деревни.   Пушкинские   мотивы   в   развитии   темы быстротечности   человеческого   бытия.   Поэтика   есенинского   цикла  («Персидские мотивы»). Теория   литературы.   Фольклоризм   литературы   (углубление   понятия).   Имажинизм. Лирический   стихотворный   цикл   (углубление   понятия).   Биографическая   основа литературного произведения (углубление понятия). ЛИТЕРАТУРА 20­х ГОДОВ   ЛЕФ,   «Перевал»,   конструктивисты,  «Россия,   кровью   умытая»  А.Веселого,   Литературные   объединения   ОБЭРИУ, Обзор с монографическим изучением одного – двух произведений (по выбору учителя и учащихся). Общая   характеристика   литературного   процесса.   «Кузница», «Пролеткульт», «Серапионовы братья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения  (А.Блок,   З.Гиппиус,   А.Белый,   В.Ходасевич,   И.Бунин,   Д.Мережковский, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам и др.). Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В.Хлебников, поэты­ обэриуты). Тема   революции   и   Гражданской   войны   в   творчестве   писателей   нового   поколения («Конармия»  И.Бабеля,  «Разгром» А.Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А.Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых»  Поиски   нового   героя   эпохи  («Голый   год»  Б.Пильняка,   «Ветер» И.Шмелева). Б.Лавренева, «Чапаев» Д.Фурманова). Русская   эмигрантская   сатира,   ее  направленность   (А.Аверченко.  «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»). Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления). Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!»,   «Юбилейное»,   «Прозаседавшиеся»  (указанные   произведения   являются обязательными для изучения). «Разговор   с   фининспектором   о   поэзии»,   «Сергею   Есенину»,   «Письмо   товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех­пяти других стихотворений.) Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность,   пластика   образов,   дерзкая   метафоричность,   необычность   строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта­новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия. Теория   литературы.   Футуризм   (развитие   представлений).   Тоническое   стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная. Михаил Афанасьевич Булгаков.  Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов – по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте  исторических событий, социальных потрясений.   Эпическая   широта   изображенной   панорамы   и   лиризм   размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.  История   создания   и   публикации   романа   «Мастер   и   Маргарита».   Своеобразие   жанра   и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического   (библейского   или   мифологического)   до   сатирического   (бытового). Сочетание   реальности   и   фантастики.   «Мастер   и   Маргарита»   ­   апология   творчества   и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». (И.­В.Гете, Э.Т.А.Гофман, Н.В.Гоголь). Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе  XX  века. Традиции и новаторство в литературе. Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повесть  «Котлован».  Высокий   пафос   и   острая   сатира   платоновской   прозы.   Тип платоновского   героя   –   мечтателя   и   правдоискателя.   Возвеличивание   страдания, аскетичного   бытия,   благородства   детей.   Утопические   идеи   «общей   жизни»   как   основа сюжета   повести.   Философская   многозначность   названия   повести.   Необычность   языка   и стиля   Платонова.   Связь   его   творчества   с   традициями   русской   сатиры   (М.Е.Салтыков­ Щедрин). Теория   литературы.   Индивидуальный   стиль   писателя   (углубление   понятия).   Авторские неологизмы (развитие представлений). Анна Андреева Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля». (Указанные стихотворения обязательны для изучения.) «Я научилась просто, мудро жить…», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других   стихотворений.)   Искренность   интонаций   и   глубокий   психологизм   ахматовской лирики.   Любовь   как   возвышенное   и   прекрасное,   всепоглощающее   чувство   в   поэзии Ахматовой.   Процесс   художественного   творчества   как   тема   ахматовской   поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы   в   исповедальной   лирике   Ахматовой.   Русская   поэзия   и   судьба   поэта   как   тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма  «Реквием».  Нераздельность, единство трагедии народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и сдержанное благородство   скорбного   стиха.   Мощное   трагическое   звучание   «Реквиема».   Тема   суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений). Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения:  «Notre  Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть   грядущих   веков…»,   «Я   вернулся   в   мой   город,   знакомый   до   слез…». Перечисленные произведения обязательны для изучения.) «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны…». (Возможен выбор трех­четырех других стихотворений.) Культурологические   истоки   творчества   поэта.   Слово,   словообраз   в   поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно­живописная   манера   и   философичность   поэзии   Мандельштама. Импрессионистическая   символика   цвета.   Ритмико­интонационное   многообразие.   Поэт  и «век­волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX – начале XXI века.  Теория   литературы.   Импрессионизм   (развитие   представлений).   Стих,   строфа,   рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).  Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине!   Давно…».    (Перечисленные   стихотворения   являются   обязательными   для изучения.) «Попытка ревности»,   «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину».  (Возможен выбор двух­трех других стихотворений.) Уникальность   поэтического   голоса   Цветаевой.   Искренность   лирического   монолога­ исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины.   Фольклорные   истоки   поэтики.   Трагичность   поэтического   мира   Цветаевой, определяемая   трагичностью   эпохи   (революция,   Гражданская   война,   вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии   поэта,   творца   и   черни,   мира   обывателей,   «читателей   газет».   Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века. Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия). Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» ­  роман­эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического   повествования.   Герои   эпопеи.   Система   образов   романа.   Тема   семейная   в романе.   Семья   Мелеховых.   Жизненный   уклад,   быт,   система   нравственных   ценностей казачества.   Образ   главного   героя.  Трагедия     целого  народа   и   судьба   одного   человека. Проблема   гуманизма   в   эпопее.   Женские   судьбы   в   романе.   Функция   пейзажа   в произведении.   Шолохов   как   мастер   психологического   портрета.   Утверждение   высоких нравственных   ценностей   в   романе.   Традиции   Л.Н.Толстого   в   прозе   М.А.Шолохова. Художественное   своеобразие   шолоховского   романа.   Художественное   время   и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория   литературы.   Роман­эпопея   (закрепление   понятия).   Художественное   время   и художественное   пространство   (углубление   понятий).   Традиции   и   новаторство   в художественном творчестве (развитие представлений). ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (Обзор) Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь   и   разлук,   надежда   и   вера).   Лирика  А.Ахматовой,   Б.Пастернака,   Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова,  А.Прокофьева, К.Симонова, О.Берггольц, Дм.Кедрина и др.; песни А.Фатьянова; поэмы «Зоя» М.Алигер, «Февральский дневник» О.Берггольц, «Пулковский   меридиан»  В.Инбер,  «Сын»  П.Антокольского.  Органическое   сочетание высоких   патриотических   чувств   с   глубоко   личными,   интимными   переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и   эпической   поэзии,   обобщенно­символическое   звучание   признаний   в   любви   к   родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки,   А.Платонова, рассказы, В.Гроссмана и др. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К.Симонова, Л.Леонова. Пьеса­сказка Е.Шварца «Дракон». Значение   литературы   периода   Великой   Отечественной   войны   для   прозы,   поэзии, драматургии второй половины XX века.   К.Паустовского,   повести  А.Толстого,   М.Шолохова, ЛИТЕРАТУРА 50­90­х ГОДОВ (Обзор)  Д.Гранин,   В.Дудинцев,   Ю.Трифонов,   В.Маканин  и   др. Новое   осмысление   военной   темы   в   творчестве  Ю.Бондарева,   В.Богомолова, Г.Бакланова, В.Некрасова, К.Воробьева, В.Быкова, Б.Васильева и др.   идеи,   образы   в   поэзии   периода   «оттепели»  (Б.Ахмадулина, Новые   темы, Р.Рождественский,   А.Вознесенский,   Е.Евтушенко  и   др.).   Особенности   языка, стихосложения   молодых   поэтов–шестидесятников.   Поэзия,   развивающаяся   в   русле традиций русской классики:  В.Соколов, В.Федоров, Н.Рубцов, А.Прасолов, Н.Глазков, С.Наровчатов, Д.Самойлов, Л.Мартынов, Е.Винокуров, С.Старшинов, Ю.Друнина, Б.Слуцкий, С.Орлов и др. «Городская»   проза: Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений. «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира   человека,   кровно   связанного   с   землей,   в   повестях  С.Залыгина,   В.Белова, В.Астафьева, Б.Можаева, Ф.Абрамова, В.Шукшина, В.Крупина и др. Драматургия.   Нравственная   проблематика   пьес  А.Володина  («Пять   вечеров»), А.Арбузова  («Иркутская   история»,   «Жестокие   игры»),  В.Розова  («В   добрый   час!», «Гнездо глухаря»),  А.Вампилова  («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын»)  и др. Литература   Русского   зарубежья.   Возвращенные   в   отечественную   литературу   имена   и произведения (В.Набоков, В.Ходасевич, Г.Иванов, Г.Адамович, Б.Зайцев, М. Алданов, М.Осоргин, И.Елагин). Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике. Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная   ритмика   и   инструментовка).   Песенное   творчество  А.Галича,   Ю.Визбора, В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Кима и др.   «Памяти   Гагарина». Александр   Трифонович   Твардовский.  Жизнь   и   творчество.   Личность.   (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном­единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». (Перечисленные произведения обязательны для изучения.) «В   этот   день,   когда   закончилась   война…»,   «Дробится   рваный   цоколь монумента…»,  (Возможен   выбор   двух­трех   других стихотворений.) Лирика крупнейшего русского эпического поэта  XX  века. Размышления о настоящем и будущем   Родины.   Чувство   сопричастности   к   судьбе   страны,   утверждение   высоких нравственных  ценностей.   Желание   понять  истоки  побед   и  трагедий  советского   народа. Искренность   исповедальной   интонации   поэта.   Некрасовская   традиция   в   поэзии А.Твардовского. Теория   литературы.   Традиции   и   новаторство   в   поэзии   (закрепление   понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия). Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем   мне   хочется   дойти…»,   «Гамлет»,   «Зимняя   ночь».  (Перечисленные произведения обязательны для изучения.)  (Возможен   выбор   двух   других «Марбург»,   «Быть   знаменитым   некрасиво…». стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление   перед   чудом   бытия.   Человек   и   природа   в   поэзии   Пастернака.   Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак­переводчик. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и   публикации   романа.   Жанровое   своеобразие   и   композиция   романа,   соединение   в   нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы­символы и сквозные мотивы в романе.   Образ   главного   героя   –   Юрия   Живаго.   Женские   образы   в   романе.   Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака. Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Теория   литературы.   Прототип   литературного   героя   (закрепление   понятия).   Житие   как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия). Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказы  «На   представку»,   «Сентенция».  (Возможен   выбор   двух   других   рассказов). Автобиографический   характер   прозы   В.Т.Шаламова.   Жизненная   достоверность,   почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование   человеческой   природы   «в   крайне   важном,   не   описанном   еще   состоянии, когда   человек   приближается   к   состоянию,   близкому   к   состоянию   зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова­прозаика. Теория   литературы.   Новелла   (закрепление   понятия).   Психологизм   художественной литературы   (развитие   представлений).   Традиции   и   новаторство   в   художественной литературе (развитие представлений).  «Видения   на   холме»,   «Русский   огонек»,   «Звезда Николай   Михайлович   Рубцов.   полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Рубцова – Родина­Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.  (Одно Виктор   Петрович   Астафьев.   произведение   по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь­рыба». Утрата нравственных ориентиров – главная проблема в романе «Печальный детектив».  «Царь   ­   рыба»,   «Печальный   детектив».  «Последний   срок»,     «Прощание   с   Матерой», Валентин   Григорьевич   Распутин.   «Живи   и   помни».  (Одно   произведение   по   выбору.)   Тема   «отцов   и   детей»   в   повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой». Нравственное   величие   русской   женщины,   ее   самоотверженность.   Связь   основных   тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики. Иосиф   Александрович   Бродский.  Стихотворения:  «Осенний   крик   ястреба»,   «На смерть   Жукова»,   «Сонет»   («Как   жаль,   что   тем,   чем   стало   для   меня…»). (Возможен выбор трех других стихотворений.) Широта   проблемно­тематического   диапазона   поэзии   Бродского.   «Естественность   и органичность   сочетания   в   ней   культурно­исторических,   философских,   литературно­ поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В.А.Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И.Бродского. Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия). Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте.  «До   свидания,   мальчики»,   «Ты   течешь,   как   река.   Странное Стихотворения: название…»,   «Когда   мне   невмочь   переселить   беду…».  (возможен   выбор   других стихотворений.) Память о войне в лирике поэта­фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии   Окуджавы.   Интонации,   мотивы,   образы   Окуджавы   в   творчестве   современных поэтов­бардов. Теория   литературы.   Литературная   песня.   Романс.   Бардовская   песня   (развитие представлений). Юрий   Валентинович   Трифонов.  Повесть  «Обмен».  «Городская»   проза   и   повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А.П.Чехова в прозе Ю.В.Трифонова. Теория   литературы.   Психологизм   художественной   литературы   (углубление   понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия). Александр   Валентинович   Вампилов.   другого драматического произведения.) Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.  Пьеса  «Утиная   охота».  (Возможен   выбор Из литературы народов России Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.) Стихотворения:  «подует ветер – все больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим   и   скарб   и   одежду…»,   «Птиц   выпускаю».  (Возможен   выбор   других стихотворений.) Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей   в   лирике   поэта.   Тема   памяти   о   родных   местах,   мудрости   предков, запечатленных   в   песнях   и   сказаниях.   Беспамятство   –   самый   тяжкий   грех   как   для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима. Теория   литературы.   Национальное   и   общечеловеческое   в   художественной   литературе (развитие представлений). ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI ВЕКА  В.Белов,   А.Битов,   В.Маканин,   А.Ким,   Е.Носов,   В.Куприн,   С.Каледин, Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза: В.Пелевин,  Т.Толстая, Л.Петрушевская, В.Токарева, Ю.Поляков и др. Поэзия:  Б.Ахмадулина,   А.Вознесенский,   Е.Евтушенко,   Ю.Друнина,   Л.Васильева, Ю.Мориц,   Ю.Кузнецов, И.Шкляревский, О.Фокина, Д.Пригов, Т.Кибиров, И.Жданов, О.Седакова и др.   Б.Чичибабин,   Н.Тряпкин,   А.Кушнер,   О.Чухонцев, ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Джордж Бернард Шоу.  «Дом, где разбиваются сердца»,  «Пигмалион».  (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.) «Дом,   где   разбиваются   сердца».   Влияние   А.П.Чехова   на   драматургию   Д.Б.Шоу. «Английская   фантазия   на   русские   темы».   Мастерство   писателя   в   создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила. «Пигмалион».   Власть   социальных   предрассудков   над   сознанием   людей.   Проблема духовного   потенциала   личности   и   его   реализации.   Характеры     главных   героев   пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы. Теория литературы. Парадокс как художественный прием. Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой   войной.   Ирония   автора.   Пародийное   использование   мотивов   из   классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж.Донна и др.). Эрих Мария Ремарк.   «Три товарища».  (Обзорное изучение романа.) Э.М.Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности:   Своеобразие художественного   стиля   писателя   (особенности   диалогов,   внутренних   монологов, психологический подтекст). Теория литературы.  Внутренний монолог (закрепление понятия).   готовность   помочь,   солидарность,   дружбу,   любовь. Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов  «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Повесть  «Старик   и   море»  как   итог   долгих   нравственных   исканий   писателя.   Образ главного героя – старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»). ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ И.А.Бунин. 2­3 стихотворения (по выбору учащихся). В.Я.Брюсов. 1­2 стихотворения (по выбору учащихся). Н.С.Гумилев. 1­2 стихотворения (по выбору учащихся). А.А.Блок. Незнакомка. Россия.  «Ночь, улица, фонарь, аптека…». В.В.Маяковский. А вы могли бы?.  Послушайте!. С.А.Есенин.   Письмо   к   матери.     «Шаганэ   ты   моя,   Шаганэ!..».   «Не   жалею,   не   зову,   не плачу…» М.И.Цветаева.  «Моим стихам, написанным так рано…». Стихи Блоку («Имя твое – птица в руке…»).  «Кто создан из камня, кто создан из глины…». О   .  Э   .  Мандельштам. Notre Dame.  «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». А.А.Ахматова.  «Мне ни к чему одические рати…».  «Мне голос был. Он звал утешно…». Родная земля. Б.Л.Пастернак.   «Февраль. Достать чернил и плакать!..» Определение поэзии.   «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». Тематический план дисциплины № Наименование разделов и тем Всего  часов Развитие  речи сочинение Самостоятельна я работа Литература 20 века Введение. Литература начала XX  века. 1 Литература первой половины 20 века. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 5 1 2 1 1 1 1 1 6 1 5 5 1 5 2 5 1 3 8 4 1 2 1 1 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26.  Обзор русской литературы первой  половины 20 века. И. А. Бунин. Лирика. Рассказы:  «Господин из Сан­Франциско»,  «Чистый понедельник», «Темные  аллеи», «Антоновские яблоки» А.И.Куприн. «Поединок»,  «Гранатовый браслет»  М. Горький. «Старуха Изергиль»,  «На дне»  Серебряный век русской поэзии  как своеобразный «русский  ренессанс» Символизм. В.Я. Брюсов. К.Д.Бальмонт А.Белый Акмеизм. Н.С.Гумилев Футуризм. И.Северянин В. Хлебников А.А. Блок. Новокрестьянская поэзия Н.А.Клюев.  С.А. Есенин. В.В. Маяковский. Литература 30­х годов ХХ века  М.А.Булгаков «Мастер и  Маргарита» А.П.Платонов. «Котлован» А.А.Ахматова. О.Э.Мандельштам. М.И.Цветаева. М.А.Шолохов.»Тихий Дон»    Б.Л. Пастернак. Лирика.  «Доктор  Живаго» Обзор зарубежной литературы  первой половины 20 века Б. Шоу «Пигмалион» 27. Г. Аполлинер. Стихотворение 1 «Мост Мирабо» Литература второй половины 20 века 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Обзор русской литературы второй  половины 20 века. А.Т.Твардовский. А.И.Солженицын. В.Т.Шаламов. Н.М.Рубцов. В.В. Шукшин В.В. Быков В.П.Астафьев. В.Г.Распутин. И.А.Бродский. Б.Ш.Окуджава. А.В.Вампилов. Э. Хемингуэй  14. Обзор литературы последнего  десятилетия 15.  Итоговый урок 2 2 2 2 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 Резерв Итого 2 102 9 1 1 1 7                                                                                                                                               КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ Раздел, тема урока Фактические сроки  Примеча ние Плановые сроки про­ хождения темы Введение. Русская литература 20 века  в контексте мировой культуры.  Обзор русской  литературы первой  половины 20 века. Традиции и  новаторство в литературе на рубеже  19­20 вв. И.А. Бунин. Жизнь и творчество  Обзор русской литературы начала 20 века Литература первой половины 20 века. И.А. Бунин. № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10­ 11 12 13 14 15 (обзор). Философичность и лаконизм  поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Развитие традиций русской  классической литературы в прозе  Бунина. Тема «угасания дворянских  гнезд» в рассказе «Антоновские  яблоки» Тема любви в  рассказах писателя.  Поэтичность женских образов.  «Чистый понедельник» и др. Психологизм бунинской прозы.  Принципы создания характера.  «Господин из Сан­Франциско» Р/р сочинение по творчеству И.А.  Бунина 8.А.И.Куприн. Жизнь и творчество.  (Обзор.) .«Олеся». Поэтическое  изображение природы в повести,  богатство духовного мира героини.  Мечты Олеси и реальная жизнь  деревни и ее обитателей Любовь как высшая ценность мира в  рассказе «Гранатовый браслет» Проблема самопознания личности в  повести «Поединок». Толстовские  традиции в прозе Куприна.   Гуманистическая позиция автора.  Сюжет и фабула эпического  произведения М. Горький.  Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ  «Старуха Изергиль». Особенности  композиции. Тема поиска смысла жизни. Проблема  гордости и свободы. «На дне». Атмосфера духовного  разобщения людей.  Социально­философская драма как  жанр драматургии.  М.Горький. «На дне». Проблема  мнимого и реального преодоления  унизительного положения, иллюзий и  активной мысли, сна и пробуждения  души. Литература первой половины 20 века. А.И. Куприн Литература первой половины 20 века. М. Горький Из зарубежной литературы Серебряный век русской поэзии 16 17 18 19 20 21 22 23 24 24 25 26 М.Горький. «На дне». «Три правды» в  пьесе и их трагическое  столкновение… Смысл названия  пьесы.  Р.Р. Контрольное сочинение  по творчеству Горького. Обзор зарубежной литературы первой  половины 20 века. Гуманистическая  направленность произведений  зарубежной литературы 20 века. Б. Шоу. Жизнь и творчество (обзор)  Пьеса «Пигмалион». Своеобразие  конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих  судеб в мире условностей. Г. Аполлинер. Жизнь и творчество  (обзор) Стихотворение «Мост  Мирабо». Непосредственность чувств,  характер лирического переживания. Серебряный век как своеобразный  «русский ренессанс». Обзор русской  поэзии конца 19­начала 20 вв. Символизм. Истоки русского  символизма. Влияние  западноевропейской философии и  поэзии на творчество русских  символистов. В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов  как основоположник символизма в  русской поэзии. «Творчество»,  «Юному поэту», «Каменщик»,  «Грядущие гунны». К. Бальмонт.  Слово о поэте.  Цветопись и  звукопись поэзии.  Интерес к древнеславянскому  фольклору. «Будем как солнце»,  «Только любовь», «Семицветик».   Андрей Белый. Слово о поэте.  Ликующее мироощущение.  Философские раздумья поэта. А.А.Блок. Жизнь и творчество.(Обзор.)  Романтический мир раннего Блока.  «Вхожу я в темные храмы…». Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Понятие  о лирическом цикле. Образы «страшного мира», идеал и  действительность  в художественном  мире поэта. «Незнакомка», «Ночь,  улица, фонарь, аптека…», «В  ресторане», «На железной дороге» и  др. Тема Родины в  поэзии Блока.  «Россия», «Река раскинулась. Течет,  грустит лениво…». Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэма «Двенадцать».  Многоплановость, сложность  художественного мира поэмы.  Верлибр (свободный стих). Герои  поэмы, сюжет, композиция.  Многозначность финала. Авторская  позиция и способы ее выражения в  произведении.  Р/р. Сочинение по творчеству А.А.  Блока Истоки акмеизма. Программа  акмеизма в статье Н.С. Гумилева  «Наследие символизма и акмеизм» Манифесты футуризма, их пафос и  проблематика. Поэт как миссионер  «нового искусства» И. Северянин. Жизнь и творчество  (обзор). Эмоциональная  взволнованность и ироничность поэзии Северянина. В.В. Хлебников. Жизнь и творчество  (обзор) Слово о художественном мире  поэзии Хлебникова. Новокрестьянская поэзия. Н.А.Клюев.  Жизнь и творчество.(Обзор.) Духовные и поэтические истоки  новокрестьянской поэзии: русский  фольклор, древнерусская книжность,  традиции Кольцова, Никитина,  Майкова, Мея и др. Р/р Сочинение по творчеству поэтов  конца 19­начала 20 века. 27 28 29­ 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Н.С. Гумилев. Слово о поэте  Романтический герой лирики  Гумилева. Яркость, праздничность  восприятия мира. Активное неприятие серости, обыденности существования. А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Отражение в лирике глубины  человеческих переживаний.  Художественное своеобразие и  поэтическое мастерство любовной  лирики А.А. Ахматовой. «Песня  последней встречи…», «Сжала руки  под темной вуалью…», «Приморский  сонет». Сюжетность лирики. А.А.Ахматова. Слияние темы России и собственной судьбы в исповедальной  лирике А. Ахматовой. «Мне голос  был. Он звал утешно…», «Родная  земля», «Мне ни к чему одические  рати…», «Я научилась просто мудро  жить…» А.А.Ахматова. Поэма «Реквием».  Трагедия народа и поэта. Особенности жанра и композиции поэмы.  Лирическое и эпическое в поэме как  жанре литературы.  Победа исторической памяти над  забвением как основной пафос  «Реквиема» Р\р Сочинение по творчеству А.А.  Ахматовой М.И.Цветаева. Жизнь и творчество.  (Обзор.) Тема творчества, миссии  поэта,  значения поэзии в творчестве  Цветаевой. «Моим стихам,  написанным так рано…», «Стихи к  Блоку», «Попытка ревности», «Стихи  к Пушкину». Лирический цикл.  М.И.Цветаева. Тема Родины. «Кто  создан из камня, кто создан из  глины…», «Тоска по родине!  Давно…», «Стихи о Москве». 47 48. 49 50 51 52 53 54 Фольклорные истоки поэтики.  Лирическая героиня Цветаевой.  Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)Начало творческого пути: дух  бунтарства и эпатажа. Маяковский и  футуризм. «А вы могли бы?»,  «Скрипка и немножко нервно».  Тоническое стихосложение.  В.В.Маяковский. Пафос  революционного переустройства мира. Поэтическое новаторство  Маяковского (ритм, рифма,  неологизмы, гиперболичность,  пластика образов, дерзкая  метафоричность, необычность  строфики, графики стиха).  «Послушайте!». Сатирическая лирика. Развитие представлений о рифме:  рифма составная (каламбурная),  рифма ассонансная. В.В. Маяковский. Тема поэта и поэзии в творчестве  Маяковского. «Юбилейное»,  «Разговор с фининспектором о  поэзии», «Сергею Есенину». В.В.Маяковский. Своеобразие   любовной  лирики поэта. «Лиличка!»,  «Письмо товарищу Кострову из  Парижа о сущности любви», «Письмо  Татьяне Яковлевой». Сатирические образы в творчестве  В.В. Маяковского. «О дряни»,  «Прозаседавшиеся». С.А.Есенин.Жизнь и творчество. (Обзор.) Есенин и имажинизм.  Сквозные образы есенинской лирики.  Биографическая основа литературного произведения.  С.А.Есенин. Россия, Русь как главная  тема всего творчества. Идея «узловой  завязи» природы и человека. «Гой ты,  Русь моя родная!..», «Не бродить, не  мять в кустах багряных…», «Не  жалею, не зову, не плачу…», «Спит  ковыль. Равнина дорогая…».  Фольклоризм литературы. 55 56 57 58 59 60 61 62  Любовная тема в  лирике Есенина.  «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» Поэтика  есенинского цикла («Персидские  мотивы»). Исповедальность стихотворных  посланий родным и любимым людям.  «Письмо матери», «Мы теперь уходим  понемногу…»  Трагическое восприятие  революционной ломки традиционного  уклада русской деревни. «Русь  советская», «Сорокоуст» и др. Р\р Сочинение по творчеству В.В.  Маяковского и С.А. Есенина О.Э.Мандельштам. Жизнь и  творчество.(Обзор.)Слово, словообраз  в поэтике Мандельштама.  Импрессионистическая символика  цвета. «Notre Dame», «Бессонница.  Гомер, Тугие паруса…», «За дремучую доблесть грядущих веков…», «Я   вернулся в мой город ,знакомый до  слез…» и др. М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)  М.А. Булгаков и театр.  Судьбы людей в революции в романе  «Белая гвардия» и пьесе «Дни  Турбинных». Традиции и новаторство  в литературе.  М.А.Булгаков. История создания и  публикации романа «Мастер и  Маргарита». Своеобразие жанра  и  композиции. Роль эпиграфа.  «Мастер и Маргарита».  Многоплановость, разноуровневость  повествования: от  символического(библейского или  мифологического) до  сатирического(бытового).  Разнообразие типов романа в русской  прозе 20 века. Литература первой половины 20 века. М.А. Булгаков Литература первой половины 20 века. М.А. Шолохов 63 64 65 66 67­ 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 «Мастер и Маргарита». Сочетание  реальности и фантастики  «Мастер и Маргарита»­апология  творчества и идеальной любви в  атмосфере отчаяния и мрака Р/р. Сочинение по творчеству М.А.  Булгакова М.А.Шолохов. Жизнь. Творчество.  Личность. (Обзор.)    «Тихий Дон»­ роман­эпопея о  всенародной трагедии. Система  образов романа. Семья Мелеховых.  Жизненный уклад, быт, система  нравственных ценностей  казачества.  Проблема гуманизма в эпопее. М.А.Шолохов. «Тихий Дон». Широта  эпического повествования.  Художественное время и  художественное пространство в  произведении.  М.А.Шолохов. «Тихий Дон». Образ  главного героя. Традиции и  новаторство Шолохова.  М.А.Шолохов. «Тихий Дон». Женские  судьбы в романе. «Вечные» темы в романе: человек и  история, война и мир, личность и  масса.  Функция пейзажа в романе. Смысл  финала Р./р Сочинение по роману М.А.  Шолохова «Тихий Дон» А.П.Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повесть «Котлован».  Высокий пафос и острая сатира  платоновской прозы. Индивидуальный  стиль писателя. А.П.Платонов. Повесть «Котлован».  Тип платоновского героя­мечтателя и  правдоискателя. Философская  многозначность названия повести.  Авторские неологизмы.  Л.Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)Тема поэта и поэзии. Любовная лирика поэта. Философская  глубина раздумий. «Февраль. Достать  чернил и плакать!..», «Определение  поэзии», «Во всем мне хочется  дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» и  др. Роман «Доктор Живаго». История  создания и публикации. Жанровое  своеобразие и композиция романа,  соединение в нем прозы и поэзии,  эпического и лирического начал.  Образ главного героя­Юрия Живаго.  Женские образы в романе. Цикл  «Стихотворения Юрия Живаго» его  органическая связь с проблематикой и  поэтикой романа.  Литература второй половины 20 века Обзор русской литературы второй  половины 20 века. Великая  Отечественная война и ее  художественное осмысление в русской литературе. «Лагерная» тема «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и  социальных проблем. А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Личность.(Обзор.)Лирика  крупнейшего русского эпического  поэта ХХ века. Размышления о  настоящем и будущем Родины. «Вся  суть в одном­единственном завете…»,  «Памяти матери», «Я знаю, никакой  моей вины…» Чувство сопричастности к судьбе  страны, утверждение высоких  нравственных ценностей. «В тот день,  когда закончилась война…»,  «Дробится рваный цоколь  монумента…», «Памяти Гагарина».  Некрасовская традиция в поэзии  А.Твардовского. Н.М.Рубцов. Основные темы и мотивы  лирики Рубцова. Родина­Русь, ее  природа и история, судьба народа,  духовный мир человека, его  78 79­ 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 нравственные ценности: красота и  любовь, жизнь и смерть, радости и  страдания. А.И. Солженицын. Жизнь и  Творчество. Повесть «Один день  Ивана Денисовича». Проблема  русского национального характера в  контексте трагической эпохи. Роман «Архипелаг Гулаг»  (фрагменты). Отражение в романе  трагического опыта русской истории. В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.) История создания  «Колымских рассказов» «Последний  замер». Своеобразие раскрытия «лагерной  темы». Рассказ «Шоковая терапия» В.М. Шукшин. Рассказы «Верую!»,  «Алеша Бесконвойный». Изображение  народного характера и картин  народной жизни. В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой».  Проблематика повести. Народ, его  история, его земля  в повести. В.П.Астафьев. «Царь­рыба».  Взаимоотношения человека и природы  в романе.  В.В. Быков. Повесть «Сотников».  Нравственная проблематика  произведения.  И.А.Бродский. «Осенний крик  ястреба», «На смерть Жукова»,  «Сонет»( «Как жаль, что тем, чем  стало для меня…»).Широта  проблемно­тематического диапазона  поэзии Бродского. Сонет как жанр  лирического произведения. Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте. «До  свидания, мальчики», «Ты течешь, как  река. Странное название…», «Когда  мне невмочь пересилить  беду…».Память о войне в лирике  поэта­фронтовика. Поэзия «оттепели»  и песенное творчество Окуджавы. 96 Темы и проблемы современной драматургии. А.В.Вампилов. Пьеса  «Утиная охота». Проблематика,  основной конфликт и система образов  в пьесе Р/р  Сочинение по русской литературе  второй половине 20 века.  Э.М.Хемингуэй. Рассказ о писателе.  Повесть «Старик и море» как итог  долгих нравственных исканий  писателя. Единение человека и  природы. Образ рыбака Сантьяго 97 99­ 100 101­ 102 Обзор литературы последнего  десятилетия. Основные тенденции  современного литературного процесса.

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе

11 класс Рабочая программа по литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018