Урок русского языка
Слушателя курсов повышения квалификации
по теме «Особенности преподавания русского языка как неродного в поликультурной школе и школе с поликультурным компонентом»
учителя начальных классов
Косумовой Айшат Зайнадиевны группа №3
Ф.И.О. номер
Класс: 2 класс
Тип урока: Урок закрепления знаний
-исследование
УМК: Школа России
Тема: Заглавная буква в именах собственных.
Задачи:
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Оборудование: Учебник «Русский язык», 2 кл./ Канакина В.П., Горецкий В.Г карточки, компьютер, рабочие тетради, карточки, компьютер
Форма урока: урок-обобщение.
Ход урока
I. Организационный момент.
А теперь проверь,
дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Постановка задач урока.
- Сегодня мы откоем для себя новые знания. Мы познакомимся с траной которой нет на карте. А что это за страна, вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза.
Учитель: У вас на парте лежат конверты с буквами, поработайте в паре.
- Кто догадался, как называется эта страна?
Дети: ЗАГЛАВНАЯ БУКВА
Послушайте, какое замечательное стихотворение о заглавной букве написал Е. Измайлов.
Буква обычная
выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):
Учитель: - Ребята, откройте тетради и запишите дату, а также слова "Классная работа".
Я тетрадочку открою и как надо положу,
Я друзья мои не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь, за работу я примусь.
Не забудьте - писать надо красиво, аккуратно и разборчиво.
III. Минутка чистописания.
«Мира не узнаешь, не зная края своего». ( Записали в свои тетради)
На доске – символика Чеченской Республики.
IV. Повторение изученного.
- А вот и первая задача.
Посмотрите, перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это?
Дети: это слова.
- По какому признаку можем объединить эти слова? Или (К какой части речи относятся эти слова?)
Дети: К имени существительному.
- Докажите?
Дети: все слова обозначают предмет и отвечают на вопрос: КТО? и ЧТО?
- На какие 2 группы можно разделить данные слова?
Дети: одушевленные и неодушевленные.
- Как вы думаете, почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?
Дети: есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.
- Какие слова относят к именам собственным?
Дети: К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.
- Как нужно писать имена собственные?
Дети: с заглавной буквы.
V. Физ. минутка. Релаксационная пауза.
– А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру
«Нарицательное -топай, ну а собственное -хлопай!» Встали.
Собака, Дружок, корова, Буренка, село, река, Свирь, Иванов, Олег, фамилия, зяц, медведь, город, Подпорожье.
- Молодцы, тихонько сели.
VI. Работа по теме урока. Упражнения в написании заглавной буквы
Работа в группах
Учитель:
Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.
Наприме: Рязанов, Донской, Болотин.
Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.
Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Носов.
С красной строки запишите каждый свою фамилию. Подчеркните заглавную букву.
Сейчас мы проверим, знаете ли вы фамилии ваших одноклассников. ( 1 команда-1 ряд, 2команда -2 ряд, 3 команда-3 ряд) Каждая команда должна записать фамилии учащихся. 1-ая команда записывает фамилии второй, 2-ая записывает фамилии треьей, 3-тья записывает фамилии первой команды.
VII. Работа по теме урока.
Учитель: - Имя – отличительное название, которое дается человеку при рождении. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя что-то обозначает.
Например: Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям.
У каждого из вас есть ИМЯ.
- Запишите свое имя в дневник наблюдений, рядом с вашей фамилией.
- Как записали свое имя?
Дети: с заглавной буквы. Подчеркните заглавную букву в имени.
А что же такое отчество?
Слово «отчество» означает имя по «отцу». Человек получает отчество от отца. Давным-давно так говорили: Дарья, Александрова дочь или Максим, Русланов сын. Так и появились отчества. Отчество всегда даётся по полному имени. Меня зовут Айшат Зайнадиевна. Значит, отца моего зовут как
Дети- Зайнади
Давайте теперь запишем ваши отчества рядом с вашими именами.
(Дети записывают) Как записали? Подчеркните заглавную букву в отчестве.
Учитель- Ребята, запомните! Фамилии, имена,отчества людей пишутся с большой буквы.
Учитель: - Мы живём в составе большой страны – России.Наш край –Чеченская Республика. Она состоит из множества городов и селений. И наверно, вы знаете названия многих из них.
Как называется столица нашей Республики?
А какой у нас район?
Кто мне скажет название нашего села?
А какая река протекает мимо нас?
Запишите ответы в свои тетради. (Один ученик работает «за доской».)
VIII.Закрепление
На доске записано предложение.
столица нашей республики город грозный
Что вы видите на доске.
Дети: начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.
–Что вы можете сказать о словах в предложениях.
Дети: в предложении слово «Грозный» собственное, значит это слово пишется с большой буквы.
Запишите правильно эти предложения.
IX. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)
Задание по выбору:
· Записать пять названий улиц нашего села.
· Придумать сказку о большой букве.
X. Рефлексия
Учитель: Все вы были внимательными, активными, Предлагаю оценить нашу работу на сегодняшнем уроке.
- Посмотрите, у вас на парте лежат конфеты (конфета нарисована на бумаге), на них написаны ваши имена без первой буквы, запишите ее.
Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям, положите конфету в желтую вазу.
Если вам что-то не удалось, вам было скучно или не понравилось работать –положите конфету в красную вазу.
Спасибо за работу. Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.