3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.
Оценка 5

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

Оценка 5
Домашняя работа +1
rtf
психологическая работа +2
Взрослым
23.04.2018
3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. Инклюзивное, или включенное, образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Сопровождение.rtf
1. Проанализировать различные подходы к определению понятия  «сопровождение». В современной педагогике и психологии все большее распространение получает  понятие «сопровождение». Рассматриваемое в контексте гуманистического подхода, оно включает в себя близкие по смыслу и значению понятия «преодоление»,  «профилактика», «предупреждение», «фасилитация», «обеспечение»,  «интенсификация», «разгрузка», «поддержка», «помощь». В словаре русского языка С. И. Ожегова сопровождение трактуется следующим  образом: «следовать вместе с кем­нибудь, находясь рядом, ведя куда­нибудь или идя за  кем­нибудь» (С. И. Ожегов, 1990). Следовательно, изначально этимология самого слова  предполагает взаимодействие различных субъектов, которые могут находиться как в  субъект­объектных, так и в субъект­субъектных отношениях. Более того, сопровождение включает условно три компонента, не только субъектов (путника и сопровождающего),  но и путь, который они проходят вместе. Согласно В. Далю, путник — это путешественник, странник, который находится на  перепутье; человек, ищущий временного приюта. Такая трактовка созвучна с целями  социального становления ребенка, когда на каждом возрастном этапе перед ним стоит  широкий спектр задач овладения культурой общества, когда объективно увеличивается количество сфер социальной адаптации. Изначально это семья, затем образовательные  учреждения разного типа, группа неформального общения, общество. И на всех  возрастных этапах личностная адаптация ­ решение задач самопознания,  самоопределения, самостроительства собственной личности. Безусловно, в этих  ситуациях молодому человеку необходим попутчик, сопроводитель, товарищ,  проводник, путевод. Такая трактовка понятия «сопровождающий» позволяет нам  заключить, что взрослый человек, обеспечивающий сопровождение, будь то педагог, родитель, конкретный специалист, должны выступать перед ребенком именно в  названных ипостасях, то есть быть ему товарищем и проводником по «дорогам жизни».  Следовательно, сопровождающий выступает как человек, помогающий путнику в  дороге и защищающий его от превратностей пути, помогающий справиться с ними.  Поэтому, например, нам импонирует мнение Ю. Слюсарева, который понятие  «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания  здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или  достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека. Многие исследователи отмечают, что сопровождение предусматривает «поддержку  естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того,  успешно организованное сопровождение открывает перспективы личностного роста,  помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна (В. А.  Горянина, В. С. Мухина, 1997). В этом же контексте М. Р. Битянова определяет сопровождение как «движение вместе с ним, рядом, а иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый  внимательно прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям и потребностям,  фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советом ориентироваться в  окружающем мире, чутко прислушиваться к себе. При этом он не пытается  контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь, когда ребенок потеряется  или попросит помощи, помогает ему вернуться на его собственный путь» (М. Р.  Битянова, 1997). Автор выделяет три компонента психолого­педагогического сопровождения  подростка: 1) систематическое отслеживание психолого­педагогического статуса подростка с  точки зрения его актуального состояния и перспектив ближайшего развития. Анализ состояния статуса подростка позволяет психологу совместно с педагогом выделить две  условные группы «психологически благополучных» и группу подростков,  испытывающих психологические трудности в обучении, общении. 2) создание социально­психологических условий для успешного обучения и развития  подростков, работа с подростками (развивающие занятия, организация специальной  развивающей среды, консультации), методическая помощь педагогам. Общая цель всех  форма работы в данном направлении ­ помочь организовать педагогам и родителям  образовательное и воспитательное пространство, где учитывался бы потенциал,  психологические особенности подростков, их актуальные интересы и потребности. 3) создание специальных социально­психологических условий для решения проблем  обучения, общения и психологического состояния конкретных подростков. Основная  цель ­ помочь создать для ребенка, обладающего данными психологическими  особенностями, конкретными возможностями, соответствующие условия обучения и  общения. Многие исследователи делают акцент на сопровождении как деятельности, которую  осуществляет специалист, оказывая помощь ребенку. Т. Е. Чурекова, например,  определяет сопровождение как «систему профессиональной деятельности, направленной на создание социально­педагогических условий для успешного обучения и личностного  развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя,  формирования субъект­субъектных отношений» (Т. Е. Чурекова, 2001). Сущностной характеристикой психологического сопровождения, по мнению О. И.  Сдобниковой, является создание условий для перехода личности к самопомощи. То есть  специалист должен в процессе психологического сопровождения создать условия и  оказать необходимую и достаточную, но не избыточную поддержку для перехода от  позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными  трудностями». С ее точки зрения, сопровождение — это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи — патронажа. В отличие от  коррекции, оно предполагает поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его  собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для  восстановления связей с миром людей (О. И. Сдобникова, 2002). Е. Л. Берладина предлагает свою совокупность принципов, лежащих в основе  психологического сопровождения: честности и искренности, уважения достоинства и  неприкосновенности, взаимоответственности с опорой на принцип «не навреди»,  компетентности, практической целесообразности, конфиденциальности, осведомленного согласия, беспристрастности, вариативности и непрерывного личностного и  профессионального согласия. В. С. Мухина, В. В. Горшкова отмечают, что такое сопровождение следует  рассматривать как системную интегративную технологию социально­психологической  помощи семье и личности и как один из видов социального патронажа. Е. И. Казакова под сопровождением понимает метод, обеспечивающий создание  условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных сложных  ситуациях жизненного выбора, которые выражаются в оказании ему помощи в принятии  таких решений. Она рассматривает понятие «сопровождение» через призму обеспечения, метода и  организации. В этой связи автор подчеркивает: «Если исходить из того, что  сопровождение — это обеспечение, то под сопровождением понимается метод,  обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных  решений в различных ситуациях жизненного выбора (68). Если предположить, что сопровождение — это помощь, то под сопровождением  понимается процесс — совокупность последовательных действий, позволяющих  субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за его  реализацию». Исходя из того, что между методом сопровождения и процессом сопровождения  существует определенная связь, под методом сопровождения понимается способ  практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит  единство четырех функций: • диагностика сущности возникшей проблемы; • информация о сути проблемы и путях её решения; • консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы; первичная помощь на этапе реализации плана решения (68). Следовательно, сопровождение в данном случае рассматривается в контексте  обеспечения развития ребенка и ориентировано на комплексную поддержку. Б. С. Братусь также рассматривает сопровождение в качестве метода как способа  практического осуществления процесса сопровождения (Б. С. Братусь, 1988; 1990). По своей сути сопровождение предполагает взаимодействие сопровождающего и  сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития  сопровождаемого. Процесс социальной адаптации, осуществляющийся как  непрекращающиеся взаимодействия личности со средой, постоянно ставит личность  перед разнообразными и нередко непростыми задачами, успешное решение которых  способствует её жизненной устойчивости, самоопределению, самоутверждению,  самоактуализации, саморазвитию. Таким образом, можно очень четко увидеть, что в подходах различных авторов объем  понятий «поддержка», «помощь», «сопровождение» пересекается. Во многом сходны  трактовки этих понятий с позиций педагогики и психологии. В этом убеждают подходы  к определению цели, задач, функций и принципов психологического сопровождения. Психологическое сопровождение представляется в виде особым образом  организованной развивающей среды, решающей задачи создания оптимального психологического климата для реализации гуманистического педагогического  взаимодействия и поддержки в решении особых жизненных проблем и задач,  выполняющей следующие функции: психодиагностическую, психокоррекционную,  психоконсультативную, психопрофилактическую, синдикативную (функцию  объединения усилий всех субъектов образовательного процесса), эмпатийную,  психологического просвещения. 2. История становления системы психолого­педагогического  сопровождения детей с ОВЗ в России. Впервые термин «сопровождение» появился в работе Г. Бардиер, Н.Ромазан,  Т.Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие» ­ «сопровождение развития». Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия  специалистов разного профиля, направленного на всестороннюю диагностику развития  ребенка и создание коррекционно­развивающих программ. Но только 10­15 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентации в  российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка.  Раннее сопровождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое  сопровождение различных «групп риска», сопровождение в специальном образовании,  сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными  гарантами права ребенка на полноценное развитие. В начале 1990­х гг. стали создаваться районные психолого­медико­педагогические  центры и психолого­педагогические службы, которые оказывали комплексную  помощь детям, родителям, педагогам в решении проблем ребенка, что стало  знаменательным этапом для России. Эти центры объединили психологов, социальных педагогов, логопедов, медицинских и  других работников для сопровождения «проблемного» ребенка и его семьи. Психолого­педагогическое сопровождение начинает активно развиваться в 1995 ­ 1998  годах. В 1998 году на Первой всероссийской конференции специалистов системы  сопровождения оно было определено как особый вид помощи ребенку в обеспечении  эффективного развития в условиях образовательного процесса. Главным результатом первой в России конференции, посвященной проблемам  сопровождения развития ребенка, стало принятие Правительством РФ Постановления №  867 (от 31.07.98 г.) «Об утверждении Типового положения об образовательном  учреждении для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и медико­социальной  помощи», которое законодательно определило функционирование системы  сопровождения в стране Сама идея сопровождения неразрывно связана с ключевой идеей модернизации  современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть  созданы условия для развития и самореализации любого ребенка, при этом полноценное  развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия. Почти 200 лет в нашей стране развитие систем массового и специального образования  шло параллельно. В начале XXI в. отмечаются две важные тенденции: -создано единое образовательное пространство; -интеграция стала ведущим направлением в обучении и воспитании детей с  ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим, все более значимой становится проблема психолого­педагогического  медико­социального сопровождения ребенка в процессах интеграции в социум и в  образовательную среду. В настоящее время процесс развития системы сопровождения из стихийного  становится все более и более планомерным. Примером тому является  совершенствование психолого­педагогического сопровождения в Москве и Санкт­ Петербурге, которое успешно реализуется на школьном, районном и городском уровнях. Однако в условиях крайней ограниченности ресурсного обеспечения такое развитие не  было бы возможным, если бы не доказанная высокая результативность системы. В Санкт­Петербурге получены достаточно убедительные данные, подтверждающие, что  реальное (а не имитационное) сопровождение снижает конфликтность в образовательном  процессе, уменьшает отсев учащихся, возвращает детей в систему образования, помогает  решить сложные социальные проблемы. Ученые Ф. М. Фрумин и В.И. Слободчиков рассматривают сопровождение как  помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатийное понимание ученика,  на открытое общение. А.В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога,  направленную на приобщение подростка к социально­культурным и нравственным  ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития. По определению М.Р. Битяновой (1998), сопровождение ­ это определенная идеология работы, которая делает возможным соединение целей психологической и педагогической  практики и фокусирует на главном ­ на личности ребенка. Психолого­педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух  согласованных процессов: 1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения,  воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу,  направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую  работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение  им оптимального уровня развития), 2) комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении  задач развития, обучения, воспитания, социализации. Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля,  осуществляющих процесс сопровождения. Команда объединяет учителей, учителей­ дефектологов, психологов, социальных педагогов, представителей родительского актива. Групповой командой организуется работа с учителями и родителями с целью  вовлечения их в реализацию единой развивающей программы, изучения ожиданий  относительно дальнейшего продвижения детей и гармонизации внутрисемейных  межличностных отношений. Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители. Родитель  выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных ценностей ­ религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие  носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. Одной из моделей психолого­медико­педагогическое сопровождения (специалисты  сопровождения входят в состав ПМПк) является «модель командного  взаимодействия, на основе которой реализуется моделирование программ  комплексной помощи» (А.Д. Вильшанская, 2008). Модель командного  взаимодействия предполагает наличие определенной иерархической структуры,  представленной двумя уровнями – административным и содержательным. Цель административного уровня – определение необходимых специалистов,  привлекаемых для решения проблемы и степени участия каждого из них в ее решении. Цель содержательного уровня – определение путей помощи учащемуся и его семье в  решении проблемы, составление и реализация программы комплексной помощи  специалистов. Таким образом, административный уровень, являясь базовым, организационно  обеспечивает работу специалистов на содержательном уровне. Формы взаимодействия специалистов административного уровня: заседания ПМПк,  расширенные заседании ПМПк; малые совещания; взаимное консультирование;  супервизия. Формы взаимодействия специалистов содержательного уровня: комплексный сбор  данных о ребенке; многоуровневая диагностика со сведением результатов; совместное  проведение диагностики; этапная комплексная диагностика; сопоставительный анализ  динамики результатов сопровождения командой, составление индивидуальных  комплексных программ коррекционно­развивающих занятий, их реализация,  корректировка, выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям;  индивидуальное консультирование педагогов и родителей; Задачи психолого­педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в массовой школе: • предупреждение возникновения проблем развития ребенка; • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения,  социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и  профессионального маршрута, нарушения эмоционально­волевой сферы, проблемы  взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; • психологическое обеспечение образовательных программ; • развитие психолого­педагогической компетентности (психологической культуры)  учащихся, родителей, педагогов. Целью психолого­педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является  обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум. Система сопровождения не должна работать исключительно с последствиями  несовершенной организации обучения и воспитания, с «педагогическим браком». Не  достаточным оказывается и принцип работы системы «по запросу» субъектов  образовательного процесса. Сегодня осуществляется переход системы на принципы опережающего (превентивного) сопровождения. Осуществляется поиск форм и способов работы не столько для  образования, сколько ­ с самим образованием: его процессами и участниками. Психолого­педагогическое сопровождение детей с ОВЗ характеризуется  следующими принципами 1) системность – реализуется в процессе оказания психолого­педагогической помощи в  разных направлениях: детям, учителям, родителям; 2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями  оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально­волевую, двигательную; оптимизируются социальные  связи и отношения); 3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов  (психотерапевтических и психолого­педагогических), методик, подходов, дидактических  приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную); 4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений  ребенка, знание и учёт его особых потребностей для использования их в качестве  обходных; 5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и  способностей, осуществления психолого­педагогического сопровождения на протяжении  всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования. 3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ. Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в  специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это  позволит развить толерантность и ответственность. Инклюзивное, или включенное, образование ­ термин, используемый для описания  процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых)  школах. Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного  сопровождающего для ребёнка с ОВЗ. «Эта деятельность предполагает высокий  уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребёнка), достаточный запас  знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо  развитые коммуникативные навыки и т.д» В инклюзивном образовании подобных  специалистов в настоящий момент также называют педагог сопровождения, адаптор,  куратор, освобожденный классный воспитатель, поддерживатель. Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его  успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия  тьютора приобретает здесь особое значение. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) ­ новая  специальность в нашем образовании. Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации  образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном  соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой  педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает  в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы. Тьютор – это: наставник, посредник, человек, который научит самостоятельно  решать проблемы (переводить их в задачи). Работа тьютора состоит в том, чтобы обеспечить ребенку помощь, поддержку и  стимул, находясь рядом с ним в долгие часы пребывания в школе при постоянно  изменяющейся ситуации общения. В течение дня ребенок выполняет самостоятельную работу, оказывается вовлечен в  учебный процесс в классе, обучающую деятельность в группах, свободную и  спонтанную деятельность на перемене, вербальную и невербальную интеракцию с  окружающей средой, игровое и дружеское взаимодействие и коммуникативные  ситуации, в то время как для него все эти задачи представляют особую сложность. Задача тьютора ­ вести, стимулировать, поддерживать, служить примером, ограждать от неприятностей и служить посредником между ребенком и окружающей  действительностью. На практике тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи и  т.д), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов,  училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития. Цели и задачи в работе тьютора: Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в  среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо  решение множества задач. 1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и  организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и  других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация  образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания  единой психологически комфортной образовательной среды. 2. Социализация ­ включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы,  формирования положительных межличностных отношений в коллективе. Основными направлениями работы тьютора в организации условий для  формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы являются: а) Тьютор и подопечный: При выполнении ребенком с ОВЗ рекомендаций тьютора, не обходимо следить за  организацией рабочего пространства ученика; соотносит задания учителя с  возможностями ученика. Формирует доверительные и эмоционально насыщенные  отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником,  выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой. Так же следит за состоянием ребенка – эмоциональным и физическим. ­ координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку б) Тьютор и учитель (учителя) класса: В ходе урока, когда ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции, а тьютор  старается привлечь внимание ребенка к учителю. Так же обсуждает с учителем цели и  задачи своей работы, возможные трудности (посторонний шум во время переговоров  тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и  специфику поведенческих проявлений ребенка, каким образом наиболее эффективно  выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор. в) Тьютор и другие дети: При установлении детьми с особыми образовательными потребностями  взаимодействия и общения с другими детьми тьютор наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного. Следит за  тем, что происходит в детском коллективе, о чем дети говорят, во что играют,  объясняет детям, как общаться с их одноклассником.  г) Тьютор и родители: Во время прощания ребенка с ОВЗ с родителями перед началом уроков и встреч  родителей после уроков тьютор, так же помогает подопечному в общении со своими  родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с  их с друзьями и отвечает на вопросы родителей т.п.   3.Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ,  преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы,  учитывая индивидуальные физические, психические особенности. Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов,  специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на  каждом этапе образовательного процесса. 5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс  обучения. Основные направления работы с родителями: ­ Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач,  составление плана совместной работы; ­ Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку; ­ Оказание родителям эмоциональной поддержки; ­ Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития; ­ Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в  процессе обучения и социализации ребёнка; ­ Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка  дальнейших этапов работы. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и  требует комплексного подхода, что предусматривает участие психолога, педагога­ дефектолога, врача, социального работника и др. От успешного вовлечения родителей в процесс выигрывают и дети, и родители. 6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в  деятельности ребенка с ОВЗ. Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с  развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место  общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. В школах, где инклюзия уже прижилась и дает положительные результаты, действуют различные схемы организации учебного процесса. В соответствии с ними тьютор может  выполнять три совершенно разные организационные задачи 1) Тьютор – персональный сопровождающий ученика с особенностями развития.  От тьютора может потребоваться помощь в адаптации учебной программы к  возможностям ученика с особенностями развития. В этом случае тьютор следит за тем,  что излагает учитель, и подает материал в том объеме и на том уровне, который  понятен подопечному. Ребенок при этом находится в классе, слушает и учителя, и  ответы учеников, но выполняет столько заданий, сколько ему по силам. Процесс  активности ученика находится под контролем тьютора. 2) Тьютор – помощник учителя. В этом случае учебная нагрузка формируется  учителем, а тьютор выступает в качестве его помощника в организационных моментах,  собирая у всех учеников тетради, поддерживая дисциплину класса во время  выполнения задания учителя.  3) Тьютор – второй учитель в классе. В силу того, что признание ребенка не  способным учиться самостоятельно считается нарушением его прав, в классе, где  занимается ребенок с особенностями развития, работают два учителя, которые  попеременно помогают учиться всем детям, но ребенку с особенностями развития – в  большей степени. Тьютор и учитель становятся одной командой. Здесь необходимо помнить, что  учитель должен играть ведущую роль в сознании ученика. Основные этапы индивидуального сопровождения: сбор информации о ребенке;  анализ полученной информации, совместная с другими специалистами выработка  рекомендаций, составление индивидуального плана работы с ребенком, решение  поставленных задач, дальнейший анализ ситуации развития ребенка, выработка  дальнейшей стратегии. Это общие этапы индивидуального сопровождения, они подходят для всех,  поступивших в УО, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии  ребенка или способностей. Если говорить о тьюторском сопровождении ребенка с ОВЗ,  то стоит остановиться на этапах более подробно. Предварительный этап или этап установления контакта: Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение.  Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению  родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения  психолого­медико­педагогической комиссий (ПМПК). Хороший контакт тьютора со специалистами ПМПК существенно облегчает, как  работу тьютора, так и делает более эффективным процесс включения ребенка с ОВЗ в  новую сферу деятельности. Адаптационный этап: На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по  вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается  приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ: помещений школы, режима дня, учебных  программ, методических пособий. На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед  ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности решения, определение позитивных и  негативных факторов влияния на ситуацию. Помощь и оценка первых результатов: На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников  образовательного процесса о процессе обучения и социализации ребенка, при  необходимости организует консультации ребёнка у специалистов, налаживает  сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком с  ОВЗ, посещающего ОУ. Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход  сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку  максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход  тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его  эффективности. Ведение документации Для успешной работы тьютора предусмотрено ведение им  следующей документации: рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ  и дневник наблюдений за ребенком. Тьютор может вести любые другие записи, помогающие объективно оценить  возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать;  сформулировать конкретные задачи в работе с данным учеником; составить  индивидуальный план работы[4]. Должностные обязанности тьютора: ­ Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению,  формированию и развитию их познавательных интересов. ­ Организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве  предпрофильной подготовки и профильного обучения. ­ Координирует поиск информации обучающимися для самообразования. ­ Сопровождает процесс формирования их личности. ­ Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы  всех видов для реализации поставленных целей; ­ Координирует взаимосвязь познавательных интересов, обучающихся и направлений  предпрофильной подготовки и профильного обучения. ­ Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования,  преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; ­ Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление  индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно­ профессиональных траекторий). ­ Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям  федерального государственного образовательного стандарта. ­ Проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и  результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку  индивидуальных учебных планов. ­ Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана также организует  взаимодействие с родителями. ­ Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся  пути своего образования. ­ Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся,  родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей,  коррекции индивидуальных потребностей. ­ Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения. ­ Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней  образования (образовательных цензов). ­ Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации  образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения. ­ Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного  процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. Должен знать: ­ приоритетные направления развития образовательной системы Российской  Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно­спортивную деятельность; Конвенцию о правах  ребенка; ­ основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию  отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности  обучающихся; педагогическую этику; технологии открытого образования и тьюторские  технологии; методы управления образовательными системами; методы формирования  основных составляющих компетентности; современные педагогические технологии  продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения; методы установления  контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их  заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции;  технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и  разрешения; ­ организацию финансово­хозяйственной деятельности образовательного  учреждения; административное, трудовое законодательство; ­ правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила  по охране труда и пожарной безопасности. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2­х  лет. Содержание и специфика деятельности тьютора: Содержание и специфика деятельности тьютора обуславливается многими  факторами, в том числе: спецификой нарушений развития ребёнка; уровнем его  активности; степенью готовности учреждения к инклюзивному образованию, стадии  включенности ОУ в работу по развитию инклюзивной практики; степенью  подготовленности педагогического коллектива, возможностью дополнительного образования; степенью заинтересованности в коррекционном процессе родителей;  уровнем профессиональной компетентности самого специалиста. Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов: ­ психологическая готовность администрации и коллектива ОУ к инклюзии,  понимание основных ценностей, инклюзивной дятельности, согласия с ними; ­ наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого­ педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Ресурсных центров,  Центров психолого­педагогического развития и коррекции, ППМС центров; ­ наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными  возможностями здоровья. В настоящее время у нас в стране специальность «тьютор» внесена в реестр  профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного  специалиста. Список использованных источников: 1. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические  подходы к работе в интегративном классе/– М.: Прометей, 2005. 2. Ержакова Е.А. Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения» М.­ 2008 3. В.Ю.Иванова, А.Ю.Пасторова Дети с обычным развитием в группах интеграции.  ­http://efaspb.narod.ru/matelials.htm 4. Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с  особенностями развития. Из опыта работы, ­ М., ЦППРиК «Тверской», 2010 5. Юнина В.В. «Воспитательная среда специального (коррекционного)  образовательного учреждения как условие социализации детей с ограниченными  возможностями здоровья»: диссертация С­Пб, 2009 6. Долгова Л.М. ­ Тьюторство в аспекте результативности образования ­ Тьюторство:  идеология, проекты, образовательная практика, 2004 г.  ­http://thetutor.ru/pro/articles02.html 7. (Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с  особенностями развития: Метод. пособие /Под ред. М.Л. Семенович. ­ М.: Теревинф,  2010). 8. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических  материалов/Отв. ред Муха Н.В., Рязанова А.Г. – Томск: «Дельтаплан», 2001. Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия: - осуществляет индивидуально-ориентированную комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику детей и подростков, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ и социальной адаптации; - готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные рекомендации; - консультирует родителей (законных представителей) детей, учреждений работников образовательных учреждений, социального обслуживания, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении; - направляет детей и подростков с отклонениями в развитии в центральную ПМПК в диагностический сложных случаях. Требования к предоставляемым документам: - в документах не должно быть подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных исправлений; здравоохранения, территориальной - документы не исполнены карандашом; - документы не должны иметь серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание. (Приказ комитета по образованию города Барнаула от 03.08.2015 №1289 "Об утверждении положения и порядка работы психолого-медико- педагогической комиссии города Барнаула") документ размещен на сайте комитета по образованию города Барнаула URL: http://www.barnaul-obr.ru/uploads/files/2015/08/04/1289.pdf (обращение 30.01.2018) Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, (при смене личных данных, предоставляются копии документов свидетельство о заключении, расторжении брака, постановление о смене фамилии, решение суда о смене имени, отчества и т.п.), документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка (постановление и удостоверение об опеке, договор приемной семьи и т.п.), а также заполняют следующие документы установленного образца: - заявление о проведении обследования ребенка в комиссии; - согласие на проведение комплексного психолого-медико- педагогического обследования ребенка в ТПМПК; - согласие на обработку персональных данных; Для детей дошкольного возраста, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ дошкольное образовательное учреждение: - копия свидетельства о рождении (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии); врачей (педиатра, - направление медицинской организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, другой организации (при наличии); - подробную выписку из истории развития ребёнка с заключениями невропатолога, офтальмолога, отоларинголога, психиатра), наблюдающих ребёнка в медицинской организации по месту жительства (регистрации), ортопеда, сурдолога, хирурга и др. (при необходимости). Бланк выдается медицинской организацией. Амбулаторную медицинскую карту; - результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (2-3 рисунка цветными карандашами); - если имеется инвалидность, то предоставляется копия подтверждающего документа; - заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии); Для детей дошкольного возраста, дошкольное образовательное учреждение: - копия свидетельства о рождении (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии); - направление медицинской организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, другой организации (при наличии); - подробную выписку из истории развития ребёнка с заключениями невропатолога, офтальмолога, отоларинголога, психиатра), наблюдающих ребёнка в медицинской организации по месту жительства (регистрации), Бланк выдается медицинской организацией. ортопеда, сурдолога, хирурга и др. (при необходимости); Амбулаторную медицинскую карту; - педагогическую характеристику, заверенную руководителем образовательного учреждения; посещающих (педиатра, врачей (для осуществляющего сопровождение организации обучающихся - заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста психолого-медико- (специалистов), педагогическое в образовательной обучающихся образовательных организаций) (при наличии)). - результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (2-3 рисунка цветными карандашами); - если имеется инвалидность, то предоставляется копия подтверждающего документа; - заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии); Для детей школьного возраста: - копию свидетельства о рождении ребенка или паспорта (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии); - направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии); - заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), психолого-медико- педагогическое в образовательной обучающихся (для образовательных организаций) (при наличии); - подробную выписку из истории развития ребёнка с заключениями невропатолога, офтальмолога, отоларинголога, психиатра), наблюдающих ребёнка в медицинской организации по месту жительства (регистрации), Бланк выдается медицинской организацией. ортопеда, сурдолога, хирурга и др. (при необходимости)). Амбулаторную медицинскую карту; - Копию личного дела учащегося с аттестацией по годам обучения; осуществляющего сопровождение организации обучающихся (педиатра, врачей - табель успеваемости; - педагогическую характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией, заверенную руководителем образовательного учреждения; - образцы письменных работ по русскому языку, математике и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребёнка; - заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии); - если имеется инвалидность, то предоставляется копия подтверждающего документа; При необходимости родители (законные представители) предоставляют дополнительную информацию о ребенке.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3. Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.

3.	Организация содержания тьютерского сопровождения детей с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018