Тема: Масштаб. Виды масштаба.
Цель урока:
· Создать у учащихся представление о масштабе и его видах.
· Научить детей пользоваться масштабом, переводить из численного в именованный и обратно.
Создать условия для:
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Опрос по изученному материалу.
Задание на знание определений ( 2 ученика решают задание по карточкам)
- Что называется азимутом?
- При помощи какого прибора определяют стороны горизонта?
- Что такое компас?
3. Изучение нового материала
Подготовка к усвоению новых знаний.
- У меня в руках обыкновенный тетрадный листок. Скажите, пожалуйста, как на нём я смогу изобразить нашу классную доску. Доска большая, а листок маленький. Смогу я это сделать? Как? (уменьшить размеры).
- Попробуйте, у вас на столах такие же листы бумаги. Выполните моё задание.
- Итак, взяли в руки линейки и карандаши и начертили свою доску на листках.
Этап усвоения новых знаний.
- Я возьму два листка и покажу вам (выбираются два различных по размеру чертежа, выполненные учащимися). Скажите, если я захочу точно такую же доску заказать себе в класс, приглашу мастера, покажу эти листки, он поймёт, какая она? (нет)
- Это произошло потому, что вы уменьшали размеры в разное количество раз, даже не измеряя предмет. Это неправильно. Чтобы правильно уменьшить размер предмета, нужно знать во сколько раз его уменьшать и как его уменьшать.
Сегодня на уроке мы узнаем, как называется этот способ изменения размеров предмета и для чего он необходим. Может, кто-нибудь знает, как называется этот способ?
Этот способ называется масштаб.
Масштаб - это число, показывающее во сколько раз реальные размеры предмета уменьшены или увеличены при изображении их на чертеже или плане
- Прочтите ещё раз понятие масштаба и ответьте, что показывает это число?
- Зачем происходит уменьшение?
- А может ли происходить увеличение предмета?
- Вернёмся к классной доске и выполним её чертёж, соблюдая масштаб, заранее договоримся, что каждый метр мы заменим сантиметром.
Итак, длина доски равна - 2 м, а высота - 1 м. В ваших тетрадях чему будет равняться длина, ширина? Во сколько раз мы уменьшили размеры? Выполняем чертёж.
- Мы выполнили чертёж классной доски, используя масштаб в 1см 1м, чтобы люди понимали, во сколько раз мы уменьшили предмет, обязательно рядом с чертежом подписывается масштаб, подпишем и мы: в 1 см 1м.
- А теперь ещё раз обратимся к нашему листочку, мы записали масштаб. Записанный таким образом масштаб называется именованным, потому что в его записи участвуют именованные числа. Именованным числом называется число, которое сопровождается названием меры.
- К нашему чертежу можно записать масштаб и по-другому 1:100 - записанный так масштаб называют числовым. Откуда возникло такое название?
(в записи масштаба участвуют только числа). Объясните, какие числа записаны здесь?
- И ещё одна запись - линейный масштаб. Название его произошло от слова "линия", он изображается в виде прямой линии с делениями. Это мерки, которыми измеряется объект. Наша доска измеряется так - в одной мерке 1 метр.
Работа с текстом.
- Откройте учебники на странице 21. Прочитайте пункт 2 и заполните схиму «Виды масштаба. Приведите примеры.
Первичная поверка понимания.
- Сейчас я хочу предложить вам задание, в котором вы должны перевести из одного масштаба в другой.
В 1 см 1000 м
В 1 см 2000 м
В 1 см 500 м
1: 100 000
1:200
1: 7 000
- К какому виду мы отнесём первую запись? Вторую? Следующую?
- Вы отлично справились с моим заданием, и вы можете самостоятельно определить вид масштаба, поэтому следующее задание вы выполните самостоятельно:
В каких масштабах расстояние 15 км отвечает отрезкам:
А) 3 см; б) 5 см; в) 15 см
Ответы:
1. 1:5 000
2. 1: 500 000
3. 1: 300
4. 1: 300 000
5. 1: 100 000
6. 1:10 000
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Поднимите руку, кто выполнил без ошибок. Отлично, молодцы, а теперь поднимите руки те, кто допустил ошибки. В чём была твоя ошибка? Как её можно исправить?
Этап закрепления знаний.
- Надеюсь, что наша игра поможет вам в выполнении заданий. При выполнении заданий вы будете использовать знания о масштабе и его видах. Задания вы получаете по группам.
- Группа № 1, получают задание на карточке "Прочитайте статью, выделите диаметр Земли. Выберите свой масштаб и уменьшите размеры нашей планеты. Выполните чертёж Земли, соблюдая свой масштаб, подпишите его".
Текст:
Было установлено, что наша планета несколько отличается от шара и имеет сплюснутую форму. Поэтому полярный радиус короче экваториального примерно на 21 км. Поскольку это небольшая величина по сравнению со всем размером Земли, то стали считать, что Земля – шар со средним радиусом 6371 км.
- Группа № 2. Найдите названия двух городов в атласе на странице 20-21 (Политическая карта мира) Астана и Москва, измерьте расстояние между ними и, используя масштаб, указанный в атласе, найдите расстояние между городами. Измерения и вычисления выполняем в тетрадях.
- Группа № 3, выполняют задание вместе со мной. Задание - Начерти план учебника географии в масштабе 1:6. (выполнение работы)
- А теперь обратимся к ребятам группы № 1.(К доске вызываются два ученика, которые показывают свои чертежи и объявляют масштабы). У некоторых ребят этой группы я соберу тетради и поставлю оценки за работу.
- Посмотрев на работу группы № 1, можно сделать вывод, что, используя масштаб, можно изобразить не только прямоугольные, но и круглые предметы.
- А теперь обратимся к группе № 2. (Вызывается один из учеников, который называет расстояние между городами, свой масштаб.) Поверим правильность выполненного задания, у кого из ребят этой группы получился другой ответ?
Этап обобщения и систематизации знаний.
- Получается, ребята, что с помощью масштаба можно узнать не только размеры предмета, но и расстояние между объектами. Как вы думаете, кому это может понадобиться? (путешественникам)
Решение кроссворда.
1. На нём используется небольшой масштаб, так как охватывается небольшая территория
2, 4. Виды масштаба
2. Дробь, у которой числитель – единица, а знаменатель – число, указывающее во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности.
Этап подведения итогов.
- Закончить наш урок, подвести вывод, я хочу небольшим стихотворением Я сейчас прочитаю его, во время моего чтения выделите слова, которые помогут вам рассказать о теме урока своим близким или друзьям.
Чтоб весь мир изображать,
Мы должны масштаб узнать
Ты линейкой измеряй,
На бумаге уменьшай.
Цифровой, именованный, линейный -
Виды масштабов запомнить, сумей ты.
План начертить не составит труда,
Если с масштабом ты дружен всегда!
- Почему эти слова?
- Молодцы, может быть кто-то захочет сочинить дома ребус или загадку или кроссворд про масштаб, сделайте это.
Домашнее задание: §8, задание 5, 7 по желанию
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.