Конспект урока по литературному чтению. УМК "Школа России". При изучении темы использованы загадки о явлениях природы, речевая разминка, дана краткая биография о поэте, подробный анализ стихотворения по частям. При изучении материала у обучающихся проявляется интерес к наблюдениям за природой, внимание к художественному слову.
А.Фет.doc
Учитель: Тагакова Е. В. (МБОУ СОШ № 2, г.Поронайска)
Класс: 2 «Б»
Предмет: литературное чтение
УМК: «Школа России»
Раздел: «Люблю природу русскую. Осень.»
Тема урока: А. А. Фет «Ласточки пропали».
Цели:
образовательная – познакомить детей со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали…»;
развивающая – развивать образное мышление; совершенствовать лексической стороны речи;
вырабатывать навык сознательного, выразительного чтения;
воспитательная эстетически воздействовать на чувственную сферу через слово; прививать интерес
к наблюдениям за природой, внимание к художественному слову; воспитывать
стремление к самостоятельному познанию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовительная работа.
1. Загадки.
Слайд 2.
Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь.)
Слайд 3.
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер.)
Слайд 4.
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет! Что такое? Дай ответ! (Осень.)
Что объединяет эти загадки? (Тема осени.)
2. Речевая разминка
Слайд 5.
Осенью.
Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
А. А. Фет
Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.
Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?
(Дети делятся своими впечатлениями.)
Прочитайте с интонацией удивления.
Прочитайте с утвердительной интонацией.
Прочитайте с интонацией раздражения.
Прочитайте с интонацией восхищения.
Прочитайте с весёлой интонацией.
Прочитайте выразительно.
III. Проверка домашнего задания.
Вспомните имена поэтов, произведения которых мы изучали.
Стихи каких поэтов похожи по настроению? (Стихи К. Бальмонта, А. Плещеева.)
Какое из них вы выучили? Прочитайте.
IV. Работа по теме урока.
1. Подготовительная работа.
Слайд 6.
Рассказ учителя.
Афанасий Афанасьевич Фет родился (1820 – 1892) – замечательный русский поэт. Он
родился в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Когда мальчик подрос, он
воспитывался в пансионе Крюммера и Погодинском пансионе в Москве. В 1838 г. Он поступил
в Московский университет, где начал писать стихи. В 1840 г. Вышел его первый поэтический
сборник под инициалами А. Ф. С детства поэт любил природу родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом
весны, когда природа просыпается:
Снова птицы летят издалёка,
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
А за весной – лето приходило с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на
лошадях
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подёрнуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые приходят облака…
Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко – далеко, за синие горы. И
наступала осень. Какая она в стихах Фета? Я предлагаю вам узнать это. Послушайте
стихотворение «Ласточки пропали».
2. Первичное восприятие и обсуждение стихотворения.
Слайд 7. (Слушают аудиозапись, следят по учебнику на с. 71.)
Что представили, слушая стихотворение?
По каким признакам вы узнали, что в стихотворении изображена осень?
Найдите строки, в которых изображается осеннее замирание природы
О какой осени рассказывает автор?
V. Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачитека вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните. VI. Продолжение работы по теме урока
А сейчас мы будем анализировать стихотворение по частям.
1 часть (Дети читают 1 часть вслух).
Что вы представили?
Что сказано о ласточках?
Что значит «пропали»?
О каких ещё птицах говорится в этой части?
Когда грачи летали?
Что такое заря? (Слайд 8.)
Почему следующая строчка начинается со слова «всё»? (Значит, долго грачи летали.)
С чем сравнивает автор стаю грачей? ( С сетью) (Слайд 9.)
Почему используется такое сравнение?
Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который называется – сравнение.
Как летала стая, похожая на сеть?
Что значит «мелькала»?( Работа со словарём) (Показ действия на слайде 10.)
Где мелькала стая?
Для чего автор использует слово «вон»?
Как прочитаете это слово?
2 часть. (Дети читают 2 часть вслух).
Какую картину вы увидели?
Что вы услышали?
Прочитайте 1 и 2 строчки. О каком явлении природы говорит автор?
Как автор сказал об этом?
Что значит спится?
Прочитайте 3 строчку.
Почему лист, а не листья?
Почему лист сухой?
Что значит «валится»?
Обратите внимание на ударение в этом слове.
Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.
Что услышали? ( Повторяется звук [с])
Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется –
звукопись.
Прочитайте последние строчки этой части.
Какой образ появился? (Образ ветра.) Что сказано о ветре?
О ком можно так сказать?
Ветер, как человек – злится.
Какой приём использует здесь автор? (Олицетворение.)
Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?
Как ветер может стучать в окно?
3 часть.
Прочитаем 3 часть вслух.
В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих
чувствах.
Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте.
О чём просит автор?
Почему?
Какой знак стоит в конце предложения?
Для чего автор использует этот знак?
Автор просит зиму поскорее наступить.
Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли.)
Как они летят?
Почему они кричат?
Они, действительно, испугались?
Автор сравнивает. Определите, какой прием использовал автор? (Сравнение.)
Почему журавли кричат?
Куда летят птицы?
Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись»,
необходимо сделать паузу, почему?
Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно.
Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части. Как он называется?
(Многоточие.)
Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак?
Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение.
Попробуйте узнать это самостоятельно дома.
VII. Рефлексия.
Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
(Слайд 11.) VIII. Подведение итогов урока.
Назовите автора стихотворения, которое мы сегодня читали.
Какое настроение вы почувствовали?
Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения:
восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, раздражение, тоска,
грусть, безразличие. (Слайд 12.)
Знаете ли вы. Что у этого стихотворения есть продолжение?
Попробуйте его найти, принесите на следующий урок.
Домашнее задание.
Выучить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…» наизусть (с. 71).
2 кл. Чтение - А.Фет «Ласточки пропали»
2 кл. Чтение - А.Фет «Ласточки пропали»
2 кл. Чтение - А.Фет «Ласточки пропали»
2 кл. Чтение - А.Фет «Ласточки пропали»
2 кл. Чтение - А.Фет «Ласточки пропали»
2 кл. Чтение - А.Фет «Ласточки пропали»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.