2 класс, русский язык. Тема: Заглавная буква в именах собственных.
Оценка 4.8

2 класс, русский язык. Тема: Заглавная буква в именах собственных.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
28.01.2020
2 класс, русский язык.  Тема: Заглавная буква в именах собственных.
Уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
урок Айшат.docx

Урок русского языка

 

Слушателя курсов повышения квалификации

по теме «Особенности преподавания русского языка как неродного в поликультурной школе и школе с поликультурным компонентом»

 

учителя начальных классов

 

           Косумовой Айшат Зайнадиевны                              группа №3

Ф.И.О.                                                                                                       номер

 

Класс: 2 класс

Тип урока:  Урок закрепления знаний   

-исследование

УМК: Школа России

Тема: Заглавная буква в именах собственных.

Задачи:

  • Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
  • Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
  • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Оборудование: Учебник «Русский язык», 2 кл./ Канакина В.П., Горецкий В.Г карточки, компьютер, рабочие тетради, карточки, компьютер

 

Форма урока: урок-обобщение.

 

 

                          Ход урока

I. Организационный момент. 

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Постановка задач урока.

- Сегодня мы откоем для себя новые знания. Мы познакомимся с траной которой нет на карте. А что это за страна,  вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза.

 

Учитель: У вас на парте лежат конверты с буквами, поработайте в паре.

- Кто догадался, как называется эта страна?

Дети: ЗАГЛАВНАЯ БУКВА

Послушайте, какое замечательное стихотворение о заглавной букве написал Е. Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

 

Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися):

  • уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
  • закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,
  • узнать об истории возникновения фамилий, имён, названия городов.

Учитель: - Ребята, откройте  тетради и запишите дату, а также слова "Классная работа".

Я тетрадочку открою и как надо положу,

Я друзья мои не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь, за работу я примусь.

Не забудьте - писать надо красиво, аккуратно и разборчиво.

 

III. Минутка чистописания.

 

«Мира не узнаешь, не зная края своего». ( Записали в свои тетради)

На доске – символика Чеченской Республики.

IV. Повторение изученного.

 

- А вот и первая задача.

Посмотрите, перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это?

Дети: это слова.

- По какому признаку можем объединить эти слова? Или (К какой части речи относятся эти слова?)

Дети: К имени существительному.

- Докажите?

Дети: все слова обозначают предмет и отвечают на вопрос: КТО? и ЧТО?

- На какие 2 группы можно разделить данные слова?

Дети: одушевленные и неодушевленные.

- Как вы думаете, почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?

Дети: есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.

 - Какие слова относят к именам собственным?

 

Дети: К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.

 

- Как нужно писать имена собственные?

Дети: с заглавной буквы.

 

V. Физ. минутка. Релаксационная пауза.

– А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру

«Нарицательное -топай, ну а собственное -хлопай!» Встали.

 

Собака, Дружок, корова, Буренка, село, река, Свирь, Иванов, Олег, фамилия, зяц, медведь, город, Подпорожье.

- Молодцы, тихонько сели.

VI. Работа по теме урока. Упражнения в написании заглавной буквы

Работа в группах

Учитель:

Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.

Наприме: Рязанов, Донской, Болотин.

Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.

Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Носов.

С красной строки запишите каждый свою фамилию. Подчеркните заглавную букву.

 Сейчас мы проверим, знаете ли вы фамилии ваших одноклассников.  ( 1 команда-1 ряд, 2команда -2 ряд,  3 команда-3 ряд) Каждая команда должна записать фамилии учащихся. 1-ая команда записывает фамилии второй, 2-ая  записывает фамилии треьей, 3-тья записывает фамилии первой команды.

 

VII. Работа по теме урока.

  Учитель: - Имя – отличительное название, которое дается человеку при рождении. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя что-то обозначает.

Например: Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям.

У каждого из вас есть ИМЯ. 

- Запишите свое имя в дневник наблюдений, рядом с вашей фамилией.

- Как записали свое имя?

Дети: с заглавной буквы. Подчеркните заглавную букву в имени.

А что же такое отчество?

Слово «отчество» означает имя по «отцу». Человек получает отчество от отца. Давным-давно так говорили: Дарья, Александрова дочь или Максим, Русланов сын. Так и появились отчества. Отчество всегда даётся по полному имени. Меня зовут Айшат Зайнадиевна. Значит, отца моего зовут как

Дети- Зайнади

Давайте теперь запишем ваши отчества рядом с вашими именами.

(Дети записывают) Как записали? Подчеркните заглавную букву в отчестве.

Учитель- Ребята, запомните! Фамилии, имена,отчества людей пишутся с большой буквы.

 

Учитель: - Мы живём в составе большой страны – России.Наш край –Чеченская Республика. Она состоит из множества городов и селений. И наверно, вы знаете названия многих из них.

Как называется столица нашей Республики?

А какой у нас район?

Кто мне скажет название нашего села?

А какая река протекает мимо нас?

Запишите ответы  в свои тетради. (Один ученик работает «за доской».)

 

VIII.Закрепление

На доске записано предложение.

столица нашей республики город грозный

Что вы видите на доске. 

Дети: начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.

–Что вы можете сказать о словах в предложениях.

Дети: в  предложении слово «Грозный» собственное, значит это слово пишется с большой буквы.

Запишите правильно эти предложения.

 

IX. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)

Задание по выбору:

·        Записать пять названий  улиц нашего села.

·        Придумать сказку о большой букве.

 X. Рефлексия

Учитель: Все вы были внимательными, активными, Предлагаю оценить нашу работу на сегодняшнем уроке.

- Посмотрите, у вас на парте лежат конфеты (конфета нарисована на бумаге), на  них написаны  ваши  имена без первой буквы, запишите  ее.

Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям, положите конфету в желтую вазу.

Если вам что-то не удалось, вам было скучно или не понравилось работать –положите конфету в красную вазу.

Спасибо за работу. Урок окончен.


 

Урок русского языка Слушателя курсов повышения квалификации по теме «Особенности преподавания русского языка как неродного в поликультурной школе и школе с поликультурным компонентом» учителя начальных…

Урок русского языка Слушателя курсов повышения квалификации по теме «Особенности преподавания русского языка как неродного в поликультурной школе и школе с поликультурным компонентом» учителя начальных…

Оборудование : У чебник «Русский язык», 2 кл

Оборудование : У чебник «Русский язык», 2 кл

Буква обычная выросла вдруг,

Буква обычная выросла вдруг,

Посмотрите, перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес

Посмотрите, перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес

VI . Работа по теме урока. Упражнения в написании заглавной буквы

VI . Работа по теме урока. Упражнения в написании заглавной буквы

А какой у нас район? Кто мне скажет название нашего села?

А какой у нас район? Кто мне скажет название нашего села?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2020